Apple говорит, что iPhone слишком «сложен», чтобы разрешить самостоятельный ремонт

2621378a5c7b496493ebef8da78d10f4.jpg
В новом iPhone 8 батарея приклеена крепче обычного, так что отрывать её придётся вдвоём (из обзора iFixit). Apple специально увеличила количество точек приклеивания, очевидно, чтобы осложнить самостоятельную замену аккумулятора

На конференции TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско 19 сентября 2017 года вице-президент Apple по экологии и социальным инициативам Лиза Джексон сделала наиболее полное заявление относительно позиции Apple по проблеме самостоятельного ремонта фирменной техники. Эта проблема обсуждается давно, поскольку Apple известна попытками усложнить ремонт своей техники и преследует независимых ремонтников.
«Я не думаю, что ремонтопригодность означает долговечность. Я часто говорю: если вы занимаетесь ремонтом, то ремонт кажется ответом. Но на самом деле нужно проектировать [устройства] на жизненный цикл. И [устройства] Apple спроектированы на надёжность в течение некоторого времени (Apple has designed for some time around durability), с идеей того, что мы можем выпускать последний и самый лучший продукт, а ваш старый продукт по-прежнему работает и имеет ценность», — сказала Лиза Джексон. Её слова можно понять так: у техники Apple есть некий запланированный срок службы (планируемое устаревание), но этот срок больше, чем промежуток между выпуском двух последовательных моделей в серии.

«Наша первая мысль такая: «У вас не должно возникнуть необходимости это ремонтировать». Если же вы ремонтируете, то мы хотим, чтобы ремонт был за честную цену и доступен, — добавила Лиза. — Если подумать об этих очень сложных продуктах и сказать, что ответ на все наши проблемы состоит в том, что у вас должен быть кто-то, кто ремонтирует и имеет доступ к частям, не рассматривает всю проблему (To think about these very complex products and say the answer to all our problems is that you should have anybody to repair and have access to the parts is not looking at the whole problem)». Последняя мысль Лизы Джексон достаточно сложна для понимания. Но если попробовать объяснить её простыми словами, то можно сказать так: техника Apple очень сложна, а ремонтом должна заниматься только сама компания Apple, поскольку только она имеет доступ ко всем комплектующим. И только она должна устанавливать цену на ремонт («ремонт за честную цену»). И это при том, что замена сломанной камеры или порта в смартфоне или планшете — дело нескольких минут, и в независимой мастерской стоило бы небольших денег, но пользователям Apple приходится везти устройство в фирменный центр.

О желании компании монополизировать рынок ремонта собственной техники говорилось неоднократно. Apple немало зарабатывает на продаже услуги AppleCare+, а также на продаже фирменных комплектующих ($599 за стекло к планшету). Компания сохраняет замкнутую экосистему по ремонту и обслуживанию ноутбуков, смартфонов и планшетов. Компания словно рассматривает свои устройства как свою собственность даже после того, как люди купили их.

В 2016 году журналисты достали документы, которые свидетельствуют о лоббировании со стороны Apple, то есть выплате денежных вознаграждений чиновникам, которые выступали против законопроектов о «праве на ремонт». Такие законопроекты пытались провести в четырёх штатах — Миннесоте, Небраске, Массачусетсе и Нью-Йорке. Они предлагают внести поправки в действующее законодательство относительно продажи электронной техники. Поправки упрощают ремонт техники в сторонних мастерских: производитель обязан предоставлять всю необходимую документацию для проведения такого ремонта в независимых мастерских, а также предоставить независимым ремонтным мастерским и индивидуальным лицам те же самые программные инструменты и обновления программного обеспечения, необходимые для ремонта, которые производитель предоставляет своим избранным партнёрам. Поправки также призваны уменьшить количество «электронного мусора», который обычно подвергается опасной и дорогостоящей процедуре измельчения в промышленном шредере и вывозится на утилизацию в страны третьего мира.

Благодаря последнему выступлению Лизы Джексон можно понять основные тезисы, на которых стоит Apple относительно ремонта техники: ремонт должен осуществлять только производитель, цены на ремонт тоже должен устанавливать только он. Третьим лицам нельзя разрешать самостоятельный ремонт техники. Причина — только у производителя есть доступ ко всем комплектующим, а техника Apple слишком «сложна» для ремонта третьими лицами.

© Geektimes