Рейтинг CRM-систем 2023. Карта рынка
В 2023 году рейтинг CRM-систем разделен на 2 части: для крупных клиентов уровня Enterprise и для среднего и малого бизнеса (СМБ). Для решений уровня Enterprise дано краткое описание без формирования рейтинга как такового. Для сегмента СМБ рейтинг представлен в традиционном виде.
CRM-системы — один из базовых видов программного обеспечения для бизнеса. Для малого бизнеса это своеобразная книга клиентов и контактов с историей сделок. Для среднего и крупного бизнеса функционал CRM гораздо более широк и находится на стыке ERP-систем для управления предприятием и BPM-систем для управления бизнес-процессами. Кроме того, важное значение приобретают возможности по интеграции с другими видами ПО и установке решения в ИТ-контуре компании.
Одним из ключевых вызовов последних лет является импортозамещение западных CRM-систем российскими аналогами. Особенно остро данная проблема стоит перед крупным бизнесом. Именно поэтому в рейтинге CRM-систем 2023, подготовленном ИТ-маркетплейсом Market.CNews, решения разделены на два блока в зависимости от масштаба внедрений.
Решения уровня Enterprise на замену Oracle Siebel CRM, SAP CRM, Salesforce и Microsoft Dynamics
T1 CRM — модульная платформа для автоматизации продаж, маркетинга и клиентского сервиса. Решение обеспечивает гибкую автоматизацию ключевых бизнес-процессов. Позволяет автоматизировать программы лояльности, работать с финансовыми показателями компании для формирования управленческой отчетности и выстраивать автоматизированную стратегию взыскания задолженностей. T1 CRM построена на базе микросервисной архитектуры, что существенно упрощает эксплуатацию и обновление платформы и ее компонентов.
Среди преимуществ стоит выделить омниканальность и Low-code-подход. Омниканальность обеспечивает объединение и контроль данных, получаемых из разных каналов коммуникаций: сайт, мессенджеры, телефон, почта и др.
Инструментарий low-code позволяет создавать корпоративные приложения непосредственно в браузере без привлечения программистов и проводить самостоятельную настройку системы в целом.
Решение T1 CRM — это полностью российская разработка, соответствует требованиям импортозамещения и зарегистрировано в «Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД» c 27 июля 2021 г.
ELMA365 CRM — это CRM-система на базе Low-сode-платформы для управления бизнес‑процессами в сфере продаж. Пользователям доступна не только CRM-система как таковая, но и мощный BPM-модуль для управления бизнес-процессами, система электронного документооборота и ряд других решений. Для конфигурирования новых приложений и их прототипов (MVP) может быть задействован low-code-инструментарий. Есть интеграции с 1С, SAP, телефонией, мессенджерами, почтой с помощью готовых коннекторов или любыми другими системами через функциональный API.
Битрикс 24 Enterprise — это комплексное решение для управления всей компанией: интранет, проектный офис, HR-портал, CRM, автоматизация. Интранет представляет собой корпоративный портал для сотрудников организации. HR-модуль позволяет создать кадровую структуру предприятия и автоматизировать работу с новыми и действующими сотрудниками. Управление проектным офисом покрывает внутренние задачи компании: перепланировки, заказ расходных материалов и т. д. Блок автоматизации, фактически, представляет собой BPM-систему для управления бизнес-процессами. Решение работает более чем в 2000 компаниях. Среди клиентов — Electrolux, OBI, Россети, Росгосстрах и другие
1С: CRM включает набор инструментов для оцифровки большинства процессов крупной компании, связанных с продажей товаров и услуг и взаимоотношений с клиентами. Включает почтовый менеджер, коммуникации посредством различных мессенджеров, телефонию, календарь и другие сервисы. Для управления бизнес-процессами предусмотрен модуль BPM. Ряд функций может быть реализован без программирования средствами конструктора форм и приложений.
BPMsoft — это CRM-система, созданная на базе BPM-платформы. Решение обеспечивает профиль клиента 360° с учетом социально-демографических и поведенческих характеристик, распределение лидов между менеджерами компании в зависимости от маркетинговой стратегии, управление полным циклом B2C- и сложных B2B-продаж. Для анализа деятельности компании предусмотрена панель аналитики. Соответствует всем требованиям импортозамещения. Относится к классу высоконагруженных отказоустойчивых ИТ-систем.
Карта рынка
На карте рынка CRM 2023 собраны и сгруппированы решения для сегмента Enterprise, СМБ, а также узкопрофильные решения, решающие конкретные задачи малого бизнеса.
Рейтинг CRM-систем 2023
Место | Компания | CRM-система | Сумма баллов | Функционал | Дополнительные возможности | Форматы поставки ПО | Отраслевые решения | Юр.лицо ИНН Уставный капитал |
Количество активных клиентов (пользователей) | Тестовый период | Скидка при оплате облачной версии за год, % | Стоимость |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1С-Битрикс | Битрикс 24 | 737 | Широкий | Широкие | Коробка Облако |
250* | ООО »1С-Битрикс» ИНН 7717586110 12 000 руб. |
12 000 000 | Демо-версия | 20% | Средние цены |
2 | Мегаплан | Мегаплан | 728 | Широкий | Широкие | Коробка Облако On-prem |
10 | ООО «Мегаплан» ИНН 7725681416 117 117 116 руб. |
463 000 | 14 дней | 15–30% | Средние цены |
3 | ООО «Пайрус» | Pyrus | 664 | Широкий | Широкие | Коробка Облако On-prem |
21 | ООО «Пайрус» ИНН 7743819297 10 000 руб. |
103 669 | Демо-версия | 20% | Низкие цены |
4 | «Первая Форма» | «Первая Форма» | 616 | Широкий | Широкие | Коробка Облако On-prem |
8 | ООО »1форма» ИНН 7704719651 100 000 руб. |
141 (23 900) | 45 дней | 15% | Низкие цены |
5 | ЭМБЕР | Amber CRM | 609 | Широкий | Широкие | Коробка Облако On-prem |
4 | ООО «ЭМБЕР» ИНН 7719451083 100 000 руб. |
500 (10 000) | 30 дней | От 10%. Зависит от числа лицензий | Средние цены |
6 | Тензор | СБИС CRM | 551 | Широкий | Широкие | Облако | 0 | ООО «Компания «Тензор» ИНН 7605016030 644 000 руб. |
576 | Демо-версия | 0% | Низкие цены |
7 | MACRO | MacroCRM | 537 | Средний | Широкие | Коробка Облако On-prem |
0 | ООО «Айти-Сервис» ИНН 4205348519 15 794 945 руб. |
240 | 7 дней | Индивидуально | Высокие цены |
8 | 1Т | Простой бизнес | 498 | Средний | Отсутствуют | Коробка Облако |
18 | ООО »1Т» ИНН 7705908531 1 048 576 руб. |
н/д (150 000) | 30 дней | 30% | Низкие цены |
9 | INTRUM | INTRUM CRM | 470 | Ограниченный | Широкие | Облако | 4 | ООО «ИНТРУМ» ИНН 6311102704 10 000 руб. |
350 (6 000) | 14 дней с ограничениями | 20% | Средние цены |
10 | ООО «Компас — СПб» | КОМПАС | 448 | Широкий | Средние | Коробка Облако On-prem |
0 | ООО «Компас СПб», ИП Якобсон Н.С. ИНН 7801642796 30 000 руб. |
50 | 1 месяц | 20% | Высокие цены |
11 | Класс | Бизнес.ру | 421 | Средний | Отсутствуют | Облако | 60* | ООО «Класс Информационные технологии» ИНН 7722801524 200 000 руб. |
9 000 | 14 дней | 15% | Средние цены |
12 | Амоцрм | amoCRM | 416 | Средний | Средние | Облако | 0 | АО «Амоцрм» ИНН 7709477879 200 000 руб. |
50 000 | 14 дней | 0% | Средние цены |
13 | ГК ФИНИСТ | Finist-CRM | 385 | Средний | Средние | Коробка | 20 | ООО «НПК Финист-софт» ИНН 1658105371 10 000 руб. |
100 | Индивидуально | Индивидуально | Высокие цены |
14 | Аспро | Aspro Cloud | 336 | Средний | Отсутствуют | Облако | 0 | ООО «Аспро» ИНН 7453223946 60 000 руб. |
3 400 | 14 дней | 20% | Высокие цены |
* — из-за большого числа схожих отраслевых решений применен понижающий коэффициент
Ключевые положения
В рейтинге принята балльная система. Каждому поставщику начислено определенное количество баллов по нескольким критериям. Чем выше итоговая сумма баллов, тем выше место в рейтинге.
Критерии, которые учитывались при составлении рейтинга:
- Функционал системы
- Дополнительные возможности
- Форматы поставки
- Отраслевые решения
- Финансовые характеристики компании
- Количество активных клиентов
- Тестовый период и его ограничения
- Скидка при годовой оплате
- Стоимость
Ниже приведены основные положения и правила начисления баллов по каждому из критериев.
Правила начисления баллов
Функциональные возможности
Учитывалось 11 основных модулей CRM. За каждый из них компаниям начислено по 20 баллов, более подробные данные по каждой CRM-системе приведены в таблице:
Дополнительные возможности
Учитывалось 5 дополнительных модулей расширения возможностей CRM. За каждый из них компаниям начислено по 30 баллов, более подробные данные по каждой CRM-системе приведены в таблице:
Форматы поставки ПО
CRM-системы поставляются в трех основных форматах, за каждый из которых начислено следующее количество баллов:
- Коробка — 20 баллов (разовая покупка вечных лицензий, установка на свой сервер)
- Облако — 15 баллов (ежемесячная подписка, установка на серверах провайдера)
- On-prem — 15 баллов (ежемесячная подписка, установка на свой сервер)
Отраслевые решения
Наличие и количество отраслевых решений позволяют оценить возможность быстрого внедрения CRM-системы в той или иной сфере. Чем больше отраслевых решений, чем больше покрыто ниш, тем лучше для конечного клиента.
Баллы начислены в зависимости от количества отраслевых решений по регрессивной шкале.
Финансовые характеристики вендора
Внедрение ПО, особенно по облачной модели, подразумевает некоторый риск и зависимость от вендора. Один из параметров, который позволяет оценить степень защищенности своего выбора — это уставный капитал юридического лица вендора: чем он выше, тем лучше.
Баллы начислены в зависимости от размера уставного капитала по регрессивной шкале.
Количество активных клиентов (пользователей)
Количество активных клиентов позволяет оценить степень распространенности решения, накопленного опыта, масштаба коммьюнити: чем больше цифры, тем лучше.
Баллы начислены в зависимости от размера уставного капитала по регрессивной шкале.
Длительность и особенности тестового периода
Чем длиннее тестовый период, тем лучше для клиента. При этом важно, чтобы компаниям предоставлялся доступ именно к той конфигурации, которая им нужна.
За каждые 7 дней такого доступа провайдерам начислялось по 5 баллов, за 14 дней — 10 баллов, за 1 месяц — 20 баллов, за 2 месяца — 30 баллов. При наличии бесплатной ограниченной версии начислялось по 10 баллов.
Скидка при годовой оплате
Скидка при годовой оплате позволяет сэкономить средства при заблаговременном планировании бюджета: чем выше скидка, тем лучше. За каждый 1% скидки компаниям начислен 1 балл.
Стоимость
Баллы за стоимость рассчитаны по регрессивной шкале в зависимости от розничной стоимости двух конфигураций:
- CRM на 5 человек для СМБ
- CRM на 200 человек для крупного бизнеса
После чего баллы суммировались.
Сводная таблица начисления баллов
Полный текст статьи читайте на CNews