От санкций к инновациям: как меняется рынок мобильных приложений

11 Декабря 2023 10:0011 Дек 2023 10:00 |
Поделиться

В российском сегменте мобильных приложений наступает период изменений. В ответ на санкции и меняющиеся технологии компании, особенно банки, пересматривают свои стратегии развития онлайн-каналов. Теперь они ориентируются не столько на Google Play и App Store, сколько на разработку своих уникальных решений. Поможет ли новый подход преодолеть ограничения крупных онлайн-магазинов и положительно повлиять на индустрию мобильных приложений? Рассказывает Никита Чугунов, старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ.

Онлайн-сторы и разработчики: проблемы взаимодействий

С момента появления главенствующих онлайн-сторов Apple и Google в 2008 году сегмент мобильных приложений прошел через значительные трансформации. Платформы App Store и Google Play (а за ними аналогичные магазины приложений Huawei, Samsung и другие) открыли для разработчиков новые перспективы. Они показали, что мобильный формат обладает огромным потенциалом для успешной монетизации. Из года в год росли аудитория мобильных приложений и доходы, полученные с их помощью. В прошлом году совокупный оборот разработчиков двух этих сторов превысил $146 млрд ($104 млрд они заработали через Apple Store и $42 млрд — через Google Play).

Вместе с тем эти платформы не только формировали рынок, но и устанавливали на нем жесткие рамки. Чтобы соответствовать стандартам, нужно было много вкладывать в разработку и тратить больше времени. К тому же, из-за постоянных изменений в этих правилах разработчикам порой приходилось в последний момент переделывать свои приложения, чтобы они подходили под новые требования. Либо обращаться к регуляторам, как это сделала «Лаборатория Касперского», которая в 2019 году подала жалобу на Apple в ФАС. Тогда платформа потребовала, чтобы компания убрала из своего приложения модули, отвечающие за функции родительского контроля. Случилось это после того, как сама Apple запустила аналогичную функцию в операционной системе айфонов. «Лаборатория Касперского» настаивала на том, что Apple использует положение монополиста для продвижения своих сервисов, не давая остальным шансов соревноваться на равных. Решение приняли в пользу российской компании.

Также разработчиков беспокоила политика цензуры и контроля контента этих платформ. Онлайн-сторы вводили ограничения на определенные типы контента и с чрезмерной строгостью отбирали приложения. Компании и пользователи заявляли, что Google и Apple предвзяты и стремятся сохранить монополию на рынке. Так, в 2016 году команде Telegramпришлось убирать со своей платформы встроенные игры по требованию Apple.

Были вопросы и к тому, как эти платформы зарабатывают деньги. Онлайн-сторы действительно давали разработчикам доступ к миллионам потенциальных пользователей. Но вместе с тем они установили высокие комиссии, от 15 до 30% от оборота, за покупку приложений и другие транзакции (например, внутриигровые покупки). Это привело к тому, что большую часть доходов от успешных приложений получали не разработчики, а сами онлайн-сторы. Один из примеров споров по этому поводу — скандал с Epic Games в 2020 году, когда сверхпопулярную игру Fortnite удалили из App Store и Google Play из-за разногласий по комиссиям.

Подобные ограничения затрудняли внедрение инноваций, сдерживали конкуренцию и в целом замедляли развитие рынка. В результате, хотя Google и Apple способствовали расцвету рынка мобильных приложений, они же создали систему с множеством препятствий для разработчиков по всему миру.

Российское окно возможностей

С февраля 2022 года российским разработчикам мобильных приложений пришлось приспосабливаться к новым вызовам из-за политических событий и санкций. Особенно перемены затронули попавшие под санкции банки, приложения которых были удалены из маркетплейсов на iOS и Android. Требовались новые решения в сфере мобильных технологий — эффективные для банков и удобные для клиентов.

Как ни удивительно, устойчивее к санкциям оказались не мобильные, а веб-технологии. Но на первом этапе они были менее удобными для пользователей по сравнению с простыми нативными интерфейсами, к которым привыкли клиенты. В результате банки сделали выбор в пользу гибридных IT-решений, сочетающих элементы веб- и мобильных технологий.

ВТБ первым отреагировал на новые вызовы и представил в 2023 году свое инновационное решение ВТБ Онлайн. Это онлайн-банк, который работает и выглядит одинаково на всех устройствах и браузерах, при этом в его основе лежит веб-версия. Иконку приложения можно в привычном формате установить на экран смартфона. Такая технология делает доступными пользователю компоненты и функции, свойственные нативным мобильным приложениям:

Отдельное внимание уделяется контролю безопасности данных:

  • пользователи могут настраивать лимиты для переводов;
  • следить за историей входов в учетную запись;
  • проверять ссылки на фишинг и многое другое.

Это не просто альтернатива традиционному мобильному банкингу, но и эффективное решение, соответствующее текущим реалиям и потребностям клиентов.

Многие другие российские банки и компании из смежных сегментов, тоже затронутые санкциями, начинают переходить на гибридные решения. Они стараются улучшить веб-приложения и сделать их удобными, как мобильные. Но пока им не удается добиться нативного клиентского опыта в веб-приложениях и бесшовного перехода между интерфейсами разных платформ.

Почему будущее за гибридными решениями, а не приложениями?

Гибридные решения в области мобильных технологий становятся популярнее, и вот почему. Они позволяют использовать один и тот же универсальный код для разных платформ (например, iOS, Android и браузеры). Это уменьшает время и затраты на создание приложений — по оценке международной компании Zartis, оказывающей услуги в области ИТ-консалтинга, в среднем на 30%.

Также теперь проще обновлять и поддерживать приложения. Поскольку основная часть кода гибридных приложений одинакова для всех устройств, обновления и исправления можно выпускать быстрее и дешевле. Например, ВТБ смог сократить вдвое затраты на развитие и сопровождение приложений. Вместо трех параллельных релизных процессов мы теперь используем один. Обновление сервиса на всех устройствах происходит моментально после публикации релиза, а раньше это занимало несколько месяцев, пока каждый клиент не установит свежую версию.

Но главное, гибридные технологии помогают компаниям меньше зависеть от санкций и требований иностранных онлайн-сторов. Для любых компаний (а для финансового сектора — особенно) жизненно важно, чтобы клиенты постоянно имели доступ к их продуктам и услугам. Гибридные приложения более надежны и могут работать, даже если доступ к обычным магазинам приложений ограничен по политическим и экономическим причинам.

Как будет развиваться рынок

Большое будущее гибридным решениям предсказывают многие эксперты. Американская компания Ionic, создатель одноименного кроссплатформенного фреймворка, еще в 2017 году спросила у более 13 000 разработчиков, какие технологии и инструменты они используют для разработки приложений. Каждый третий ответил, что в ближайшие годы большинство приложений станут именно гибридными, а разработчики, которые не научатся работать в новых фреймворках, останутся не у дел. Недавнее исследование консалтинговой компании Zartis оценивает глобальный рынок гибридных мобильных приложений в $11,9 млрд в 2022 году и прогнозирует ему троекратный рост — до $35,2 млрд к 2028 году.

Позитивными для рынка выглядят и новости о том, что ведущие производители смартфонов ослабляют свою политику в отношении дистрибуции приложений. В частности, компания Apple согласилась подчиниться требованиям Евросоюза и позволит в 2024 году европейским пользователям устанавливать на айфоны приложения не только через App Store. Есть и другие движения в этом направлении. Например, созданная в 2020 году крупнейшими компаниями-разработчиками Коалиция за справедливость в отношении приложений (Coalition for App Fairness) призывает к жесткому регламентированию деятельности онлайн-сторов. Она требует от них отказаться от контроля за ценовой политикой разработчиков и перестать ограничивать коммуникации с пользователями. Монополистическое положение доминирующих онлайн-сторов, возможно, таковым не будет уже через несколько лет.

Но, пожалуй, самым важным для рынка является его техническая готовность предложить сервис, удобный для клиента. По данным внутреннего исследования ВТБ Онлайн, проведенного в марте 2023 года, некоторые клиенты уже практически не замечают разницы в восприятии веб-версии и приложения. 44% опрошенных клиентов оказались довольны веб-версией, а 45% — мобильным приложением. В ноябре мы еще раз опросили пользователей и выяснили, что для 75% аудитории, несмотря на все ограничения, дистанционный онлайн-доступ не усложнился. Это стало возможным благодаря переходу на веб-версию приложений: ими пользуются уже 43% опрошенных.

Все это создает уникальные возможности для роста и инноваций в секторе мобильных приложений, особенно в России. Стоит ожидать, что тенденция развития гибридных технологий среди отечественных разработчиков в ближайшие один-два года только усилится. Гибридные приложения позволяют российским разработчикам предлагают альтернативные способы доставки своих продуктов конечным пользователям без потери удобства для клиентов. Для российских компаний это время перемен означает возможность вовремя «вскочить на поезд» быстро развивающихся технологий. Глобальные платформы ищут новые пути для поддержания своего лидерства и одновременно сталкиваются с растущим давлением. А российские разработчики и компании могут использовать этот момент для внедрения собственных инноваций и укрепления своих позиций на рынке.

erid:2SDnjchANhvРекламодатель: Публичное акционерное общество Банк ВТБИНН/ОГРН: 7702070139/1027739609391Сайт: www.vtb.ru

Полный текст статьи читайте на CNews