«Дистант», стартапы и цифровая среда: в Уральском федеральном университете запустили лабораторию кибербезопасности

18 Января 2022 12:2418 Янв 2022 12:24 |
Поделиться

Студентов Уральского федерального университета в Екатеринбурге до Нового года из-за пандемии коронавируса перевели на дистанционный формат обучения. Для студентов из института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ удаленка заиграла новыми красками — все благодаря новой лаборатории по кибербезопасности, которую вуз запустил совместно с ИТ-компанией УЦСБ. Как новые технологии помогут воспитать будущих ИТ-профессионалов и навести мосты между студентами и работодателями?

Мультиформатные пары

Лаборатория на четвертом этаже корпуса института появилась 26 октября. Сейчас там уже проходят занятия в рамках курсов по информационной безопасности.

«Главная цель лаборатории — усиление инженерной школы на Урале. Мы хотим совершенствовать обучение студентов, создавать места для совместной работы над проектами и научными исследованиями», — объясняет заместитель генерального директора по научно-технической работе УЦСБ Николай Домуховский.

Оборудованная аудитория позволит проводить занятия в любой конфигурации: традиционные очные, с трансляцией на YouTube или уроки с удаленным преподавателем, когда студенты присутствуют в аудитории, а спикер — нет. Последний формат актуален для лекторов, у которых основное место работы далеко от университета.

Главная особенность новой аудитории — техническое оснащение. Интерактивные панели с функциями экрана и доски, мультимедийные комплексы видеосвязи с несколькими камерами, а также высокопроизводительный вычислительный комплекс для создания виртуализированного лабораторного окружения и оборудование для практической отработки проектирования и создания защищенных сетей передачи данных, как проводных, так и с использованием беспроводных технологий. При этом к основному лабораторному оборудованию будет обеспечен удаленный доступ. И пусть на 100% задействовать мощности лаборатории в полностью удаленном режиме вряд ли получится, с большинством учебных тренажеров такой формат работы возможен. А значит, и никакой коронавирус образованию не страшен.

Без «говорящих голов»

Разработчики особенно потрудились над тем, чтобы студенты не скучали, отвлекаясь от предмета занятия, и были сфокусированы на преподавателе. Эффект живого присутствия для онлайн-слушателей обеспечивает высококачественное оборудование видеосвязи.

К примеру, в традиционном лекционном формате можно применить автоматическое сопровождение говорящего. Камера держит лектора в центре кадра, даже если он перемещается по аудитории. Иными словами, человек — больше не «говорящая голова», привязанная к конкретной точке.

Не могла не порадовать преподавателей УрФУ и другая функция — теперь запись лекции не нужно долго и мучительно монтировать и улучшать. Захват, сохранение или трансляцию видео обеспечивает видеомикшер с платой захвата. Мультимедийный комплекс сразу выдает запись в качестве, которое годится для размещения на сервисах онлайн-образования. В итоге преподаватель создает качественный контент, не тратя на это лишнее время, а студенты слушают лекцию, когда им удобно — с помощью облачных технологий и гаджетов с доступом к сети.

Не секрет, что без интересных лабораторных занятий студенты вряд ли получат представление о своей будущей работе. Эту проблему, как ожидается, решит высокопроизводительный вычислительный комплекс, на основе которого можно создавать виртуальные инфраструктуры полноценных предприятий и учить будущих разработчиков формировать решения по кибербезопасности.

«Сами решения по обеспечению ИБ представлены как программными продуктами, функционирующими на платформе вычислительного комплекса, так и в виде аппаратных решений, что позволяет студентам буквально «пощупать» их, — отмечает Николай Домуховский. — Мы охватили все основные направления защиты информации: антивирусная защита, идентификация и аутентификация, управление доступом, управление событиями информационной безопасности, межсетевое экранирование, защита каналов связи, решения по обнаружению сетевых атак, комплексный мониторинг ИБ, средства предотвращения утечек информации и многое другое».

Кроме того, новая лаборатория оснащена сетевым оборудованием и средствами защиты для построения проводных и беспроводных сетей передачи данных.

