Виртуальная реальность по-русски: первый взгляд на очки Fibrum

«Виртуальная реальность» — два заветных слова, которые когда-то были уделом фантастических романов и наивных фильмов про вымышленных суперхакеров. С анонсом шлема Oculus Rift всё изменилось, и полузабытое словосочетание замелькало в новостных заметках. Создатели Oculus начинали с «Кикстартера», а закончили тем, что наняли самого Джона Кармака и продали свою компанию «Фейсбуку» за два миллиарда долларов.

Консюмерская версия Oculus пока что не готова, зато желающих занять место под виртуальным солнцем предостаточно. Есть среди смельчаков и русская компания, она называется Fibrum и 9 декабря 2014 года впервые показала журналистам свой шлем виртуальной реальности.

Виртуальные реалии Генеральный директор Fibrum Илья Флакс начал своё выступление с признания: он вырос на той самой научной фантастике конца восьмидесятых и начала девяностых — времён, когда виртуальная реальность была в моде впервые. Припомнил даже названия фильмов, которые его вдохновили: «Джонни Мнемоник» и «Газонокосильщик».

В отличие от героя «Газонокосильщика», пользователь шлема Fibrum Pro не должен принимать препараты, повышающие IQ, не понадобятся и зрелищный контроллер-центрифуга. Не нужно даже подключать шлем к компьютеру. Fibrum Pro — это аналог не Oculus Rift, который служит заменой монитору, а вариация на тему Samsung Gear VR, AirVR или даже Google Cardboard. В той версии Fibrum, что начнет продаваться в первом квартале 2015 года, не будет ни экрана, ни своей электроники. Вместо этого достаточно вставить в шлем смартфон на iOS или Android с диагональю экрана от 4 до 6,5 дюймов и запустить одно из фирменных приложений.

Телефон — на лицо!Телефон — на лицо!

Девиз создателей Fibrum — «Виртуальная реальность, доступная каждому». Шлемы со своим дисплеем и начинкой стоят сотни долларов, а с таможенными пошлинами и налогами будет выходить ещё больше западной цены. Fibrum Pro, по словам Ильи Флакса, будет иметь ценник «от 3 до 7 тысяч рублей». Окончательные цены на разные вариации шлема (Lite, Black и Pro) не объявлены, но сами понимаете: компания выпускает свой первый продукт, да и рубль сейчас не тот, что прежде.

Приятно, что разработчики заранее подумали о контенте. Пусть на Fibrum Pro нельзя будет поиграть в Elite: Dangerous, но зато в App Store и Google Play доступно уже несколько приложений, работающих с российским шлемом, в ближайшее время их число возрастёт до восьми. Два из них — это программы для просмотра видео, ещё пара — графические демо, остальные — игры. Часть из них контролируется поворотом головы, для других пригодится беспроводной геймпад.

Главное, что с самого начала можно будет запустить хоть что-то интересное и поиграть или посмотреть. Правда, по словам выступавших, уже появляются негативные отзывы на приложения. Не все пользователи читают, что игра требует специального шлема, и немало удивляются, когда видят разделённую на две части картинку.

Катаемся с горок Общение с разработчиками было интересным, но больше всего, конечно, публика ждала демонстрации продукта. Шлемов было всего три, очереди нужно было дожидаться, но посмотреть оказалось крайне занимательно. В один из шлемов был вставлен Samsung Galaxy S4, в другом мы попробовали закрепить iPhone 6 в защитном чехле: успешно, но нужных приложений с собой не было.

Первым показывали демо RollerCoaster, оно же «Американские горки». Пользователь, надев шлем, должен дёрнуть за рычаг (просто посмотрев на него), а потом достаточно крутить головой, катиться и наблюдать окружающий ландшафт.

Первое, что бросается в глаза — это малое количество полигонов. На компьютере такая игра сейчас смотрелась бы смехотворно, да и на телефонах современные стандарты куда выше. Но это помогает даже лучше оценить чудо виртуальной реальности: хоть любоваться и не на что, дух от поездки всё равно захватывает. Когда вагончик оказывается наверху горки, невольно заглядываешь вперёд, а потом из груди так и хочет вырваться бодрое «Ууух!» в честь крутого спуска.

Увы, низкополигональность — это не единственная проблема. Пиксели местами столь заметны, что отвлекают внимание, но ещё больше досаждает мельтешение краёв телефона — они неизбежно попадают в поле зрения. Не удивительно, что в Samsung для Gear VR выбрали именно Galaxy Note 4. Диагонали 5,7 дюймов уже достаточно, чтобы покрыть всё поле зрения, а разрешение составляет около 515 точек на дюйм против 441 у пятидюймового S4.

Создатели Fibrum тоже рекомендуют смартфоны побольше — 5,5 дюймов хватит, чтобы не видеть краёв экрана, а повышенное разрешение сделает картинку привлекательнее. Судя по всему, лучше всего подойдет iPhone 6 Plus или тот же Galaxy Note 4. Впрочем, в будущем приложения Fibrum обещают научить распознавать модель телефона, и они будут обрезать картинку должным образом. От этого в поле периферийного зрения появятся чёрные края, но всё лучше, чем разноцветные полосы. Тогда играть с относительным комфортом можно будет и на iPhone 5.

Смартфон так и хочется подвигать, чтобы было поровнееСмартфон так и хочется подвигать, чтобы было поровнее

Чтобы отслеживать положение головы, Fibrum полностью полагается на датчики телефона, ведь в самом шлеме электроники нет. Можно ожидать, что телефонных гироскопа и акселерометра окажется мало, и картинка при повороте головы будет запаздывать, но если такой эффект и есть, то он недостаточно силён, чтобы мешать смотреть по сторонам.

Возможно, задачу упрощает то, что камера в демо движется сама и с приличной скоростью. В таких условиях оценить лаг сложнее, чем если бы в игре можно было самостоятельно ходить и вертеть головой. Так или иначе, особых проблем с запаздыванием картинки замечено не было. Если кто-то ждал, что очередного зрителя зрелищно стошнит, то он ушёл разочарованным.

Кинозал на носу Когда все вдоволь накатались на виртуальных горках, настало время смотреть кино. Вместо фильма, правда, в телефон был заряжен коротенький трейлер «Стражей Галактики», зато стереоскопический.

Представьте, что просунули голову в кукольный домик. В нём оборудован кинозал, а экран находится на противоположной стене. Примерно такое ощущение и даёт Fibrum, с той разницей, что движению головы ничто не препятствует: можно даже рассмотреть потолок. Что до экрана, то он впечатляет не особенно — слишком уж мал. То ли разработчики Fibrum хотели впечатлить зрителей эффектом присутствия в пустом кинозале, то ли при увеличении диагонали пиксели на экране становятся ещё заметнее.

Хоть трейлер и длился всего несколько секунд, можно было успеть разглядеть стереоэффект. Выглядит это как маленькая диорама внутри большой диорамы. При просмотре фильма в 3D вместо экрана в нашем кукольном домике — окошко, которое ведёт в другой кукольный домик, поменьше.

Судя по первым впечатлениям, кино — не главный конёк Fibrum. Во-первых, интерактивные развлечения куда интереснее, а во-вторых, это очень экзотический и пока что далеко не самый лучший способ смотреть фильм. В выборе между шлемом и приличным семидюймовым планшетом безоговорочно победит второй. И, тем не менее, несложно представить, что когда-нибудь телефон и шлем станут хорошими спутниками в дальней дороге. Воображение рисует плацкартный вагон Москва-Великие Луки, где человек на каждой второй полке отгородился от невзрачного мира шлемом виртуальной реальности.

Большие планы Какой директор компании не любит при случае воскликнуть «И это, ребята, только начало!» Илья Флакс не стал исключением, и наобещал столько, что компании этого хватит на ближайшие несколько лет.

Во-первых, анонсирована самодостаточная версия шлема, которую не понадобится дополнять смартфоном. Сейчас Fibrum Ultra находится в стадии активной разработки, и никаких прогнозов о сроке начала продаж нет. Интересно, что и компьютер «Ультре» нужен не будет — разработчики планируют встроить в всё необходимое в сам шлем. Судя по всему, это будет компьютер на Android, который сможет запускать все те же приложения, что разработаны для Fibrum Pro и опубликованы в Google Play. Однако и возможность подключить Ultra как монитор разработчики обещают предусмотреть, и даже попытаются обеспечить совместимость с Oculus Rift.

Одновременно можно ждать появления аксессуаров. Геймпад — очевидное дополнение к шлему, но создатели Fibrum думают и над дизайном контроллера-перчатки. Опять же, никаких подробностей о сроках.

Fibrum скорее похож на спортивный аксессуар, чем на компьютерныйFibrum скорее похож на спортивный аксессуар, чем на компьютерный

Пока же главное — это контент, в том числе — созданный силами сторонних разработчиков. По словам сотрудников Fibrum, им удалось заинтересовать уже сорок команд из стран СНГ и Европы. В распоряжение игроделов уже поступил комплект для разработки софта — немаловажно, что он бесплатен. На Fibrum обратили внимание в компании Wargaming, известной по игре World of Tanks. Выльется ли этот интерес в плодотворное сотрудничество, пока неясно.

Мечта создателей Fibrum — это стриминговый сервис а-ля Gaikai и OnLive. Если графику игры будут обсчитывать мощные серверы, то телефон сможет получать готовую картинку и не придётся выжимать все соки из его маломощной видеосистемы. Загвоздка здесь в том, что шлем виртуальной реальности требует очень быстрого отклика, чтобы картинка не отставала от поворота головы. В Fibrum считают, что 50-мегабитных каналов для этого будет достаточно. Это не экзотика, и в крупных городах даже не роскошь, а значит, работы по созданию сервиса уже можно начинать.

Ещё из необычных планов у команды Fibrum есть идея заняться созданием виртуальных копий музеев, ведутся даже соответствующие переговоры. Прогулки по музеям вряд ли смогут конкурировать с американскими горками по остроте ощущений, зато откроют шлему дорогу в мир культуры и образования. Пока же может сработать куда более приземлённая стратегия: поставить стенды со шлемами в торговых центрах и брать деньги с желающих взглянуть на виртуальность. Московские «Вегас» и «Европейский» уже подумывают пустить к себе такой аттракцион.

Своё, родное На презентациях технологических компаний нередко случается, что в воздухе грозно нависает какое-нибудь Слово, Которое Нельзя Произносить, но его нет-нет, да проронят полушёпотом. К примеру, если речь идёт о новом навороченном телефоне на Android, то это слово — «айфон». Со стартапами всё легче: соревноваться с Oculus Rift разработчикам Fibrum в ближайшее время не придётся, и его обсуждают открыто, не комплексуя лишний раз.

Беседа оживляется по-настоящему, когда тема переходит на дешёвые китайские шлемы, которые, как и Fibrum, состоят из лямок на голову и короба с линзами. Мало того, приложения для одних шлемов могут подойти и другим. У отечественного производителя на этот счёт есть ряд аргументов: Fibrum Pro снабжён хорошими линзами, угол обзора составляет 110 градусов, а корпус не норовит развалиться в руках. Качество стоит денег. А что до приложений, то чем больше у них рынок, тем лучше — независимо от того, как ими будут пользоваться.

Покупателя Fibrum должно переполнять чувство патриотизма — шлем будет целиком производиться в России. А вот насчёт модели Ultra пока не решили: кроме родной страны рассматривается Белоруссия и Китай. К китайским производителям разработчики относятся с большим подозрением: «Им что ни закажи — сопрут идею. А, впрочем, и так сопрут!»

Сейчас в Fibrum работает семнадцать человек из Москвы и Питера. Они считают, что им повезло успеть к появлению нового рынка, который в отличие от мобильных и социальных игр ещё не поделен между крупными игроками. Что ж, пожелаем им удачи. И напоследок отметим: они прекрасно натренировались говорить слово «шлем» так, чтобы никто не ослышался.

Полный текст статьи читайте на Ferra.ru