Сверхширокоугольный полнокадровый зум Nikkor Z 14-24mm f/2.8 S: мастер своего дела

В августе 2007 г. компания Nikon анонсировала весьма удачный объектив Nikon AF-S Nikkor 14–24mm f/2.8G ED для зеркальных камер, а в январе 2019 г. — беззеркальный аналог Nikkor Z 14–30mm F4 S (см. наш обзор). Осенью минувшего года настал черед нашего героя.

Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S
Дата анонса 16 сентября 2020 г.
Тип сверхширокоугольный зум-объектив
Информация на сайте производителя nikon.ru
Цена в фирменном магазине 199 990 рублей

Мы исследуем возможности нового светосильного «суперширика» и начнем, как это принято, со спецификаций.

Технические характеристики

Приводим данные производителя, опубликованные на сайте nikon.ru.

Полное наименование Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S
Байонет Nikon Z
Фокусное расстояние 14—24 мм
Максимальное значение диафрагмы f/2,8
Минимальное значение диафрагмы f/22
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 16 элементов в 11 группах, включая 4 элемента из сверхнизкодисперсионного стекла (ED) и 3 асферические линзы
Фокусировка внутренняя, без удлинения тубуса
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) 0,28 м
Угол обзора 114°—84°
Максимальное увеличение 0,13× (при ФР 24 мм)
Привод автофокуса шаговый двигатель
Диаметр светофильтров ∅82 мм
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅89/124 мм
Вес 650 г
Розничные предложения

Из характеристик нам более всего импонируют, разумеется, светосила, 9-лепестковая диафрагма со скругленными ламелями, а также довольно привлекательная МДФ 28 см. При учете длины тубуса 124 мм это означает, что объект съемки можно поместить на расстоянии менее 17 см от выступающей оправы передней линзы. Возможность использования светофильтров, вворачиваемых спереди — уникальное качество, оно не встречается у конкурентов.

Конструкция

Производитель не стал улучшать давно созданный Nikon AF-S Nikkor 14–24mm f/2.8G ED для зеркальных камер и адаптировать его к беззеркальному байонету — напротив, новинка была спроектирована практически «с нуля». Это касается не только традиционных нововведений в управлении, но и особенностей оптической схемы нашего героя.

Более узкое кольцо наводки на резкость расположено ближе к передней линзе, более широкое кольцо трансфокации помещается следующим, а третий орган управления — функциональное кольцо, атрибут беззеркальных объективов Nikkor Z — у байонетного крепления. С помощью последнего можно управлять диафрагмой, выдержкой, ISO и экспокоррекцией. Нужные опции активируются в меню камеры.

Как и у других высококачественных и дорогих оптических инструментов для беззеркального байонета Nikon, у Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S имеется информационный дисплей, который позволяет контролировать разные параметры при повторных нажатиях на кнопку Disp, расположенную слева.

Значение диафрагмы

Дистанция фокусировки

Разбег шкалы дистанций очень короткий и особой важности на практике не имеет. Указателей глубины резкости нет, хотя это значительно важнее при фотосъемке, чем дистанция фокусировки.

Фокусное расстояние

На левой стороне Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S видны функциональная кнопка, которую можно запрограммировать согласно предпочтениям пользователя, и переключатель режимов фокусировки (авто/ручная).

Передняя линза — большого диаметра и значительно выступает вперед. Это обусловлено особой формой переднего оптического элемента в объективе со сверхшироким максимальным углом обзора 114° (при ФР 14 мм) и высокой светосилой F2,8.

Бленды для Nikon Z 14–24mm f/2.8 S: HB-96 (слева) и HB-97 (справа)

В комплекте с Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S поставляются две бленды: обычная, HB-96, которая служит для механической защиты передней линзы, и более крупная, HB-97, в которую можно вворачивать светофильтры диаметром 112 мм. Ни первая, ни вторая не могут хоть сколько-нибудь эффективно предохранять от боковой засветки — это типично для сверхширокоугольных объективов.

Фланец байонета металлический, тщательно отшлифованный и механически весьма надежный. На фото, представленном выше, помимо байонетного крепления и контактной группы видна также рамка-держатель для желатиновых фильтров. Несмотря на их невысокую популярность, это расширяет возможности объектива и предоставляет фотографу еще одну «степень свободы». Диафрагменное кольцо при выраженном диафрагмировании имеет вид не круга, а девятиугольника. Но благодаря этому можно надеяться на то, что при F8 и менее объектив умеет рисовать красивые лучики вокруг солнца и искусственных источников света.

Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S на камере Nikon Z 7II

Оптическая схема

Комбинация оптических элементов у Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S довольно сложная. Она включает 16 линз, объединенных в 11 групп. На диаграмме, приведенной ниже, желтым маркированы четыре сверхнизкодисперсионных элемента, которые теоретически позволяют более эффективно бороться с хроматическими аберрациями, а голубым — три асферических, применение которых дает возможность повысить резкостные характеристики оптической системы.

Оптическая схема Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S (данные производителя)

На поверхности некоторых стекол нанесены фирменные покрытия Nano Crystal Coat и Arneo. Эти технологические усовершенствования, по мнению производителя, должны серьезно улучшить свойства объектива.

Фильтрующий эффект покрытия Arneo (рис. производителя)

Arneo отличается избирательным подавлением паразитных отражений в виде наиболее длинных волн видимого спектра (красный свет), что компенсирует традиционный недостаток обычного противобликового покрытия SIC (Super Integrated Coating).

Уменьшение паразитных отражений покрытием Arneo (рис. производителя)

По замыслу разработчиков, это дает возможность более эффективно бороться с образованием бликов («зайцев»), часто портящих снимки, сделанные в контровом свете.

MTF (частотно-контрастная характеристика)

На англоязычном сайте производитель публикует графики MTF объектива Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S. Красным представлены кривые с разрешением 10 линий/мм, синим — 30 линий/мм. Сплошные линии — для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M). Подробнее о трактовке частотно-контрастной характеристики см. на imaging.nikon.com. Напомним, что в идеале кривые должны стремиться наверх, быть максимально пологими и содержать минимум изгибов.

Частотно-контрастная характеристика Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S (данные производителя)

Как видно на диаграммах, при максимальном раскрытии разрешение в центре кадра предпочтительнее при ФР 24 мм, но на периферии кадра оно при этом падает значительнее и быстрее, чем при 14 мм.

Лабораторные испытания

Тестирование объектива в лаборатории проводилось в связке с камерой Nikon Z 7II по нашей методике.

14 мм

Разрешающая способность для широкоугольного объектива очень высокая и довольно стабильная — в среднем на уровне 87% в центре кадра и около 75% на краю вплоть до F10. Разброс между краем и центром кадра не слишком существенный для широкого угла.

Хроматические аберрации отсутствуют. Заметна бочкообразная дисторсия.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

18 мм

В среднем положении разрешение немного падает и стабилизируется на уровне 82% в центре кадра и на периферии во всем диапазоне диафрагмирования до F10. Разрешение достаточно высокое для широкого угла.

Хроматические аберрации отсутствуют. Дисторсия сохраняется.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

24 мм

На длинном конце разрешение еще немного проседает до уровня 80% по всему полю кадра. В целом разрешение объектива довольно высокое, и для широкоугольного зума результат очень хорош.

Хроматические аберрации отсутствуют. Дисторсия сохраняется.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Практическая фотосъемка

В реальных жизненных условиях мы фотографировали объективом Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S в связке с камерой Nikon Z 7II. Перед началом съемки, по традиции, устанавливали следующие наиболее востребованные режимы и параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации SDXC SanDisk Extreme Pro 128 ГБ одновременно в JPEG- и RAW-файлах 14 бит без сжатия. Последние позже подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW последней доступной версии и сохранению в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией. В отдельных случаях в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Общие впечатления

Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S уникален в плане возможностей использования светофильтров. Их три: фильтры диаметром 82 мм вворачиваются в оправу передней линзы, фильтры диаметром 112 мм — в бленду HB-97, а позади задней линзы имеется еще и держатель для гелевых фильтров.

Дисплей на объективе удобен при практической съемке как дополнительный источник информации, но яркость его подсветки не регулируется автоматически в соответствии с окружающим освещением. Ее можно изменить вручную, но приходится производить подобные манипуляции постоянно, поскольку яркость оказывается либо слишком мала (на ярком солнце), либо слишком велика (в полутемном интерьере).

Качество изображения

ФР 14 мм обеспечивает намного больший угол обзора, чем 24 мм, привычные нам по минимальному фокусному расстоянию стандартного диапазона зумирования 24—70 мм и 24—105 мм. Первая пара фото, представленных ниже, сделана при F8, 1/250 c, ISO 100, вторая — при F8, 1/320 c, ISO 64. Все снимки — JPEG из камеры без обработки.

24 мм 14 мм

Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S позволяет отображать действительность с высокой ответственностью за результат, но его возможности оказываются несколько ниже разрешения сенсора камеры Nikon Z 7II, хотя без специальных тестов определить это невозможно. Детализация на фотографиях весьма высокая.

Питер Брейгель Младший. «Богач и льстецы».
ФР 24 мм; F2,8; 1/25 c; ISO 280.

Отличное качество изображения с проработкой мельчайших деталей даже на полном раскрытии диафрагмы создает возможность использовать объектив при репродуцировании.

ФР 14 мм; F8; 1/500 c; ISO 64

Конечно, на периферии кадра и особенно в его дальних углах заметно снижение резкости, тем более при значительном раскрытии диафрагмы, но это следует отнести к непреодолимым особенностям сверхширокоугольных объективов с компенсацией дисторсии и выпрямленной геометрией.

Если в камере активирована коррекция виньетирования, дифракции и геометрических искажений, то записываемые файлы JPEG будут полностью избавлены от соответствующих недостатков.

Однако при обработке RAW-файлов можно увидеть и небольшую бочкообразную дисторсию, и выраженное виньетирование, особенно на открытой диафрагме. Пара фото ниже сделаны проявкой одного файла RAW, который был снят при ФР 14 мм, F4, 1/15 с, ISO 250 с последующей записью в JPEG с минимальной компрессией…

JPEG из RAW без приложения профиля

Без приложения профиля видим бочкообразную дисторсию и виньетирование.

JPEG из RAW с приложением профиля

При приложении профиля объектива в Adobe Camera RAW эти дефекты полностью нивелируются.

Цветопередача при искусственном освещении достаточно правильная и точная. Nikkor Z 14–24mm f/2.8 S лишен каких бы то ни было предпочтений в плане колоризации картинки, и автоматический баланс белого в камере при работе с ним почти всегда адекватно отвечает ожиданиям фотографа.

ФР 24 мм; F2,8; 1/25 c; ISO 2000. JPEG из камеры без обработки

Удачная структура изображения, отличная детализация и хороший микроконтраст позволяют с успехом снимать архитектурные композиции даже в условиях сложного освещения с большим перепадом яркостей.

ФР 14 мм; F11; 1/125 c; ISO 64. JPEG из камеры без обработки

Проработка полутонов получается на отлично и не требует специального вытягивания теней и ослабления светов.

ФР 24 мм; F4; 1/800 c; ISO 100. JPEG из камеры без обработки

ФР 14 мм; F4; 1/1000 c; ISO 100. JPEG из камеры без обработки

Перейдем к более детальному исследованию свойств нашего героя при разных фокусных расстояниях и значениях диафрагмы. Все снимки представляют собой JPEG из камеры без постобработки.

Фокусное расстояние 14 мм:

В широкоугольном положении объектив демонстрирует высокую резкость даже при полном раскрытии. Разумеется, она снижается в удаленных углах, но это, на наш взгляд, все равно дает возможность получать вполне пригодные по качеству снимки. При F4—F5,6 детализация и резкость возрастают, причем сильнее это заметно на периферии кадра. При F8 резкость достигает максимума, но разница между центром кадра и его периферией сохраняется. При F16 становится заметным пагубное влияние дифракции. Хроматические аберрации практически отсутствуют.

Фокусное расстояние 18 мм:

Центральная резкость весьма высока даже при F2,8. Она достигает максимума при F5,6—F8, а далее понижается из-за дифракции. Периферийная резкость при максимальном раскрытии заметно страдает, но заметно улучшается при F5,6, при F8 достигает максимума, а при F16—F22 понижается из-за дифракции.

Фокусное расстояние 24 мм:

Отличная резкость в центре обращает на себя внимание уже при F2,8, но на периферии кадра она заметно страдает. При F4—F5,6 резкость возрастает как в центре, так и на периферии и достигает максимума по всему полю при F8. При этом значении диафрагмы разрыв между центром и углами сильно сокращается, но не исчезает. Влияние дифракции начинает сказываться уже при F11. Хроматические аберрации и виньетирование не определяются.

Размытие зоны нерезкости (бокэ)

Сверхширокоугольные объективы традиционно не в состоянии рисовать приятное бокэ, и причина этого очевидна: все технологические ухищрения в таких оптических инструментах направлены на максимальное повышение их резкостных характеристик, и в оптические схемы для этой цели включено несколько асферических линз. А между эффектом последних и способностью рисовать приятное размытия зоны нерезкости существует почти неразрешимое противоречие, иногда именуемое «конфликтом качеств». Выигрывая в резкости, объектив проигрывает в рисунке бокэ — и наоборот.

Однако достаточно высокая светосила и малая МДФ Nikon Z Nikkor 14–24mm f/2.8 S побуждают нас проверить, на что можно рассчитывать в этом плане.

ФР 24 мм; F2,8; 1/2500 c; ISO 64

ФР 24 мм; F2,8; 1/250 c; ISO 64

ФР 24 мм; F8; 1/60 c; ISO 100

Бокэ выглядит, прямо скажем, не слишком привлекательным, поэтому говорить о высоком качестве размытия зон нерезкости неуместно. В лучшем случае можно использовать слово «приемлемое».

Лучистость

Способность рисовать красивые лучики от источников света достаточно востребована на практике. Однако диафрагменный механизм со скругленными ламелями противостоит этому. Впрочем, мы отметили выше, что при сильном диафрагмировании просвет диафрагменного кольца выглядит не как круг, а как девятиугольник. Оценим, что это означает на практике.

Первые следы лучей появляются при F5,6. Затем их структура усиливается вплоть до F22, но уже при F11 вылезают хорошо заметные «зайцы», то есть рефлексы с поверхностей линз. Тем не менее, при F8—F11 вполне можно рассчитывать на удачные лучики от солнца.

Галерея

Тестовые снимки, вошедшие в настоящий обзор и оставшиеся за его рамками, можно посмотреть в галерее, где они собраны без подписей и комментариев. Данные Exif доступны при загрузке изображений по отдельности.

Итог

Новый светосильный сверхширокоугольный зум для беззеркальных камер Nikon Z — настоящий мастер своего дела. По качеству изображения он несомненно превосходит легендарный аналог для зеркальной системы Nikon F и создает изображение с высокой резкостью и детализацией в центре кадра даже при полном раскрытии. В наиболее удаленных углах снимков детализация несколько ниже при F2,8—F5,6, но при F8 разница между центром и периферией почти полностью нивелируется. Небольшая бочкообразная дисторсия и виньетирование, которые можно обнаружить на некорректированных RAW-снимках, исчезает на внутрикамерных JPEG, если активировать опции коррекции в меню камеры. А чтобы избавиться от них при постобработке, следует использовать соответствующий профиль объектива в «проявщике». На сегодняшний день это единственный сверхширокоугольный зум диапазона 12/14—24 мм, который позволяет использовать светофильтры с резьбой 82 мм без бленды или 112 мм с надетой блендой. У нас не остается сомнений в том, что Nikon удалось создать высококлассный оптический инструмент, который по достоинству оценят профессионалы и энтузиасты фотографии.

Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру

Полный текст статьи читайте на iXBT