Прозрачность маркетинга для руководителя: какие инструменты использовать, чтобы прибыль росла?
Вы сделали сайт и запустили рекламу. Получили клиентов. Но не понятно, они пришли с рекламы, рассылки или холодного обзвона.
Если не знаете, откуда приходят клиенты, не можете посчитать, сколько тратите на их привлечение. Соответственно, не знаете, окупается ли ваш маркетинг в целом и какие направления в нём работают, а какие съедают ваши деньги.
Задача руководителя — посмотреть сверху и увидеть всю цепочку от рекламного объявления до продажи. Понять, в какой точке всё «ломается» и почему не работает. После:
-
«подкрутить» слабое звено воронки продаж;
-
отключить неработающие каналы рекламы;
-
перебросить бюджет в результативные.
Чтобы понимать, откуда пришел клиент и сколько принес прибыли, нужно обеспечить прозрачность всех маркетинговых процессов. Какие инструменты в этом помогут, разбираемся в статье.
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
Счётчики Яндекс Метрика и Google Analytics
Счётчики помогут отследить посещаемость сайтов и оценить поведение пользователей. Вы узнаете источники переходов на сайт и сможете определить наиболее эффективные из них.
Например, человек перешел с рекламного объявления и провел на сайте 10 секунд, он посетил одну страницу. Другой перешел из поиска, провел на сайте 3,5 минуты, посмотрел несколько карточек товара, страницу о компании и кейсы.
Аналогично можно сравнивать посетителей, пришедших по разным рекламным объявлениям, поисковым запросам и т.п.
Чтобы счетчики корректно собирали нужную информацию, их нужно правильно настроить. Например, в Метрике создают цели, которые соответствуют действиям посетителей сайта:
-
посмотреть определенную страницу или сразу несколько;
-
нажать кнопку или номер телефона;
-
заполнить форму и оплатить заказ и т.п.
Чтобы определить слабые места воронки продаж, в Метрике предусмотрены составные цели. Они включают заданную последовательность действий, например:
-
Переход на карточку товара.
-
Заполнение формы.
-
Переход на страницу «спасибо».
Составные цели помогут понять на каком шаге оформления заказа уходит покупатель.
Колл-трекинги
Мы в Сайткрафт работаем с колл-трекингом Callibri, но вы можете выбрать другой, например, Манго или Битрикс24-Телефония.
Колл-трекинг поможет понять:
-
Сколько поступает обращений и из каких источников. На основе этой информации неработающие источники можно отключить, работающие — усилить.
-
Как менеджер обрабатывает заявки: вовремя или нет, как общается с клиентом и закрывает возражения. Такой анализ поможет повысить конверсию менеджера, а значит, снизить стоимость привлечения клиента.
CRM-системы
CRM-системы показывают не только заявки, но и продажи. Здесь вы увидите что и где идет не так, какие позиции лучше продаются и на какие суммы, какой товар не пользуется спросом.
Мы используем Битрикс24, но вы можете выбрать другую, например, amoCRM, Sales, Creatio Brizo.
Рекламные кабинеты
В зависимости от того, где настраиваете рекламу, используйте интерфейс рекламных кабинетов:
-
Яндекс.Директ и Google.Ads (в 2022 не работает).
-
Вконтакте, Майтаргет, Одноклассники и других соцсетей.
-
Кабинеты продавцов на маркетплэйсах.
Сервисы сквозной аналитики
Сервисы собирают информацию об обращениях в компанию, продажах и доходах, объединяют данные из из всех предыдущих систем в сводный отчет.
Основные сервисы:
-
Roistat, Alytics;
-
PrimeGate, utmstat;
-
CoMagik;
-
calltouch и т.п.
Самое важное, что можете получить из них:
-
информацию о входящем трафике: число переходов и их источники;
-
узнаете пол и возраст, увлечения посетителей сайта, поисковые запросы и типы устройств, с которых они перешли;
-
оцените поведение посетителей сайта;
-
определите «тонкие» места сайта и поймете как их улучшить для повышения конверсии.
Теперь посмотрим какие системы аналитики используют для оценки отдельных каналов рекламы.
