Рейтинги стартапов: кому и зачем они нужны
В большом информационном потоке для принятия решений может помочь та или иная система фильтрации и оценок. Так, по данным BrightLocal, 49% респондентов доверяют потребительским отзывам не меньше, чем рекомендациям близких, и только 3% подумают о том, чтобы воспользоваться услугами компании со средним рейтингом в две или менее звезд.
Инвесторы в том числе полагаются на онлайн-инструменты для принятия решений о сотрудничестве с тем или иным стартапом. Среди таких инструментов можно выделить рейтинги стартапов, которые помогают проектам обратить на себя внимание или повысить узнаваемость.
Рассказываем, что такое рейтинги стартапов, как туда попасть и зачем они нужны.
Команда
Фонда развития онлайн-образования
Победа в отраслевом рейтинге помогает стартапу привлечь инвестиции и повысить доверие пользователей
Многие компании осознают важность инвестиций в трансформацию IT-инфраструктуры для поддержки изменений бизнес-операций в быстро меняющейся среде. Такой симбиоз, как работа с внешними партнёрами, особенно с молодыми компаниями и стартапами, всегда сопряжён с рисками. И вот тут на помощь приходят различные аудиторские и консалтинговые компании, платформы, которые отслеживают упоминания бренда и контекст этого упоминания, а также системы оценок и проверок качества.
Попадая в тот или иной рейтинг, стартап получает важное преимущество — видимость и заметность. В глобальном плане это не так сильно влияет на продвижение, зато очень помогает в фандрайзинге, получении инвестиций, развитии бизнеса и найме сотрудников. И тем самым повышается узнаваемость и доверие потенциальных пользователей и инвесторов.
В бизнес-среде победа в отраслевом рейтинге позволяет стартапу заявить о себе как о сильном и важном игроке на рынке. И в то же время рейтинги помогают инвесторам отфильтровывать бесперспективные и не подходящие под их требования компании.
Также рейтинговые отчёты зачастую содержат в себе оценку экономической среды и показатели зрелости, сложности и глубины инновационного рынка, что в свою очередь помогает оценить соответствие стратегии корпоративного развития не только отдельно взятой компании, но и целого сегмента.
Как устроена рейтинговая система и какую информацию о стартапе могут получить инвесторы
- Выбираем рейтинг или конкурс и подаём заявку. Нужно оставить контакты и полностью заполнить заявку — эта информация может быть полезна для потенциальных инвесторов и вызвать доверие к компании.
- Ждём, пока заявку утвердят. Например, в Startup Ranking это занимает до 79 дней. Правда, за $99 заявку рассмотрят в течение 24 часов.
- После присвоения позиции в рейтинге начинаем развивать направления, которые позволят стартапу подняться в рейтинге. Например, если до высшей оценки не хватает количества упоминаний в медиапространстве, стоит увеличить бюджет на маркетинг в следующем квартале.
У любой компании по оценке стартапов есть свои приоритетные задачи.
Например, методология независимого рейтингового агентства Early Metrics основана на нескольких этапах: менеджмент, проект и рынок. Решающий из них — собеседование с основателями стартапа. Специалисты анализируют профессионализм управленцев: от навыков предпринимателей до способности реализации плана роста. По проекту помимо бизнес-модели агентство смотрит на рыночное позиционирование продукта, бизнес-тренды, технологии и результаты. Это позволяет получить представление об уникальности стартапа и оценить его потенциал.
Один из самых важных этапов оценки — углублённый финансовый анализ инвестиционных целей. Этот этап особенно интересен инвесторам, так как он помогает прогнозировать направление развития компании в будущем.
Комплексная проверка играет важную роль, так как уровень банкротства молодых стартапов высок. Например, в 2019 году порядка 90% стартапов потерпели неудачу. Исследования показывают, что 21,5% стартапов терпят неудачу в первый год, 30% — во второй, 50% — на пятый и 70% — на десятый год своего существования.
Сложность оценки состоит в том, что по умолчанию стартапам не хватает истории и финансовых отчётов для демонстрации стабильности. И поэтому важно учитывать как качественные, так и количественные факторы. Например:
- опыт основателей;
- наличие правовых барьеров на рынке;
- скорость выполнения задач;
- уровень инноваций продукта;
- наличие спроса на данные услуги или продукт.
Рейтинговые агентства не могут иметь стандартизированного подхода к оценке, и те или иные компании распределяют приоритеты субъективно, фокусируясь на разных критериях.
В любом случае рейтинги стартапов — это инструмент, дополняющий процесс комплексной проверки и предоставляющий определённый кредит доверия молодому проекту. Оценивая нефинансовые факторы роста статистически подтверждённым образом, инвесторы и собственники получают более полную картину профиля рисков и перспектив и могут взвешенно принимать решения о сотрудничестве.
Для стартапов участие в рейтинге — это шанс заявить о себе, оценить рынок и конкурентов, выделить свои сильные стороны и подсветить слабые, а также по возможности закрыть некоторые из них.
курс
Как привлечь инвестиции в стартап
Узнать больше
- Узнаете, как искать деньги для проекта: убедительно презентовать идею и договариваться с инвестором о выгодных условиях
- Разберём, как защититься от потери стартапа после взрывного роста
- У вас будет готовая и проверенная инвестиционная презентация, бизнес-модель и список инвесторов, которые подходят именно вашему стартапу
Примеры отраслевых рейтингов, конкурсов и акселераторов
В России с точки зрения оценки дизайна и юзабилити продукта показательными могут стать призовые места в конкурсах Золотой сайт и Золотое приложение, участие в EdСrunch Award и премии Tagline Awards.
Среди зарубежных ресурсов полезным может быть участие в акселераторах, например, 500 Startups, Y Combinator, в крупных конференциях и конкурсах, таких как Web Summit и Seedstars.
Среди рейтингов известны HolonIQ для EdTech, агентство Startup Ranking и Enterprise Tech 30, ежегодный список наиболее перспективных частных компаний в области корпоративных технологий.
Что в итоге
Во всем мире рейтинги и конкурсы ценятся прежде всего за возможность исследовать общее настроение рынка, дать представление об уровне продукта или услуг и поощрить развитие конкуренции. Поэтому если у молодого стартапа есть в планах выход на мировой уровень и другой, отличный от локального рынок, то участие в такого рода мероприятиях даёт особое преимущество.
Для российского менталитета рейтинги и различные топ-списки несут больше имиджевую составляющую, возможность привлечь дополнительное внимание к проекту и повысить узнаваемость, что также может быть определённым трамплином для развития.
Читать также
Как стартапу найти и привлечь инвестора
Как собрать команду для работы на международном рынке: советы инвестора
Как блокчейн меняет бизнес и какие ошибки при внедрении и риски стоит учесть
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Команда
Фонда развития онлайн-образования
The post Рейтинги стартапов: кому и зачем они нужны first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология