Шлем виртуальной реальности Homido: доступный способ приобщения к VR
Доступный способ приобщения к VR
Шлемы виртуальной реальности стали одним из главных IT-трендов года. На нескольких выставках были показаны прототипы Sony PlayStation VR (ранее известного как Project Morpheus) и HTC Vive VR, Samsung обновила свой шлем Gear VR, анонсирован Microsoft HoloLens, а вокруг Oculus Rift (этот проект, собственно, и породил интерес к VR-шлемам) было множество слухов в связи с грядущим выходом коммерческой версии (она намечена на начало 2016 года). И хотя VR-шлемы до сих пор воспринимаются как что-то футуристическое, на самом деле устройства из этой сферы уже вполне доступны — в том числе и в российской рознице. Сегодня мы познакомимся с VR-шлемом Homido — одним из самых доступных устройств в этой категории.
Прежде чем перейти непосредственно к герою обзора, давайте разберемся в том, какие типы VR-шлемов сегодня существуют. Понятно, что рынок только формируется, и все еще может измениться, но пока очевидно разделение на две категории: шлемы-компьютеры, которые можно использовать без дополнительных устройств, и шлемы, требующие вставлять в них смартфон. К первым относятся Oculus Rift, PlayStation VR и HTC Vive VR. Это весьма дорогие устройства, представляющие собой целый комплекс аппаратных и программных элементов, созданных специально для данной модели.
Вторую категорию составляют куда более простые устройства, в диапазоне от самосборного Google Cardboard (это картонная конструкция со вставленными в нее пластиковыми линзами — теоретически, такую штуку можно сделать в домашних условиях из подручных материалов) до Samsung Gear VR (здесь уже используются более серьезные материалы, а главное — есть элементы управления на самом шлеме).
Homido и его конкурент Fibrum попадают во вторую категорию, но занимают промежуточное положение и по функциональности/дизайну, и, разумеется, по цене между копеечным Google Cardboard и недешевым Samsung Gear VR.
На Западе шлем Homido появился в продаже во второй половине 2014 года. С лета 2015-го его продает у нас компания «Видеосвидетель», которая озаботилась выпуском русскоязычной инструкции и русификацией фирменных приложений. Впрочем, не будем забегать вперед и изучим новинку по порядку.
Комплектация
Шлем виртуальной реальности Homido VR приехал к нам в компактной картонной коробке, на которой можно было найти достаточно подробную информацию об устройстве, причем на русском языке.
Внутри коробки располагается обтянутый тканью футляр на молнии — для удобного хранения и перевозки Homido VR. Радует, что несмотря на относительно небольшую цену шлема на таких вещах экономить не стали.
Внутри коробки — сам шлем, очищающая салфетка, информационная листовка, руководство пользователя на русском языке, три пары держателей линз (на фото ниже одна пара находится в самом шлеме, еще две пары — выложены рядом), сменная поролоновая насадка.
Зачем нужно столько пар держателей для линз? Затем, что они имеют разный размер и рассчитаны на людей с разным зрением: то есть если у вас дальнозоркость и близорукость, вам имеет смысл попробовать один из этих вариантов. Что касается поролоновой накладки (она примыкает к лицу пользователя, когда шлем надет) — здесь, видимо, это сделано просто на всякий случай.
В общем, комплектация прекрасная и содержащая все необходимое плюс приятные дополнения.
Дизайн
Сам шлем представляет собой пластиковую конструкцию с двумя линзами внутри, прорезиненным ремнем для закрепления на голове и уже описанной насадкой, обеспечивающей мягкое прилегание шлема к лицу.
Внешний вид шлема менее эффектный, чем у Sony PlayStation VR, но, на самом деле, по этому параметру оценивать устройство бессмысленно, поскольку во время пользования человеку, надевшему шлем, абсолютно безразлично, как он выглядит, ну, а со стороны это смогут увидеть, очевидно, лишь родственники и близкие друзья.
Куда важнее — удобство и настраиваемость под конкретного пользователя. И здесь у Homido VR все в порядке: помимо уже описанных насадок для линз, позволяющих приблизить или удалить их от глаз пользователя, в шлеме можно регулировавать длину ремней, с помощью которых шлем закрепляется на голове, расстояние между линзами и глазами пользователя и расстояние между самими линзами. Для этого предусмотрены ребристые красные колесики по бокам и сверху.
Спереди у шлема — пластиковый зажим для смартфона. Просто вставляем под него смартфон с диагональю от 4 до 5,7 дюймов, располагаем его так, чтобы он был примерно по центру — и можно начинать погружение в виртуальную реальность. Совместимость со множеством устройств (собственно говоря, под требования подходит почти любой современный смартфон) — это большой плюс Homido VR по сравнению с протестированным нами ранее Samsung Gear VR, который был совместим только с Samsung Galaxy Note 4. На фото ниже можно увидеть iPhone 6, вставленный в шлем.
Извлекается смартфон так же просто, как вставляется: никаких защелок здесь нет. При этом, ощущения ненадежности и риска, что смартфон выпадет из шлема, тоже нет. Мы специально попробовали сильно потрясти шлем, в том числе и повернув его набок. Смартфон не сдвинулся ни на миллиметр! То есть зажим действительно сильный.
Если мы заглянем во внутреннюю часть шлема, то увидим там линзы, расположенные в силиконовых креплениях, и механизм, позволяющий линзами двигаться друг с другу или друг от друга, в зависимости от того, в какую сторону вы крутите верхнее колесико.
Подчеркнем, что все здесь реализовано чисто механически, то есть никакой электроники в шлеме нет вовсе — в отличие от шлемов Samsung и Sony, не говоря уже об Oculus, который представляет собой целый компьютер. Здесь отсутствуют какие-либо элементы навигации (как, например, кнопка «Назад» или сенсорная панель в Samsung Gear VR), и все управление осуществляется с помощью смартфона. Фактически, Homido VR создан по той же концепции, что и Google Cardboard, с той только разницей, что здесь ничего не надо самостоятельно собирать, компоненты и сама конструкция куда более надежны, на голове пользователя сидит это удобнее и есть возможность индивидуальной настройки под физиологию конкретного пользователя (это не только само зрение, но и размер головы, расстояние между глаз и т. п.).
Приложения для работы со шлемом
Итак, все взаимодействие со шлемом осуществляется через смартфон, поэтому на первый план выходят мобильные приложения, позволяющие просматривать 3D-видео, искать подходящие игры и прочий VR-контент. У Homido таких приложений два: Homido Center и Homido Player. Мы сейчас подробно рассмотрим их, но прежде следует оговориться: с тем же успехом на шлеме Homido (точнее, на смартфоне, вставленном в шлем) можно использовать и любые другие приложения — например, разработанные для Google Cardboard или Fibrum, равно как и наоборот: с Google Cardboard можно использовать приложения Homido. Никакой проверки на соответствие аппаратного и программного обеспечения здесь нет и быть не может, поскольку, напомним, все эти шлемы лишены электронной начинки и весьма универсальны в плане совместимости (то есть она ограничена только физическими размерами смартфона и его экрана).
Разумеется, для энтузиастов это открывает огромный простор, потому что можно свободно работать с любым ПО и контентом, пробовать, экспериментировать… Но в этом же кроется и проблема: специально под Homido мало кто будет разрабатывать, и выбор решений, которые заведомо безупречно работают, невелик.
Homido Center
Итак, начнем с Homido Center. Это каталог приложений и веб-контента для VR-шлемов. Homido Center доступен бесплатно на Android и iOS, интерфейс практически не отличается, но вот набор приложений в каталоге, естественно, разный.
На главном экране мы видим набор рекомендованных приложений. В основном это простенькие игры или демо-сцены, позволяющие почувствовать специфику VR. Управление в этих играх осуществляется поворотами головы. Самый простой пример — аркада, в которой мы несемся по коридору, уклоняясь от препятствий и собирая монетки. Очень непростое и захватывающее действо, несмотря на всю примитивность картинки. Также есть игры, где присутствует виртуальный прицел — его надо направлять опять-таки поворотами головы на определенные объекты. Например, в игре Moorente над вами летают утки, которых надо отстреливать с помощью такого прицела.
Для того, чтобы посмотреть все доступные приложения для шлема, надо нажать на кнопку меню в левом верхнем углу и в открывшемся списке выбрать любой пункт из категории «Приложения».
Здесь особенно интересен пункт «Категории», в котором перечислены, кажется, все возможные типы VR-приложений, так что если вы только начинаете знакомство с VR-шлемом, имеет смысл зайти сюда просто для представления о том, что же может быть в принципе.
Или же можно просто выбрать список новых либо рекомендованных приложений. В любом открытом вами наборе приложений будет доступна также и настройка сортировки. Можно отсортировать по платности/бесплатности, дате выхода, по названию (алфавитный порядок). Подчеркнем, что Homido Center — это не магазин приложений, а удобный каталог, поэтому после нажатия на выбранное приложение вы перейдете в Apple App Store / Google Play Store, где уже сможете скачать соответствующее приложение.
Вторая большая рубрика Homido Center — »360°/3D фото и видео». В ней мы найдем, соответственно, фотографии и видео, сделанные для просмотра в шлеме.
3D-фото (то есть стереофото) и 3D-видео — с этим все понятно. Что касается 360-градусных фото/видео — это куда интереснее, поскольку позволяет вам действительно почувствовать себя внутри виртуальной реальности. Заметим, однако, что весь этот контент — не в самом Homido Center, а в интернете. В частности, при нажатии на превью любого 360-градусного фото, мы просто попадаем на сайт 360cities.net, где уже открывается соответствующая фотография (чтобы исчезла строка браузера, достаточно повернуть смартфон горизонтально).
А вот для просмотра видео вам понадобится, помимо интернета, второе приложение Homido — оно называется Homido Player.
Homido Player и просмотр 3D-фильмов
Главная задача этого приложения — помочь пользователю воспроизводить видео для шлема, автоматически разделяя изображение на две части и превращая его в стереопару. Видео может быть взято из YouTube/Vimeo, или же можно найти и скачать нужный контент самостоятельно. Собственно, в главном меню приложения пункт Video Player относится как раз к воспроизведению локальных файлов, а Internet Browser — к онлайн-видео. В закладках есть несколько ссылок (в том числе на 360-градусные видео на YouTube), но с тем же успехом вы можете вбить в адресную строку браузера и любой другой источник.
Отметим, что в зависимости от конкретного видео вам, возможно, придется немного подстраивать положение линз в шлеме — и здесь мы отмечаем большой плюс Homido по сравнению с Google Cardboard и Fibrum, поскольку у Homido есть такая возможность, а у шлемов Google и Fibrum — нет. По нашему опыту могу сказать, что даже после подстройки далеко не все видео удалось посмотреть нормально, то есть без двоения (вертикального или горизонтального). Однако здесь, видимо, сказывается отсутствие единых стандартов, которые и производителям шлемов, и создателям контента еще предстоит выработать.
Одно из главных предназначений Homido Player — просмотр 3D-фильмов в шлеме. Причем, эффект 3D будет действительно очень хорошо ощущаться — едва ли не лучше, чем в кинотеатре, потому что расстояние между вашими глазами и картинкой здесь меньше. Но в конечном счете впечатление все равно получается хуже. И проблема не только в быстрой утомляемости (в шлеме не рекомедуется находиться долго).
Прежде всего, непросто будет найти контент. Для просмотра вам понадобятся видео, сделанные как полная горизонтальная стереопара (можно искать также Full Side by Side, SBS). Скажем прямо: легально приобрести фильмы в этом формате мало где можно. То есть пока нет такого интернет-магазина, в котором можно было бы найти новые фильмы в этом формате. Но, допустим, вы нашли подходящее видео. Запускаете его на смартфоне, вставляете смартфон в шлем и… видите сетку пикселей, блеклые цветы, отсутствие деталей… Картинка почти наверняка вас разочарует. И это вина не шлема как такового, а исходного видео и смартфона, разрешение которых недостаточное для просмотра так близко к глазам.
В меньшей степени это почувствуют обладатели смартфонов с экраном 2560×1600 — при условии, что они найдут видео близкого разрешения, но таких устройств сейчас совсем немного, да и видео — тоже. Но даже смартфона с экраном класса Full HD будет недостаточно для того, чтобы не обращать внимание на недостатки картинки.
В целом, использование VR-шлемов в качестве домашнего кинотеатра пока представляется, скорее, разовым аттракционом, нежели возможностью, которая действительно может быть регулярно востребована. Ситуация начнет меняться, когда разрешение 2560×1600 и больше станет доминирующим у смартфонов, а также когда появятся полноценные популярные магазины с качественным видеоконтентом для шлемов VR. В том, что и то, и другое произойдет, сомневаться не приходится. Но это
Полный текст статьи читайте на iXBT