Samsung Galaxy Note20 Ultra (5G): больше, чем смартфон

За последние пару лет Samsung приучила нас к тому, что все самые крутые технические возможности отдаются топовым моделям серии Galaxy S, а линейка Galaxy Note в этом плане с ними не соревнуется, «окучивая» собственную огромную армию фанатов — любителей работы с электронным пером. Это чрезвычайно интересный опыт, который затягивает, и уже не столь важно, насколько топовые характеристики у такого смартфона. Впрочем, смартфоны Note никогда, разумеется, не страдали от недостатка аппаратной мощи.

Весеннее обновление флагманской линейки Galaxy S20 привнесло множество инноваций, среди них самая заметная — это 108-мегапиксельная камера с возможностью 8К-видеосъемки. Вышедший к осени Galaxy Note20 умудрился в чем-то улучшить даже этот параметр, но в чем-то, конечно, линейка Galaxy S20 осталась сильнее. Во всем этом подробно разбираемся в обзоре самой мощной модификации всей серии корейских планшетофонов — Samsung Galaxy Note20 Ultra (5G).

Основные характеристики Samsung Galaxy Note20 Ultra (модель SM-N986B)

  • Европейская версия:
    • SoC Exynos 990, 8 ядер (2×Mongoose M5 @2,73 ГГц + 2×Cortex-A76 @2,50 ГГц + 4×Cortex-A55 @2,0 ГГц)
    • GPU Mali-G77 MP11
  • Версия для США:
    • SoC Qualcomm Snapdragon 865+
    • GPU Adreno 650
  • Операционная система Android 10, One UI 2.5
  • Сенсорный дисплей Dynamic AMOLED 6,9″, 1440×3088, 19,5:9, 496 ppi, 120 Гц
  • Оперативная память (RAM) 8/12 ГБ, внутренняя память 256/512 ГБ
  • Поддержка microSD, совмещенный разъем
  • Поддержка Nano-SIM (2 шт.)
  • Сети HSPA 42,2/5,76 Мбит/с, LTE-A (7CA) Cat.20 2000/200 Мбит/с
  • Сети 5G (в некоторых моделях)
  • GPS/A-GPS, Глонасс, BDS, Galileo
  • Wi-Fi 802.11a/b/g/n/ac/ax
  • Bluetooth 5.0, A2DP, LE, aptX
  • NFC
  • USB 3.2 Type-C, USB OTG
  • 3,5-миллиметрового аудиовыхода нет
  • Камера 108 Мп (f/1,8) + 12 Мп (f/3,0) + 12 Мп (f/2,2), видео 8K@24 fps
  • Фронтальная камера 10 Мп (f/2,2)
  • Датчики приближения и освещения, магнитного поля, акселерометр, гироскоп, барометр
  • Сканер отпечатков пальцев под экраном (ультразвуковой)
  • Защита IP68
  • Аккумулятор 4500 мА·ч, быстрая зарядка 25 Вт, беспроводная/обратная зарядка
  • Размеры 165×77×8,1 мм
  • Масса 208 г

Розничные предложения:

Samsung Galaxy Note20 Ultra 5G (12/512 ГБ, Snapdragon) Samsung Galaxy Note20 Ultra (12/512 ГБ, Exynos)
Samsung Galaxy Note20 Ultra 5G (12/256 ГБ, Snapdragon) Samsung Galaxy Note20 Ultra (8/256 ГБ, Exynos)

Внешний вид и удобство использования

Смартфон Samsung Galaxy Note20 Ultra выглядит довольно необычно, но лишь благодаря резко контрастирующему с аккуратным тонким корпусом сильно выпирающему блоку с огромными круглыми окошками под объективы.

Это, очевидно, новая наметившаяся мода, поскольку точно такой же трюк проделала китайская Vivo со своим X50 Pro: вокруг обычных линз теперь делают широкие ободки, визуально вдвое увеличивающие их размер. Такие камеры выглядят солиднее и «премиальнее».

Сам блок с камерами выпирает из корпуса так, как, наверное, еще не выпирали камеры ни в одном смартфоне. Из-за этого лежащим на столе аппаратом пользоваться невозможно: при работе с экраном он качается, словно пресс-папье. Это еще более обидно, учитывая возможность использования аппарата с электронным пером в качестве блокнота для записей. Приходится прижимать его частью ладони к столу, удерживая от покачиваний.

В остальном дизайн у смартфона абсолютно типичный для современных моделей Samsung: две сильно загнутых на бока стеклянные поверхности перемежаются тонюсенькой полоской металлической рамки. При этом смартфоны серии Galaxy Note в сравнении с Galaxy S более угловатые, и с каждым поколением углы у них становятся все более острыми.

Надо ли говорить, что аппарат со скользкими закругленными боковинами максимально непрактичен? Этот корпус не удержать в руке, не поднять со стола — он проворачивается и выскальзывает, словно кусок мыла. Очень хочется верить, что с появлением Apple iPhone 12 все снова начнут копировать широкие плоские боковые грани, надежно удерживающиеся в руке.

Материалы корпуса — самые «благородные»: оба стекла (переднее и заднее) — Gorilla Glass Victus, а боковая рамка — не из алюминия, а из нержавеющей стали. При этом заднюю стенку сделали матовой, она не маркая, и отпечатков пальцев на ней почти не видно — к сожалению, это справедливо лишь для корпуса бронзового цвета.

Боковые кнопки установили с одной стороны, к ним никаких претензий: клавиши крупные, удобные, с приятным упругим ходом. Нет только тактильного различия — обе кнопки абсолютно гладкие.

Фронтальная камера удачно разместилась в маленьком вырезе прямо в экране, это, пожалуй, один из лучших вариантов «без челки». К сожалению, светодиодного индикатора событий у смартфона нет, а индикация с помощью экрана Always On не так эффективна на расстоянии, как мигающий светодиод.

Сканер отпечатков пальцев здесь — под стеклом экрана, ультразвуковой. Работает он очень быстро, почти как классический, но тест на простое прикладывание пальца все равно не проходит: необходимо хоть немного, но задержать палец на сенсоре.

Разъем для карточек рассчитан на две карты Nano-SIM, карту памяти microSD сюда можно вставить, только вынув одну из них. Хорошо, что Samsung пока придерживается «старых традиций», а то в современных флагманах или второй SIM-карты вообще не окажется, как в Xiaomi Mi 10, или слота под карту памяти не предусмотрят, или введут поддержку е-SIM вместо второй физической карточки. Поддерживается горячая замена карточек.

Наверху, кроме второго микрофона и разъема под карты, больше ничего нет. В нижнем торце установлены основной динамик, разговорный микрофон, разъем USB Type-C и гнездо для пера. 3,5-миллиметровый аудиовыход для наушников в современных флагманах отсутствует, и это печально.

Электронное перо привычно для серии Note устанавливается снизу, вставить его другим концом, как в печально известной модели прошлого, естественно, нельзя. У нерадивых пользователей с застревающими навсегда перьями было столько проблем, что Samsung получила урок на всю жизнь.

Окрашено перо в общий цвет с корпусом, имеет прямоугольное сечение. Это технически сложное устройство, оно имеет две физических кнопки, поддерживает связь со смартфоном через Bluetooth, оснащено встроенными акселерометром и гироскопом.

Смартфон Samsung Galaxy Note20 Ultra выпускается в трех вариантах окраса — бронзовом, черном и белом (Mystic Bronze, Mystic Black, Mystic White). Корпус новинки имеет защиту от воды и пыли по стандарту IP68 (погружение на 30 минут на глубину до 1,5 м).

Экран

Смартфон Samsung Galaxy Note20 Ultra оснащен AMOLED-дисплеем (Dynamic AMOLED 2X) с диагональю 6,9 дюйма и разрешением 1440×3088, прикрытым стеклом Corning Gorilla Glass Victus с очень сильно загнутыми краями. Это первый смартфон, в котором был использован новейший тип экрана Gorilla Glass. Утверждается, что по сравнению с предыдущим поколением у стекла вдвое улучшена защита от царапин. Также была улучшена защита от падений.

Физические размеры экрана составляют 74×158 мм, соотношение сторон — 19,5:9, плотность точек — 496 ppi. Ширина рамки вокруг экрана составляет менее 2 мм с боков, менее 3 мм сверху и менее 4 мм снизу. Рамка действительно минимальная. Для экрана поддерживается частота обновления 120 Гц, но не в максимальном разрешении: либо 120 Гц при Full HD, либо 60 Гц при Quad HD.

Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, антибликовые свойства экрана лучше, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Samsung Galaxy Note20 Ultra, далее их можно различать по размеру):

Экран у Samsung Galaxy Note20 Ultra заметно темнее (яркость по фотографиям 100 против 106 у Nexus 7) и не имеет выраженного оттенка. Двоение отраженных объектов в экране Samsung Galaxy Note20 Ultra очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления экраны без воздушного промежутка лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана Samsung Galaxy Note20 Ultra есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (очень эффективное, гораздо лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.

При выводе белого поля во весь экран и при ручном управлении яркостью ее максимальное значение составило порядка 400 кд/м² в обычных условиях, но на очень ярком свету оно повышается до 870 кд/м². Также нужно учитывать тот факт, что в данном случае чем меньше площадь белого на экране, тем он светлее, то есть фактическая максимальная яркость белых участков будет почти всегда выше указанного значения. В итоге читаемость экрана днем на солнце должна быть на отличном уровне, а темная тема не только экономит заряд аккумулятора, но и способствует лучшей разборчивости информации на экране в условиях высокой освещенности. Минимальное значение яркости — 1,7 кд/м², то есть пониженный уровень яркости без проблем позволяет использовать устройство даже в полной темноте. Работает автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он расположен под экраном близко к верхнему краю и правее центра). Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости: им пользователь может попытаться выставить желаемый уровень яркости в текущих условиях. Если оставить все по умолчанию, то в полной темноте функция автояркости уменьшает яркость до 9 кд/м² (немного темновато), в условиях освещенного искусственным светом офиса (примерно 550 лк) устанавливает на 120 кд/м² (нормально), а условно под прямыми лучами солнца повышает до 870 кд/м² (до максимума, так и нужно). Результат нас не совсем устроил, поэтому в полной темноте мы чуть увеличили яркость, получив в итоге для трех условий, указанных выше, следующие значения: 18, 115 и 870 кд/м² (идеальное сочетание). Получается, что функция автоподстройки яркости работает адекватно и в какой-то степени позволяет пользователю настраивать свою работу под индивидуальные требования. На любом уровне яркости присутствует значимая модуляция с частотой 240 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений настройки яркости. Сначала для режима с частотой обновления 60 Гц:

Видно, что на любом уровне яркости (как »100%++» мы обозначили режим с дополнительной засветкой датчика освещенности ярким светом) есть модуляция с большой относительной амплитудой, ее наличие можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость. Впрочем, фаза модуляции различается по зонам, поэтому негативный эффект от мерцания снижен.

В настройках экрана можно включить режим с повышенной до 120 Гц частотой обновления. В этом режиме нам как минимум обещают увеличение плавности прокрутки, но родное разрешение при этом уже не поддерживается.

Действительно, в режиме 120 Гц плавность прокрутки повышается. Посмотрим, изменится ли при этом характер модуляции:

Видно, что амплитуда модуляции в этом режиме достигает 100% на любом уровне яркости (в режиме 60 Гц амплитуда, скорее всего, тоже 100%, но датчик этого не регистрирует, так как измеряет яркость на площади порядка 1 см²), но принципиальных отличий от режима с частотой обновления 60 Гц нет.

В этом экране используется матрица Super AMOLED — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного ®, зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:

Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.

На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раза ниже. Присутствуют некоторая неровность контрастных границ и другие артефакты, но из-за очень высокого разрешения они лишь минимально сказываются на качестве изображения.

Экран характеризуется великолепными углами обзора. Правда, белый цвет при отклонении даже на небольшие углы приобретает легкий сине-зеленый оттенок, но черный цвет остается просто черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае неприменим. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Samsung Galaxy Note20 Ultra (профиль Насыщенные цвета) и второго участника сравнения выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов по белому полю изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.

Белое поле:

Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля (за исключением едва видимого затемнения и изменения оттенка к загнутым краям).

И тестовая картинка (профиль Естественные цвета):

Цветопередача хорошая, цвета в меру насыщенные, цветовой баланс у экранов немного различается. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. В частности, выраженный красноватый оттенок белого и серого полей, присутствующий на фотографиях экрана Samsung Galaxy Note20 Ultra, при перпендикулярном взгляде визуально отсутствует, что подтверждается аппаратными тестами с помощью спектрофотометра. Причина в том, что спектральная чувствительность матрицы фотоаппарата неточно совпадает с этой характеристикой человеческого зрения. Заметим, что в данном случае картинка занимает в высоту (при ландшафтной ориентации экрана) всю доступную для вывода изображения область и заходит на загнутые края экрана, что приводит к легкому затемнению и искажению цвета. Также на свету эти области почти всегда бликуют, что еще больше мешает при просмотре изображений, выведенных на весь экран. И даже картинка фильмов с соотношением сторон 16:9 заходит на загибы, что мешает при просмотре кино.

Фотография выше получена после выбора профиля Естественные цвета в настройках экрана, всего их два:

Посмотрим, что будет, если выбрать профиль Насыщенные цвета (так по умолчанию):

Насыщенность сильно увеличена, выглядит ужасно.

Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана (профиль Насыщенные цвета).

Белое поле:

Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими фотографиями), но в случае Samsung падение яркости выражено гораздо меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Samsung Galaxy Note20 Ultra визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.

И тестовая картинка:

Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у смартфона Samsung под углом заметно выше.

Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (в режиме с частотой обновления экрана 60 Гц). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому:

В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить (и приводит) к шлейфам, тянущимися за движущимися объектами. Впрочем, динамичные сцены в фильмах на экранах OLED все равно отличаются высокой четкостью и даже некоторой «дерганностью» движений.

В режиме с частотой обновления экрана 120 Гц ступенька в два раза у́же:

Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая показала (профиль Естественные цвета), что существенного завала нет ни в светах, ни в тенях. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,11, что немного меньше стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от степенной зависимости:

Напомним, что в случае OLED-экранов яркость фрагментов изображения динамично меняется в соответствии с характером выводимого изображения — уменьшается для светлых в целом изображений. В итоге полученная зависимость яркости от оттенка (гамма-кривая), скорее всего, немного не соответствует гамма-кривой статичного изображения, так как измерения проводились при последовательном выводе оттенков серого почти на весь экран.

Цветовой охват в случае профиля Насыщенные цвета очень широкий, он близок к DCI-P3:

При выборе профиля Естественные цвета охват сжимается до границ sRGB:

Без коррекции (профиль Насыщенные цвета) спектры компонент очень хорошо разделены (но какое-то подмешивание все же есть):

В случае профиля Естественные цвета компоненты цветов подмешиваются друг к другу в большей степени:

Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом (без соответствующей коррекции) цвета́ обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Отсюда и рекомендация: в большинстве случаев смотреть кино, фотографии и все естественное лучше при выборе профиля Естественные цвета, и только если фотография или видеоматериал сделаны с охватом DCI, принятым в цифровом кинематографе, то имеет смысл переключить профиль на Насыщенные цвета.

Баланс оттенков на шкале серого хороший. Цветовая температура, особенно после выбора профиля Естественные цвета близка к 6500 К, при этом на значимом участке шкалы серого этот параметр изменяется не очень сильно, что улучшает визуальное восприятие баланса цветов. Отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) на большей части шкалы серого остается ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается хорошим показателем, и разброс этой характеристики также не очень большой:

(Самые темные области шкалы серого в большинстве случаев можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)

Почему-то только при выборе профиля Насыщенные цвета появляется возможность настройки цветового баланса регулировкой цветовой температуры и тремя регулировками интенсивности основных цветов, но из-за слишком широкого цветового охвата как раз в этом профиле нет смысла исправлять именно баланс.

Есть модная функция Фильтр синего света, для которой в настройках даже приведено белее-менее корректное описание. Почему такая коррекция может быть полезной, рассказано в статье про iPad Pro 9,7″. В любом случае, при развлечении с планшетом или смартфоном на ночь глядя лучше просто снизить яркость экрана до комфортного уровня. Желтить экран настройкой Фильтр синего света нет никакого смысла.

Подведем итоги. Экран имеет очень высокую максимальную яркость (до 870 кд/м² на белом поле во весь экран) и обладает отличными антибликовыми свойствами, поэтому устройством без особых проблем можно пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения (вплоть до 1,7 кд/м²). Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно. К достоинствам экрана нужно отнести эффективное олеофобное покрытие, поддержку режима с частотой обновления 120 Гц, а также близкий к sRGB цветовой охват (при выборе правильного профиля) и хороший цветовой баланс. Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам можно отнести модуляцию яркости экрана (с частотой 240 Гц). У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Тем не менее, в целом качество экрана очень высокое. Отдельно отметим, что с точки зрения качества изображения, от загнутых краев только вред, так как эта дизайнерская находка вносит искажения цветового тона и уменьшает яркость на краях картинки, а в условиях внешней освещенности приводит к неизбежным бликам вдоль хотя бы одной длинной стороны экрана.

Камера

Сзади у Samsung Galaxy Note20 Ultra расположены три камеры. Это вполне флагманский набор из обычного (широкоугольного), сверхширокоугольного и телемодуля с объективом перископного типа.

  • 108 Мп, 1/1.33″, 0,8 мкм, f/1,8, 26 мм (обычный), PDAF, OIS
  • 12 Мп, 1,0 мкм, f/3,0, 120 мм (телефото), PDAF, OIS, оптический зум 5×
  • 12 Мп, ½,55″, 1,4 мкм, f/2,2, 13 мм (сверхширокий), 120°

Интерфейс управления камерой удобный, прокручивание списков сопровождается легкой виброотдачей, а для переключения между объективами на экране видоискателя установлены три пиктограммы, каждую из которых прикосновением можно «раскрыть» в дополнительную шкалу зумирования. Доступна возможность сохранять снимки в RAW.

Отдельно хочется похвалить создателей интерфейса за следящее окошко общего плана при зумировании. При съемке с серьезным зумом бывает трудно навестись на нужный объект, если он не в поле зрения камеры, а тут есть и стабилизация, и прицел — очень удобно. Но придется и в очередной раз поругать производителя за нелогичное включение режима съемки в полном разрешении, запрятанное среди выбора соотношения сторон кадра, к коим он не имеет никакого отношения. Многие никогда не будут его там искать и просто не догадаются о его существовании! Конечно, режиму полного разрешения место среди остальных режимов в общем меню, и нигде больше.

Главная камера имеет 108-мегапиксельный модуль и объектив с диафрагмой f/1,8. Есть фазовый PDAF-автофокус с лазерным помощником и оптическая стабилизация изображения. По умолчанию камера снимает в разрешении 12 Мп с функцией интеллектуального объединения 9 пикселей в один. Естественно, можно делать снимки и в полном разрешении 108 Мп.

В данном случае однозначно стоит снимать в 108 Мп, если вы хотите сохранить на фотографиях как можно больше деталей. Но при этом надо быть готовым к тому, что снимки займут раз этак в шесть больше места и будут медленнее листаться.

С другой стороны, картинка 108-мегапиксельных снимков при рассматривании в полный размер довольно неприглядная, хорошо заметны все особенности «низовой» обработки, в том числе борьбы с шумами. То есть это никак не псевдо-RAW, а именно попытка создать из исходных данных готовую 108-мегапиксельную фотографию, и с учетом крошечных размеров смартфонных сенсоров смотрится это ожидаемо очень плохо. На наш взгляд, в 108 Мп имеет смысл снимать только в том случае, если вам нужно сохранить как можно больше деталей на фото любой ценой. Причем если речь идет о деталях каких-то удаленных объектов, то гораздо правильнее использовать для их запечатления второй модуль, реализующий 5-кратный оптический зум. Если же вы планируете типичное применение своих фотографий, их стоит делать сразу в 12 Мп. Снимки при этом получаются очень хорошие и днем, и ночью, без серьезных завалов резкости к краям кадра, с адекватной экспозицией — правда, зачастую с перенасыщенными цветами. И главное, на снимках нет ни следа кошмарной фирменной обработки Samsung, с ужасным сглаживанием всего, чего только можно, и безумным задиранием контурной резкости. Теперь фотографии получаются «стандартные», и конечно, высокое разрешение сенсора и мощная программная обработка сразу же приносят свои плоды, делая снимки действительно достойными флагмана.

Больше примеров фотографий в 12 Мп:

Отдельный модуль с перископическим телеобъективом (12 Мп, f/3,0, PDAF-автофокус и оптическая стабилизация, ЭФР 120 мм) реализует пятикратный оптический зум. Максимальное увеличение возможно до 50×, его здесь деликатно называют гибридным. Картинка с телемодуля не поражает глаз кристальной четкостью, но все же это, безусловно, прекрасное средство для того, чтобы быстро переместиться на крышу соседнего здания или рассмотреть иные любопытные детали, настолько далекие, что недоступны обычному человеческому зрению.

Больше примеров фотографий с зумом 5×:

Сверхширокоугольный модуль с углом зрения 120° имеет разрешение сенсора 12 Мп и объектив f/2,2 без автофокуса и стабилизатора (ЭФР 13 мм). Качество тут не такое высокое, как при съемке на основную камеру, но вполне терпимое, а для «сверхширика» — так и вовсе хорошее. Отрадно, что в этом сезоне мы наконец начали встречать в смартфонах добротные широкоугольные модули, пусть пока и только во флагманах. Есть мнение, что в реальной жизни, для типичных смартфонных сюжетов, широкоугольный модуль полезнее длиннофокусного — осталось дождаться, когда их качество станет хотя бы сравнимо в моделях среднего уровня. В настройках есть функция коррекции геометрических искажений.

Специальный ночной режим позволяет в том числе напрямую переключаться между основным, широкоугольным и телеобъективом. Качество съемки на основную камеру в этом режиме по-прежнему хорошее, да и дополнительные модули в ночном режиме работают вполне адекватно.

Отдельного макрорежима в смартфоне не предусмотрено, как и выделенного модуля для съемки макро, но можно попытаться сделать снимок с помощью основного модуля с зумом. И получается даже лучше, чем у большинства современных «макрокамер» у других смартфонов.

Видео камера может снимать в максимальном разрешении 7680×4320 (8К) при 24 fps, есть возможность съемки в 4К при 60 fps с плавным зумированием до 10×. При съемке в 8К зумирование, к слову, также работает — до 6×. Изображение достаточно четкое, по краям кадра почти нет искажений, и есть цифровая стабилизация. Напомним, что у Galaxy S20 Ultra не было ни стабилизации, ни зума в 8K.

Суперстабилизация (гибридная) становится доступна, начиная с 2К@30 fps — в этот режим камера переключается сама при нажатии соответствующей иконки. Качество картинки при этом получается неплохое, но заметно более рыхлое, с 4К и 8К не сравнить. Цветопередача во всех режимах корректная, едкости красок не замечено. Звук записывается качественно, без искажений. Система из нескольких микрофонов позволяет эмулировать эффект приближения к объекту при зумировании. А вот ночная видеосъемка удается камере посредственно.

  • Ролик №1 (7680×4320@24 fps, H.265, AAC)
  • Ролик №2 (3840×2160@60 fps, H.265, AAC)
  • Ролик №3 (1920×1080@30 fps, H.264, AAC)
  • Ролик №4 (1280×720@960 fps, H.264, AAC, slo-mo)
  • Ролик №5 (7680×4320@24 fps, H.265, AAC, ночь)

Селфи-камера здесь одинарная с разрешением 10 Мп (⅓,2″, 1,22 мкм), она имеет продвинутый фазовый автофокус с технологией Dual Pixel. Не имея второго модуля, смартфон не может предложить максимальной защиты при разблокировке по лицу. Зато фронтальная камера поддерживает режим двойного видеозвонка и умеет снимать видео в 2160p при 60 fps.

По умолчанию съемка ведется в разрешении 10 Мп. В режиме крупного плана (он реализуется простым кадрированием) разрешение уменьшается до 6,5 Мп. Получается такая бесплатная имитация двух фокусных расстояний, большее может быть актуально для групповых селфи. Камера неплохо размывает фон, верно передает краски, достойно справляется даже в условиях слабого искусственного освещения в помещении. Есть режим ретуши и возможность использовать селфимодзи.

Телефонная часть и коммуникации

В базовой версии смартфон поддерживает сети LTE Cat.20 с теоретической скоростью беспроводной передачи данных до 2 Гбит/с на скачивание и до 150 Мбит/с на отдачу. Поддерживается максимальное количество разнообразных частот LTE, в том числе все наиболее популярные в России. На практике в пределах городской черты московского региона аппарат демонстрирует уверенную работу в беспроводных сетях, не теряет связь, быстро восстанавливает связь после вынужденного обрыва. В других версиях модели имеется еще и поддержка 5G, но она в России пока не актуальна. Также у смартфона есть беспроводные адаптеры Wi-Fi 802.11a/b/g/n/ac/ax (Wi-Fi 6), Bluetooth 5.0 LE (с поддержкой кодека aptX) и NFC.

Навигационный модуль работает с GPS (с A-GPS), с отечественной Глонасс, с китайской Beidou и с европейской Galileo. Первые спутники даже при холодном старте обнаруживаются быстро, точность позиционирования не вызывает претензий.

Помимо поддержки двух физических SIM-карт у аппарата есть возможность подключения e-SIM. Голос собеседника в динамике громкий и разборчивый. Вибромотор очень мощный.

Программное обеспечение и мультимедиа

В качестве программной платформы используется ОС Android 10-й версии с оболочкой One UI 2.5. Сама оболочка хорошо всем знакома, она стоит сейчас на всех новых смартфонах корейцев. Есть поддержка жестов, работы одной рукой, разделение экрана. Имеется боковая многофункциональная панель Edge, есть глобальная темная тема. Необычно крупные иконки приложений — одна из отличительных черт фирменной корейской оболочки. Функция разблокировки по лицу срабатывает даже в полной темноте.

Естественно, главное отличие от аппаратов других линеек здесь заключается в поддержке электронного пера. В очередной раз производитель рапортует об улучшенном электронном пере S Pen (это происходит с каждым обновлением линейки, но нет предела совершенству). В этот раз опять было снижено время отклика (до 9 мс), хотя глазом разницу с предыдущим поколением заметить уже невозможно (в Note10 скорость отклика была 42 мс). На деле все работает идеально, скорость отклика такова, что можно спокойно записывать тексты от руки или рисовать в свое удовольствие — инструментов для этого предоставлено множество.

Программные функции нам знакомы по Galaxy Note10: это и рисование, и рукописные заметки, пометки от руки на любых документах вплоть до PDF-файлов. Есть возможность задействовать переводчик и распознавание рукописного ввода, — две наиполезнейшие функции. Также, еще с прошлого поколения, доступна возможность управлять работой смартфона с помощью пера на расстоянии: в него встроены акселерометр и гироскоп, им можно пользоваться, как пультом ДУ.

В смартфоне установлены стереодинамики, которые звучат нормально, но не более того. Жаль также, что не сохранили 3,5-миллиметровый аудиовыход на наушники. Для наушников имеется поддержка Dolby Atmos, громкость и качество звука достойные, но без прорывов. Для беспроводных ушных телефонов есть поддержка кодеков

Полный текст статьи читайте на iXBT