Павел Борченко, ROBIN (SL Soft): будущее рынка RPA — за гиперавтоматизацией
Платформа ROBIN вот уже третий год подряд занимает первое место в рейтинге RPA, который проводит ИТ-маркетплейс Market.CNews. О том, как ROBIN удалось добиться такого успеха, и видении российского рынка RPA в интервью журналистам CNews рассказал Павел Борченко, управляющий директор ROBIN, компания SL Soft.
Положение дел на российском рынке RPA
Market.CNews: Павел, добрый день! Как вы оцениваете состояние рынка роботизации в России сегодня?
Павел Борченко: Весь прошлый год рынок находился в турбулентном состоянии: компании активно выбирали отечественные RPA-платформы, было запущено много проектов по миграции. Сегодня можно с уверенностью сказать, что российский рынок полностью сформировался: практически все заказчики выбрали вендоров из числа отечественных разработчиков RPA-платформ.
Еще одна тенденция — RPA, изначально пользующаяся спросом среди крупного бизнеса, постепенно набирает популярность в сегменте СМБ: внедрение роботизации и сокращение издержек стали возможны и для средних и небольших компаний.
Далее — растет интерес к роботизации со стороны госсектора. Почему это происходит? Сама технология набрала обороты. Еще 2–3 года назад компаниям надо было объяснять, что такое роботы, как они работают и какие задачи могут выполнять. Сегодня уже многие понимают, что их использование позволяет сэкономить сотни, а порой и тысячи трудочасов — рутинная работа передается цифровым ассистентам.
До 2022 года российский рынок был занят западными вендорами, к ним относились настороженно, хорошие прикладные кейсы в госсекторе были единичными. Сейчас на рынке преобладают российские решения, появилось больше примеров внедрения. Важную роль сыграли и наши флагманские проекты в РЖД, «Росатоме», «Почте России» и других организациях, став драйверами развития RPA в госсекторе.
Market.CNews: В каком направлении развивается рынок с технологической точки зрения?
Павел Борченко: Пару лет назад Gartner впервые использовал термин «гиперавтоматизация», и, я думаю, именно она станет технологическим трендом на ближайшие годы.
Этот термин объединяет несколько направлений интеллектуальной автоматизации (RPA, OCR, чат-боты и др). Российский рынок также двигается в эту сторону. Заказчики разобрались с базовыми функциями RPA и рассматривают варианты интеграции с другими технологическими решениями.
ROBIN — лидер российского рынка RPA
Market.CNews: Какое место на рынке RPA занимает ROBIN? В каком направлении развивается ROBIN?
Павел Борченко: На сформировавшемся рынке ROBIN остается лидером отрасли, что подтверждается очередным рейтингом RPA, а одним из ключевых преимуществ является полноценный No-Code подход. И это важно: ресурс программистов стоит дорого, специалистов по части автоматизации не так-то и много, а на нашей платформе можно полностью собрать робота «из кубиков», не написав ни единой строчки кода.
В этом плане происходит даже некоторое разделение рынка заказчиков. Компании, которые пользовались UiPath и Blue Prism и уже создали большой штат программистов, боятся отказаться от услуг разработчиков. Поэтому часто выбирают вендоров, копирующих подход UiPath к автоматизации бизнес-процессов.
Если же клиент только погружается в тему роботизации и в штате у него нет программистов по RPA, то, конечно, он скорее выберет наше решение, и наем дополнительных дорогостоящих ресурсов ему не потребуется.
На ROBIN можно быстро с помощью визуального конструктора автоматизировать бизнес-процессы и создавать программных роботов. Это позволяет поручить задачу существующим сотрудникам.
Переключение между No-Code и Low-Code режимами дает возможность создавать программный код с соблюдением всех стандартов информационной безопасности, таких как защита от подмены при запуске, исключение несанкционированного доступа к исходному коду и т.п. Раздельное управление программным кодом является исключительной особенностью ROBIN, позволяющей работать как в традиционном Low-Code, так и в реальном No-Code режиме.
Вместе с вузами мы готовим кадры — студентов, которые за короткое время способны разобраться с технологией и выполнять полноценные проекты.
С этого года мы перестали быть просто RPA-платформой. Используя ROBIN, наши заказчики добиваются блестящих бизнес-результатов, демонстрируя, как можно быстро автоматизировать сложные процессы, оптимизация которых ранее даже не рассматривалась. То есть от простой роботизации рутинных задач мы перешли к интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов.