Системы аналитики по каналам рекламы
Системы аналитики контекстной рекламы
-
Счетчики посещаемости Метрики и Google Analytics.
-
Показатели рекламных кабинетов в Яндекс.Директ и Google.Ads (в 2022 не работает).
-
Системы сквозной аналитики.
-
Данные IP-телефонии.
-
CRM системы.
Системы аналитики поиска, как источника трафика и обращений
-
Системы статистики позиций.
Для съема позиций используйте ТопВизор, Allposition или другую подобную систему. Вы увидите какие запросы попали в ТОП, а какие — нет.
-
Счетчики Метрики и Google Analytics.
-
Колл-трекинг и телефония
-
Системы сквозной аналитики.
-
CRM системы.
Системы аналитики СММ и таргетированной рекламы
-
Рекламные кабинеты. В них оцените лучшие сегменты аудитории и креативы по количеству и стоимости целевых действий.
-
Внутренняя статистика страницы соцсети, если рекламное объявление ведет на эту страницу.
-
Метрика и Google Analytics, если рекламное объявление ведет на сайт.
-
Статистика сервисов для рассылки сообщений и настройки чат-ботов, если рекламное объявление ведет на чат-бота или в сообщения сообщества.
-
Сторонние сервисы, например:
-
Popsters для оценки контента и вовлеченности пользователей;
-
LiveDune, чтобы понять, как увеличить аудиторию, вовлеченность, охваты, а главное, продажи при меньших трудозатратах.
-
-
Системы сквозной аналитики.
-
CRM системы.
Отчеты подрядчиков
Теперь поговорим не о клиентах компании и оценке их действий, а о ваших подрядчиках. Главный источник информации — отчет.
Результаты работы подрядчика можно разделить на главные и второстепенные. Главными будут количество обращений и их стоимость. Второстепенные могут отличаться для каждого канала рекламы.
Давайте посмотрим содержание отчетов Сайткрафт по контекстной рекламе и SEO.
Отчет по SEO-продвижению включает:
Отчет по трафику, обращениям и продажам. Мы делаем отчет с разбивкой по неделям. Указываем стоимость перехода, заявки и клиента, конверсию посадочной страницы и менеджера.
Отчет по увеличению поискового трафика. Показываем скрины из Метрики за месяц с детализацией по неделям и суммарно с начала работ.
Отчет по позициям в Яндекс и Google. Делаем сводную таблицу запросов топ-10, топ-30, топ-100 и вне топа. Оцениваем позиции отдельно в Яндекс и Google.
Перечень работ и планы на следующий период. Список работ показываем отдельно по:
-
seo-специалисту;
-
программисту;
-
контент-менеджеру;
-
копирайтеру.
Отчет по контекстной рекламе включает:
Отчет по продажам. Формируем отчет по данным CRM-системы. Указываем число продаж с рекламы и среднюю стоимость клиента, средний чек и долю затрат на рекламу в выручке.
Отчет по обращениям. Снимаем данные IP-телефонии по количеству звонков и других обращений. Делим обращения по сегментам аудитории, рекламным кампаниям и посадочным страницам
Отчет по трафику. Анализируем данные Яндекс.Метрики и Google Analytics. Показываем визиты из рекламы в разрезе кампаний и объявлений, указываем стоимость посещений. Оцениваем конверсию сайта и кликабельность (ctr) рекламного объявления.
Отчет о выполненных работах. Оцениваем проект в целом и по отдельным кампаниям, показываем срез кампания по возрасту, полу, региону, устройствам и другим критериям. Приводим перечень работ и план на следующий месяц.
Вывод
Чтобы маркетинг стал прозрачным и управляемым, используйте:
-
Счетчики Яндекс Метрика и Google Analytics;
-
Колл-трекинги;
-
CRM-системы;
-
Отчеты подрядчиков и т.п.
Но сами по себе системы сбора данных и статистики не улучшат ваш маркетинг, важны выводы и решения, принятые на их основе. Задача руководителя — посмотреть сверху и увидеть всю цепочку от рекламного объявления до продажи. Увидеть, в какой точке всё «ломается» и почему не работает. После докрутить маркетинговую воронку и считать прибыль.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine