Photokina 2016 — обзор большой выставки, часть 1: стенды Canon, Panasonic, Olympus

Часть 1: стенды Canon, Panasonic, Olympus


photokina-01-550.jpg


В объективе Photokina 2016
Место проведения выставки Выставочный комплекс Koelnmesse
(Кельн, Германия)
Время проведения 20—25 сентября 2016 г.
Статистика 2016 года
  • Количество компаний-участников — 983 из 42 стран
  • Процент немецких компаний — 31%
  • Процент иностранных компаний — 69%
  • Количество посетителей — 191 000 из 133 стран
Сайт выставки Photokina

Германия, Кельн, выставочный комплекс Koelnmesse, выставка Photokina 2016. Выставка огромная, навскидку раз в шесть-семь побольше «Фотофорума» в его лучшие годы: в 2014-м она приняла 180 тысяч посетителей, количество компаний-участников — более 1000. В этом году количество посетителей превысило 190 тысяч, а число компаний-участников чуть-чуть не дотянуло до 1000.


Содержание

На Photokina 2016 есть все! Технические новинки, порой весьма заметные, порой удивляющие и достойные хотя бы краткого анализа — все это есть. Но все же они — не главное, про них уже можно было прочитать в новостях за месяц-другой до выставки, они либо уже демонстрировались на других выставках, либо обсуждались на сайтах «догадок и слухов». Совершенно случайно в инете появлялись «сливы», случайно просочившиеся в Сеть данные, фотографии опытных образцов. Накануне открытия несколько компаний провели предварительные пресс-конференции для избранных, опять же поделились тем, что будет завтра. Уже привычные технологии PR, мало кого удивляющие.

Возможно, я вредничаю. Но мне всегда казалось, что главное в журналистике — не скорость появления материалов, а их качество. Конечно, через год Photokina 2016 уйдет в новейшую историю и будет интересна только как справочник: «Впервые камера ZZZ была продемонстрирована на Photokina 2016» или «Еще на Photokina 2016 компания YYY предрекала, что…». Но пока выставка «свеженькая», главное на ней — сама выставка. Событие в мире фото- и киноиндустрии, место встречи, где по четным годам (раз в два года) собираются главные силы индустрии. Так происходит уже много лет, начиная с 1950-го, и каждый год дает «срез» — наглядную картинку того, что происходит в области фото/кино (съемки, хранения, обработки, аксессуаров, смежного оборудования, печати, оформления). И «срез» дают не отдельные новинки, а общая экспозиция: кто на выставку приехал? что привез, чем хвастается? как себя представил? на чем сделал акцент? под каким соусом себя преподнес? какие фишки использовал, чтобы его заметили, запомнили? И конечно, выставка фотографий, мягко говоря, европейского уровня. Вот, пожалуй, это и есть главное. Так что я приглашаю вас в небольшое путешествие по залам Photokina 2016, а о технических новинках поговорим… Во время коротких остановок.


Миссия выполнима — южный вход Koelnmesse

Гостей первым встречает Nikon — в небольшом павильоне, расположенном до входа на выставку, до покупки билетов. На павильончике не всем понятные слова: Keymisson 360 VR Experience, а под словами люди явно ловят кайф от виртуальной реальности, которая потом, после знакомства с экшн-камерами Nikon, оказалась реальной виртуальностью. Но об этом чуть позже. А пока предлагаем вашему вниманию один из роликов, что видели люди у южного входа комплекса Koelnmesse. Правда, чтобы ощутить, насколько классно сняты и смонтированы ролики Nikon, лучше вооружить глаза очками реальности-виртуальности.


nikon-keymis-720.jpg
Подтекст превосходно смонтированных экшн-роликов Nikon: с нашими
экшн-камерами ты сможешь создавать такие же крутые фильмы.

Реальная виртуальность остается позади (мы еще к ней вернемся в павильонах выставки), мы проходим по длинному коридору (по дороге нас приветствует Olympus) и движемся в сторону площадки, которая открывает сразу четыре входа — вверх-вниз, вперед-назад — в четыре павильона. Путей много, но входящим открывается один, где на ступеньках, стенах, огромном стенде и, кажется, даже в воздухе парит короткое (но емкое) слово — Canon.


Canon — главный

Ну да, понятно. Первое место в мире по количеству проданных камер, по количеству зеркалок, по количеству объективов, по прибыли и прочая, прочая, прочая. Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов другие сильные компании, Canon не единственный бренд, но он — первый.


Центральная часть стенда Canon — загадочное затемненное пространство, на стенах которого одновременно крутится множество презентаций.

Мы только что побывали в центре стенда Canon. Это затемненное круглое пространство, где на стенах крутится много-много презентаций — обобщенный рассказ об успехах, уникальных технологиях и т. д. А за пределами загадочного центра находятся четыре сектора: «Съемка», «Хранение», «Печать» и «Будущее».

Начнем с будущего. В этом секторе висят заманчивые слоганы:»8K Movie Image» и »8K Camera Solution». Как опытный провокатор, я бросаю в толпу тройку вопросов: «Ну и кому нужно такое разрешение? Что им, четырех «ка» мало? На какой носитель они собираются записывать 8К?»

Посетители выставки — люди отзывчивые, примерно как на нашем форуме, — отзываются сразу. И сообщают мне:

  1. Что я в общем — недалек. И, наверное, никогда не бывал в кинотеатрах IMAX.
  2. Если я обращу внимание на тенденцию последних лет, то разрешение видео растет по экспоненте. Что мне бы следовало знать: не успели отойти в мир иной видеокассеты VHS со своими жалкими 450 различимыми строками, как появился DVD с честным разрешением 720×576 (PAL) или 720×480 (NTSC). Но и этого надолго не хватило. Потом началась война HD DVD и Blu-ray с максимальным разрешением 1080p.
  3. Что точка зрения потребителя и создателя кинопродукции — это не одно и то же. Уже не первый год существуют видеокамеры RED, которые умеют снимать не только 4К, но и 6К, и 9К, и даже 28К (модель Epic 617 действительно может снимать в разрешении 28К с частотой 30 кадров в секунду). Что режиссеры Дэвид Финчер и Ридли Скотт уже пару собак съели на цифровой съемке. И вообще, без цифры современное кино не сделаешь.
  4. Поэтому Canon делает все правильно. Пока не появится что-то принципиально новое (какое-нибудь голографическое 7D-телевидение), разрешение 4К пробьет дорогу на домашние экраны — телевизоры уже готовы, а каналы связи подтянутся, чтобы быстро пропускать немалые файлы. А потом и 8К дорогу пробьет.


Работающий прототип профессиональной 8K-видеокамеры Canon. Камера умеет снимать RAW-видео, сжимать его до необходимого формата. В тыльной части расположены четыре съемных монитора. На самом деле это записывающие модули с экранами для быстрого просмотра записи.

В общем, народ как всегда прав. Скорее всего, на сегодняшний день разрешение 8K — оптимальное. И добавить к этому можно лишь, что новости о разработке видеокамер Canon с разрешением 8К появились еще в сентябре прошлого года, но на «Фотокина 2016» были продемонстрированы уже действующие образцы. В новости, на которую я дал ссылку, также упоминается «футуристическая» камера с разрешением 120 мегапикселей, еще один экспонат на стенде Canon. Правда, увидеть ее в работе не удалось. Хотя, даже если бы удалось — что с того? Фотокамера с таким разрешением сегодня — это больше демонстрация того, что запас по разрешению есть. У Canon — точно есть. И если рынок попросит, гонка мегапикселей перейдет на новый виток. Кстати, где-то проскальзывала новость, что Canon собирается выпустить сенсор с разрешением 270 мегапикселей.

Хотя, если серьезно, высокое разрешение при съемке фото — это потенциальная головная боль. Самое очевидное ее проявление — необходимость использовать быстрые и емкие карты памяти. А, допустим, SanDisk Extreme Pro CFast 2.0 128 ГБ сегодня стоит почти 45 тысяч рублей. Неслабо, да? Второе проявление головной боли — почти гарантированный смаз кадра при подъеме зеркала. Конечно, сейчас ищутся и находятся новые решения — антишоки, демпферы и стабилизаторы, — многократно уменьшающие вероятность смаза. Но пока, по мнению многих фотографов, пограничным разрешением являются 24 мегапикселя. Если разрешение не больше — головной боли почти нет. А если больше — головная боль появляется. Так что пусть мегапиксели растут постепенно, без войны.


canon-5a-300.jpg canon-5b-300.jpg
Беспроигрышная тактика: беззеркалки и зеркалки Canon не конкурируют друг с другом.
Любой выбор обеспечит ваш профессиональный рост.

