Заснувший вулкан: черная дыра в центре нашей галактики опаснее, чем мы думаем

3,5 миллиона лет назад сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики выбросила огромный поток энергии, который можно было наблюдать с Земли. По мнению авторов нового исследования, которое в скором времени будет опубликовано в журнале Astrophysical Journal, в результате взрыва образовались два гигантских конусообразных луча энергии, вершины которых соприкоснулись в центре галактики и, прорезав его, устремились в космос, расширяясь по мере удаления от источника. Астрономы полагают, что вспышка была настолько мощной,  что ударила в располагающийся на расстоянии 200 000 световых лет от Земли Магелланов поток — длинный шлейф газа, идущий от соседних карликовых галактик, известных как большие и малые Магеллановы Облака.

ПРимечательно, что открытие австралийских ученых под руководством профессора Джосса Блэнд-Хоторна (Joss Bland-Hawthorn) меняет общепринятое мнение по поводу центральной черной дыры нашей галактики, которая на протяжении всей истории человечества считалась «заснувшей». Напротив, астрономы пришли к выводу, что черная дыра была активна и даже взрывалась, причем, по галактическим меркам (измеряемым миллионами лет), это происходило относительно недавно.

Активность черной дыры возникала и угасала в течение миллиардов лет. Почему она периодична, ученые объяснить не могут, но считают, что это связано с тем, как материя попадает в черную дыру. Это можно сравнить с каплями воды на раскаленной сковородке, которые взрываются хаотично, в зависимости от своего размера.

Таким образом, нынешнее положение Земли напоминает жизнь возле чрезвычайно активного в прошлом, полностью разрушившего древнюю Помпею, а ныне заснувшего вулкана Везувия.

Заснувший вулкан: черная дыра в центре нашей галактики опаснее, чем мы думаем

Черные дыры в центре галактик

Если посмотреть на Млечный путь в направлении созвездия Стрельца, вокруг центра галактики можно увидеть плотное скопление звезд. Галактический центр отмечается очень плотным и очень массивным скоплением звезд, двигающихся вокруг супермассивной черной дыры.

В начале этого года команда Gravity европейской астрономической организации ESO обнаружила  звезду, расположенную очень близко к черной дыре и двигающуюся со скоростью до 10 000 км в секунду — несколько процентов от скорости света. Это позволило ученым определить вес черной дыры с точностью до 1% и установить, что он составляет порядка 4 миллионов масс Солнца.

Если говорить о черных дырах, это очень легкий вес. Для сравнения, соседняя с нами галактика Андромеда также имеет супермассивную черную дыру, однако ее вес в 50 раз превышает вес нашей.

По сути, центральные массивные черные дыры присутствуют во всех крупных галактиках. Причина этого явления не установлена, однако существует большая вероятность, что фазы роста этих монстров оказывают влияние на галактики. Понимание влияния взаимодействий между черными дырами и их галактиками является одним из важных вопросов современной астрофизики.

Одни черные дыры активнее других

Тем не менее, если рассматривать черные дыры в масштабе Вселенной, мы обнаружим, что очень небольшой процент галактик обладает «активными» черными дырами. Под понятием активности имеется в виду, что газ и звезды, двигающиеся по спирали в черную дыру, формируют чрезвычайно горячее кольцо газа.

Это кольцо, получившее название аккреционного диска, становится таким горячим, что взрывается, выталкивая из галактики струи, потоки света и радиационные лучи. При этом последствия таких взрывов особенно сильны в массивных галактиках.

В течение нескольких десятилетий австралийские ученые наблюдали за струйными потоками, по размеру намного превышающими видимый размер галактик в середине. В результате было установлено, что радиационные лучи в галактике Центавр А расширились более чем на 10 градусов — по размеру это сопоставимо с расположенными рядом 20 полными лунами — очень примечательно, учитывая, что Центавр А находится от нас на расстоянии 10 миллионов световых лет.

Centaurus A

Взрыв Млечного пути

Около трех миллионов лет на Земле уже жили наши древнейшие предки — австралопитеки, которые вполне могли наблюдать за созвездием Стрельца и видеть исходящие из Млечного пути потоки света, по своей яркости превышающие звезды. Сегодня единственным видимым остатком этого явления является холодный газ в далеком Магеллановом потоке.

Что бы произошло с Землей, если бы взрывная струя оказалась направленной прямо на нас? Если луч был направлен прямо на Солнечную систему, то поток должен был бы пробить диск Млечного пути, и примерно через десять миллионов лет достичь нашей планеты. Таким образом, существует вероятность, что еще более древний взрыв мог произвести другой мощный поток, который все еще нас не достиг.

Тем не менее, ученые не считают это поводом для беспокойства, ведь когда поток нас достигнет, его интенсивность не будет превышать мощность большинства солнечных вспышек. Эти вспышки могут поражать спутники или представлять угрозу для находящихся в космосе астронавтов, однако атмосфера Земли большей частью защищает нас от их воздействия.

Источник