Как движется процесс импортозамещения в сфере ИТ

24 Июня 2022 10:5724 Июн 2022 10:57 |
Поделиться

До марта 2022 г. к импортозамещению можно было относиться по-разному. Для кого-то оно было осознанной необходимостью, кто-то воспринимал его как навязанную сверху стратегию. Теперь все без исключения вынуждены искать альтернативы привычным западным технологиям и обдумывать, как с наименьшими потерями осуществить миграцию. О том, как бизнес справляется с новыми вызовами, говорили участники секции«Импортозамещение», состоявшейся в рамках CNews FORUM Кейсы: Опыт ИТ-лидеров.

страницы:

1 |   2 |   3 |  следующая

Потенциальные риски превратились в реальность

Многие компании уже столкнулись с невозможностью продлить лицензии и получить техническую поддержку от популярных западных производителей программного обеспечения. Риски, о которых начали говорить в 2014 г., стали реальностью. «Но ситуация, в которой мы все оказались, на мой взгляд, продуктивна. Я никогда не видел, чтобы за полгода появлялось столько российских продуктов. Есть определенные недоработки, но решения будут развиваться и могут выйти на хороший мировой уровень. Поэтому желаю всем удачи, терпения и настойчивости в деле импортозамещения — процесс это длительный», — таким призывом открыл секцию Дмитрий Пшиченко, директор по информационным технологиям Highland Gold Mining.

Если с импортозамещением ПО все обстоит относительно неплохо, то с оборудованием ситуация сложнее. Однако, как сообщил докладчик, основная опасность технологического отставания России лежит именно в области ПО, а не железа. Он рассказал, как наиболее эффективно организовать процесс импортозамещения. Во-первых, надо провести аудит ИТ-инфраструктуры, структурировать и актуализировать информацию об используемых решениях, проверить, что происходит с платформами прикладного программного обеспечения, рабочими местами пользователей (АРМ), с системным ПО, в том числе серверным, а также с вычислительной, телекоммуникационной инфраструктурой, СХД и оргтехникой. Далее необходимо сформировать перечень рисков, связанных с санкциями. Для рисков можно вводить числовые коэффициенты значимости.

Примеры рисков

При импортозамещении в географически распределенной компании Дмитрий Пшиченко советует выбирать 2–3 вендоров оборудования, чтобы избежать срыва сроков поставки по заказам. ПО, которое невозможно заместить (CAD, PLM, PDM, геологическое моделирование), можно создавать или дорабатывать на заказ. Также на заказ можно приобретать АРМ и ноутбуки. По мнению докладчика, это позволит снизить их стоимость, сроки поставок, а заодно получить гарантии на комплектующие. Стоит заняться и модернизацией, повышением отказоустойчивости собственных ЦОД или же, при необходимости, арендовать мощности у коммерческих ЦОД для обеспечения отказоустойчивости в долгосрочном плане (2–5 лет). Следует развивать и собственные центры компетенций.

Импортозамещение — недешевый процесс, при этом ИТ-бюджеты ограничены, поэтому, закупив единожды дорогой софт, не все готовы инвестировать в его обновление. Еще одна проблема — отсутствие аналогов программного обеспечения. Вследствие этого для замены проверенного временем и зарекомендовавшего себя западного ПО должны быть достаточно весомые причины. Сложно взять и заменить ПО, которое создавалось и внедрялось годами, уверен Дмитрий Пшиченко. Существующие сложные ИТ-системы и комплексные решения стали частью инфраструктуры компаний. Она усложнялась и совершенствовалась долгое время, а импортозамещение требует практически полной замены имеющихся решений.

Актуальные угрозы

Хорошие и удобные решения, которые так нравились бизнесу, в один момент стали неработоспособными, говорит Алексей Киселев, руководитель отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса «Лаборатории Касперского». Существенно возросли риски и увеличилось количество киберугроз. Россия стала самой атакуемой на Земле страной, а количество киберинцидентов в российских компаниях увеличилось в 4 раза.

