Автопилот Waymo не передаст человеку управление в экстренной ситуации
12-дюймовые дисплеи в салоне минивэнов Chrysler Pacifica демонстрируют изображение, которое призвано «построить доверие» между пассажирами и автопилотом. Сверху виден пульт управления. Фото: Waymo
30 октября 2017 года компания Waymo провела демонстрацию для журналистов последних достижений в области беспилотных автомобилей, которые уже практически готовы к выходу на настоящие дороги. По крайней мере, такую уверенность высказал исполнительный директор Waymo Джон Крафчик (John Krafcik).
Демонстрация проходила на испытательном полигоне Castle в Этуотере (Калифорния), который арендуется у военных. Робокары ездили по маршрутам, избегали неожиданных препятствий и корректно реагировали на другие автомобили, велосипедистов и пешеходов — всё это были актёры, нанятые Waymo.
Во время демонстрации автопилоты Waymo успешно разминались с велосипедистами и пешеходами. Фото: Waymo
Технология уже достигла такого уровня, что испытания Waymo показали парадоксальную результат: для блага пассажиров безопаснее, когда за рулём автомобиля вообще отсутствует человек-водитель. По крайней мере, в экстренной ситуации. Раньше предполагалось, что ради безопасности человек должен находиться в водительском кресле и «страховать» автопилот в экстренных случаях. Но выяснилось, что человек в водительском кресле беспилотного автомобиля ведёт себя как пассажир, то есть сидит расслабленно, не следит внимательно за дорогой, спит или красит ногти. Экстренная передача ему управления сделает всё только хуже.
Пешеходы разбрасывают препятствия перед автомобилем. Фото: Waymo
Инженеры Waymo уверены, что с технической точки зрения их автопилот превосходит разработки любых других компаний на рынке. Вероятно, в первую очередь в качестве конкурентов рассматривается Tesla: «Сенсоры на новом поколении наших машин способны видеть дальше, чётче и точнее, чем всё существующее на рынке, — заявил вице-президент компании и директор по разработке Дмитрий Долгов. — Вместо использования [серийных] компонентов, возможно, разработанных для другого применения, мы всё создаём с нуля, особенно для достижения автономности четвёртого уровня».
Автономность четвёртого уровня не предполагает внимания водителя, готового взять управление на себя. То есть за рулём вообще может не быть человека или он может спать на заднем сиденье. В установленных геозонах и/или дорожных условиях автомобиль двигается совершенно автономно, а в случае непредвиденной ситуации — паркуется в безопасном месте.
В настоящее время Tesla, Audi, Cadillac и несколько других компаний разработали и показали системы с автономностью 3-го уровня, когда для автопилоту нужен водитель за рулём, пусть даже играющий в компьютерную игру, смотрящий кино или отвернувшийся от дороги (уровень «eyes off»). Каждый автопроизводитель устанавливает время, в течение которого водитель должен вернуться к управлению. Одним из первых коммерческих автомобилей с системой автономности 3-го уровня стал седан Audi A8 2017-го года.
Waymo также показала новый интерфейс (на фото вверху) для взаимодействия роботакси будущего с пассажирами. Сначала дисплеи показывают инструкции для нажатия кнопок на пульте управления, прикреплённому к крыше. Затем на экранах демонстрируется маршрут движения автомобиля. Идея в том, чтобы пассажиры такси всегда чувствовали контроль — между машиной и человеком должно установиться своеобразное «доверие».
Временами на дисплеях возникают всплывающие сообщения с объяснениями: например, когда машина притормаживает, чтобы пропустить пешехода.
Используя кнопки, пассажир может в любой момент запереть или отпереть двери или потребовать «немедленной остановки». Разумеется, остановка будет произведена в ближайшем подходящем месте, а не посреди дороги или рядом с большими кактусами, как это было во время тестирования роботакси в Финиксе (сейчас кактусы уже нанесены на карту, так что казус не повторится).
Вполне можно поверить, что Waymo опередила Tesla и других конкурентов в разработке беспилотных автомобилей. По крайней мере, Google и Alphabet (родительская компания Waymo) вложили более $1,1 млрд в этот проект. Информация стала известна в ходе продолжающегося судебного процесса между Waymo и Uber по поводу кражи технологий Waymo. Поскольку Uber ещё не начала извлекать прибыль, то Waymo предлагает оценивать размер ущерба исходя из суммы инвестиций в разработку этих технологий.