Разработка интернет-магазина Канцелярской Мекки

ЗаказчикКанцелярская Мекка — хорошо известная в Санкт-Петербурге сеть канцелярских магазинов.ЗадачаТребовалась разработка интернет-магазина канцелярских товаров с нуля.

О Канцелярской Мекке

Милые магазинчики Канцелярская Мекка существуют с 1996 года, в них всегда масса канцелярских мелочей на прилавках и непременно заботливое отношение к покупателям. В 2011 году сеть состояла из 11 магазинов в разных районах города, а это значит, что каждый хотя бы раз видел вывеску с надписью «Канцелярская Мекка».

img1.jpg

Выбор подрядчика

В 2010 году руководство компании поставило новую задачу — выходить в Интернет. Для компании на тот момент это было сродни выходу в космос. Поэтому первый опыт компании оказался неудачным, они потеряли около года, ожидая результатов от выбранного подрядчика. Но кроме нескольких невменяемых макетов, результатов не было.

img2.jpg

Следующий поиск разработчика был более продуманным и внимательным. К примеру, мы обратили внимание, что уже на второй встрече началось обсуждение конкретных особенностей интеграции сайта с их внутренней 1С, мы даже начали договариваться о будущем формате выгрузки и процессе автоматизации.

Анализ текущей ситуации в компании, сбор требований

В начале работы выясняем, чем и как живет компания, а также проясняем уровень технической сложности проекта по мнению заказчика: смотрим известные интернет-магазины, сайты конкурентов и партнеров.

  1. На момент начала сотрудничества у компании не было Интернет-магазина, его нужно было разработать с нуля.
  2. Интернет-магазин должен был стать инструментом завоевания рынка обеспечения корпоративных клиентов канцелярскими и сопутствующими товарами. В принципе работа с корпоративными клиентами не была досконально отточена, ведь на тот момент их было немного.
  3. Изначально предъявлялись высокие требования по технической оснащенности торговой площадки, наряду с неуверенностью в успешном опыте использования новомодных функций потенциальными пользователями.
  4. Ограниченный бюджет и сроки первого ввода в эксплуатацию.
  5. Необходимость обеспечения синхронизации остатков, цен, номенклатуры каталога, заказов и контрагентов с 1С.
  6. Обеспечение удобства и простоты первичного наполнения с учетом отличающейся структуры каталога в 1С и на сайте.

Проектирование

Когда мы начали сотрудничать, обеим сторонам очень хотелось сделать современный, функциональный и приятный на вид канцелярский интернет-магазин. Им должно быть удобно пользоваться и должно быть желание вернуться вновь для очередного заказа. Мы вспомнили все типичные проблемы интернет-магазинов и решили постараться сделать все обдуманно, без каких-либо портящих все впечатление от ресурса недоработок.

Подробнейшая схема структуры каталога. В нее было удобно подглядывать на всех этапах работы, хотя и «вЕсит» она прилично — около 2 Мб. Проведя работу по структурированию такого массива информации, руководитель проекта проникается особенностями продукции и четче видит, как нужно проектировать интерфейсы и логику работы магазина.

img3.jpg

Все ключевые страницы изначально были разработаны в черновом, схематичном виде. Такое подробное прототипирование делает дальнейшую работу студии более предсказуемой для заказчика. Общая «картина» проекта понятна и «осязаема» всеми участниками, все знают, что делают.

img4.jpg

Мы посчитали важным учесть всякие мелочи типа изменения формулировки в пустой корзине или гармонично вписанной в процесс оформления заказа регистрацией. Вообще, с процессом регистрации достаточно сложно что-то сделать, особенно, когда речь идет о регистрации юридического лица, где много обязательных полей, а значит возрастает возможность совершения ошибки. Мы постарались улучшить ситуацию тем, что сохраняем значения всех введенных пользователем полей. Сделать ошибку не так страшно, как это было раньше.

Нам важно было понять логику работы магазина с момента поступления заявки, как ее смогли бы организовать в компании с имеющимися ресурсами и привычными процессами. Так появилась схема взаимодествия, пополнившая техническое задание и прояснившая также заказчику, какой сценарий нужно выстраивать с покупателями:

img5.jpg

Реализация

Для реализации проекта была выбрана система UMI.CMS. Учитывая функциональные требования к сайту, нашей команде в любом случае потребовалось бы дописывать систему, поэтому удобство интерфейсов было выбрано решающим фактором.

Проблемы, их решение

Откровенно проблем было немного, но вот одна из запомнившихся разработчикам сложностей — это две группы покупателей: юридические лица и физические лица, к которым предъявляются разные требования по обязательным полям, полю связки с 1С и условиям оплаты.

Мы предположили, что клиент может по ошибке оформить заказ на себя, как на физическое лицо, поэтому стал актуальным вопрос о возможности смены типа клиента с физического лица на юридическое (и обратно). К сожалению, система не предлагает встроенных возможностей для подобных манипуляций. Поэтому их пришлось добавить. Так теперь можно с легкостью сменить тип аккаунта и, например, став юридическим лицом, выставить счет для безналичной оплаты.

Интересные функции

Сотруднику, обрабатывающему заказы, всегда было удобно производить замену товара в 1С, если вдруг в тот момент на складе нужного товара не было, а аналогов при этом достаточно. Учитывая, что центр внимания оператора сместился теперь на систему управления сайтом, новой функции было суждено появиться в редактировании заказа. Логику работы также постарались сохранить: по-умолчанию предлагается выбрать товары из того же раздела.

Важный момент в запуске любого интернет-магазина — это первичное наполнение. Изначально был заявлен ассортимент в полторы тысячи товаров, сейчас он достигает три с половиной тысячи. Несмотря на то, что в принципе процесс автоматизирован, есть объективная сложность — несоответствие структуры каталога в 1С со структурой каталога на сайте. Поэтому было решено производить загрузку тематическими частями в соответствующие разделы. Дальнейшая синхронизация уже существующих товаров производится по уникальному id, а новые товары должны быть вручную отнесены в раздел администратором сайта. Подобная ситуация происходит всегда, когда компания не готова переформировывать структуру каталога 1С. А учитывая наличие функции перетаскивания товаров по структуре сайта в UMI.CMS, распределять новые товары совсем несложно. Впрочем, для бОльшего удобства нашими разработчиками была добавлена возможность отнести товар к нужному разделу в процессе его редактирования: в карточке товара просто появилось дополнительное поле с текущим разделом и возможностью его сменить.

Мы также решили снабдить сайт такими приятными интерфейсными решениями, как возможность добавлять товары в корзину, менять их количество без перезагрузки страниц, посредством аякс-запросов, в корзине отсортировали добавленные товары по статусу наличия, чтобы покупатель мог оценить, ради каких товаров ему придется ждать доставки заказа и, возможно, отказаться от них.

Просмотр магазинов сети был отдельно проработан, так как этот раздел сайта предполагался (так в итоге и оказалось) самым посещаемым, он должен был быть удобным и наглядным. При этом мы воспользовались API Яндекс.Карт, благодаря чему в системе управления появился специальный инструмент для редактирования и добавления магазинов сети (как через поиск по адресу, так и по выбору точки вручную). Для посетителей помимо адреса выводится фотография магазина и описание, как к нему удобнее всего добираться общественным транспортом.

Для юридических лиц формируется pdf-счет, который можно повторно скачать из личного кабинета в любой удобный момент. Для физических лиц подобным способом формируется квитанция на оплату, которая позволяет произвести предоплату заказа в отделении банка.

Зная, как устроен процесс доставки в компании, мы внедрили соответствующие данные в оформление заказа. Так, в зависимости от суммы заказа выводится информация о стоимости доставки, либо о том, что доставка бесплатная, а также ведется приблизительный подсчет даты доставки (с учетом праздников и выходных).

Планы

В списке ближайших планов:

  • внедрение технической возможности производить оплату электронными деньгами,
  • возможность фильтровать продукцию по индивидуальному для каждого раздела набору параметров,
  • оперативное изменение возможностей и интерфейсов интернет-магазина по результатам сбора статистики.

На текущий момент продажи с сайта приближаются к выручке небольшого розничного магазина, поэтому можно считать, что необходимый минимум достигнут. :)

Перейти на сайт

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine