Зарядье – сайт и мобильное приложение главного парка страны.
«Зарядье» — очень масштабный проект. Мы разработали сложную логику, которая распространяется не только на сайт, но и на мобильное приложение.
Проект состоял из следующих компонентов:
-
Сайт — с информацией о парке, новостями и, главное, афишей мероприятий. Их можно фильтровать по теме, дате и аудитории. На сайте можно купить билеты, проверить наличие мест и зарегистрироваться на мероприятия, оставить заявку на просветительские программы.
-
Приложение. Во многом оно дублирует функции сайта — там тоже можно посмотреть афишу и записаться на мероприятия, купить билет. Но в приложении абсолютно другая навигация по афише, а также добавлены маршруты по окрестностям «Зарядья».
-
Личный кабинет. Можно авторизоваться — через соцсети или «Госуслуги» — и пользоваться сайтом и приложением через личный кабинет. А также смотреть свой календарь избранных мероприятий, хранить билеты.
-
Корпоративный портал. В нём осуществляется групповая работа над задачами, обновляется внутренняя лента новостей, доступна визуальная структура проекта и телефонный справочник компании.
-
Интернет-магазин, где располагается сувенирная продукция парка, а также изделия от известных дизайнеров.
Звучит не так уж сложно? На деле для того, чтобы всё это реализовать, мы интегрировались с семью сторонними коммерческими сервисами и ещё тремя городскими.
Несколько раз приходилось, буквально, как в настольной игре возвращаться на первую клетку и начинать всё заново. А правила игры иногда менялись прямо посреди очередного кона.
В чём особенность цифровых проектов для общественных пространств
Под общественными пространствами мы подразумеваем такие места, где постоянно проходят массовые мероприятия: это могут быть крупные парки вроде «Зарядья», музеи, выставочные центры.
В чём сложность для тех, кто будет проектировать веб-сервисы для подобного пространства? На одном сайте — и в приложении — нужно создать сложную логику: есть афиша, которая постоянно обновляется, к ней должна быть прикручена возможность покупки билетов и регистрации на мероприятия. Добавьте еще интернет-магазин, карту и маршруты, личный кабинет, программу лояльности…
И все это должно работать без перебоев, потому что сайт — часть самого пространства. Если не будет работать опция покупки билетов или, например, невозможно будет зарегистрироваться онлайн из-за технических проблем, люди просто не придут на мероприятие.
При создании сайта и приложения потребуется множество интеграций со сторонними сервисами — онлайн-кассами, платёжными и билетными сервисами, информационными киосками и так далее. К тому же культурно-просветительские проекты обычно связаны с городом — значит, все согласования становятся многоуровневыми, потому что в принятии решений участвует несколько структур.
Мы столкнулись со всеми этими сложностями во время проекта, который мы делали для «Зарядья». Расскажем, как удалось с ними справиться.
«Зарядье» — парк будущего: в чём суть цифрового пространства
На одно лишь строительство и реконструкцию парка «Зарядье» городские власти потратили 14 млрд рублей. Проект получил массу номинаций и премий в области градостроительства и туризма: победил в международной премии ArchDaily, попал в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии журнала Time в 2018 году, стал финалистом престижной архитектурной премии MIPIM Awards 2018.
Естественно, цифровое представительство такого проекта должно быть на уровне. Сайт и приложение «Зарядья» — дополнительные инструменты для привлечения в парк как местных жителей, так и туристов. И эти платформы должны быть красивыми, функциональными, иметь сложную архитектуру и работать быстро и без перебоев.
На пути к релизу у нас появлялось множество препятствий. Оказалось, что идеи команды парка — очень смелые и интересные — не всегда совпадали с ограничениями контракта. Дело в том, что парк разрабатывал свои требования параллельно с нашей работой — и нам постоянно приходилось искать компромиссные варианты. В итоге ряд ключевых механик — таких как составление афиши или покупка билетов — пришлось проектировать заново.
Потом, уже в середине всех согласований, появились новые лица, принимающие решения. В принципе, это не редкость для любого крупного проекта: команды — и соответствующие ЛПР — могут меняться, расширяться, схлопываться. На длинном проекте это понятные и известные для нас риски.
Чтобы минимизировать их, мы постоянно вели формальную переписку.
Совет — фиксируйте все вехи по проекту, составляйте список ЛПР и обозначайте стратегии поведения с ними. Но всё равно, когда появлялись новые участники, приходилось что-то переделывать — это, как я уже упомянула, неизбежный риск крупного проекта.
Потом, прямо в процессе нашей разработки, вышел новый закон — о необходимости подключать онлайн-кассу для передачи данных о продажах в налоговую. Разговоры об этом законе шли ещё тогда, когда разработка только начиналась, и мы были морально готовы.
Поэтому, когда закон приняли, мы бросили усилия разработчиков на решение этой проблемы — хорошо, что подготовились и заранее усилили команду! И рекомендуем: очень полезно постоянно мониторить законодательство в сфере ИТ и смежных отраслях.
Почему же всё оказалось так сложно
Мой главный ответ — потому что на проекте не было системного архитектора, который как раз и должен был следить, чтобы все продукты были совместимы, требования к разным продуктам согласовывались между собой и интеграции проходили гладко.
Поэтому первый этап в таком сложном проекте должен быть следующим — назначить системного архитектора. Если его нет со стороны клиента, взять это на себя, а оплату его услуг заложить в смету.
Что ещё нужно учесть, если вы проектируете сайт или приложение общественного пространства или другого проекта со множеством интеграций?
-
Создайте мастер-хранилище — единое место, куда все системы будут передавать информацию.
-
Убедитесь перед началом разработки, что все участники интеграционного процесса работают по единому сценарию. Если появляется новый участник, он должен ознакомиться со всеми существующими артефактами до того, как присоединиться к процессу.
-
Если работаете с городом, закладывайте больше времени на все процессы. Для интеграции с городскими системами требуются специальные ключи и сертификаты. На получение каждого уходит от трёх дней до двух-трёх недель, техподдержка отвечает долго. Наберитесь терпения.
-
Общайтесь! Как и в отношениях между людьми, в процессе разработки важно постоянно обсуждать всё со всеми подрядчиками, получать обратную связь и вовремя вносить коррективы.
-
Управляйте требованиями. Если изменится хотя бы одно требование хотя бы к одной системе, нужно пересматривать весь процесс интеграции: это изменение наверняка затронет как минимум одну другую систему, и, скорее всего, это будет ваш сайт.
Результаты сотрудничества
Проект по разработке сайта и приложения для «Зарядья» оказался очень амбициозным — одновременно непростым и крайне увлекательным. Это был один из самых технически сложных проектов за всю многолетнюю историю существования агентства Notamedia.
Сегодня сайт и приложение парка уже запущены — ими ежедневно пользуются тысячи туристов и жителей Москвы.
Перейти на сайт
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine