Ricoh WG-M1: не самая дорогая, но интересная экшен-камера
Не самая дорогая, но интересная экшн-камера Содержание Случилось так, что к нам в раздел «Цифровое фото» попало интересное устройство, которое является скорее видеокамерой, и более того, экшн-камерой. Но мы не растерялись и решили протестировать его по полной программе, насколько это возможно.
Экшн-камеры в том виде, в котором мы их сейчас знаем, появились благодаря миниатюризации обычных защищенных компактных камер, которые при возросшей мощности процессоров смогли обеспечить приличный битрейт видео. Упаковка в крошечный корпус всех необходимых компонентов не только позволяет закрепить камеру самым неожиданным образом, но и упрощает защиту.
Основные характеристики любой экшн-камеры — это маленький размер, защита от различных невзгод и широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Остальные характеристики могут варьироваться в зависимости от модели — например, камера может использовать защищенный корпус или защитный бокс. Впрочем, свою популярность экшн-камеры приобрели больше из-за простоты, поскольку для того, чтобы на них снимать, не нужно ровным счетом ничего — лишь нажать кнопку. А широкоугольный объектив позволяет снимать себя, просто держа камеру в руке. Именно поэтому расширение рынка экшн-камер не просто логично, но и необходимо. Ведь не всем нужны топовые характеристики GoPro Hero или Sony Action Cam, особенно за те деньги, которые просят за них производители. Тем интереснее обновление и других сегментов этого рынка.
В данном случае устройство скорее можно определить в средний сегмент. А людям, которые точно знают, чего хотят, его возможностей может быть вполне достаточно.
Характеристики Основные Матрица CMOS, ½,3 дюйма (6,17 × 4,55 мм) Разрешение 14 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4320×3240 Стабилизатор изображения Электронная стабилизация при видеосъемке Motion Blur Reduction Светочувствительность ISO 100—800 Объектив f/2,8; 16,8 мм в 35-миллиметровом эквиваленте Вспышка нет Формат файлов JPEG (Exif 2.3), MOV/H.264 Видео 1920×1080 30 кадров/с, 1280×720 60 кадров/с Память Карты памяти microSD, microSDHC Экран ЖК-дисплей диагональю 1,5″ Разъемы Mini-USB, Micro-HDMI, разъем для пульта ДУ RS-60E3 Защита защита от воды и пыли IPX8/JIS Class 8 (пребывание под водой до 10 м не менее 2 часов) защита от пыли IP6X / JIS Class 6 защита от ударов (падение с высоты до 2 м) морозоустойчивость не менее −10 °C Источник питания Литий-ионная батарея DB-65 (прибл. 350 кадров/150 мин.) Беспроводные интерфейсы Wi-Fi Размеры, вес 43×67×90 мм; 190 г (включая вес батареи и карты памяти) Внешний вид К мощному ушку камеры крепится капроновая стропа с алюминиевым карабином на конце. За нее камеру удобно цеплять, например, на пояс. Кажущиеся металлическими оранжевые вставки — на самом деле из пластика. Хотя я не разделяю всеобщего помешательства на металле, если только он не выполняет несущую функцию.
Объектив закрывается насадками двух типов: одна с выпуклым стеклом и блендой для съемки на суше, и вторая с плоским стеклом — для съемки под водой. Уплотнение происходит примерно так же, как и в батарейном отсеке — за счет прилегания прокладки из мягкой резины к пластику. В доступных конструктивных элементах не было найдено ни одного О-ринга, а лишь обыкновенные прокладки из мягкой резины. Несмотря на эти прокладки, защитное стекло объектива имеет особенность периодически запотевать даже при положительной температуре, а вокруг объектива под ней скапливается конденсат. Впрочем, заявленные 10 метров такая защита наверняка выдержит, хотя немного смущает, что после погружения по внешнему контуру прокладок скапливается влага.
На тестировании у нас также побывали и 3 вида креплений для камеры: крепление на трубу (весло или велосипедный руль) и два крепления на ровную поверхность (стекло, приборная панель, шлем) — двусторонний скотч и присоска. Изначально камера рассчитана на то, что все крепления к ней будут подходить снизу, отсюда возникают некоторые ограничения по использованию.
Интерфейс и особенности работы Включается камера продолжительным нажатием на кнопку питания. Видеосъемка запускается достаточно быстро, не менее быстро происходит фотосъемка и переключение между режимами. Наловчившись, можно довольно оперативно управляться с камерой вслепую даже при езде на велосипеде. Хотя все, что может понадобиться в таком случае, это переключение режима съемки и качества изображения. Других настроек съемки у камеры попросту нет.
Меню камеры достаточно простое и минималистичное.
На экране смартфона или планшета все выглядит симпатичнее и удобнее.
Фото Поскольку камера лишена настроек съемки и имеет лишь авторежим, тестировалась она по мобильной методике, которая подробно описана здесь.
Тестирование проводилось при узком угле (narrow), как наиболее удобном при съемке стенда.
Как видно из графика, разрешение при съемке в 14 Мп почти вдвое ниже, чем при съемке в 5 Мп. И в самом деле, если элементарно уменьшить снимок с 14 Мп до 5 Мп в фоторедакторе или же, наоборот, увеличить с 5 до 14 — результаты измерений будут соответствовать. При этом растянутый снимок 5 Мп все равно будет резче, чем оригинальный 14 Мп. Все это говорит о простой интерполяции, причем выполненной не очень хорошо и без каких-либо ухищрений. Таким образом, можно заключить, что съемка в режиме 14 Мп просто не имеет смысла, а лишь тратит место на носителе. Режим же 5 Мп выдает вполне приемлемое для подобной камеры разрешение. С другой стороны, это средний уровень нынешних флагманских смартфонов.
Варианты углов съемки water narrow mid wide Камера может снимать с четырьмя разными углами обзора, именуемыми water, narrow, mid и wide. Разумеется, разные углы обзора достигаются программным кадрированием с последующей интерполяцией. Поэтому неудивительно, что в широкоугольном режиме камера выдает свое истинное разрешение, которое мы уже видели выше. Здесь следует отметить, что высказанное предположение об интерполяции снимков 5 Мп до 14 Мп не совсем верно. Дело в том, что съемка стенда производилась в режиме narrow, и следовательно, на матрице кадрировался кусок площадью приблизительно 5 Мп (5,5 Мп, если быть точным), который далее интерполировался до 14 или сжимался до 5 в зависимости от разрешения съемки.
Если бы съемка в 14 Мп сразу производилась при широком угле (w), кривая выглядела бы следующим образом.
В итоге оба режима — 14 Мп и 5 Мп — имеют право на жизнь, но в режиме 14 Мп имеет смысл снимать только при широком (wide) угле обзора.
Видео С видеосъемкой все выглядит проще. Как можно заметить, в режиме 1080p при 30 fps камера выдает одинаковое разрешение независимо от угла обзора, хотя и не такое уж высокое. Лучше всего, как ни странно, проявляет себя режим 720p 30 fps, в котором камера демонстрирует разрешающую способность, сравнимую с фотосъемкой.
(n) — narrow, (m) — mid, (w) — wide
Буква (n) означает, что все режимы тестировались при узком угле (narrow), как наиболее высоко разрешаемом.
Такая проблема, как запотевание объектива (вернее, насадки на него), при видеосъемке особенно критична, поскольку начинается ролик с хорошего кадра, а затем постепенно «мутнеет».
На левом снимке показано, как проявляется запотевание защитной насадки. Правый снимок сделан с чистой насадкой. Роллинг-шаттер при съемке практически не наблюдался. Даже если он и есть, то достаточно слабый.
Широкий угол затрудняет наблюдение роллинг-шаттера, однако по таким объектам вполне можно сказать, что он практически отсутствует. Далее в галереях сэмплы приведены в двух наиболее интересных режимах: 1080р 30 fps и 720p 60 fps. Поскольку информация о видео- и аудиопотоках практически не меняется от ролика к ролику, сразу приведем ее, чтобы не упоминать каждый раз отдельно.
Режим Видео Аудио 1080р 30 fps High@L4.1 14,7–14,8 Мбит/с PCM 1,5 Мбит/с, стерео 720p 60 fps Main@L5.0 13,1–13,5 Мбит/с PCM 1,5 Мбит/с, стерео Видеорегистратор Для использования в качестве видеорегистратора камера подходит плохо. Во-первых, имеющееся крепление позволяет закрепить камеру лишь на торпеде (или на мотоциклетном шлеме, руле). В случае с креплением к лобовому стеклу изображение получится перевернутым, что будет как минимум неудобно. Во-вторых, программное обеспечение явно рассчитано больше на художественную съемку, поэтому камера даже не старается отрабатывать номера машин.
Несмотря на достаточно широкий динамический диапазон, при съемке из машины в не самый пасмурный день камера старается найти компромиссный вариант и отрабатывает небо, хотя в данном случае им можно было бы пожертвовать. Здесь пригодилось бы переключение в режим видеорегистрации, в котором программа выбирала бы экспозицию по нижней части кадра.
Подводная съемка При съемке под водой в не самом чистом бассейне камера показала себя хорошо. Стоит отметить неплохой для воды выбор баланса белого, хотя некоторые цвета слегка перенасыщены, а также быструю смену экспозиции при перемещении под воду и обратно на воздух.
Заодно при помощи смартфона Sony Xperia Z1 Compact было лишний раз подтверждено, что ни через поверхность воды, ни под водой Wi-Fi не работает.
Экшн-камера Стабилизатор в камере работает неплохо, хотя порой бывает резковат. Впрочем, широкоугольность тоже компенсирует тряску. Даже при относительно небольшой частоте 30 кадров в секунду изображение смотрится неплохо. Стоп-кадры получаются достаточно резкими.
В условиях комнатного освещения камера справляется неплохо. Также можно отметить, что ей противопоказана макросъемка. И порой возникают проблемы с балансом белого, иногда весьма серьезные.
Некоторых интересует умение подобных камер адекватно производить съемку бегущей воды. Ниже приведен пример с максимальной частотой 60 кадров в секунду.
Итог Рассуждать о конкурентоспособности Ricoh WG-M1 трудно, поскольку основные конкуренты сейчас предлагают чуть более широкий набор возможностей, но и за бо́льшие деньги, в то время как многие из этих возможностей (например, 4К-видео или погружение на большие глубины) зачастую совершенно бесполезны для массового пользователя.
В итоге можно заключить, что Ricoh WG-M1 является полноценной экшн-камерой. Если не придираться к мелочам и не нырять глубоко, с точки зрения пользователя она практически идеальна. Для экшн-камеры она выдает приличное качество видео и даже фото, что чаще всего не считается таким уж необходимым умением для этого класса устройств.
Отмеченные плюсы:
неплохое для камеры такого класса качество фото и видео удобное управление информативный дисплей неплохая защита без бокса удобное приложение для управления со смартфона Из числа особенностей, которые для кого-то могут являться плюсами, а для кого-то минусами, стоит выделить следующее:
небольшая максимальная глубина погружения достаточная, но вызывающая опасения реализация герметичности защита интегрирована в корпус камеры (при неудачном падении может пострадать герметичность, и проверить это будет невозможно) средний размер корпуса много режимов видеозаписи Но все же для того, чтобы считаться полноценной современной экшн-камерой, здесь не хватает хотя бы режима записи видео 1080p 60 fps. Все-таки для видеосъемки настоящего действия хотелось бы 60 кадров в секунду. 4К-видео пока востребовано мало, поэтому о нем мы даже рассуждать не будем.
Отмеченные минусы:
невозможность изменить ориентацию получаемого изображения при записи (сказывается отсутствие акселерометра, к которому мы так привыкли в смартфонах) посредственная работа в качестве видеорегистратора отсутствие режима съемки 1080p 60 fps периодически запотевающая в холодную и мокрую погоду насадка на объектив Что касается цены данной камеры, то в сложившейся ситуации оценить ее адекватность непросто. На момент старта продаж камера стоила не дороже конкурентов. В настоящее же время все подняли цены, и WG-M1 стала несколько дешевле основных камер данного сегмента, хотя тоже подорожала. Поэтому вопрос уже стоит скорее не «стоит ли она своих денег?», а «готов ли покупатель заплатить за экшн-камеру такую сумму?». В любом случае выбор остается за покупателем, и выбор у него определенно есть.
Полный текст статьи читайте на iXBT