Внутри цифровой среды

В лаборатории кибербезопасности студенты окружены цифровой средой, в основе которой — технологии, которые они изучают: компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, искусственный интеллект и многие другие. Мощности новой аудитории помогут ребятам при работе над дипломными проектами. Кстати, лучшие из них — с интересными инженерно-техническими решениями и высоким потенциалом бизнес-реализации — попадут в программу УрФУ «Стартап как диплом». Участники программы смогут пройти диагностику профессиональных компетенций, стажировку и даже претендовать на грантовую поддержку от вуза на развитие проекта.

А еще в планах специалистов УЦСБ — вместе со студентами создавать собственные киберполигоны и учебно-методические комплекты с актуальными объектами защиты и средствами обеспечения информбезопасности для предприятий региона, в дополнение к уже используемым киберполигонам при подготовке специалистов по информационной безопасности в ИРИТ-РТФ УрФУ.

«Пока мы на стадии активного создания этих полигонов. У нас есть все составные части: вычислительная платформа, программные и аппаратные средства защиты информации. Теперь из них надо собрать некие аналоги реальных инфраструктур предприятий: с рабочими станциями, серверами, базовыми ИТ-сервисами и средствами защиты информации, — объясняет Николай Домуховский. — Мы бы хотели активно привлекать студентов к самому процессу создания полигона. Да, на рынке сегодня хватает готовых решений, но они стоят дорого и ограничены тем комплектом сценариев, которые в них заложил производитель. Собственный полигон — это возможность научиться создавать сценарии под любую ситуацию. И это будет интересно студентам».

К примеру, в вузе теперь можно создать «виртуальный завод»: разработать эмуляцию производственного процесса в специальном программном обеспечении с отражением реальной физики процесса, а затем визуализировать процесс с помощью 3D-движка, и создать для него автоматизированную систему управления. Для этого студенты будут использовать виртуальные компоненты и оборудование лаборатории. Затем попытаются взломать систему, добиваясь негативных последствий для эмулируемого процесса, а потом — учиться защищать ее. На таком «заводе» понадобятся студенты самых разных специальностей:

  • технологических — для описания эмулируемого физического процесса;
  • разработки — для создания интерактивной 3D модели;
  • автоматизации — для проектирования и разработки автоматизированных систем управления технологических процессов;
  • ИБ — для разработки системы защиты и испытания ее на прочность.

Делиться опытом

В будущем похожая лаборатория может появиться в департаменте компьютерных наук и математики ИЕНиМ УРФУ. Это позволит использовать аудитории в режиме параллельной работы групп студентов над конкретной задачей. Также специалисты УЦСБ готовы делиться наработками с другими университетами и помогать им в создании аналогичных лабораторий.

По словам Николая Домуховского, для успеха проекта необходима готовность руководства вуза вложиться в проект — как с точки зрения финансов, так и организации. Дело в том, что оснащение лаборатории предполагает серьезные затраты, а само помещение нужно безболезненно вывести из учебного процесса. В случае с ИРИТ-РТФ разработчикам «помог» COVID — после перехода университета на дистант все аудитории опустели.

О важности подобного сотрудничества вуза и бизнеса также говорит директор ИРИТ-РТФ УрФУ Илья Обабков: «Наша задача сейчас расти высокими темпами, решая вопросы подготовки кадров в области цифровой экономики. Информационная безопасность уже важна всем: и людям, и предприятиям, и государственным структурам. При этом мы стремимся непрерывно повышать качество обучения по информационной безопасности. Сделать это можно при всесторонней поддержке и сотрудничестве университета и индустрии. В этот раз у нас отлично все получилось — лаборатория объединила все и сразу: помещение, первоклассное оборудование, студентов, компетенции и задачи промышленного партнера. Уверен, что в рамках развития лаборатории появятся научные задачи, молодые исследователи, успешные студенческие проекты. Надеюсь, этот опыт будет продолжаться и с УЦСБ и с новыми партнерами такой сложной и перспективной темы».

Пока же лаборатория кибербезопасности — это пилот, который должен оправдать самые амбициозные надежды. Получится ли на базе лаборатории организовать соревнования, олимпиады и хакатоны? Поможет ли она проводить семинары и научно-практические конференции с участием представителей российских и зарубежных вузов? Превратится ли лаборатория в центр взаимодействия студентов и аспирантов, преподавателей, технологических партнеров и представителей предприятий, заинтересованных в молодых кадрах? Покажет время.

Полный текст статьи читайте на CNews