Российский и западный рынки хостинга: в чем различия?
Основатель и генеральный директор хостинговой компании Timeweb Александр Бойков рассказал о том, как он выводил свою компанию хостинговую Timeweb на немецкий рынок, а также сравнил рынки хостинга России и Запада. В чем их ключевые различия?
Дата публикации: 22.09.2016
Российский рынок хостинга сильно отличается от рынков Европы и США. В основном, из-за общей неразвитости рынков в России. Наши и зарубежные предприниматели совершенно по-разному расставляют приоритеты. Например, в Европе и США до 30% тратят на маркетинг/продажи. В то время как в России эти затраты редко превышают 10%. Основа бизнеса перестаёт быть ключевой компетенцией, конкуренция переходит на поле маркетинга. Кроме того, развитые рынки сильно консолидированы. Это еще одна их особенность. Топ 5–10 игроков могут занимать больше половины рынка и иметь значительный отрыв от конкурентов. Входить на такой рынок просто нерентабельно.
Мы пытались выйти на рынок Германии в течение полутора лет. Это был новый мир. Мы начали с проведения маркетингового исследования с помощью компании Delfi GmbH, чтобы оценить свои шансы. Из отчёта следовало, что у нас одно из лучших предложение по параметру цена/состав услуги, включая мощность серверов, которая оказалась лидирующей на рынке Германии. Нас предупредили, что обязательно иметь местную поддержку, поэтому мы сняли офис, наняли немцев в поддержку и приступили к работе. Подключали каналы трафика, публиковались в немецких СМИ, работали на форумах и многое другое. Этого оказалось недостаточно: мы получили несколько сотен клиентов в то время как рассчитывали на тысячи. В течение 1,5 лет мы влили сотни тысяч евро в немецкий рынок, а он все не хотел нам сдаваться.
Кроме того, наши немецкие коллеги внимательно следят за конкурентной ситуацией и предложениями тех, кто выходит на их рынок. На момент выхода на рынок Германии у нас был целый ряд отличий от рынка: круглосуточная поддержка, возможность оплачивать помесячно, длительный тестовый период и многое другое. Уже спустя полгода после нашего выхода крупнейшие игроки ввели круглосуточную поддержку и помесячную оплату.
На текущий момент продолжение выхода на немецкий рынок заморожено. Мы продумываем новые варианты. Очевидно, что бороться в лоб с крупными игроками не получится. Немцы тщательно выбрали все источники трафика. Рынок насыщен. Каждый клиент, который потенциально думает о хостинге, уже знает о наличии одного из игроков и пойдёт к нему. Поэтому придётся найти иную стратегию.
На российском рынке работать проще. Когда в 2006 году мы выходили на рынок виртуального хостинга, коллеги по рынку говорили, что мы опоздали. В тот момент на российском рынке были уже сотни игроков. Тем не менее, при помощи хорошего продукта и правильной стратегии нам удалось выйти в топ-3 рынка.
Эксперты РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) оценили рынок хостинга и спрогнозировали замедление роста до 8% в 2015 году по сравнению с 15% в 2014 году.
По версии CMS-magazine в первой десятке российских хостинг-компаний следующие компании:
На российском рынке работать проще еще и потому, что из-за курса валют на рынке России рентабельность выше, чем за рубежом. Это даёт отличные возможности для международной экспансии и в некоторых случаях является барьером для входа на российский рынок. Затраты западных хостинг-компаний растут, а средняя цена услуг по рынку остаётся на том же уровне. Поэтому они вынуждены оптимизироваться, что делает их менее гибкими и более инертными.
Российский рынок хостинга продолжает консолидироваться. Это позволяет выигрывать за счёт синергии и экономии на объёме. Уровень консолидации на текущий момент еще невысок, но уже понятно, что он будет расти. Именно так было на всех развитых рынках. Сейчас в России идет процесс укрупнения, выделяются основные игроки, которые и продолжат соперничество в следующие 5–10 лет.
Еще одним отличием российского рынка от западного является требовательность российских пользователей. Она сильно повлияла на то, как работают компании здесь. Услуги для пользователей на российском рынке гораздо интереснее. Во-первых, у некоторых европейских и американских хостеров нет круглосуточной поддержки семь дней в неделю. В России — это стандарт, и если хостинговая компания этого не делает, она долго не протянет. Кроме того, существует тренд на расширение зоны ответственности хостинг-провайдера. Теперь хостер в России должен иметь широкую компетенцию в околохостинговой тематике и помогать клиентам за рамками своих текущих обязанностей.
Во-вторых, в Европе и Америке используют стандартное программное обеспечение. Это объясняется высокой рациональностью бизнесменов развитых стран и другой структурой затрат. В России стандартное ПО пользуется меньшим спросом, потому что нашим пользователям нужна бОльшая гибкость, они так привыкли. Клиент хочет, чтобы мы решали проблемы и добавляли новые возможности максимально быстро.
В мире существует тренд на замедление скорости роста рынка виртуального хостинга. Об этом свидетельствует анализ 451research:
Еще лет 5 в назад в Европе началось это движение, когда компании перевели фокус на оптимизацию затрат и рост среднего чека. В России из-за более высокой рентабельности мы пока имеем возможность этого не делать, но идти в эту сторону уже пора.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine