The Sinking City — рецензия
Оглавление
Жанр | Квест/боевик-приключение
|
Разработчик | Frogwares (Украина)
|
Издатель | Bigben Interactive (Франция)
|
Платформа дистрибуции | |
Локализация | Текст + озвучка
|
Дата выхода | 27 июня 2019 года |
Вступление
Одним знойным днём один неприметный человек шёл по своим делам. Он шагал по залитому светом проспекту, обгоняя угрюмых прохожих с безразличными лицами, пока предательская вспышка яркого света не заставила его покачнуться. Вмиг перед глазами пронеслись события последних недель: высокий силуэт, кто-то кричит «Ты захватывающий!», а затем необратимая пустота, окутавшая сознание непроглядным покровом.
Придя в себя, человек мельком углядел строчки из старой и давно выцветшей газеты, и ему открылось то, что примитивный разум низшего существа осмыслить был не в состоянии… обзор The Sinking City.
х/ф «Остров проклятых» (2010)
А в итоге он сошёл с ума
Что ни говорите, но повестям, вышедшим из-под пера Говарда Филлипса Лавкрафта, явно недостаёт разнообразия: чем больше книг прочли, тем меньше вероятность, что следующая вас хоть чем-нибудь удивит. Всегда есть невообразимое существо, ожидающее пробуждения где-то в морской пучине; всегда есть атмосфера тягучего страха перед жутким и неведомым. И мораль в духе «Меньше знаешь — крепче спишь».
Игры по мотивам обречены чётко следовать канону, иначе они уже не будут играми по мотивам. Вот и сейчас частный сыщик посещает не отмеченный на картах и пострадавший от потопа городок Окмонт, дабы расследовать дивные по своей природе видения: что-то вызывает у жителей страшные кошмары, которые доводят чуть ли не до сумасшествия, а все ниточки ведут к этому забытому картографами месту.
Главного героя зовут Чарльз Рид. Кто-то его именует Чарли, для меня же он просто — Всеволод. Это бывший моряк, да ещё и водолаз. Во время одного из погружений он увидел нечто, что не должен был увидеть. Вся команда погибла, но он — выжил, и вместе с видениями приобрёл эдакое «орлиное зрение», позволяющее замечать запечатанные проходы и воспроизводить в сознании сцены из недалёкого прошлого.
Заниматься ему предстоит тем, чем и положено детективу — расследовать. Сперва найти пропавшего сына одной из влиятельных семей города, затем выяснить, что случилось с экспедицией учёных. Подпольные организации, бандитские кланы, оккультные ордена — шаг за шагом Всеволод будет всё глубже погружаться в подноготную Окмонта, прежде чем ему откроется ужасная истина во всей чудовищной красе.
Для сюжетных и части второстепенных дел предусмотрено две, а то и три развязки. Но не надейтесь на отыгрыш исключительно доброго самаритянина или злого саратовчанина, ведь все решения — это даже не выбор меньшего из двух зол, а скорее попытка предугадать, какое действие повлечёт за собой менее разрушительные последствия, чтоб хотя бы не сделать хуже, чем было раньше.
В этом кроется главное отличие The Sinking City от прошлых работ Frogwares: в играх о Шерлоке Холмсе пристальное изучение уровней позволяло сделать безошибочно верный вывод, а тут сбор всех улик добавит разве что пищи для размышлений, так что порой приходится уповать только на чутьё. Скажем, лишь под конец игры мне удалось понять, правильно ли я поступил в самом первом расследовании.
Несмотря на то, что играем мы за детектива, саму историю сложно назвать детективом. Парочка козырей в рукаве у сценаристов найдётся, но ещё до начала можно догадаться, чем всё закончится, иначе это была бы не игра по Лавкрафту, и наличие трёх концовок едва ли добавляет поленьев в очаг интриги. Да и дилеммы порой существуют лишь в воображении Рида, а на практике всё ведёт к одному исходу с лёгкими коррективами.
А вот пугают авторы образцово. Не берут на испуг, как второсортные БУ-жастики, и не напирают на демонстрацию «жести», а стремятся взбудоражить сознание, вызвать не отвращение, а чувство мороза по коже от просмотра некоторых сцен. Наиграв два десятка часов, вы и сами поймёте, что самое страшное, чудовищно неосязаемое зло таится не глубоко под водой, а в сердцах, казалось бы, простых людей.
Русский дубляж здесь оказался как нельзя кстати. Украинцы не поскупились и пригласили лучших из лучших, но поскольку сами стояли у руля («Бука» причастность к локализации отрицает) и, судя по всему, впервые, то допустили немало «детских» ошибок. Скажем, нередко актёры делают акцент вовсе не на том слове, потому что, видимо, в рабочих материалах не были отмечены смысловые ударения.
Порой встречаются и обрезанные реплики, так что лучше не отключать субтитры. Выбрать звуковую дорожку отдельно от языка текста пока нельзя, но если знаете украинский — в него как раз хищной хваткой вцепилась английская озвучка. При таком раскладе сражаться придётся не с чудовищами, а с «почварами», и всё происходящее будет называться не игровым процессом, а «игроладом», но где ваша не пропадала?
Добро пожаловать, или нет
Окмонт не назовёшь гостеприимным местом. Небеса вечно затянуты чёрными тучами, из-за чего день тяжело отличить от ночи; часть улиц безнадёжно затоплена, что повысило спрос на лодочников; повсеместно встречаются огороженные территории, где поселились невиданные доселе существа, и только бесцельно снующие туда-сюда прохожие выдают в этом захолустье хоть какие-то признаки жизни.
После первого, ознакомительного дела героя предоставят самому себе, но шататься по отсыревшим подворотням нет никакого смысла: в заброшенных полуразваленных хибарах можно надыбать лишь на горстку ресурсов, стайку рыбоподобных мутантов, и совсем уж редко — на какую-нибудь записку от бывших жильцов. В закрытых зонах добыча побогаче, но есть риск расстрелять больше боеприпасов, чем приобрести взамен.
Открытый мир здесь создан с одной целью — вызвать у вас чувство самостоятельности. Игра не водит за ручку от одного маркера к другому — отмечены лишь места общего пользования вроде гостиницы, больницы, ратуши и иже с ними. Если сказано «Пойдите на кладбище», вы открываете карту и пытаетесь понять, где оно находится, или дуете в архивы, выуживать точный адрес по ключевым словам.
Причём не уточняется, где именно спрятана зацепка: сами догадывайтесь, что преступников стоит «пробивать» в полицейском участке, а акты о бракосочетании — в ратуше. Но всё же авторы не напирают на реализм в его самом плохом проявлении: по городу разбросаны точки быстрого перемещения; вещдоки можно прикреплять к карте для простоты ориентирования; есть оповещения обо всех собранных на объекте уликах.
Немного жаль, что на возне с архивами активная мозговая деятельность и заканчивается. По прибытии на место преступления Всеволоду достаточно оббежать доступные комнаты и сунуть свой нос во все отмеченные точки, а затем восстановить в голове картину происшествия, отметив фрагменты воспоминаний в нужном порядке. Пойти по откровенно ложному следу нельзя, неверно трактовать зацепки — тоже.
Порой доводится проредить местную фауну, или применить внутренний взор, чтобы развеять иллюзию, в остальном процесс расследования довольно монотонный, действия из раза в раз повторяются, и лишь сюжетный подтекст не даёт заскучать — даже от загадок и мини-игр создатели отказались, хотя лично на мой взгляд проект Frogwares от этого только выиграл, поскольку теперь темп проседает не так сильно.
Но этот самый сюжетный подтекст в The Sinking City многое решает. Все задания, в том числе побочные — ручной работы. Есть несколько сугубо бродильно-пострелушных просьб, но нередко случайно подхваченные необязательные дела оказываются интереснейшими приключениями со срывом покровом и леденящими душу подробностями. Чего только стоят история семьи Трогмортонов или легенда о Старой Ткачихе.
Не к месту будут упомянуты погружения на глубину. Причём в игре они ещё в большей степени не к месту, ибо прогуливаться по морскому дну из точки «А» в точку «Б» в облачении Большого Папочки оказалось попросту скучно. Да, порой приходится отбиваться от мутировавших рыбёх, избегать горячих источников и не засматриваться на огромных кальмаров, чтобы не сойти с ума, но едва ли это делает процесс интереснее.
Больше подводных вылазок угнетает разве что оптимизация — игра до неприличия медленная. Нельзя пробежать пару кварталов, не напоровшись на чёрный экран — так тут подгружается окружение. При переходе с улицы в помещение — тоже чёрный экран. Даже карта порой капризничает, подвисая при открытии на секунду-другую. Всё это не смертельно, но в эпоху огромных бесшовных миров дико наблюдать подобное.
За всё прохождение при этом мне не встретилось ни одного бага, вылета или сломанного скрипта, так что вряд ли нас ждёт засилье экстренных заплаток. Фоновая музыка не перетягивает внимание на себя и лишь слегка подчёркивает депрессивные настроения в городе. О визуальной части же толком сказать нечего — такую картинку мы могли созерцать ещё десятилетие назад, но и уродливой её назвать сложно.
Обнаружена биологическая угроза
В отличие от прошлогодней поделки Cyanide Studio, в The Sinking City больший акцент на стрельбу. Если первую треть можно худо-бедно отбиваться от врагов сапёрной лопаткой, — чудовища слабые и хилые, встречаются редко, — то ближе к середине без помощи свинца не обойтись. О прятках забудьте сразу и больше не спрашивайте — всё-таки играем за бывшего вояку, а не остолопа с видеокамерой.
При создании боёвки Frogwares наверняка вдохновлялись серией Resident Evil: патроны в дефиците, инвентарь не резиновый, у монстров есть уязвимые места, разве что герой двигается не настолько неуклюже, да стволов за пазухой Рид может носить сколько угодно, а их тут немало, как для не-совсем-шутера: пистолет, револьвер, дробовик, винтовка и пистолет-пулемёт. А ещё есть гранаты, зажигательная смесь и капкан.
Чего в «Обители зла» не было, так это шкалы… э-э… ясности ума. Она расходуется, когда Всеволод входит в режим внутреннего взора и сталкивается там с паранормальными явлениями (например, отпирая скрытые проходы), а также в окружении чудовищ или при виде чего-то жуткого.
По мере расставания с рассудком картинка искажается и обесцвечивается, а сыщика начинают преследовать страшные видения. Если своевременно не спрятаться от источника «возбуждения» или не вколоть себе нейролептики, на героя даже нападут фантомные твари, наносящие вполне осязаемый урон. А вот окончательно сбрендить не выйдет — беднягу чуток полихорадит, «орлиное зрение» будет временно недоступно, но потом шкала шустро восстановится. Телесные же раны лечатся аптечками.
За успехи в расследованиях и убиение бестий герой получает опыт, а вместе с ним и очки навыков. Есть три группы улучшений, в каждой ещё по две ветки. Мы вольны повысить живучесть и устойчивость к безумию, а также поражающую способность определённого оружия, увеличить место для хранения патронов и ресурсов и даже получить шанс сэкономить материалы при создании предметов. Поскольку в закрытых зонах твари возрождаются, изучить вообще всё не составит труда.
Ах да, Всеволод — на все руки мастер. Он с лёгкостью набьёт порох в гильзу, спускаясь по ступеньках и попутно стряхивая со штанины мутировавшую собачонку. Создавать прямо на лету можно всё, от патронов до медикаментов, ну, а составляющие в достатке разбросаны по сундукам и шкафчикам.
Приятно удивило отсутствие собирательства и каких-либо накопительных активностей — игры такого плана ведь так любят пичкать то плакатами розыска с лицами разработчиков, то разбросанной повсюду киноплёнкой. Для «платины» достаточно завершить все основные и часть второстепенных дел с разными исходами, да не пропускать необязательные разговоры. Даже собирать все на свете улики никто не просит.
Поскольку на ПК игра вышла в Вашем Любимом Магазине, ни достижений, ни облака она сейчас не поддерживает. Увлечься можно разве что сбором костюмов — они открываются по сюжету и за некоторые побочные дела. Очень жаль, что в The Sinking City не отображается статистика по принятым решениям со всего мира (подобно «Шерлокам» и Detroit: Become Human), но, если что, это не вина платформы.
Заключение
До культовой Dark Corners of the Earth игра всё-таки не дотягивает — очень уж она размеренная и ровная, лишённая по-настоящему ярких эпизодов вроде панического побега из гостиницы от вооружённых рыболюдей или схваток с древними исполинами. Но это не мешает мне назвать The Sinking City одним из лучших высказываний на тему лавкрафтовских ужасов. Здесь есть всё, чтобы считаться таковым.
Тонущий городок — кладезь будоражащих и запутанных историй, где из раза в раз вы будете испытывать вину за принятые решения, метаться между долгом и милосердием, эмоциями и холодным расчётом. Очень редкие ощущения, чтобы преуменьшать их значимость. Искренне верю, что однажды Frogwares создадут шедевр, если обуздают амбиции и не станут замахиваться на непосильное.
Оценка: 7.7 («Хорошо»).
Выражаем благодарность:
- Компании «Бука» за предоставленный для игры ключ.
Полный текст статьи читайте на overclockers.ru