Обнаруженная в прошлом году гигантская планета может быть обитаема

В прошлом году астрономы объявили об обнаружении в атмосфере экзопланеты K2–18b водяного пара. Температура на планете делает ее пригодной для жизни, однако большой размер экзопланеты заставляет сомневаться в том, что она может быть обитаемой. Тем не менее, согласно данным нового исследования, опубликованного на этой неделе в журнале Astrophysical Journal Letters, на этой огромной планете, так же как других подобных небесных телах, действительно может существовать жизнь.

Обнаруженная в прошлом году гигантская планета может быть обитаемаФото: astronews.space

K2–18b расположена на орбите звезды-карлика, находящейся на расстоянии 124 световых лет от Земли. По своему размеру K2–18b значительно больше Земли (ее масса больше массы нашей планеты в 8,6 раз), однако меньше Нептуна. Принято считать, что большие планеты являются газовыми гигантами и атмосферное давление делает их непригодными для жизни.

Тем не менее, в ходе проведенного исследования специалисты Кэмбриджского университета интегрировали массу, радиус и атмосферные данные планеты K2–18b в различные модели и пришли к выводу, что она может иметь больше сходства с Землей, нежели с Нептуном.

«Водяной пар был обнаружен в атмосферах нескольких экзопланет, однако даже если планета находится в обитаемой зоне, это не обязательно говорит о существовании благоприятных для жизни условий на ее поверхности, — объясняет руководитель исследования Никку Мадхусудан (Nikku Madhusudhan), — чтобы обосновать перспективы для обитаемости, важно прийти к единому пониманию глубинных и атмосферных условий на планете, в частности, возможности существования в нижних слоях атмосферы жидкой воды».

Помимо благоприятных температурных условий для существования жизни необходима атмосфера с соответствующим давлением, а также горные породы, в которых может задерживаться вода.

Обнаруженная в прошлом году гигантская планета может быть обитаема
Фото: fishki.net

Несмотря на то, что состоящая из водорода и гелия атмосфера K2–18b существенно отличается от земной, это не означает, что планета не может быть обитаемой. Ученые рассматривают разные сценарии облика K2–18b, в том числе, они допускают, что эта планета может иметь горные породы, подобные земным, представлять собой что-то вроде маленького Нептуна, или же полностью быть покрыта водой.

«Мы пришли к выводу, что K2–18b имеет реальный шанс на обитаемость, — говорится в работе ученых, — мы считаем, что планеты, подобные K2–18b действительно могут рассматриваться в качестве обладающих пригодными для жизни условиями, и поиск признаков жизни (таких как наличие метана и кислорода) не должен ограничиваться меньшими по размеру скалистыми планетами».

На данный момент неизвестно, что (или кто) находится на поверхности K2–18b. Астрономы надеются, что свет на эту тайну прольет запланированный на 2021 год запуск космического телескопа Джеймса Уэбба.

Источник