Сектор «Съемка» построен хитро. Основа экспозиции — две камеры, Canon EOS 5D IV и Canon EOS М5 (анонсированная всего за неделю до выставки). Почему хитро? Рядом на стенде расположились профессиональная full-frame зеркалка и довольно мощная беззеркалка.

Вообще, Canon занял здравую позицию, когда оснастил свои беззеркалки сенсором APS-C. Это заложило хороший фундамент, и камеры серии «М» получились не кривые. При этом их держали на расстоянии от зеркалок, не сталкивая напрямую. Но модель Canon EOS М5 заметно отличается от своих предшественниц. Если предыдущие EOS М были нацелены на любителей, то EOS М5 и по цене, и по возможностям ориентирована на энтузиастов или сильно продвинутых любителей. И на стенде «Фотокина 2016» зеркалку и беззеркалку решили столкнуть и выжать из столкновения массу плюсов.


Параметры Canon EOS 5D Mark IV Canon EOS М5
Матрица Full Frame, 30,4 Мп, CMOS APS-C, 24 Мп, CMOS
Процессор Digic 6+ Digic 7
Автофокус фазовый, 61 точка (41 кросс-точка), рабочий диапазон от −3EV Гибридный, Dual Pixel CMOS AF, 49 точек, рабочий диапазон от −1EV
Диапазон ISO 100 — 32 000
(в расширенном диапазоне — до 102 400)
100 — 25 600
Затвор 30 — 1/8000 с 30 — 1/4000 с
Видоискатель пентапризма, 0,71x, охват 100% OLED, 2 360 000 точек, охват 100%
ЖК-монитор TFT, 1 620 000 точек, сенсорный TFT, 1 620 000 точек, откидной, сенсорный
Серийная съемка 7 кадров в секунду со следящим АФ 7 кадров в секунду со следящим АФ
Видео 4K, 30p Full HD, 60p
Ресурс аккумулятора 900 кадров (CIPA) 295 кадров (CIPA)
Размеры, вес 151×116×76 мм, 800 г 116×89×61 мм, 427 г
Цена Примерно $3500 (только корпус) Примерно $1000 (только корпус)

Понятно, что по большому счету эти две камеры никакие не конкуренты, хотя некоторые параметры их близки (скорость серийной съемки со следящим АФ). И посетителям говорилось примерно следующее: «Видите две камеры? Вот эта — чудо для профессионалов. Вы ведь профессионал, да? (фотограф распрямляет плечи и согласно кивает). Поэтому понимаете, что для профессиональной съемки нужен вес, размеры. Тогда будет и точнейший автофокус, и непревзойденное качество картинки. А ваша девушка — энтузиаст, да? (девушка чуть краснеет и согласно кивает). Ей тоже нужна очень мощная камера, но, конечно, не такая тяжелая…» Короче, кем бы ни оказался посетитель, ему несложно было доказать, что Canon EOS 5D IV — великолепна, и что Canon EOS М5 — тоже великолепна.


Еще один работающий прототип — стол фотографа. Появятся ли когда-нибудь подобные столы в наших домах или в фотолабах — не так важно. На выставках такие «зарисовки из будущего» работают очень хорошо.

В секторе «Печать» Canon представил свои неслабые фотопринтеры — от компактных до солидных, профессиональных, формата A3 и более. Но принтерами сегодня сложно кого-то удивить, а фантастическим столом — интерфейсом для печати будущего — можно. Этот стол поможет считать съемку с фотокамеры, пролистать кадры, выбрать нужный фрагмент и сразу отправить его на печать. Где подобные столы найдут применение — дома или в фотолабах? — пока непонятно, но они радуют глаз и будоражат фантазию.


Panasonic — постфокус и 4К-фото

C разогретой фантазией мы передвигаемся к стенду Panasonic, где тоже есть удивительные технологии, устройства, слоганы »4K-видео»,»8K-видео» и, что приятно, галерея фотографий. Вообще, на стенах выставки висит немало классных работ, в нашем путешествии мы постараемся не пройти мимо них.


Гномы, русалки и 8K-технологии на стенде Panasonic.

Как видите, стенд Panasonic совсем немаленький, по нему бродят гномы в темных очках, а на качелях раскачивается русалка (древесная, двуногая, бедняжка не слезала с качелей весь день). Но это все традиционные «фенечки» для привлечения публики, не более того. Если вы обратили внимание, видеоролик заканчивается текстовыми лозунгами: «Future — Technology For 8K» и »8K Photo / Video». Так вот, этого еще нет, но есть желание Panasonic занять место в круге избранных, которые двигают любительскую и профессиональную видеосъемку высокого разрешения.

Любительский или полупрофессиональный подход сейчас обеспечивает камера Lumix DMC-GH5, которая пока была продемонстрирована «за стеклом», то есть в работе ее не показали. Эта камера должна появиться на рынке в начале 2017 года, и по заявлению Panasonic, это будет первая в мире камера, снимающая 4K-video с частотой кадров 60p в цветовом разрешении 4:2:2, 10-bit. И кроме того, в Lumix DMC-GH5 будут реализованы технологии 4K-photo и 6K-photo.


panasonic-leica-300.jpg panasonic-gh5-300.jpg
Panasonic всегда подчеркивает свое тесное сотрудничество с Leica, Lumix DMC-GH5 был представлен на выставке с объективом Leica DG Vario-Elmarit F2.8–4.0.

На некоторых сайтах, в том числе в Рунете, было сказано, что Lumix DMC-GH5 будет снимать 6K-video. Это не совсем так: в этой камере будет реализована технология 6K-photo — запись кадров в разрешении 6K (18 мегапикселей) с частотой до 30 fps и возможность выбрать любой кадр и сохранить его в виде фотографии.


Пока, в уже созданных камерах Panasonic, реализована технология 4K-photo — возможность выбирать из видеоряда фотографии в разрешении 4K (8 мегапикселей).

Здесь надо отметить несколько моментов:

  • Во-первых, эта технология не нова, впервые она появилась в 2014 году, когда вышли модели Lumix DMC-LX100 и DMC-FZ1000. Потом, в 2015 году, Lumix DMC-G7, а в 2016-м — Lumix GX8 и DMC-G80. Но, тем не менее, мы остановимся на возможностях 4K-photo, поскольку камеры Panasonic в нашей лаборатории не были очень давно, так сложилось.
  • При этом сколько-нибудь вменяемого теста 4K-photo я еще не видел. Говорятся отдельные слова, сайт компании превозносит возможности технологии очень высоко, у него работа такая, а люди тестирующие отделываются общими фразами.
  • Здесь сложно сказать что-либо разумное без лабораторной работы. Но причины того, что технология 4K-photo еще не стала символом нашего времени и не известна каждому школьнику, могут быть разные. Либо качество фотографий, получаемых из видеоряда, оставляет желать. Либо (как ни странно) эта технология вообще не востребована.
  • Когда-то подобную «фишку» пыталась реализовать фирма Casio, уже переставшая быть производителем фотокамер. Но «фишка» не стала популярной. Во-первых, камеры Casio снимали именно последовательностью фотографий, а не один видеоролик. И интерфейс для поиска нужного кадра был не особо удобным. И качество фотографий, полученных таким образом, не впечатляло.
  • Нашей же лаборатории, повторюсь, надо внимательно разобраться с возможностями 4K-photo. Внешне кажется, что эта штука работает, причем очень здраво и качественно. Но одно дело рассматривать кадры на маленьком мониторчике, и другое — на большом мониторе. Надеюсь, что у нас в ближайшем будущем появится возможность исследовать 4K-photo и сказать что-то разумное.


Сама задумка избирательной фокусировки (Focus Stacking) и постфокусировки (Post Focus) — замечательна. Эти технологии, как и 4K-photo, обещают очень много, обещают заметно расширить границы цифровой фотографии.

А пока мы кратко остановимся еще на одной технологии Panasonic, безусловно заслуживающей нашего внимания. Это технология избирательного фокуса и постфокуса, также использующая съемку в 4K и последующее получение фотографий из видеоряда. Во время съемки с избирательным фокусом фотограф указывает на объекты в кадре, которые ему хотелось бы видеть резко изображенными. А камера во время съемки 4K перестраивает фокус так, чтобы в разных кадрах указанные объекты вошли в зону резкости. А потом, ловко комбинируя, обрабатывает видеоряд так, чтобы получить заданную зону резкого изображения.

При включенной функции Post Focus камера во время съемки 4K меняет фокусировку так, чтобы в разных кадрах резко отобразились все фрагменты съемки. А потом, в постобработке, мы можем указать зону резкости и получить фотографию, в которой зона резкости будет соответствовать нашему замыслу.

Не здесь нам придется повторить песню: технологии 4K-фокусировки появились почти год назад, в ноябре 2015 года, когда вышла прошивка версии 2.0 к фотокамерам Lumix FZ300, G7 и GX8. И хотя сама идея избирательного фокуса или постфокуса кажется очень привлекательной, никакого «большого бума» не последовало. Странно, да?


Olympus и его мегафлагман

Olympus анонсировал на Photokina 2016 две новые камеры — PEN E-PL8 и OM-D E-M1 Mark II. И если первая вызвала, скажем так, умеренный интерес, то интерес к «Марку II» флагмана беззеркалок Olympus был, конечно, неслабый.


Внимание публики к Olympus OM-D E-M1 Mark II подогревала голографическая презентация — объемное изображение нового флагмана.
А в Сети сразу появились рекламные ролики Olympus OM-D E-M1 Mark II — и лирические, и технические. Очень хорошо сделанные ролики.

Интерес к Olympus OM-D E-M1 Mark II, разумеется, появился не на пустом месте, и не из-за умело сделанной рекламы. Первый флагман стал очень сильной разработкой, и многие фотографы, в том числе пара моих знакомых — Александр Гуткин и Евгений Уваров, — перешли на Olympus OM-D E-M1 в качестве основной камеры. Или почти перешли: Александр Гуткин в путешествия берет и зеркалку.

Что касается второго флагмана, Olympus OM-D E-M1 Mark II, он обещает быть не менее интересной разработкой, и гораздо более сильной, усиленной по всем ключевым параметрам.


omd-m1-mark2-03-720.jpg
Параметры первого флагмана усилены по всем ключевым позициям.

Даже беглый взгляд отмечает:

  • разрешение увеличено до 20 мегапикселей
  • вдвое увеличен объем буферной памяти
  • один из двух слотов поддерживает карты памяти SDHC UHS-II
  • максимальное разрешение видео — 4096 × 2160 (C4K), частота кадров — 24p, поток — 237 Мбит/с
  • количество точек гибридного автофокуса увеличено до 121, точки покрывают более 60% кадра
  • Скорость серийной съемки с использованием механического затвора — до 15 кадров в секунду; с использованием электронного затвора — до 60 кадров в секунду
  • Разрешение в режиме композитной съемки — до 50 мегапикселей
  • Эффективность 5-осевого стабилизатора увеличена до 5,5 ступеней EV, а в паре со стабилизатором объектива может составлять 6,5 ступеней

Да, Olympus последовательно продолжает свою стратегию — у фотосъемки не должно быть никаких ограничений, ни по условиям освещения, ни по погодным условиям, ни по скорости. И в итоге получаются камеры, способные конкурировать с зеркалками (в чем-то проигрывать им, но в чем-то и превосходить их).

Впрочем, не будем делать поспешных выводов. Когда Olympus OM-D E-M1 Mark II доберется до нашей лаборатории, мы постараемся проверить, насколько эта камера хороша. Тем более, что для окончательного диагноза неплохо бы знать цену камеры, а о ней сейчас только гадают.

И еще всплыла одна история: эксперты подвергли сомнению, что эффективность стабилизатора в 6,5 ступеней возможна в принципе. Якобы, на этом уровне приходится учитывать… вращение Земли. Насколько я знаю, возражения пока выдвигались теоретические, так что руки чешутся проверить эффективность стабилизатора в нашей «темной комнате». Посмотрим, потрогаем в свое время. Даже если эффективность стабилизатора окажется равной 5 ступеням, это все равно выдающийся результат.

Продолжение следует. В следующей части обзора мы посетим стенды Nikon, Fujifilm и Sony. А также попробуем понять, насколько сильно экшн-съемка вторглась на рынок фото и видео.

Полный текст статьи читайте на iXBT