В конце этого года планируем выпустить первых цифровых ассистентов. Для начала в сфере HR, затем оцифруем другие отрасли. Такие помощники смогут распознавать документы, заходить в »1С» и формировать необходимые справки, отправлять письма сотрудникам компании, уведомлять о проделанных действиях HR-специалиста и т.д. И все это — один умный и удобный для взаимодействия цифровой ассистент, а не интеграция нескольких отдельных решений.
Будущее — за гиперавтоматизацией
Market.CNews: Вы считаете, что со временем RPA-платформы превратятся в платформы гиперавтоматизации?
Павел Борченко: Часть игроков так и останется RPA-платформой на уровне простых алгоритмических процессов, а лидеры, конечно, будут решать все более сложные задачи бизнеса и трансформируются в платформы гиперавтоматизации.
С помощью RPA можно роботизировать процессы, не дорабатывая ИТ-системы, то есть не создавая новые команды программистов и не тратя на это средства и время. А благодаря гиперавтоматизации можно находить процессы, которые нуждаются в роботизации, подключать чат-боты, OCR-движки и другие инструменты, чтобы решать сложные задачи легче и быстрее.
Market.CNews: А в чем выражается бизнес-эффект гиперавтоматизации? Как продать эту технологию руководству?
Павел Борченко: Эффект заключается в высвобождении человеческого ресурса, ускорении бизнес-процессов и росте показателя time-to-market всех инноваций, проводимых в компании.
Именно этот потенциальный результат и следует «продавать» руководству. Сейчас обоснование в основном сводится к тому, какой FTE (Full-Time Employee, эквивалент полной занятости)получится сэкономить. На самом деле это лишь небольшая часть возможного эффекта. Нужно смотреть шире: речь идет о том, что сотрудники меньше выгорают и процент ошибок, связанный с человеческим фактором, снижается, а усиление технологической базы компании позволяет обогнать конкурентов и увеличить ее долю на рынке.
Примеры внедрения RPA
Market.CNews: Как это работает на практике? Давайте рассмотрим реальные кейсы.
Павел Борченко: За прошедший год мы реализовали десятки проектов, но я бы особо выделил внедрение технологий RPA в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Роботизацию начали в октябре 2022 года, с нуля, силами трех человек. Уже к лету 2023 года было запущено более 40 роботов для различных городских комитетов. Отмечу, для их создания не привлекали ни одного программиста.
Первый же робот дал заметнейший эффект — высвобождение 150 человеко-часов в день от рутинных операций. До внедрения RPA люди задерживались на работе по вечерам, чтобы своевременно подготовить отчеты. Сейчас роботы формируют все необходимые документы, они сдаются в срок, а переработки удалось исключить.
Другой робот следит за парковочными местами на автостоянке, распознает номера машин и сигнализирует о нарушениях.
Третий робот отслеживает качество уборки в городе. Раньше, согласно отчетам, получалось, что люди убирали в разы больше снега, чем его в принципе могло выпасть в городе. Теперь робот проверяет актуальность данных, находит противоречия и нестыковки, а затем формирует соответствующие выписки.
И опять-таки, внедрение RPA позволило существенно улучшить условия работы сотрудников: уборка снега производится в начале дня, поэтому отчет также должен быть готов утром. Прежде для этого на работу выходил целый отдел. Сейчас это делает робот, а люди только контролируют его.
Еще один пример — роботизация в Медицинском информационно-аналитическом центре в Самарской области. Сложность заключалась в том, что, если у человека менялся паспорт и другие документы, система не могла записать его к врачу и выдавала ошибку. Проблему удалось решить с помощью роботов.
Market.CNews: Как на вашем бизнесе отразилось вхождение в SL Soft?
Павел Борченко: Эффект исключительно положительный. Благодаря вхождению в SL Soft ROBIN стал больше, получил не только возможность быстрого развития, но и целую экосистему продуктов от лидеров направлений в OCR, BI, AI. Это позволяет полноценно и профессионально использовать их для реализации концепта гиперавтоматизации.
Решения ROBIN были первыми на российском рынке роботизации, и до сих пор мы держим высокую планку ведущего игрока. Эффект от внедрения платформы ROBIN ощущают сотни компаний. Мы прикладываем все усилия, чтобы в будущем эта цифра росла, а эффект увеличивался.
■ erid:2SDnjdhLiUgРекламодатель: ООО «Робин»ИНН/ОГРН: 9725022632/1197746604285Сайт: https://www.rpa-robin.ru/
Полный текст статьи читайте на CNews