[Перевод] Офис открытого типа умер?

habr.png

Планировка офиса открытого типа изначально должна была способствовать созданию эгалитарной рабочей среды, которая вдохновляет на творчество и спонтанное сотрудничество между коллегами. Спустя 60 лет после её изобретения всё больше научных исследований начали показывать то, что многие работники уже знают — офисы открытого типа далеки от этого идеала.

Как мы к этому пришли


Два немецких брата изобрели оригинальную планировку офисов открытого типа в 1958 году. В таких офисах больше не было закрытых кабинетов менеджеров и рядов со столами мелких клерков. Вместо этого в новом дизайне все столы группировались в кластеры, в зависимости от принадлежности к тому или иному департаменту. Устранив физические барьеры, авторы идеи были уверены, что уж теперь точно нет помех для общения и обмена идеями.

Не прошло и десяти лет, как Роберт Пропст, исполнительный директор Herman Miller, изобрёл кубикл — и стены вернулись. Пропст критиковал офисы открытого типа как пустыню, которая «высасывает жизненную энергию, мешает талантам, делает тщетными любые достижения». Он представлял себе кубиклы как способ дать свободу работникам, обеспечив им приватность и персональное пространство. К сожалению, большинство компаний свело его просторные, гибкие планировки ко всем нам известным депрессивным, но менее дорогим, перенаселённым бежевым кубиклам. (В интервью от 1998 года сам Пропст обвинил компании, что они превратили его оригинальную идею в «адские дыры»).

Сегодня планировки офисов открытого типа вернулись, чтобы отомстить. В исследовании 2013 года, проведённом CoreNet Global, ассоциацией для корпоративных менеджеров по недвижимости, более 80% респондентов сказали, что их компании перешли на открытую планировку. И опять начали проявляться негативные последствия. В последние пять лет этот прогрессивный дизайн, который предполагался прогрессивным, атаковало множество статей с алармистскими заголовками вроде «Смерть офисам открытого типа!» и «Офисы открытого типа созданы дьяволом в самых глубоких пещерах ада».

Так что конкретно не так с современными планировками открытых офисов и как организовать пространство в соответствии с изначальными обещаниями более радостной и эффективной совместной работы?

В чём проблема


По определению, коллеги сближаются в открытой планировке. Как только у вас возникает вопрос, вы можете легко шагнуть к столу коллеги или просто подкатиться на кресле напротив него. К сожалению, такие добронамеренные вторжения ведут к реальным проблемам.

Первая из них — снижение производительности труда. Изучение убытков из-за прерванной работы показало, что типичный офисный работник прерывает свою работу каждые 11 минут. Хуже того, людям часто требуется до 25 минут, чтобы снова сконцентрироваться на задаче.

В безбарьерной среде шум тоже может стать проблемой. Громкие телефонные разговоры, шушукающие сотрудники и тот парень, чавкающий яблоком каждый полдень — всё это вместе стремится истощить вашу нервную систему. Исследователи обнаружили, что в открытых планировках потеря производительности из-за шума вдвое выше, чем в персональных офисах, у людей снижается способность запоминать события и им труднее выполнять даже простые арифметические задачи.

Как знает каждый, кому приходилось звонить врачу по телефону в офисе открытого типа, один из главных недостатков открытых планировок в том, что вы не можете контролировать, кого вы слышите —, а кто слышит вас. В исследовании 2013 года о компромиссах приватности в офисах открытого типа, 60% работников в кубиклах и 50% работников в офисах без перегородок значительной проблемой назвали отсутствие конфиденциальности переговоров.

Кроме всех этих неприятностей, офисы открытого типа в прямом смысле лишают людей здоровья. Исследование взаимосвязи между количеством больничных и открытыми планировками показало, что сотрудники офисов открытого типа берут на 62% больше больничных, чем люди из закрытых кабинетов. И ещё, вы же помните обо всех тех помехах работе в офисах открытого типа? Исследование, опубликованное в «Международном журнале по управлению стрессом», показало, что частые помехи работе сотрудников повышают уровень нервного истощения на 9%.

Офис будущего уже здесь


Очевидно, офисы открытого типа не стали генераторами креативности, как рассчитывали их создатели. И с дефицитом офисного пространства невозможно выделить каждому личный кабинет, да это и не идеальный вариант. Приливы и отливы эффективного сотрудничества требуют существования нескольких типов офисов. Как изложили эксперты в данной области в Harvard Business Review, сотрудники склонны генерировать идеи и обрабатывать информацию в одиночку или в парах, потом собираться в большие группы для развития этих идей, а затем снова изолироваться для осуществления следующих шагов.

К счастью, решение здесь довольно простое — проектировать офисы с разнообразными вариантами планировки для разных типов работы, в том числе хабами для общения, залами для совместной работы и небольшими приватными пространствами, где можно задуматься и сконцентрироваться. Затем дать людям свободу выбора между всеми этими пространствами в течение рабочего дня.

С чего начать? Поговорите со своими сотрудниками. Если компания понимает, в каком окружении сотрудники будут работать лучше всего, она может спроектировать лучший офис, соответствующий этим требованиям. Инженерам с их часами мозговых штурмов в небольших группах не всегда нужны такие же отдельные места для сфокусированной концентрации, как литературным сотрудникам или финансовым аналитикам. Вот три более прогрессивных способа приспособить офис к вашим сотрудникам:

Уголки приватности. Пожалуй, самый мощный и популярный способ избавиться от офисов открытого типа — увеличить количество небольших приватных пространств. В их числе комнаты со звукоизолированными стеклянными стенами, что обеспечивает звукоизоляцию, сохраняя воздушное ощущение открытой офисной планировки как своеобразные «телефонные будки», а также небольшие пространства для сфокусированной уединённой работы и конфиденциальных разговоров между двумя людьми.

Зонирование. Вместе с созданием большего количества частных уголков, компании теперь заменяют обычные конференц-залы бóльшим разнообразием мест для переговоров. Среди них небольшие ниши, где три-четыре коллеги могут быстро собраться для переговоров в процессе работы, и более большие места на 5–8 человек, которые можно бронировать заранее или зарезервировать для часто встречающихся групп. Компании также могут уменьшить количество нежелательных помех работе сотрудников, разделив пространство на районы, основываясь на ожидаемых уровнях шума и поместив более шумные отделы, такие как отдел продаж и оперативный отдел, как можно дальше от тихих отделов. Столы, стеллажи и большие растения создают более лабиринтные конфигурации, уменьшая слуховые и зрительные отвлекающие факторы.

Нет обязательного рабочего места. Современные средства мобильной связи позволяют работать в любом месте, открывая всё здание в качестве потенциального рабочего места. Вам может потребоваться та энергия, которую даёт шум кафе или атриума (центральное пространство общественного здания — прим. пер.). Или вы можете обнаружить, что перемещение на свежий воздух приносит свежие идеи. Более того, согласно архитектурной и дизайнерской фирме Gensler, «у работодателей, которые предлагают выбор, когда и где работать, работники на 12% больше удовлетворены своей работой и показывают более высокие показатели эффективности».

Такие типы планировок — где у человека есть выбор работать в той части офиса, которая наилучшим образом отвечает его задачам и настроению в каждый конкретный момент, — именно то, что нужно офисам. С их помощью компании могут, наконец-то, добиться той свободы и обмена идеями, которые обещали изобретатели офисов открытого типа в 1950-е годы. И это может дать то, что нужно всем: рабочие места, подходящие каждому сотруднику.

© Habrahabr.ru