[Перевод] Я спросил у ста разработчиков и продакт-менеджеров, как они разрабатывают ПО

Недавно я провёл опрос о том, как опрашиваемые и их команды разрабатывают ПО. Ниже представлена сводка результатов опроса.

Зачем я это делал


В настоящее время я занимаюсь созданием Shaped: легковесного планировщика и трекера разработки продуктов для стартапов и небольших команд. Мне хотелось узнать больше о том, как современные команды подходят к разработке ПО и с какими сложностями они сталкиваются.

Кто отвечал на вопросы?


Опрос прошло чуть менее ста человек.

flfcrdwbrhtb5rqlhkrlvreindg.jpeg


Большинство работает в крупных компаниях из более чем ста сотрудников (это не мой целевой рынок, но на нём всё равно есть интересные данные).

bkqpgypuuvzyqjlry2vcfwi6zwo.jpeg


Заодно я выяснил, где работают команды, и с удивлением узнал, что большинство по-прежнему работает удалённо или гибридно (совмещает офис с удалёнкой). Я предполагал, что крупные компании хотя бы начали возврат обратно в офис.

5u9smlbrir4esk7ef7ksq63icde.jpeg


К сожалению, я не догадался задать вопрос о местонахождении компании. Было бы интересно узнать, существует ли корреляция между этим и удалённой/гибридной/офисной работой.

Как бы то ни было, теперь у нас есть представление о том, как выглядят эти команды. Перейдём к самому важному в опросе: как команды планируют и разрабатывают ПО.

Процесс планирования разработки


При планировании работы команд разработчиков большинство компаний использует дорожные карты фич (feature roadmap). Так поступают не только большие компании — заметно, что такой подход достаточно ровно распределён по компаниям всех размеров.

s-ttlut1xzwixcladnhic49fwcu.jpeg


Feature roadmap — самый популярный подход. Сегодня кто-то может считать его немного устаревшим, однако руководители и начальство с трудом отказываются от него, потому что он даёт им ощущение понятности и контроля. Самый большой недостаток feature roadmap в том, что они предполагают, что планируемая фича действительно нужна в продукте. Они заставляют команды создавать решения, которые не будут работать, приводя таким образом к пустой трате времени.

На четвёртом месте находится theme/outcome-based roadmap. Эта техника планирования схожа с feature roadmap, однако вместо планирования «разрабатываемых фич» в ней бизнес планирует «результаты, которых нужно достичь». Это незначительное изменение приводит к тому, что команды стремятся не к реализации конкретных фич, а к достижению определённых результатов. И ответственность переходит к командам, изучающим и создающим нужные решения.

Концепция дорожных карт результатов похожа на OKR, в которых используется та же фундаментальная идея, но более структурированно.

Для стартапов я обычно рекомендую в качестве хорошего фреймворка планирования Now/Next/Later. Стартапы обычно часто меняют направление развития, потому что они узнают новое и исследуют новые возможности. Поэтому ограничивающее планирование того, что происходит сейчас (Now), что они будут делать дальше (Next) и что можно будет делать позже (Later) — полезный способ управления ограниченными ресурсами.

x00yn9quidbzecn20ks33ztejie.jpeg


Большинство компаний выполняют планирование поквартально. Это разумный временной промежуток, дающий командам возможность браться за крупные задачи и обеспечивать существенные результаты.

Меня немного беспокоит то, что одна компания планирует вперёд на пять лет!

w_xpialdlmwff9kxd-7iamj6lr4.jpeg


Удовлетворённость своей методикой планирования достаточно равномерно распределена по компаниям различных размеров. Однако похоже, что компании с 2–10 сотрудниками имеют преимущество. На этом этапе жизни компании планирование обычно бывает достаточно простой задачей.

Между удовлетворённостью и методикой планирования или дальностью планирования особых корреляций нет.

Процесс разработки ПО

wqtakvq31cpdybqhk7djyno_tpc.jpeg


В сфере используемых процессов разработки с большим отрывом выигрывает Scrum.

Следующим идёт пункт Mixture (смесь) — команды используют смесь разных техник под собственные нужды.

Любопытно, что третий по популярности процесс — полное отсутствие процесса. Не понимаю, как это получается у больших компаний!

Shape Up — это относительно новая методология, созданная командой разработчиков Basecamp. Я в восторге этого процесса и считаю, что он очень хорошо подходит для команд стартапов.

soecim3calipce3swwikfuib2zi.jpeg


Здесь нет особых сюрпризов, большинство команд работает циклами по две недели.

Инструменты трекинга разработки

ildblebh-jk49nv0og-4nej5vjs.jpeg


Jira — это ПО, которое все любят и ненавидят, но всё равно используют! На четвёртом месте Trello — можно сказать, что Atlassian отхватила приличную долю рынка.

Гораздо удивительнее то, что многие люди используют электронные таблицы (spreadsheet). Впрочем, стоит заметить, что в этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. То есть это не значит, что некоторые команды используют электронные таблицы в качестве единственного инструмента для планирования и трекинга.

© Habrahabr.ru