При этом ряд ИБ-решений стали менее эффективными. Это означает, что риски пропустить сложную кибератаку значительно увеличились. «Были приглашены все желающие поучаствовать в атаках, например, на российские госорганы. Если раньше такие призывы можно было найти только в даркнете, то сейчас это происходит на уровне государств, и они признают, что участвуют в кибератаках на РФ», — говорит Алексей Киселев.

Защититься от массовых угроз можно, если, по совету «Лаборатории Касперского», обратить внимание на замещение решений, которые стоят на передовой (узлы, почта, сеть). Для защиты от сложных угроз можно использовать российские технологии противодействия сложным атакам (EDR, SIEM, NTA, Anti-APT, Sandbox, XDR и пр.). Тем, кто не располагает временем на детальный выбор необходимых ИБ-решений, спикер предложил воспользоваться возможностями оперативно разворачиваемой, управляемой защиты от «Лаборатории Касперского».

Проблемы создают не только атаки или уход с российского рынка иностранных поставщиков услуг и решений в сфере кибербезопасности. Распространение недостоверных новостей и манипулирование информацией может негативно повлиять на репутацию бренда и затруднить привлечение высококвалифицированных кадров. Об этом в своем выступлении рассказал Алия Рахматуллина, менеджер практики кибербезопасности и непрерывности бизнеса компании «Технологии доверия». Именно поэтому, по ее мнению, вопрос импортозамещения является очень важным.

Новые вызовы для бизнеса

Алия Рахматуллина предложила разобрать несколько основных ошибок, возникающих при попытке импортозамещения средств ИБ. Первая ошибка — отсутствие понимания существенно изменившейся картины рисков в сфере информационной безопасности. Она становится причиной неправильных решений в области замены технологий, перестройки процессов и кадровых изменений. Вторая ошибка заключается в том, что замена продуктов по ИБ производится без учета стоящих перед бизнесом задач. В этом случае может отсутствовать реестр критичных активов, а замена средств защиты информации проходит импульсивно.

Если в компании нет плана миграции на новые ИБ-продукты, могут возникать ошибки при выборе и планировании технических решений, проектировании систем безопасности. Плохо, если не проработана совместимость решений и интеграция с текущей инфраструктурой.

Сейчас многие уверены, что решения с открытым исходным кодом — панацея от всех бед. Однако не стоит забывать, что у таких продуктов нет бесплатной технической поддержки и дорожной карты по развитию, зато есть уязвимости в программном коде и необходимость доработки под конкретные задачи. Алия Рахматуллина посоветовала принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности, например, анализировать код, загружать его предварительно в локальный репозиторий и так далее.

Также стоит обратить внимание на то, какая модель ИБ выбрана, достаточно ли ресурсов на развитие или внедрение процессов ИБ. По мнению Алии Рахматуллиной, смена технических средств — это стимул для пересмотра численности персонала службы ИБ.

Применение отечественных средств защиты информации для решения актуальных задач финансового сектора всерьез заинтересовало компании, особенно региональные, только недавно, отметил Алексей Плешков, заместитель начальника департамента защиты информации Газпромбанка. Виной тому президентский Указ №250, где четко сказано, что с 1января 2025 г. организациям запрещается использовать средства защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними.

Указания в области импортозамещения

Регуляторы — ФСТЭК, ЦБ РФ и ФСБ — тут же взялись за дело. «За последние 3,5 месяца наш банк получил 16 указаний о работе с информационной безопасностью и импортозамещением от ФСТЭК, более 6 от ФСБ и 5 от Центробанка», — поделился Алексей Плешков. Такая активность связана с обострением международной обстановки и требует от финансовых организаций решительных мер по защите от киберугроз. Причем по каждому из писем есть требования по отчетности, и в следующем году будет проверяться исполнение. «Я рекомендую поговорить с вашими безопасниками и проверить, не потерялись ли в вашей компании такие письма», — предупредил спикер и призвал не слишком доверять отделам маркетинга вендоров, а проверять решения на практике, пилотировать их.

Где взять отечественное оборудование

Могут ли российские компании предоставить замену иностранному оборудованию? На этот вопрос попытался ответить Георгий Лессар, технический директор группы «Абсолют». С февраля 2022 г. производители процессоров («Эльбрус», «Байкал», «Скиф», «Malt-C» и др.), производители оборудования на базе Intel, AMD, Realtek, Qualcomm, дата-центры и операторы связи столкнулись с проблемами.

