Решения для корпоративного обучения: готовые и на заказ. Какое выбрать и от чего зависит стоимость
Рост бизнеса невозможен без развития сотрудников. Чтобы достигать высоких показателей, создавать новые продукты и менять процессы работы, нужно повышать компетенции персонала. Корпоративное обучение позволяет это сделать, но не все могут организовать его своими силами — по данным исследования Нетологии, 36% российских компаний обращаются за помощью к внешним провайдерам и тренерам.
Софья Ратникова, руководитель b2b-направления Нетологии, на примере курсов платформы объясняет, какими бывают корпоративные образовательные решения, от чего зависит их эффективность и стоимость и как выбрать подходящий продукт.

Софья Ратникова
Руководитель b2b-направления в Нетологии. Рассказала о решениях для корпоративного обучения

АНАСТАСИЯ НЕУСТРОЕВА
Автор Нетологии. Упаковала слова Софьи в готовую статью
Российский рынок корпоративного образования предлагает широкий выбор продуктов. Обучение может быть организовано с помощью видеокурсов, тренингов, очных и онлайн-программ. Каждый провайдер предлагает свои подходы к разработке решений, но все они так или иначе строятся на общих принципах.
Как правило, корпоративную программу можно приобрести в готовом виде или сделать на заказ. У этих вариантов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Разберёмся в этом подробно.
Готовые решения
Это образовательные продукты, которые полностью упакованы и готовы к использованию. Их содержание продумано заранее и никак не меняется в зависимости от покупателя. Такие решения универсальны и подходят для широкой аудитории. Так, видеокурс Нетологии по техникам проведения переговоров могут использовать как компании, которые обслуживают частных клиентов, так и те, кто работает с b2b-сегментом.
Готовые программы не предполагают большой интерактивности и сложных технических решений: обычно они состоят из видео, презентаций, текстов и проходят на платформе провайдера или во внутренней системе компании.
Преимущества готовых решений в том, что они:
Могут быть использованы сразу. В отличие от решений на заказ, здесь не требуется ожидания. После покупки можно сразу приступать к обучению сотрудников.
Обычно стоят дешевле других решений и имеют фиксированную стоимость. Это позволяет сразу же рассчитать бюджет и организовать для сотрудников базовое обучение. Приобретая короткий видеокурс, можно уложиться в 100 тысяч рублей. Но стоит учесть, что стоимость готового решения зависит от сложности программы, её длительности и формата, поэтому такой продукт не всегда будет дешевле других. Так, комплексная программа с набором из нескольких готовых курсов может стоить более 800 тысяч рублей, а это уже дороже некоторых решений на заказ.
Недостатки в том, что готовые решения:
Не учитывают конкретные бизнес-задачи компании. Эти продукты ориентированы лишь на общие требования: оптимизацию бюджета, универсальность форматов для загрузки во внутренние платформы и восприятие информации студентами. Они помогут развить у сотрудников определённые навыки для решения рабочих задач, но не подстроятся под специфику компании или конкретные бизнес-цели.
Устаревают. Такие решения закроют актуальные потребности в обучении, но не подойдут для долгосрочного использования. Однажды купленный курс не получится использовать всегда — подходы и инструменты работы меняются, и вместе с ними должна меняться образовательная программа. Если сегодня отдел продаж общается преимущественно в чате, а купленный ранее курс обучает основам телефонной коммуникации, то его эффективность будет низкой. Поэтому образовательные компании постоянно пересматривают свои программы: добавляют в них свежие кейсы, обновляют материалы и их форматы в соответствии с новыми трендами. Но перед покупкой готового решения всё-таки стоит убедиться в его актуальности.
Решения на заказ
Это курсы и тренинги, которые разработаны специально для компании с учётом её индивидуальных запросов. Онлайн-программы обычно состоят из разных материалов, включая интерактивные задания и вебинары. Очное обучение проходит в формате занятий или интенсивных тренингов, иногда — с применением онлайн-платформы, где учащиеся выполняют задания и получают дополнительные материалы.
Большой упор в индивидуальных решениях делается на аналитику: отслеживание прогресса обучения и оценку результатов. В Нетологии подбор таких продуктов проходит в несколько этапов:
Сначала мы проводим бриф, на котором вместе с компанией-заказчиком обсуждаем задачи и требования.
Если необходимо, делаем предварительные замеры: оцениваем исходные навыки сотрудников и собираем их пожелания.
Затем вместе с заказчиком определяем образовательные цели и предлагаем решение.

Подробно о том, как строится весь процесс работы над индивидуальным решением, мы рассказали в предыдущей статье.
Может показаться, что разработка программы на заказ требует длительного времени и больших вложений, но это не всегда так. Многие потребности по обучению сотрудников можно закрыть с помощью доработки существующих программ, поэтому среди индивидуальных решений стоит различать адаптивные и кастомные.
Адаптивные
Это программы, разработанные с помощью готовых решений под потребности компании. В Нетологии адаптивные решения нацелены на развитие конкретных компетенций сотрудников и чаще всего подразумевают доработку практической части под специфику задач и сферы деятельности компании. Своим клиентам мы предлагаем два варианта сборки таких решений:
На основе готовых курсов.Сохраняем структуру и основное содержание программы, но дополняем её нужными элементами. Так, при создании образовательного решения для сети строительных магазинов мы взяли готовый курс Нетологии по продакт-менеджменту, добавили в него рабочие кейсы и заменили практические задания под специфику сферы.
Из модулей существующих программ. В этом случае создаём структуру курса с нуля и наполняем её готовыми материалами. Таким образом мы разработали программу обучения по лидерству. В ней мы объединили модули из курсов по продакт- и проджект-менеджменту, а затем дополнили их теорией и практикой по недостающим навыкам.
Адаптивные решения имеют свои особенности ↓
Они дешевле кастомных. Стоимость адаптивных продуктов зависит от объёма доработок. Как правило, такие решения не требуют значительных изменений и разработки большого количества новых материалов, поэтому позволяют сэкономить на обучении.
Более персонализированные, чем готовые. Адаптивные решения подстраиваются под сферу и специфику работы компании. При этом разница в стоимости может быть незначительной: когда в программу добавляют кейсы или практику, в среднем она становится всего на 30% дороже, чем готовая.
Помогают достичь бизнес-целей. Такое обучение позволяет сотрудникам овладеть на практике необходимыми навыками для решения рабочих задач и сразу их применять. При разработке адаптивного решения провайдер не ориентируется на бизнес-цели, но если обучение подобрано верно и точно им соответствует, оно позволит достичь результатов.
Не учитывают требования компании. Адаптивные решения разрабатываются на основе готовых курсов, поэтому не подстраиваются под конкретные пожелания. Если основной курс предполагает занятия в формате вебинаров, то в адаптивном курсе не получится заменить их на видео или текстовые материалы.
Требуют ожидания. В отличие от готовых решений, разработка адаптивных требует времени. Так, замена кейсов или практики в готовом курсе может занять около 2 недель, а создание программы из существующих модулей — до 1,5 месяцев.
Кастомные
Это полностью индивидуальные разработки. В них нет готовых элементов: методики, структуру и формат подбирают под образовательные цели, а все материалы создаются с нуля. Кастомные программы нужны, когда у компании есть потребность, которую нельзя закрыть готовым или адаптивным решением. Как правило, это узкий нестандартный запрос, такой как повышение квалификации IT-специалистов для создания инновационного продукта.
Особенности кастомных решений в том, что эти продукты:
Соответствуют бизнес-целям и требованиям компании. Решение разрабатывается полностью под запросы заказчика, поэтому позволяет добиться максимальной эффективности обучения. По данным наших внутренних исследований, посещаемость этих занятий составляет 95%. Такая вовлечённость достигается за счёт предварительного замера знаний сотрудников.
Перед их разработкой проводится аналитика. Она помогает выстроить эффективное обучение и учесть факторы, которые могут повлиять на достижение образовательного результата. Стандартно в Нетологии мы оцениваем знания сотрудников с помощью анкетирования. Но если компании требуется специфическое решение или позволяет бюджет, мы предлагаем глубокую аналитику: проводим более точную оценку знаний сотрудников, узнаём, что их мотивирует и какие есть потребности. Это помогает адаптировать обучение под уровень и особенности восприятия студентов, разделить их на группы, организовать практику и подобрать оптимальные форматы обучения. Чем более глубокая аналитика будет проведена, тем выше шанс достичь поставленных бизнес-целей.

Дороже других решений. Такие программы разрабатываются с нуля, поэтому их стоимость выше. Конечно, бывают случаи, когда кастомное решение получается не дороже других: по нашему опыту, можно создать программу и за 500–800 тысяч рублей. Но чаще всего стоимость кастомной разработки всё-таки выше. Цена зависит от многих факторов: сложности задачи, требований компании и форматов реализации. Как правило, провайдер может предложить оптимальное решение под разные бюджеты и скорректировать его в случае необходимости. Например, если сотрудники не потянут нагрузку, или материал, наоборот, покажется им слишком лёгким.
Сроки их разработки дольше остальных. При кастомном обучении требуется время на анкетирование сотрудников, дополнительную аналитику, разработку концепции, создание программы и подготовку материалов. Без глубокой аналитики обучение можно начать уже через 1–2 месяца, но если такое исследование необходимо, сроки могут доходить и до 3–4 месяцев. Чтобы сократить время ожидания, в Нетологии мы по возможности предлагаем разработку программы параллельно с обучением. В таком случае после проработки концепции и создания первых модулей мы запускаем процесс, а пока сотрудники учатся, готовим оставшуюся часть. Кроме того, это позволяет получить обратную связь от студентов и учесть её в следующих модулях курса.
Что важно при выборе образовательного решения
Чтобы подобрать подходящее образовательное решение, компании нужно учесть свои требования и ограничения. Необходимо:
Соотнести образовательный продукт с поставленными бизнес-целями: оценить, получится ли с помощью этого обучения их достичь. Готовый курс по коммуникации поможет развить навыки общения сотрудников по отдельности, но если цель — улучшить взаимодействие внутри команды, он не подойдёт. В такой ситуации лучше заказать адаптированную программу с групповой практикой.
Учесть технические и организационные требования. Необходимо продумать, как именно будет использоваться решение: может ли обучение проходить на платформе провайдера или нужно предоставлять его на внутренней платформе компании, требуется ли отслеживать прогресс обучения, планируется ли повторно использовать решение в будущем или менять его содержание.
Предусмотреть удобство для сотрудников. Эффективность обучения сильно зависит от самих студентов, поэтому необходимо подобрать такое решение, которое будет соответствовать их техническим навыкам, уровню знаний и особенностям восприятия.
Учесть потребности руководителя и HR-менеджеров. Если руководителю или HR-менеджеру необходимо контролировать процесс обучения специалистов, им должно быть удобно это делать. Нужно чтобы выбранное решение позволяло им получить всю необходимую информацию по посещаемости, выполнению заданий, результатам тестов и при этом не требовало больших усилий или времени. Особенно если планируется длительное обучение.
Найти идеальное решение, которое будет соответствовать всем требованиям, сложно. Приходится чем-то жертвовать, особенно если бюджет сильно ограничен. Поэтому стоит приоритизировать требования.
Когда в критериях есть удобство сбора статистики для бизнеса и вовлечённость сотрудников в процесс обучения, нужно выбрать, что важнее. Если работодателю важно видеть промежуточные результаты обучения, а руководитель и HR-менеджер сами готовы работать над мотивацией команды, то требования к аналитике будут в приоритете.
Если сформулировать требования или приоритизировать их самостоятельно не получается, это нормально. Специально для этого провайдеры сначала проводят бриф, на котором задают все необходимые вопросы и помогают подобрать подходящее решение.
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Курсы по развитию профессиональных
компетенций
Узнать больше
- Теоретические знания от практикующих специалистов
- Решение рабочих задач с получением обратной связи от эксперта
- Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления пройденного материала
От чего зависит стоимость и эффективность образовательного решения
Бывает, что у заказчика уже есть представление о будущем образовательном продукте: сколько в нём должно быть видео, как можно организовать практику и каких экспертов пригласить. Но даже если был предыдущий опыт обучения сотрудников, нужно понимать, что задачи бизнеса, условия и подходы к обучению меняются. Поэтому к выбору образовательного решения нужно подходить открыто, и лучше всего положиться на опыт провайдера. Он сможет сопоставить требования и подобрать оптимальное решение.
Задача провайдера — соблюсти баланс между стоимостью, сроками и эффективностью обучения.
Заказывая решение для своей компании, достаточно понимать, что поставленные образовательные задачи могут быть решены по-разному.
На стоимость и эффективность обучения влияет несколько факторов ↓
Типы материалов
Онлайн-программа может состоять из текстов, презентаций, видео, вебинаров, интерактивных заданий. Современные курсы чаще всего комбинируют разные типы материалов — это помогает поддерживать вовлечённость студентов и делает обучение более эффективным.
Стоимость создания этих материалов различается. Так, тексты и презентации дешевле в производстве; видео, вебинары и интерактивные задания — дороже.
Если бюджет ограничен, провайдер может сократить программу или выбрать более доступные и простые форматы: уменьшить количество модулей в адаптивной программе или дать теоретические материалы в виде текстов вместо вебинаров или видео. Такое обучение может быть менее эффективным: некоторым людям сложнее осваивать программу, в которой больше текстовых материалов и меньше видео и вебинаров с преподавателем. Задача провайдера — это учесть и озвучить все риски, связанные с изменением форматов, чтобы клиент мог принять взвешенное решение.

Формат обучения
Онлайн-обучение может проводиться в синхронном, асинхронном и смешанном форматах ↓
- Синхронное проводится вживую и требует присутствия студентов во время занятий. Чаще всего оно проходит в формате вебинаров и предполагает регулярный контакт с преподавателем. Такой формат сильнее вовлекает студентов в образовательный процесс.
- Асинхронное обучение предполагает наличие доступа к учебным материалам: видео и текстам, которые можно изучать в любое время. Такой формат снимает с HR-менеджера или руководителя часть организационных задач: не нужно собирать группу, искать подходящее место и время для занятий и контролировать присутствие сотрудников.
- Смешанное обучение позволяет объединить преимущества обоих форматов. Можно дать студентам материалы для самостоятельного изучения, а сложные темы или практику провести в формате занятий с преподавателем.
Как правило, асинхронное обучение дешевле: в нём используются более доступные в производстве материалы и требуется меньше участия образовательного персонала. Однако выбор формата зависит не только от стоимости, но и от образовательных задач. Если необходима групповая практика или плотное взаимодействие с экспертом, лучше выбрать синхронное обучение. Если предмет не требует участия преподавателя и учёта особенностей каждого студента, подойдёт и асинхронный формат.
Количество сотрудников
Стоимость решений на заказ часто зависит от количества человек: для каждого студента требуется проводить отдельный учёт результатов, анализировать прогресс, давать практические задания, проверять тесты и домашние работы. Стоимость разработки материалов при этом не меняется, поэтому при обучении большого числа сотрудников выгоднее использовать более дорогой в производстве контент.
Если необходимо провести обучение по корпоративной культуре для нескольких тысяч человек, оптимальным решением станут интерактивные задания. Они позволят лучше закрепить знания, а стоимость обучения в пересчёте на одного сотрудника будет такой же, как и у курса с видео и презентациями.
Хотя иногда количество сотрудников не влияет на его стоимость. Чтобы провести обучение правилам безопасности, не требуется отдельной аналитики. Такой курс можно организовать в асинхронном формате, тогда его стоимость не будет зависеть от количества студентов.
Резюмируем
Есть разные варианты решений для корпоративного обучения: можно выбрать готовый курс, а можно заказать адаптивную или кастомную разработку. Каждый тип продукта имеет свои плюсы и минусы.

Разработка образовательного решения не обязательно потребует долгого ожидания и больших расходов. Главное — убедиться, что выбранное решение:
- соответствует поставленным бизнес-целям;
- отвечает организационным и техническим требованиям;
- будет удобным для пользователей;
- учитывает потребности руководителя и HR-менеджеров.
Нужно понимать, что эффективность и стоимость обучения зависит от формата, типов материалов и количества сотрудников:
- Тексты и презентации дешевле в производстве, а видео, вебинары и интерактивные задания — дороже, но сильнее вовлекают студентов. Можно изменить типы и количество материалов, но эффективнее всего комбинировать их.
- Стоимость программ на заказ зависит от количества сотрудников. Если их много, то будет выгоднее использовать более дорогие в производстве материалы.
- Синхронное обучение более вовлекающее, чем асинхронное, но требует больше ресурсов на организацию и стоит дороже, смешанное позволяет объединить преимущества первых двух. При этом выбор формата в первую очередь зависит от образовательных задач.
Материал изначально опубликован на vc.ru.
Читать также
Как выстроить корпоративное обучение, чтобы сотрудники дошли до конца курса: опыт Нетологии
Основные кризисные тренды и задачи корпоративного образования в 2022 году
Должен ли работодатель платить за обучение и выделять на него рабочие часы: мнения и практики
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

СОФЬЯ РАТНИКОВА
Руководитель b2b-направления в Нетологии. Рассказала о решениях для корпоративного обучения

АНАСТАСИЯ НЕУСТРОЕВА
Автор Нетологии. Упаковала слова Софьи в готовую статью
The post Решения для корпоративного обучения: готовые и на заказ. Какое выбрать и от чего зависит стоимость first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология