Ученые нашли способ узнать, как образуются экзопланеты

Международная группа астрономов во главе с Энтони Боккалетти из Парижской обсерватории обнаружила то, что может стать первым четким изображением рождающейся планеты. Их предположения основываются на наблюдениях Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории (VLT ESO), который запечатлел молодую звезду AB Возничего и протопланетный диск вокруг нее. Это наиболее качественные фотографии этого феномена.

Звезда расположена на расстоянии 520 световых лет в созвездии Возничего. На фото виден «изгиб» в облаке пыли и газа, окружающего звезду. Это может указывать на присутствие формирующейся планеты или протопланеты. Чем интересны экзопланеты и как их открывают, вы можете узнать из предыдущего материала.

Фото: eso.org

Хотя динамика того, как образуются планеты, до сих пор недостаточно изучена, основной принятый механизм состоит в том, что планеты образуются внутри облаков газа и пыли. Их обнаруживают вокруг молодых звезд. Со временем эти облака начинают сгущаться и объединяться, образуя астероиды, кометы и, в конечном итоге, планеты.

Однако до сих пор никому не удавалось заглянуть в такое формирующее планету облако, чтобы полностью понять процесс.

Увеличенная версия центральной части диска справа. Точка формирования планеты отмечена ярко-желтым изгибом. В этой системе она лежит примерно на таком же расстоянии от материнской звезды, на каком Нептун находится от Солнца. Фото: eso.org

Опираясь на предварительные наблюдения комплекса радиотелескопов в пустыне Атакама (ALMA), который обнаружил два спиральных рукава газа рядом с AB Возничего, в течение прошлого года команда ESO проводила более глубокие исследования. Они решили использовать инструмент телескопа для спектро-поляриметрического высококонтрастного анализа экзопланеты (SPHERE). Система использует адаптивную оптику, чтобы обеспечить визуализацию экзопланет и подобных явлений.

Команда получила более четкие изображения и обнаружила в облаке ярко-желтый изгиб, который находится примерно так же далеко от звезды, как Нептун от Солнца.

«Некоторые теоретические модели формирования планет предсказывали подобный изгиб», — говорит член команды Анна Дютре. — «Место соответствует точке соединения двух спиралей, одна из которых наматывается внутрь орбиты планеты, а другая расширяется наружу. Соединяются они в месте зарождения планеты. Они позволяют газу и пыли с диска накапливаться на формирующейся планете и таким образом она растет».

ESO говорят, что, когда завершится строительство 39-метрового Чрезвычайно большого телескопа, запуск которого запланирован на 2025 год, ожидается, что он сможет показать больше деталей формирования экзопланеты и динамики, управляющей процессом.

Это исследование было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics. Видео ниже показывает внутреннюю область AB Возничего в увеличенном масштабе.

Источник