Железный цех №25. Главные компьютерные новинки и события ноября 2015

Хорошие новости для поклонников AMD. У «красных» наметилась положительная динамика в сегменте дискретной графики. Так, эксперты из Jon Peddie Research подсчитали, какими долями владеют ведущие производителя. На сегодняшний день на рынке присутствуют четыре компании: AMD, NVIDIA, Matrox и S3. Последние две, впрочем, имеют крошечное влияние на индустрию. Так что в третьем квартале этого года рынок дискретной графики поделился следующим образом: 81,1% у «зеленых» и 18,8% — у «красных». Цифры говорят сами за себя, но у AMD при всем превосходстве NVIDIA есть повод для радости: в сравнении с прошлым кварталом было отыграно 0,8% рынка. Правда, в третьем квартале прошлого года рынок делился следующим образом: 71,5% у «зеленых» и 28,4% — у «красных». Получается, что за год AMD потеряла ни много ни мало 10% доли рынка. Тем не менее, наметившаяся за последнее время положительная динамика позволяет рассчитывать, что компания отыграет упущенные позиции в 2016 году.

Железный цех №25. Главные компьютерные новинки и события ноября 2015
Железный цех №25. Главные компьютерные новинки и события ноября 2015

Снижение цен на видеокарты

Все действия AMD направлены на увеличение доли на рынке, а также на получение хоть какой-нибудь прибыли. 19 ноября компания представила видеокарту Radeon R9 380X. О ней мы поговорим чуть позже. Плюс компания в канун традиционных предновогодних распродаж снизила рекомендуемую стоимость практически на все актуальные дискретные адаптеры.

Название ускорителя

Было

Стало

AMD Radeon R9 Fury X

$649

$589

AMD Radeon R9 Fury

$549

$499

AMD Radeon R9 NANO

$649

$569

AMD Radeon R9 390X

$429

$379

AMD Radeon R9 390

$329

$279

AMD Radeon R9 380X

$229/239

AMD Radeon R9 380

$199/225

$169/179

На данный момент новые цены актуальны только для США. Когда произойдёт удешевление в России и произойдет ли оно вообще — пока неизвестно.

Активные действия «красных» заставили и NVIDIA снизить стоимость на ряд актуальных игровых ускорителей. Конкуренция — это так прекрасно! Остается только узнать, являются ли подобные акты «невиданной щедрости» локальными и распространятся ли они на нашу страну.

Название ускорителя

Было

Стало

NVIDIA GeForce GTX 980 Ti

$649

$559

NVIDIA GeForce GTX 980

$499

$409

NVIDIA GeForce GTX 970

$329

$259

NVIDIA GeForce GTX 960

$199

$149

NVIDIA GeForce GTX 950

$159

$129

AMD Radeon R9 380X

Видеокарту Radeon R9 380X ждали еще в прошлом году. Только под другим названием. Видимо, складские помещения ритейлеров все еще были под завязку забиты Radeon R9 280X, так что новинка вышла лишь в ноябре. Технические характеристики — ниже.

AMD Radeon R9 380X

AMD Radeon R9 280X

AMD Radeon HD 7970

NVIDIA GeForce GTX 960

Название процессора

Antigua XT

Tahiti XTL

Tahiti XT

GM206

Техпроцесс

28 нм

28 нм

28 нм

28 нм

Частота процессора

970 МГц

1000 МГц

925 МГц

1126 (1178) МГц

Число потоковых процессоров

2048

2048

2048

1024

Число текстурных блоков

128

128

128

64

Число блоков растеризации

32

32

32

32

Память

GDDR5, 4 Гбайт

GDDR5, 3 Гбайт

GDDR5, 3 Гбайт

GDDR5, 2/4 Гбайт

Шина

256 бит

384 бит

384 бит

128 бит

Частота памяти

1425 (5700) МГц

1500 (6000) МГц

1375 (5500) МГц

1753 (7010) МГц

Максимальное энергопотребление видеокарты

190 Вт

250 Вт

250 Вт

120 Вт

Видеовыходы

2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort

2x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort

1x DVI, 1x HDMI, 2x Mini- DisplayPort

1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort

Рекомендованная стоимость на момент выхода устройства

$230

$299

$350

$200 (для версии с 2 Гбайт памяти)

Фактическая стоимость

18 500 руб.

16 500 руб.

N/A

15 000 руб. — за разогнанную версию с 2 Гбайт памяти

17 500 — за разогнанную версию с 4 Гбайт памяти

XFX Radeon R9 380X
XFX Radeon R9 380X

Основа видеокарты — графический чип Antigua XT. По своим характеристикам он очень похож на процессор Tahiti. Следовательно, ждать серьезного скачка производительности не приходится. Собственно говоря, наш обзор расставил все точки над «i». Карта действительно равна по производительности Radeon R9 280X, но она оснащена 4 Гбайт памяти стандарта GDDR5. Такой объем очень даже пригодится. Современные игры становятся все требовательнее и требовательнее. При этом Radeon R9 380X уверенно опережает GeForce GTX 960 и слегка обгоняет Radeon R9 380. В принципе, за рекомендованные 230 долларов США — это отличное решение для гейминга в разрешении Full HD. Вот только у меня есть реальные опасения, что в России новинку по такой цене не купишь. По крайней мере, в ближайшие месяцы.

Производительность AMD Radeon R9 380X в играх
Производительность AMD Radeon R9 380X в играх

Radeon Software Crimson

Анонс Radeon R9 380X стал далеко не самым важным событием этого месяца. Дело в том, что AMD решила полностью сменить программную составляющую для своих видеокарт и APU. Да, Catalyst Control Center (CCC), просуществовавший ни много ни мало 13 лет, уходит в прошлое. На его смену пришла программная платформа Radeon Software Crimson. По сути, это первое серьезное детище только-только образованного подразделения Radeon Technologies Group (RTG), отвечающего за продвижение компьютерных графических решений AMD.

Radeon Software Crimson
Radeon Software Crimson

Первое, на что обращаешь внимание, — Radeon Software Crimson начал работать заметно быстрее. Основной интерфейс написан на QT. В появившемся меню отображено пять основных вкладок: «Игры», «Видео», «Дисплей», Eyefinity и «Система». Приложение позволяет настраивать профили качества изображения в установленных на компьютере играх. Никуда не делась функция Overdriver. Пользователь по-прежнему может разгонять графический процессор и память прямо в драйвере, а также управлять частотой вращения вентилятора кулера.

Radeon Software Crimson
Radeon Software Crimson

Представленная еще в версии драйвера 15.7 функция Frame Rate Target Control (FRTC) «перекочевала» и в Radeon Software Crimson. Пользователь сам может управлять частотой кадров в играх, работающих с DirectX 9/10/11. Опция позволяет экономить ресурсы видеокарты в не слишком требовательных играх. В результате адаптер меньше греется и шумит. «Красные» на примере игры Rocket League продемонстрировали, что при ограничении уровня FPS до 90 кадров в секунду тестовый стенд с Radeon R9 Fury X (с максимальной потребляемой мощностью 275 Вт) в разрешении Full HD экономил до 114 Вт мощности видеокарты.

Frame Rate Target Control (FRTC)
Frame Rate Target Control (FRTC)

AMD заявила, что новый драйвер заметно увеличивает производительность видеокарт Radeon в играх. А именно, согласно внутреннему тестированию компании, по сравнению с версией 15.7 в Fable Legends наблюдается 20-процентный рост количества кадров, в Call of Duty: Black Ops III — 8-процентный. Заявлено ускорение в таких играх, как Dota 2 и Bioshock Infinite. Некоторые тематические сайты уже проверили это заявление AMD. В ряде случаев прирост производительности действительно присутствует, но он крайне мал.

Увеличение производительности в играх с Radeon Software Crimson
Увеличение производительности в играх с Radeon Software Crimson

«Красные» утверждают, что применяемая программная функция кэширования шейдеров заметно ускоряет скорость загрузки компьютерных игр. Например, встроенный бенчмарк Bioshock Infinite с новым драйвером запускается на 12% быстрее. Некоторые карты в Star Wars: Battlefront загружаются на 34% быстрее.

Была улучшена работа технологии синхронизации кадров FreeSync.

Кэширование шейдеров в Radeon Software Crimson
Кэширование шейдеров в Radeon Software Crimson

Вкладка «Видео» позволяет настраивать яркость, резкость и цветовую насыщенность видеороликов. Появилась поддержка режимов AMD Fluid Motion Video и AMD Steady Video, а также функции апскейлинга Directional Scaling. С ее помощью видео формата Full HD с минимальными потерями растягивается до 4K.

Directional Scaling
Directional Scaling

Отныне AMD планирует чаще обновлять драйвера для видеокарт. В год будет выходить минимум шесть версий программного обеспечения с сертификатом WHQL. Плюс Beta-релизы.

Планы по продвижению Radeon Software Crimson в 2016 году
Планы по продвижению Radeon Software Crimson в 2016 году

Провал Steam Machine

В начале месяца Valve объявила о старте продаж Steam Machine — гибридного игрового компьютера с предустановленной версией SteamOS 2.0. Как таковой эталонной модели нет, однако в своем большинстве партнеры Гейба Ньюэлла представили миниатюрные ПК, внешне схожие с игровыми приставками современности. В комплекте с ним идет специальный геймпад Steam Controller, который, впрочем, всегда можно купить отдельно и подключить к компьютеру.

В ноябре в продажу поступило 11 модификаций Steam Machine от разных производителей. Не обошлось и без небольшого скандала. Такие крупные в США сборщики, как Origin PC и Falcon Northwest, отказались участвовать в кампании Valve. Представители первой отказались от Steam Machine из-за того, что не видят смысла в еще одной операционной системе. По их словам,»обычный ПК с прямой загрузкой в Steam Big Picture и Steam-контроллером уже предлагает безупречный игровой опыт под Windows». Сборщик Falcon Northwest открестился от детища Гейба тем, что у SteamOS есть ограничения по созданию очень мощных комплектаций. В частности, не поддерживается работа нескольких видеокарт и накопителей.

Steam Machine от Alienware
Steam Machine от Alienware

Дальше — больше. Коллеги из Ars Technica протестировали несколько популярных игр в операционных системах Windows 10 и SteamOS. В системе использовался центральный процессор Intel Pentium G3220 и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 660, а также 8 Гбайт оперативной памяти. Результаты оказались, мягко говоря, неутешительными для Valve. В абсолютном большинстве приложений SteamOS работала заметно медленнее. Так, в Portal разница между операционными системами составила 36,5% в пользу Windows 10. При этом для тестирования использовались игры, разработанные в том числе и Valve. Даже они не показали должной оптимизации под SteamOS 2.0. Да и вообще, если верить результатам бенчмарка Geekbench 3, система с Windows 10 работает быстрее: 4691 балл против 4399 баллов.

Сравнение производительности Windows 10 и SteamOS 2.0
Сравнение производительности Windows 10 и SteamOS 2.0

Crysis исполнилось 8 лет!

13 ноября компьютерной игре Crysis исполнилось 8 лет. В 2007 году разработка немецкой компании Crytek (издатель — Electronic Arts) предоставлялась исключительно для ПК, но позже, после оптимизации были выпущены версии для консолей PlayStation 3 и Xbox 360. В итоге Crysis стала своеобразным эталоном компьютерной графики того времени. Да-да, самым настоящим некстгеном. Даже сегодня, спустя 8 лет, Crysis выглядит очень свежо. Особенно на фоне современных «конвейерных поделок».

С коммерческой точки зрения игре пришлось нелегко. Продукт продавался не таким крупным тиражом, на которой рассчитывали в Electronic Arts. Среди компьютерных энтузиастов Crysis называли не игрой, а графическим бенчмарком. Действительно, в 2007 году она предъявляла к компьютеру серьезные системные требования. Как сейчас помню, даже сборки с GeForce 8800 Ultra «захлебывались», выдавая неиграбельный FPS при высоких настройках качества графики. Тем не менее, вскоре вышли вторая и третья части франшизы. В том числе и на консолях. Crysis 3, анонсированная 19 февраля 2013 года, до сих пор способна положить на лопатки даже самые мощные современные игровые видеокарты. И все же с момента появления первого Crysis ничего радикально нового в плане компьютерной графики так и не появилось.

Провалы компьютерных игр в ноябре

Может быть, ничего радикально нового в плане компьютерной графики за последнее время так и не появилось, но системные требования новых компьютерных игр все растут и растут. Растет ли при этом качество графики? Ноябрь, а, точнее, релизы категории ААА показали, что игровая ПК-индустрия находится в глубоком кризисе. За прошедший месяц было представлено три очень крупных продукта: Call of Duty Black Ops III, Fallout 4 и Assassin«s Creed Syndicate. И ко всем этим играм со стороны ПК-геймеров есть огромнейшие претензии.

Fallout 4 в целом не предъявляет к железу серьезных требований. Тем не менее, многие пользователи жалуются на постоянные просадки FPS (читай — фризы). Плюс игра «балует» геймеров невероятным количеством багов. Лично у меня давненько такого не было в современных релизах, чтобы главный герой проваливался сквозь текстуры. Попахивает польскими шутерами, состряпанными на коленке.

Реакция пользователей на новинки ноября
Реакция пользователей на новинки ноября

У Assassin«s Creed Syndicate, у игры, разработчики которой тесно сотрудничают с NVIDIA, вдруг не работает SLI-профиль. При этом с CrossFire в этой игре все прекрасно. Парадокс заключается в том, что очередной Assassin«s Creed обладает очень высокими системными требованиями. Даже видеокарты уровня GeForce GTX 980 Ti не хватает, чтобы играть на максимальных настройках качества графики в разрешении WQHD. Это уже вторая осечка NVIDIA за год. Напомню, что в ПК-версии Batman: Arkham Knight, вышедшей в первой половине этого года, до сих пор нет поддержки SLI. И CrossFire тоже. Игра уже изымалась из продажи в Steam. И только спустя четыре месяца вернулась на прилавки этого игрового сервиса. Никуда не делись и многочисленные тормоза.

Многие игровые журналисты отмечают, что Syndicate в плане графики ни разу не красивее Unity, вышедшего ровно год назад. Как показывает тестирование, видеокарты в Syndicate и Unity нагружаются более-менее одинаково, ведь используется все тот же движок. По-видимому, за год не было проведено никакой работы по оптимизации. Конвейер работает, денежки текут рекой — вот и славненько!

Уже при настройках «Очень высоко» в разрешении Full HD от видеокарты требуется минимум 3 Гбайт памяти. Об это свидетельствуют и официальные системные требования. Неудивительно, что в ноябре NVIDIA отказалась от выпуска версии GeForce GTX 960 c 2 Гбайт памяти. Теперь в продажу пойдут только модификации с удвоенным объемом «мозгов».

Посмотрите, какие качественные текстуры в Call of Duty Black Ops III. Самый настоящий «некстген»!
Посмотрите, какие качественные текстуры в Call of Duty Black Ops III. Самый настоящий «некстген»!

У Batman: Arkham Knight появился очень серьезный конкурент, претендующий на звание самого худшего ПК-релиза этого года. После нескольких минут, проведенных вместе с Call of Duty Black Ops III, у меня сложилось стойкое ощущение, что компьютерной версией не занимались вообще. Тормозит все, что только может. Многие пользователи не смогли ее элементарно запустить — игра зависает в главном меню. А если и не зависает, то геймер сталкивается с постоянными фризами. Коллеги из techpowerup.com определили, что для комфортной игры в Black Ops III недостаточно иметь в своем ПК 12 Гбайт оперативной памяти и видеокарты уровня GeForce GTX 980 Ti стоимостью 650 долларов США. Весь каламбур заключается в том, что игра использует прошлогодний движок, а качество графики находится на очень низком уровне. Что же это получается. Из-за этой «конвейерной поделки» пользователь должен бежать в магазин за новой мощной видеокартой? Нет, не должен. Игры с такой никчемной оптимизацией выходить вообще не должны.

Графика конца 2015 года. Теперь понятно, почему для комфортной игры не хватает ресурсов даже GeForce GTX 980 Ti
Графика конца 2015 года. Теперь понятно, почему для комфортной игры не хватает ресурсов даже GeForce GTX 980 Ti

Полный текст статьи читайте на Ferra.ru