[Из песочницы] Кто, как и зачем собирается регулировать Big Data в России?
Сегодня утром получил очередное PR-письмо с таким очередным предложением:
Готовы предоставить комментарий с анализом и прогнозом по законопроекту о регулировании Big Data будет, который будет готов к концу 2017 года.
Тема («регулирование Big Data») меня сразу заинтересовала (я был у ее истоков), и я спросил в ответ: «О каком именно законопроекте спич?»
«Вот об этом, ria.ru/technology/20170919/1505085765.html», — оперативно ответила мой контрагент по переписке:
Медиа-Коммуникационный союз (МКС) к концу 2017 года представит законопроект, в том числе регулирующий использование «больших» пользовательских данных (Big Data), рассказал РИА Новости глава Роскомнадзора Александр Жаров
Дальнейшее изучение этой вопроса в общении с несколькими потенциальными знатоками вопрос и в публичных источниках в Интернете позволило выяснить следующее.
1. Кроме данной публикации кто ничего о такой инициативе не знает. Никто не видел законопроекта или хотя бы его черновика. Так что тут вообще не очень понятно: как можно комментировать то, чего нет.
2. По-видимому, у кого-то есть желание сделать очередной закон по очередному ИТ-регулированию, но пока все это, скорее всего, носит характер предварительного зондирования общественному мнения (забрасывается «удочка» и отслеживается общественная реакция). Собственно, это хорошо видно из новости РИА — такой авторитет как глава Роскомнадзора тоже знает об инициативе лишь на уровне частной приватной информации, за достоверность которой никто не отвечает (это видно по его словам » насколько я знаю»).
3. При этом новость РИА трудно назвать новостью. Дело в том, что о подобной идее по созданию «Закона о Big Data» говорили, и в начале июне этого года, и даже осенью прошлого, причем год назад тот же г-н Жаров говорил о вопросе, почти как об уже решенном, сказав тогда (как и сейчас), что законопроект будет готов к концу года (но в тот раз говорилось о конце 2016 года).
Короче говоря, из всей этой последовательность новостных слухов понятно только одно: процесс выработки все новых требований по госрегулированию информационной сферы продолжается, хотя о том, что и зачем авторы очередных инициатив хотя записать в законодательные требования на этот раз, пока остается загадкой.
И вот тут я хочу вернуться к истоку темы «регулирования Big Data».
Дело в том, что еще в мае 2015 года (более двух лет назад!) именно этот вопрос обсуждался в Аналитическом центре при Правительстве России в формате круглого стола: «Нужно ли законодательное регулирование в сфере больших данных». Общим впечатлением от той встречи была какая-то искусственность, надуманность самой темы. Ведь для решения проблемы, нужно сначала сформулировать (или показать) саму проблему, а тут все выглядело так, что кому-то очень хочется что-то порешать (в данном случае — «порегулировать»), и нужно было придумать исходную проблему.
Этот вопрос — «чем вызвана сама повестка дня?» — был задан тогда организаторам, на что они дали ответ — «Правительство попросило нас изучить вопрос».
В целом тогда результатом обсуждения был вывод о том, что законодательное регулирования Big Data не нужно. Что нет проблем, которые нужно решать с помощью такого регулирования:
одним из итогов собрания, зафиксированных в его протоколе, стал довольно длинный список предложений, как наше государство может использовать большие данные на благо общественного развития. Проблем же собственно больших данных с точки зрения необходимости их нормативного регулирования выявлено не было.
Да, конечно, за два года (с того экспертного обсуждения) многое могло произойти. «Все течет, все изменяет…» Вполне возможно, теперь обнаружились проблемы.
Но хорошо бы узнать — какие?