Полупроводниковое производство в России находится на низком уровне: там нет ни современного оборудования, ни необходимых компетенций. Расходы на НИОКР низкие. Производство кремниевых пластин 300 мм и других необходимых материалов не налажено. «Микрону» — крупнейшему российскому производственному предприятию — удалось освоить лишь техпроцесс 90 нм — технологии 2002–2003 гг. Доля импортной электронной компонентой базы в производстве отечественного серверного и сетевого оборудования составляет более 90%.

«Я не хочу бросать камень в огород наших производителей, ведь раньше от них никто и не требовал конкурировать с западными вендорами. Они всегда работали на отечественные ВПК и энергетику, тогда как масс-маркет был отдан на откуп иностранцам. Параллельный импорт как важная часть поддержки со стороны государства поспособствует тому, что мы не столкнемся с дефицитом во всех сегментах. Однако в сегменте enterprise у нас серьезные проблемы», — считает Георгий Лессар.

Сейчас правительство РФ, Минцифры и Минпромторг совместно с отраслью разрабатывают меры поддержки различных сегментов ИТ-индустрии. Среди них снижение тарифов страховых взносов и ставок налога на прибыль, льготное кредитование, отсрочка по субсидиям, обнуление ввозных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы, и, наконец, параллельный импорт. Правила ввоза в Россию электронных устройств, в составе которых есть криптографические средства, упрощены.

Спикер предложил искать и выстраивать новые логистические цепочки для обеспечения текущих потребностей в электронных компонентах, оборудовании и комплектующих. Стоит прекратить маркетинговую гонку за нанометрами, а вместо этого заняться разработкой и освоением новых видов архитектур, увеличить расходы на НИОКР, исследовать новые типы полупроводников, фотошаблонов, чистых материалов. От государства необходима поддержка как новых, так и существующих фабрик для загрузки контрактного производства от отечественных, а в будущем и зарубежных fabless-компаний, а также смена парадигмы: пора переориентироваться с ВПК на масс-маркет.

Инновационный подход к импортозамещению оборудования предложил Роман Тимаев, директор департамента по инновациям X5 Group, призвав быть оптимистами и верить в светлое будущее. «Чуть больше трех месяцев назад многие компании не понимали, что делать. Некоторые до сих пор так и не вышли из этого состояния. В X5 был оперативно создан антикризисный штаб. Не растеряться помог опыт пандемии», — делится наблюдениями выступающий.

Ритейлер назначил департамент инноваций ответственным за импортозамещение оборудования. Весь парк железа разделили на 8 категорий: серверное оборудование, техника для торговых точек, распределительных центров и так далее. «Потом мы разбили все это на решения, которые можно менять целиком. При этом мы понимали, что нельзя просто заменить одно оборудование на другое. Необходимо проанализировать бизнес-процесс, в котором оно используется, оценить его критичность. Иногда оказывалось, что можно просто отказаться от процесса или оборудования. На анализ и поиск альтернатив у нас ушло 8 недель», — рассказывает Роман Тимаев.

В работе было около 1800 единиц техники. Нужно было принять решение: отказаться, найти альтернативное железо, найти альтернативный способ поставки или же выкупить оставшиеся образцы с рынка. По каждой из категорий сформировали рабочие группы, в которые входили и бизнес-заказчики, и технологические владельцы. Отделение, занимающееся импортом и знающее азиатские рынки, подсказывало, куда лучше обратиться с той или иной проблемой.

Схема взаимодействия в рамках импортозамещения

Рабочие группы научились утверждать бюджеты день в день: если находилась нужная техника, ее тут же закупали. На тестирование образцов отводилось не более 2 недель. «Сначала было страшновато, но потом мы поняли: на рынке огромное количество разных решений. Какое бы решение мы ни рассматривали, удавалось находить десятки брендов, готовых предложить то, что нам надо. Сейчас 93% проблем с оборудованием решено», — говорит Роман Тимаев.

Что предлагают российские компании

Сервисная шина предприятия (ESB) — это связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры. Решения этого класса используют все сферы бизнеса: ритейл, компании нефтегазового сектора, транспортные предприятия, банки и так далее. Павел Ерошкин, руководитель продукта «Корпоративная шина данных UseBus» ГК «Юзтех» представил российское решение UseBus. Среди ключевых функций шины данных поддержка синхронного и асинхронного способа вызова служб, статическая и алгоритмическая маршрутизация сообщений, их обработка и преобразование, разнообразные механизмы контроля и управления (логи, метрики), использование защищенного транспорта (MTLS) с гарантированной доставкой сообщений.

Архитектура UseBus

UseBus имеет защищенную административную панель для доступа к Kafka, индивидуальный балансировщик нагрузки, обеспечивает авторизацию и аутентификацию для доступа к данным, кэширование данных и аудит безопасности. Производитель предлагает техническую поддержку и консультации пользователей на русском языке, полноценный комплект технической и эксплуатационной документации и гибкие варианты поставки и развертывания решения с корректировкой функционала под любые индивидуальные особенности. «Примером может служить результат внедрения этого продукта в крупнейшем агропромышленном комплексе России. В результате количество обрабатываемых ежесекундно запросов смежных систем было увеличено в 25 раз», — сообщил Павел Ерошкин.

4 проблемы ИТ в филиалах и способы их решения

Интернет

Олег Токарев, руководитель проектов по импортозамещению Manage.one, представил разработку своей компании. Manage.one — российская платформа, которая автоматизирует процессы в любой бизнес-вертикали и сможет заменить импортное ПО. «Мы сами используем это решение. Оно способно работать где угодно: от взыскания убытков до автоматизации фермы по выращиванию сверчков», — привел пример Олег Токарев.

Платформа позволяет эффективно управлять всеми компонентами, из которых состоит современный бизнес: ресурсами, активами, имуществом, людьми. Manage.one способна упорядочить работу с любыми активами, недвижимостью и закупками, систематизировать работу HR-отдела и подбор персонала, организовать службу техподдержки, автоматизировать процессы юридической службы, настроить работу отдела продаж, вести стратегическое планирование, собирать информацию и управлять данными, базой знаний.

Импортозамещение, Азия или «серый» импорт: где брать серверное оборудование

Импортозамещение

Для настройки Manage.one не нужны программисты, так как это low-code-решение. Бизнес-пользователь может самостоятельно настраивать карточки любых объектов под задачи и специфику работы и создавать свои сценарии автоматизации в удобном конструкторе. Существует возможность управлять уровнем доступа к информации в зависимости от должности или филиала.

Если говорить о конкретных кейсах, то Manage.one использовала компания «Транскапиталбанк» в качестве замены Oracle Siebel. Решение автоматизировало судебно-претензионную работу, но для изменения настроек приходилось приглашать программистов. С внедрением новой платформы юристы ведут всю работу в карточках дел, которые настроены под специфику их работы и легко адаптируются. Юридический блок получил систему, которая соответствует требованиям ЦБ и законодательству. Процесс настройки ускорился на 90%, затраты на ИТ-специалистов снизились в 2 раза, на 40% сократилось время, требуемое для создания типовых документов.

Обзору продуктов для импортозамещения был посвящен доклад Сергея Бобрецова, директора по продукту «Консист Бизнес Групп». Он перечислил решения с приставкой ТУРБО: Трекинг, Бюджетирование, Недвижимость, Торо, Закупки, ERP, и, наконец, ТУРБО Х, а также кратко рассказал об основном функционале. Так, например, ТУРБО Х — это платформа для быстрой разработки бизнес-приложений и эксплуатации нагруженных систем. Она дает возможность создавать прикладные подсистемы и обеспечивает высокую скорость обработки данных за счет OLAP in-memory.

Отдельное внимание Сергей Бобрецов уделил ТУРБО ERP. Система поддерживает одновременную работу 3000 пользователей, а также обеспечивает работу холдинговых структур. В списке ее функций финансовый учет и отчетность, корпоративное казначейство, товарно-управленческий учет и производство, управление продажами от заказа до отгрузки, кадровый учет и расчет заработной платы, договорная и претензионно-исковая работа, управление закупками и запасами.

Параметры и результаты нагрузочного теста в ТУРБО.ERP

ТУРБО ERP внедрена в сети магазинов бытовой техники и электроники Bork. Она служит для учета позаказного производства, закупок, организации работы склада, документооборота и так далее. «После внедрения отечественной ERP-системы российский ритейлер ежегодно растет на 20%», — сообщил докладчик.

Практические кейсы

Опытом применения отечественного ПО для цифровизация строительства промышленных объектов поделился Константин Дроздов, руководитель по информационным технологиям дивизиона управления крупными проектами «ЕвроХим». «ЕвроХим» — один из ведущих мировых производителей минеральных удобрений. Драйверы роста компании — инвестиции в модернизацию и строительство предприятий по производству удобрений, расширение мощностей, а также фокус на операционной эффективности на всей цепочке создания стоимости.

Для цифрового мониторинга строительства здесь используют такие технологии, как лазерное сканирование, трекинг техники, видеонаблюдение и аэромониторинг. «Мы выбрали российскую платформу, которая совмещает данные о закупках и поставках с фактическими данными, которые приходят с площадок. В результате работы этого решения мы получаем цифровой двойник капитального строительства», — говорит Константин Дроздов.

Контроль земляных работ и визуализация хода строительства

На платформе реализованы такие процессы, как автоматизированное формирование отчетов, удаленный авторский надзор и контроль соответствия работ проектным решениям. Сравнение ортофотопланов и проектной документации позволяет внутреннему проектному институту оперативно выявлять отклонения работ от проектных решений.

Геодезисты на площадке самостоятельно выполняются аэрофотосъемку, что позволяет в течение одного дня полностью оцифровывать рельеф площадки площадью более 100 Га и достоверно подсчитывать физические объемы с любой требуемой периодичностью.

Лазерное сканирование, совмещенное с информационной моделью, помогает рассчитывать физические объемы, осуществлять контроль отклонений и формировать отчетность по поставкам.

Данные ГЛОНАСС-мониторинга строительной техники используются для координации подрядчиков, расчетов требуемого количества техники, оценки бюджета будущего расширения дамбы, оптимизация трассировки временных дорог и контроля их качества. Дальнейшим развитием имеющейся системы станет 4D-модель производства.

В завершение доклада Константин Дроздов отметил, что текущая ситуация на российском рынке программных решений для цифровизации инжиниринга и строительства сложная. Российских решений тут крайне мало. Существующие отечественные продукты пока не обеспечивают все потребности отрасли, а большинство оборудования, используемого для получения исходных данных (БПЛА, НЛС) — иностранного производства. Компания, которая сможет разработать ПО, отвечающее ключевым потребностям якорных клиентов отрасли, станет отраслевым лидером, уверен спикер.

Как проходит импортозамещение на авиационном заводе, рассказала Полина Шкурпела, начальник отдела развития производственной платформы Объединенной авиастроительной корпорации. Под импортозамещение здесь подпадают системы внутрицехового планирования, управления оборудованием, в том числе для диспетчеризации управляющих программ, мониторинга оборудования, ТОиР, MES, PDM/CAD. «Пока на рынке нет систем, которые способны заменить CAD, поэтому мы решили начать с простого — мониторинга станочного оборудования. Предпосылками послужило то, что подрядчик, выполнявший работы, больше не мог сопровождать систему. Собранное озеро данных было недостаточным, чтобы двигаться дальше», — описывает докладчица.

Двум российским компаниям были сформулированы требования к системам. Были запущены пилоты. «Мы также хотели, чтобы новую систему было невозможно обмануть, потому что предыдущую иностранную систему рабочие обманывали», — рассказала Полина Шкурпела.

Результат внедрения IIoT

По результатам пилота был заключен контракт, по итогам которого компания получила ИТ-систему с возможностью самостоятельной дальнейшей доработки. «Мы видим параметры, которые раньше не замечали. Для нас это очень важно. Среди результатов сокращение времени простоя оборудования, увеличение производительности и снижение затрат на ремонт и обслуживание», — говорит Полина Шкурпела.

страницы:

1 |   2 |   3 |  следующая

Наталья Николаева

Полный текст статьи читайте на CNews