[Из песочницы] Крестики-нолики: компилятор против человека — экстремальный метапрограмминг02.07.2014 12:50
»- После Мятежа Галактическое Содружество наложило строгие ограничения на метафункции высшего порядка. И не только из соображений этики; их власти опасаются вообще всякого проявления мании величия…»(из поисковой выдачи google)
Предлагаю Вам сыграть в крестики-нолики с компилятором. Для игры знания c++ не потребуются, достаточно наличия cmake, python и собственно компилятора c++ (потянет даже такой древний как gcc-3.3). Python используется только для ввода данных пользователя, запуска компилятора после каждого хода, и скомпилированной программы для получения результата. Все вычисления (следующий ход, определение победителя или констатации ничьей) производятся на этапе компиляции, в run-time только вывод результата.Для тех, у кого возникнет желание разобраться, как это работает: будет все по-честному, никаких хитрых трюков, хаков и генерации кода скриптом (ну почти). На выходе скрипта два файла, один с исходной позицией — это строка вида e, x, e, o, e, e, e, e, x, где e — пустое поле, а во втором файле число 0,1 или 2 — это уровень сложности. Будет 3 уровня сложности, и ходы компилятора будут случайны в зависимости от этого уровня. Также научим компилятор играть с самим собой на разных уровнях сложности.Кода будет немного — воспользуемся тем, что уже реализовано в библиотеке faslib. Эта библиотека разработана для реализации aспектно-ориентированных концепций с использованием шаблонов на базе списков типов. Темы АОП, в этот раз касаться не будем, а воспользуемся пакетами для работы со списками типов и мета-алгоритмами.
Для того, чтобы сыграть, загружаем проект с github (faslib подключена как субмодуль):
git clone https://github.com/migashko/tictactoe.git
cd tictactoe/
git submodule init
git submodule update
Убеждаемся, что cmake и c++ доступны, и запускаем игру:
./tictactoe.py
При первом запуске скрипт сам создаст директорию сборки и запустит cmake. Если что-то пошло не так, делаем это вручную:
mkdir build
cd ./build
cmake …
make tictactoe
Пример одного раунда игры
Level [0,1,2]: 2
Figure [X, x,1, O, o,0]: o
compiling…
- — -
— X -
- — -
Move [0…8, a1…c3]: a2
compiling…
— O -
— X -
X — -
Move [0…8, a1…c3]: a3
compiling…
X O O
— X -
X — -
Move [0…8, a1…c3]: b2
BUSSY
Move [0…8, a1…c3]: b1
compiling…
X O O
O X -
X — X
X winner (compiler)
Скрипт в начале игры записывает в файл level.inl число, введенное пользователем, которое задает уровень сложности, а после каждого хода в файл board.inl новую расстановку фигур (крестиков или ноликов), анализируя которую, компилятор делает ход. Эти действия можно сделать вручную, запустить компилятор и посмотреть результат. В качестве примера запишите в level.inl второй уровень сложности:
echo 2 > level.inl
, а в board.inl задайте исходные позиции с помощью текстового редактора (можно вставлять переносы строк):
e, e, e,
x, o, e,
e, e, e
или так:
echo «e, e, e, x, o, e, e, e, e» > board.inl
перейдите в build и запустите make, затем ./tictactoe.Пример нескольких компиляций
$> make
$> ./tictactoe
- — -
X O -
- — X
$> make
$> ./tictactoe
- — X
X O -
- — -
$> make
$> ./tictactoe
X — -
X O -
- — -
Помимо tictactoe, есть программа tictactoe_its, которая проигрывает партию до конца (также на этапе компиляции). Для исходного расположения фигур используется board.inl. Если нужно проиграть партию с начала, то просто удалите этот файл.Пример для исходной позиции с двумя ходами
$> ./tictactoe_its
- — -
X O -
- — -
X — -
X O -
- — -
X — -
X O -
O — -
X — X
X O -
O — -
X O X
X O -
O — -
X O X
X O -
O X -
Draw
Алгоритм, который использует компилятор, не идеален, поэтому для данного расположения даже для второго уровня сложности не гарантируется ничейная смерть.Беспроигрышный алгоритм:
Ходим в позицию, приводящую к победе
Блокируем победу противника
Вилка
В центр
Если противник пошел в угол, ход в противоположный угол
В любой угол
В любую свободную позицию
В текущей реализации, на втором уровне сложности, компилятор игнорирует пункты 3 и 5. Если вы сами будете следовать этому алгоритму, даже с учетом пунктов 3 и 5, то компилятор сведет игру к ничьей. На первом уровне не учитывается четвертый пункт, а на самом простом, нулевом, шестой.Чтобы получить шанс выиграть у компилятора на втором уровне сложности, нужно сделать первый ход в самую «неправильную» позицию — в боковую клетку. Ход компилятора ноликами будет в центр. Ваш следующий ход должен быть в один из противоположных углов, относительно вашего первого хода. Компилятор, следуя алгоритму, сделает ход в любой из свободных углов, и, если он выберет угол не рядом с вашим первым ходом, то вы гарантированно можете поставить вилку и выиграть.
Вилка компилятору на втором уровне сложности
e> ./tictactoe.py
Level [0,1,2]: 2
Figure [X, x,1, O, o,0]: x
Move [0…8, a1…c3]: b1
compiling…
- — -
X O -
- — -
Move [0…8, a1…c3]: c3
compiling…
- — O
X O -
- — X
Move [0…8, a1…c3]: c1
compiling…
- — O
X O -
X O X
Move [0…8, a1…c3]: a1
compiling…
X — O
X O -
X O X
X winner (you)
На этом игры заканчиваем и приступаем к самому интересному. Далее вам потребуются неплохие знания C++, особенно всего того, что касается шаблонов. В начале я дам краткий обзор faslib (только те пакеты, которые нам потребуются для реализации игры), далее научим компилятор делать один ход, выявлять победителя и определять ничью. И, наконец, научим его играть всю партию с самим собой.Краткий обзор faslib
Ориентироваться в библиотеке просто — каждая конструкция (даже самая простая) в отдельном файле. Достаточно просмотреть список файлов, чтобы определить доступный функционал. faslib — это мета-библиотека, run-time кода там практически нет, поэтому под функциями и алгоритмами будем понимать мета-функции и мета-алгоритмы.На дизайн faslib оказали влияние несколько библиотек. Списки типов (fas/type_list), а также всевозможные операции над типами (fas/typemanip) — это, разумеется, Loki. Многие конструкции из typemanip могут быть заменены аналогами в c++11. Идеи для пакета fas/mp (placeholder expressions и лямбда мета-функции) и fas/integral (обертки над интегральными типами и операции над ними) взяты из boost: mpl. Интерфейсы для мета-алгоритмов я постарался сделать похожими на алгоритмы STL.
Начнем с интегральных типов. При работе с шаблонами не всегда удобно использовать числа, для этих целей удобнее специальные обёртки, например:
typedef fas: int_<2> level;
Определение этой конструкции, а также для других интегральных типов в пакете fas/integral. Там же можно найти и базовые операции, например, сложения:
std: cout << fas::int_<1>:: value << std::endl; // 1
std::cout << fas::plus< fas::int_<1>, fas: int_<2> >:: value
<< std::endl; // 3
Пример, как найти наименьшее общее кратное на этапе компиляции, можно изучить здесь.В пакете fas/typemanip набор конструкций для работы с различными типами данных. Нам потребуются same_type для определения того, совпадают ли два типа:
std: cout << fas::same_type:: value; // 0
std: cout << fas::same_type:: value; // 1
Пары и кортежи типов и функции получения типа из определенной позиции:
typedef fas: pair< fas::int_<1>, fas: int_<2> > pair;
typedef fas: tuple< fas::int_<3>, fas: int_<4>, fas: int_<5> > tuple;
std: cout << fas::first:: type: value << std::endl; // 1
std::cout << fas::second:: type: value << std::endl; // 4
std::cout << fas::third:: type: value << std::endl; // 5
Кортеж может принимать до пяти типов. Если нужно больше, то удобнее использовать списки типов. Функции для получения четвертого и пятого типов: fourth и fifth.Условные операции:
std: cout <<
fas::if_<
fas::true_,
fas::int_<42>,
fas: int_<24>
>:: type: value
<< std::endl; // 42
std: cout <<
fas::switch_<
fas::case_< fas::false_, fas::int_<24> >,
fas: case_c< 1, fas::int_<42> >,
fas: default_< fas::int_<44> >
>:: type: value
<< std::endl; // 42
Списки типов. Не буду подробно описывать концепцию, укажу лишь особенности реализации. Итак, базовые конструкции:
struct empty_list
{
typedef metalist::empty_list metatype;
};
template< typename L, typename R = empty_list >
struct type_list
{
typedef metalist: type_list metatype;
typedef L left_type;
typedef R right_type;
};
Список из четырех типов:
typedef fas: type_list > > > list_abcd; // [A, B, C, D, empty_list]
Неправильный список:
typedef fas: type_list list2_ab_invalid;
В faslib, в отличии от Loki, список типов всегда должен оканчиваться типом fas: empty_list. Если это правило не соблюдается, то такой список называется неорганизованным. Исправить ситуацию поможет функция fas: organize, например вот так:
typedef fas: type_list< A, B > list_ab_invalid; // [A, B]
typedef fas: type_list< C, D > list_cd_invalid; // [C, D]
typedef fas: type_list< list_ab_invalid, list_cd_invalid> list_abcd_invalid; // [[C, D],[C, D]]
typedef fas: organize:: type list_abcd; // [A, B, C, D, empty_list]
Искренне не понимаю, почему Александреску и последователи используют #define для формирования списка типов, можно гораздо элегантнее, например:
typedef fas: type_list_n:: type list; // [A, B, C, empty_list]
До c++11 type_list_n принимает до 26 параметров, после не ограничено (variadic templates).Подробнее о списках типов
Кроме построения списков типов type_list_n может их организовывать, используя fas: organize, снимая ограничение на число параметров, например:
typedef fas: type_list_n<
fas::type_list_n:: type, // [A, B, empty_list]
fas: type_list_n:: type // [C, D, empty_list]
>:: type list; // [A, B, C, D, empty_list]
Следующая замечательная особенность списков типов в faslib — это возможность их экранирования структурами, например, так:
struct list_bc: fas: type_list > {}; // [B, C, empty_list]
struct list_abc: fas: type_list {}; // [A, list_bc]
Все операции и алгоритмы, работающие со списками типов, разработаны так, чтобы детектировать экранирование и, по возможности, не перестраивать их. Поясню на примере объединения списков:
typedef fas: merge<
list_bc, // [B,C,empty_list]
list_abc // [A,list_bc]
>:: type list; // [B, C, A, list_bc]
Тривиальная реализация этой операции перестроила бы список в [B, C, A, B, C, empty_list]. Реализация в faslib не намного сложнее, но и реального профита она не дает в плане оптимизации времени компиляции и практического уменьшения лога в случае ошибок при экранировании хвоста списка. Но сама возможность экранирования может быть полезна для формирования списка, например, так:
template
struct list123: fas: type_list_n<
fas::int_, fas: int_, fas: int_
>:: type {};
Кроме того, экранированный список при передаче в качестве шаблонного параметра какому-либо классу позволяет сделать более читабельным лог ошибок:
#include
#include
typedef fas: type_list_n<
fas::int_<1>, fas: int_<2>, fas: int_<2>
>:: type list1;
struct list2: list1 {};
template
class test {};
int main ()
{
// test tst;
test tst;
tst.doit ();
}
В этом варианте компилятор выдаст что-то типа этого:
error: «class test, fas: type_list, fas: type_list, fas: empty_list> > > >» has no member named «doit»
, а для list2:
error: «class test» has no member named «doit»
Вы почувствуете разницу, если в списке с десяток или больше элементов. Итак, раскроем тайну, как работает экранирование, на примере определения функции определяющей длину списка. Реализация без учета экранирования:
template
struct length;
template
struct length< type_list >
{
enum { value = 1 + length:: value };
};
template<>
struct length< empty_list >
{
enum { value = 0 };
};
Если на вход функции length, в этой реализации, придет экранированный список, то получим ошибку на этапе компиляции. Для того, чтобы отличить список типов от прочих конструкций, используем волшебный metatype, определенный в структурах fas: type_list и fas: empty_list, объявив дополнительно:
template
struct length
: length_impl
{};
template
struct length_impl
{
typedef typename L: right_type tail;
enum { value = 1 + length< tail>:: value };
};
template
struct length_impl
{
enum { value = 0 };
};
Идея в том, что если не сработают специализации length по fas: type_list или fas: empty_list, то будут задействованы специализации на базе типа metatype, который определен во входном параметре. Если он не определен или не является типом fas: metalist: type_list или fas: metalist: empty_list, то получим ошибку компиляции. Если удалить специализации length > и length, то код будет работоспособным, но компилироваться он будет медленнее. Компилятору (в данном случае g++) гораздо проще отработать специализации без «вскрытия» входных типов.Кроме того, все операции умеют проверять входные списки типов на валидность. Эта опция по умолчанию отключена, т.к. она увеличивает время компиляции. Если у вас появится желание поэкспериментировать со списками типов, то рекомендую включить FASLIB_TYPE_LIST_CHECK, для этого достаточно раскомментировать строку в CMakeLists.txt:
#add_definitions (-DFASLIB_TYPE_LIST_CHECK)
Там же можно отключить специализации операций и алгоритмов по type_list, оставив только специализации по метатипу, и оценить эффект в плане времени компиляции:
#add_definitions (-DDISABLE_TYPE_LIST_SPEC)
Далее, в комментариях, при описании списка типов, для краткости, указывать empty_list я не буду. Будем работать только с правильными списками типов.Как работает type_list_n?
Слегка упрощенная, но работающая реализация:
template< typename T1 = empty_list, typename T2 = empty_list,
typename T3 = empty_list, typename T4 = empty_list,
typename T5 = empty_list, typename T6 = empty_list,
typename T7 = empty_list, typename T8 = empty_list,
typename T9 = empty_list, typename T10 = empty_list,
typename T11 = empty_list, typename T12 = empty_list,
typename T13 = empty_list, typename T14 = empty_list,
typename T15 = empty_list, typename T16 = empty_list,
typename T17 = empty_list, typename T18 = empty_list,
typename T19 = empty_list, typename T20 = empty_list,
typename T21 = empty_list, typename T22 = empty_list,
typename T23 = empty_list, typename T24 = empty_list,
typename T25 = empty_list, typename T26 = empty_list
>
struct type_list_n
{
typedef
type_list< T1, type_list< T2, type_list< T3, type_list< T4,
type_list< T5, type_list< T6, type_list< T7, type_list< T8,
type_list< T9, type_list< T10, type_list< T11, type_list< T12,
type_list< T13, type_list< T14, type_list< T15, type_list< T16,
type_list< T17, type_list< T18, type_list< T19, type_list< T20,
type_list< T21, type_list< T22, type_list< T23, type_list< T24,
type_list< T25, type_list< T26
> >
> > > >
> > > > > >
> >
> > > > > >
> > > >
> >
bar;
typedef typename organize:: type type;
};
Формируем список типов из всех 26 шаблонных параметров, в голове списка будут явно заданные параметры, а хвост списка будет состоять из множества fas: empty_list — это неправильный список типов в контексте faslib. Операция fas: organize удаляет лишние fas: empty_list и в результате получаем список типов из нужного количества элементов.Вариант для с++11:
template
struct type_list_n
{
typedef typename fas: organize<
fas::type_list<
Head,
typename type_list_n:: type
>
>:: type type;
};
template<>
struct type_list_n<>
{
typedef fas: empty_list type;
};
Также упрощенная реализация — fas: organize применяется к списку на каждом этапе его формирования. По-хорошему, сначала нужно создать список и потом один раз его организовать. Здесь fas: organize нужен для того, чтобы была возможность передавать списки типов в параметрах fas: type_list_n.
Операции над списками типов
Для манипуляций со списками типов есть набор операций, которые помимо списка типов L, могут принимать тип T и индекс I — интегральный тип. Для операций с индексом есть альтернатива с суффиксом _c, в котором индекс задается числом, например:
typedef fas: erase< fas::int_<0>, fas: type_list >:: type empty;
typedef fas: erase_c< 0, fas::type_list >:: type empty;
Список всех доступных операций для списков типов: erase:: typeerase_c:: typeУдаляет элемент в позиции I из списка L
head:: typeВозвращает элемент списка L (голова списка)
index_of:: valueВозвращает позицию первого вхождения типа T в списке L. Если тип не найден, то -1
length:: valueОпределяет длину списка типов L
merge:: typeОбъединяет два списка L1 и L2 в один список
organize:: typeПреобразует неправильный список типов L в правильный список.
normalize:: typeТо же что organize, но если L не является списком типов, преобразует его в список из одного элемента
push_back:: typeДобавляет тип T в конец списка L
push_front:: typeДобавляет тип T в начало списка L
reverse:: typeМеняет порядок следования элементов списка L на противоположный
split:: left_listsplit:: right_listsplit_c:: left_listsplit_c:: right_listРазделяет список L на два списка в позиции I
tail:: typeВозвращает хвост списка L (удаляет первый элемент списка)
type_at:: typetype_at_c:: typeВозвращает тип в позиции I списка L
type_count:: valueКоличество типов T в списке типов L
unique:: typeУдаляет все дубликаты элементов в списке типов L, оставляя последнее вхождение
unique_first:: typeТо же что и unique, но оставляет первое вхождение элемента
В этом списке нет таких очевидных операций, как замена типа в заданной позиции set_at (она нам потребуется для того, чтобы сделать ход) и получения последнего элемента списка типов last. Это связано тем, что рассматриваемые в этой статье пакеты faslib разрабатывались в основном для поддержки пакета fas/aop — основного пакета faslib. А операции типа set_at просто-напросто не потребовались для этого. Ну что-же, исправим это недоразумение.Для получения последнего элемента необходимо вычислить длину списка типов (fas: length) и получить тип в предпоследней позиции (fas: type_at):
template
struct last
{
typedef typename fas: type_at_c<
fas::length< L >:: value-1,
L
>:: type type;
};
Операция set_at будет устанавливать тип в заданной позиции списка типов. Также разработаем set_at_с которая принимает в качестве позиции число. Для минимизации времени компиляции эффективней реализовать эту операцию на специализациях, но мы сделаем проще — используем имеющиеся операции. Для этого: Разделяем список типов на два списка (fas: split)
Во втором списке отрезаем голову (fas: tail)
Добавляем заданный тип в начало обезглавленного списка (fas: push_front)
Объединяем левый и правый, модифицированный, списки (fas: merge)
template
struct set_at_c
{
typedef fas: split_c splitter;
typedef typename splitter: left_list left_list;
typedef typename splitter: right_list right_list;
typedef typename fas: tail< right_list >:: type headless;
typedef typename fas: push_front< T, headless >:: type pollywog;
typedef typename fas: merge< left_list, pollywog >:: type type;
};
template
struct set_at
: set_at_c< Pos::value, T, L>
{
};
Алгоритмы
Помимо операций над списками типов, в faslib реализован ряд compile-time алгоритмов, по аналогии с алгоритмами stl. В отличие от операций, алгоритм — это всегда мета-функция (структура, в которой определен тип type — результирующий тип). Многие алгоритмы принимают на вход, помимо списка типов, унарную или бинарную операцию — это шаблонная мета-функция с одним или двумя параметрами. Если алгоритм с условием, то необходим унарный или бинарный предикат (также мета-функция). В качестве предиката могут использоваться операции сравнения интегральных типов, функции из пакета fas/typemanip (например, same_type, super_subclass) или классы stl (например, std: is_base_of, если вы используете c++11).Все алгоритмы, использующие операции и/или предикаты, имеют версию с суффиксом _t, которая принимает операции и предикаты в виде шаблонных-шаблонных параметров, например:
template class F >
struct transform_t;
которая для каждого элемента списка типов L применяет операцию F, например:
typedef fas: type_list_n< fas::int_<1>, fas: int_<2>,
fas: int_<3>, fas: int_<4> >:: type lst;
typedef fas: transform_t:: type res; // [2,3,4,5]
В результате получим список интегральных типов, где каждый элемент списка инкрементирован на единицу. Вариант без суффикса предполагает использование placeholder expressions:
template
struct transform;
Например:
typedef fas: transform >:: type res2;
Подробнее о плейсхолдерах
Плейсхолдеры — это такая штука, которую гораздо проще использовать, чем объяснить, как ее использовать. В общем, все аналогично boost: mpl и c++11, ограничение в том что в faslib их всего пять: _1, _2, _3, _4, _5 и есть еще универсальный _, использование которого проще описать на примерах: Пример
Альтернатива
foo<_>
foo<_1>
foo<_,_>
foo<_1,_2>
foo<_1,_,_2>
foo<_1,_1,_2>
foo<_1,_,_2,_,_>
foo<_1,_1,_2,_2,_3>
Иными словами, первый _ в выражении эквивалентен _1, второй — _2 и т.д. Если в выражении используются плейсхолдеры отличные от _, то лучше от последних вообще отказаться, иначе выражение становится сложным для понимания. В то же время в простых вариантах они очень даже удобны.В примере с fas: transform мы использовали функцию fas: inc, для получения интегрального типа увеличенного на единицу. Однако результат этой функции является тип вида fas: integral_c который является семантически эквивалентным fas: int_<4>, но это другой тип. Для преобразования fas: integral_c в fas: int_ можно использовать функцию fas: make_int:
typedef fas: transform<
lst,
fas::make_int< fas::inc< fas::_ > >
>:: type res2;
Список доступных алгоритмов: accumulate=plus >Для списка интегральных типов вычисляет сумму значения I и списка L используя операцию F (по умолчанию сложение). Может применяться для любых типов, т.к. для каждого типа T из списка типов L, применяет F, где Pred на первой итерации это начальный тип I, а на последующих результат предыдущего F
countОпределяет количество типов T в списке типов L, аналог fas: type_count, но использует fas: count_if и fas: same_type
count_if >Определяет количество типов в списке L, удовлетворяющих условию C<_>
erase_if >Удаляет все типы из списка L, удовлетворяющих условию C<_>
find_if >Находит тип в списке, удовлетворяющий условию C<_> (первое вхождение)
for_, F<_> >Рекурсивно применяет F<_> используя начальный тип I, пока выполняется условие C<_>
generator< T, F<_> >Генерирует новый тип, используя F
generate< N, F >Генерирует список типов длинной N, используя генератор типов F (например, fas: generator)
index_of_if >Позиция элемента в списке типов, удовлетворяющего условию C<_>
is_sorted=less >Определяет упорядоченность списка типов L, используя бинарный предикат C
random_shuffleПсевдо-случайно перемешивает список типов L, используя интегральный тип R в качестве зерна
select< L, С<_> >Извлекает типы из списка L, удовлетворяющих условию C<_>. На выходе список типов.
shuffle< L, RL>Перемешивает список типов L, используя список интегральных типов RL
sort=less >Сортирует список типов L
transform >Возвращает список типов элементы которого являются результатом F<_>
transform2 >Возвращает список типов, элементы которого являются результатом F<_1,_2>, где _1 и _2 элементы первого и второго списков соответственно
transform_if< L, F<_>, C<_> >Возвращает список типов, элементы которого являются результатом F<_>, при условии C<_>. Если условие не выполняется, то тип не изменяется
transform_tail >Изменяет хвост списка для каждого элемента (включая сам элемент, в качестве головы списка) используя F<_>
transform_tail_if< L, F<_>, C<_> >Изменяет хвост списка для каждого элемента (включая сам элемент, в качестве головы списка) используя F<_>, если для текущего элемента выполняется C<_>
unique_if=same_type >Удаляет элементы, удовлетворяющие С<_,_> оставляя последнее вхождение
unique_first_if=same_type >Удаляет элементы, удовлетворяющие С<_,_> оставляя первое вхождение
Пример использования алгоритма compile-time сортировки:
typedef fas: type_list_n<
fas::int_<3>, fas: int_<2>,
fas: int_<3>, fas: int_<1>
>:: type list1; //[3,2,3,1]
typedef fas: sort_t:: type res1; //[1,2,3,3]
typedef fas: sort:: type res2; //[1,2,3,3]
typedef fas: sort_t:: type res3; //[3,3,2,1]
typedef fas: sort<
list1,
fas::greater< fas::_1, fas::_2>
>:: type res4; //[3,3,2,1]
typedef fas: sort<
list1,
fas::greater< fas::_2, fas::_1>
>:: type res5; //[1,2,3,3]
Сортировать можно не только интегральные типы. Например, можно отсортировать типы в порядке наследования:
struct A{};
struct B: A{};
struct C: B{};
struct D: C{};
typedef fas: type_list_n< C, B, A, A, D >:: type list2;
typedef fas: sort<
list2,
fas::f< fas::super_subclass< fas::_1, fas::_2> >
>:: type res5; // [A, A, B, C, D]
Конструкция super_subclass из пакета typemanip не является мета-функцией в контексте алгоритмов faslib, т.к. в ней не определен тип type, а только value, которое принимает значение 1, если первый тип является наследником второго, и ноль в противном случае. А конструкция fas: f исправляет это недоразумение. Если ваш компилятор поддерживает c++11, то в качестве альтернативы fas: super_subclass, вы можете использовать std: is_base_of, в котором определен и type и value. Более того, т.к. преобразований для него не требуется, вы можете передавать его как шаблонный-шаблонный параметр:
typedef fas: sort<
list2,
std::is_base_of< fas::_1, fas::_2>
>:: type res5; // [A, A, B, C, D]
typedef fas: sort_t:: type res5; // [A, A, B, C, D]
Как работает сортировка?
Результатом fas: is_sorted будет fas: true_, если для всех соседних элементов выполняется заданный бинарный предикат. Алгоритм fas: sort меняет местами соседние элементы, для которых этот предикат не выполняется, по всему списку до тех пор, пока список не будет отсортирован.Да, сортировка выполняется методом пузырька — одним из самых неэффективных алгоритмов времени выполнения. На сколько неэффективным он является с точки зрения времени компиляции — я эту тему глубоко не исследовал. Поэтому этот алгоритм, а также fas: for_, fas: shuffle и fas: random_shuffle я отношу к разряду экспериментальных, и в реальных проектах стараюсь не использовать. Эти алгоритмы разработаны для оптимизации времени компиляции прочих конструкций faslib.
Еще один пример — реверс списка типов с использованием алгоритма fas: accumulate
struct A; struct B; struct C;
typedef fas: type_list_n< A, B, C >:: type list4;
typedef fas: accumulate<
list4,
empty_list,
push_front<_2, _1>
>:: type res4; // [C, B, A]
Мы рассмотрели далеко не все возможности faslib, но этих конструкций вполне достаточно, чтобы научить компилятор играть в крестики-нолики.Крестики-нолики. Один ход
Сначала определим типы крестиков, ноликов и пустое поле:
struct e {};
struct x {};
struct o {};
Подключим уровень доступа и игровую доску, которую генерирует python скрипт:
typedef fas: int_<
#include "level.inl"
> level;
typedef fas: type_list_n<
#include "board.inl"
>:: type board;
Если файлы *.lnl отсутствуют, то система сборки создаст их (см. CMakeLists.txt). По умолчанию это второй уровень сложности и пустая доска. Так же при каждой компиляции система сборки создает файл rand.inl со случайным числом — его мы будем использовать для рандомизации ходов компилятором. Подключаем аналогичным образом:
typedef fas: int_<
#include "rand.inl"
> initial_rand;
Пустая доска будет выглядеть так:
typedef fas: type_list_n<
e, e, e,
e, e, e,
e, e, e
>:: type empty_board;
Далее научимся выводить игровую позицию на экран. Вывод конкретной позиции:
std: ostream& operator<<(std::ostream& s, e)
{
s << "-";
}
std: ostream& operator<<(std::ostream& s, o)
{
s << "O";
}
std: ostream& operator<<(std::ostream& s, x)
{
s << "X";
}
Для наглядности разделим каждую позицию пробелом, а каждую линию с новой строки:
template
std: ostream& operator<<(std::ostream& s, fas::type_list)
{
s << L(); // текущая позиция
int len = fas::length:: value; // длина хвоста списка
if (len%3 == 0) // если длина хвоста кратна трем, то с новой строки
s << std::endl;
else if (len != 0) // остальные, если не последний элемент, то пробел
s << " ";
s << R(); // "рекурсивно” выводим хвост списка
}
std: ostream& operator<<(std::ostream& s, fas::empty_list)
{
// Конец списка. Ничего не делаем
}
Результатом "хода” компилятора будет кортеж из трех типов:Позиция, куда сделан ход. Если позиция равна fas::int_<-1>, значит, ход невозможен (исходная позиция ничейная, либо победа одного из игроков)
Фигура победителя. Если победителя нет, то тип e (пустое поле)
Доска после хода (список типов). Если ход невозможен, то пустой список
Для вывода результата «хода» компилятора следующая специализация:
template
std: ostream& operator<< ( std::ostream& s, fas::tuple< Pos, Fig, Board>)
{
s << Board(); // если Board пустой список, то вывода не будет
enum {
// нет хода
nopos = fas::same_type< Pos, fas::int_<-1> >:: value,
// нет победителя
nofig = fas: same_type< e, Fig>:: value,
};
if (nopos)
{
// Если ход невозможен, то ничья или победа игрока
if (nofig)
s << "Draw" << std::endl;
else
s << Fig() << " winner (you)" << std::endl;
}
else if ( !nofig )
{
// Есть ход и победная фигура - компилятор победил
s << Fig() << " winner (compiler)" << std::endl;
}
}
При проигрывании партии компилятором без участия человека, результатом будет список кортежей (специализация для конца списка fas::empty_list у нас уже есть ):
template
std: ostream& operator<<(std::ostream& s
,fas::type_list, Tail>)
{
s << fas::tuple() << std::endl;
s << Tail();
}
Ну а теперь самое интересное. Каждый ход будет делать функция game:
template
struct game;
Здесь R — интегральный тип со случайным числом, которое генерирует система сборки, Level — уровень сложности, Board — исходная доска — список типов из девяти элементов (фигур). Результатом игры, как было отмечено выше, кортеж из трех типов: позиция, если ход возможен (-1 в противном случае), фигура победителя (e — если нет), новая доска с ходом компилятора (empty_list если ход невозможен).Алгоритм следующий:
Определяем фигуру (чей ход)
Определяем список возможных ходов в порядке приоритета — это список пар: [позиция, победитель]
В голове списка приоритетный ход, извлекаем его
Извлекаем позицию и победителя
Делаем ход
Формируем результат (кортеж из трех типов)
template
struct game
{
typedef typename figure:: type fig;
typedef typename available_moves:: type moves;
typedef typename fas: head:: type result_move;
typedef typename fas: first:: type position;
typedef typename fas: second:: type win_fig;
typedef typename do_move:: type board;
typedef fas: tuple< position, win_fig, board > type;
};
Определить, чей ход на текущей доске, просто: если пустых клеток нечетное количество, то ход крестиков, в противном случае — ноликов:
template
struct figure
{
typedef typename fas: if_c<
fas::type_count< e, Board>:: value % 2 == 1,
x,
o
>:: type type;
};
При заполненной доске получим, что ход ноликов, но это не важно, т.к. функция определения списка доступных ходов в этом случае проигнорирует этот тип.Функция определения списка доступных ходов (available_moves) возвращает список пар: [позиция, победитель], причем имеющим значение является только голова списка — по которому и определяется следующий ход. Если ход невозможен, то в голове списка будет пара с позицией -1. Возможные комбинации:
[-1, e] — ход невозможен (доска заполнена), либо ход возможен, но не имеет смысла (досрочная ничья)
[-1, x] — ход невозможен, победа крестиков
[N, e] — ход компилятора в позицию N
[N, x] — ход компилятора, и он победил (компилятор играет за крестики)
Функция available_moves формирует список, используя ряд вспомогательных функций, каждая возвращает список типов из одного или нескольких пар или пустой список: winner_list — на исходной доске есть победитель, например [-1, x]. Список из одного элемента или пустой список
winning_moves — на исходной доске есть позиция, куда можно сделать ход и победить, например [4, o]. Список из нескольких пар или пустой список
blocking_moves — на исходной доске есть позиция куда можно сделать ход и предотвратить победу соперника, например [7, x]. Список из нескольких пар или пустой список
draw_list — на исходной доске ничья [-1, e] или пустой список
Ход в свободную позицию, например [3, e]. Список из нескольких пар или пустой список
Объединив эти списки, в том порядке, в котором они перечислены, получим список ходов в порядке приоритета:
template<
typename R,
typename Level,
typename Fig,
typename Board
>
struct available_moves
{
typedef typename fas: type_list_n<
typename winner_list< Fig, Board >:: type,
typename winning_moves< Fig, Board >:: type,
typename blocking_moves< Fig, Board >:: type,
typename draw_list< Board >:: type,
typename free_moves:: type
>:: type type;
};
Рассмотрим подробнее первые три функции: winner_list, winning_moves и blocking_moves. Каждая из этих функций использует вспомогательные функции, которые принимают на вход список из трех пар [позиция, фигура]. Таких списков восемь: три по горизонтали, три по вертикали и два по диагонали. Например, для доски:
x — -
0 x -
- — 0
Получим следующие списки:
[[0, e],[1, e],[2, e]]
[[3, e],[4, e],[5, e]]
[[6, e],[7, e],[8, e]]
[[0, e],[3, e],[6, e]]
[[1, e],[4, e],[7, e]]
[[2, e],[5, e],[8, e]]
[[0, e],[4, e],[8, e]]
[[2, e],[4, e],[6, e]]
Начнем с функции, которая определяет, что на линии уже есть победитель:
template
struct winner_line
{
typedef typename fas: switch_<
fas::case_c<
is_win_line:: value,
fas: pair< fas::int_<-1>, x>
>,
fas: case_c<
is_win_line:: value,
fas: pair< fas::int_<-1>, o>
>,
fas: default_< fas::empty_list >
>:: type type;
};
Если линия из крестиков (is_win_line), то возвращаем [-1, x] — ход невозможен, т.к. крестики победили, если линия из ноликов, то [-1, o]. В противном случае — пустой список.Для того, чтобы определить, что линия состоит из одних и тех же фигур, достаточно их посчитать:
template
struct is_win_line
{
enum {
value = fas: count_if<
PairList3 ,
fas::same_type< Fig, fas::second >
>:: value == 3
};
};
С определением победной или блокирующей позиции (куда можно сделать ход, чтобы победить или предотвратить победу противника) немного сложнее. Для начала научимся определять, есть ли такая позиция:
template
struct has_win_pos
{
enum {
value =
fas: count_if<
PairList3 ,
fas::same_type< e, fas::second >
>:: value == 1
&& fas: count_if<
PairList3 ,
fas::same_type< Fig, fas::second >
>:: value == 2
};
};
В этой функции value примет значение 1, если на линии ровно одна пустая клетка, а остальные две заняты заданной фигурой.Далее разработаем еще одну вспомогательную функцию, которая из входного списка извлекает пары, у которых вторым типом будет e, при условии, если на данной линии возможен победный ход — это всегда список из одного элемента, и пустой список в противном случае:
template
struct win_helper
{
typedef typename fas: if_c<
has_win_pos< Fig, PairList3 >:: value,
typename fas: select<
PairList3,
fas::same_type< fas::second, e>
>:: type,
fas: empty_list
>:: type type;
};
Для того, чтобы определить блокирующую позицию на линии, нужно обратить фигуру (превратить крестик в нолик и наоборот) и воспользоваться win_helper:
template
struct blocking_move
{
typedef typename fas: if_<
fas::same_type,
o,
x
>:: type rev_fig;
typedef typename win_helper< rev_fig, PairList3 >:: type type;
};
Для определения победного хода обращать фигуру не надо, но нужно второй тип из пары (если это не пустой список, то это всегда список из одного элемента с позицией и типом e, например [8, e]) преобразовать в текущую фигуру. Для этого воспользуемся алгоритмом transform:
template
struct winning_move
{
typedef typename fas: transform<
typename win_helper< Fig, PairList3 >:: type,
fas: pair< fas::first, Fig >
>:: type type;
};
Если результатом win_helper пустой список, то на выходе также пустой список. В противном случае win_helper вернет список из одного элемента, например [[4, e]] и, в этом случае, нужно заменить тип e на текущую фигуру (Fig). Именно по причине того, что win_helper может вернуть пустой список, мы не можем воспользоваться условной конструкцией fas: if_.Итак, с линиями разобрались, далее нам потребуются функции, для конкретной линии. Сделаем одну, но универсальную:
template<
template class Move,
typename Fig,
typename Board,
int P0, int P1, int P2
>
struct move_t
{
typedef typename fas: type_list_n<
fas::pair< fas::int_, typename fas: type_at_c:: type >,
fas: pair< fas::int_, typename fas: type_at_c:: type >,
fas: pair< fas::int_, typename fas: type_at_c:: type >
>:: type pos_list;
typedef typename Move:: type type;
};
Параметром Move может передаваться одна из наших вспомогательных функций (winner_line, blocking_move или winning_move). Функция move_t формирует список из трех пар [позиция, фигура], на основе трех целочисленных параметров P0, P1 и P2 и передает их в Move.Всевозможные комбинации зададим явно:
template<
template class Move,
typename Fig,
typename Board
>
struct moves_list_t
{
typedef typename fas: type_list_n <
typename move_t< Move, Fig, Board, 0, 1, 2 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 3, 4, 5 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 6, 7, 8 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 0, 3, 6 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 1, 4, 7 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 2, 5, 8 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 0, 4, 8 >:: type,
typename move_t< Move, Fig, Board, 2, 4, 6 >:: type
>:: type type;
};
В результате функции для определения доступных ходов (победных или блокирующих) получаются тривиальными.Уже есть победитель:
template
struct winner_list
: moves_list_t< winner_line, Fig, Board>
{};
Список победных ходов:
template
struct winning_moves
: moves_list_t< winning_move, Fig, Board>
{};
Список блокирующих ходов:
template
struct blocking_moves
: moves_list_t< blocking_move, Fig, Board>
{};
Итак, мы разобрали три вспомогательные функции для определения доступных ходов (winner_line, blocking_move или winning_move), осталось еще две. Следующая по списку — определение ничьей. Определяем ничью просто — если свободных клеток меньше трех, то это ничья. В общем случае это, конечно же, не верно, однако мы договорились, что используем только голову списка из списка возможных ходов. Поэтому если все предыдущие функции (winner_line, blocking_move или winning_move) вернули пустые списки, то этого достаточно. Разумеется, так мы можем пропустить ничью, которую можно было определить несколько раньше, но этого вполне достаточно, чтобы не делать игру утомительной.
template
struct draw_list
{
typedef typename fas: if_c<
fas::type_count< e, Board >:: value < 3,
fas::pair< fas::int_<-1>, e >,
fas: empty_list
>:: type type;
};
Здесь все очевидно, если пустых полей меньше трех, то возвращаем пару [-1, e] — ход невозможен, ничья.Ну, а теперь, как это ни странно, самое сложное — ход в любую свободную позицию. Сложность заключается в том, что именно на этом этапе мы учитываем уровень сложности (уж простите за каламбур) и при этом делаем «случайные ходы», в зависимости от этого уровня сложности.
Для этого функцию free_moves разобьем на два этапа. На первом, без учета занятых полей, выдаем список позиций всевозможных ходов, причем приоритетные ходы в голове списка. На втором этапе формируем список пар [позиция, фигура] и удаляем из списка те пары, у которых фигура не равна e (занятые позиции).
Для функции, которая возвращает список ходов на пустой доске в порядке приоритета в зависимости от уровня сложности, потребуется псевдослучайное число ® и уровень сложности:
template
st
© Habrahabr.ru