Объектив Fujinon XF 23mm f/2 R WR: умеренно-широкоугольный объектив с постоянной светосилой

Дата анонса август 2016 г.
Тип объектива широкоугольный фикс
Информация на сайте производителя fujifilm.eu/ru/
Средняя цена
Розничные предложения

Сегодня «в гостях» у iXBT объектив с фиксированным фокусным расстоянием 23 мм компании Fujifilm. В пересчете на формат 35 мм мы получаем 35 мм, то есть это умеренно широкоугольный объектив. Диафрагма открывается не до рекордных, но весьма приличных значений — f/2, что должно обеспечить нам преимущество при съемке в случае недостаточного освещения и дать «бонус» к художественности, позволяя отделять объект от фона. Дистанция фокусировки этому должна способствовать, ведь к объекту можно приблизиться на 22 см. Остальные технические характеристики приведены в таблице.

Технические характеристики

Модель Fujinon XF 23mm f/2 R WR Lens
Байонет X-Mount
Фокусное расстояние 23 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C / DX) 35 мм
Максимальная диафрагма f/2
Минимальная диафрагма f/16
Число лепестков диафрагмы 9 (круглое отверстие диафрагмы)
Оптическая схема 10 элементов в 6 группах
Минимальная дистанция фокусировки 0,22 м
Угол обзора 63°
Максимальное увеличение 0,13× для полного кадра
Автофокусировка внутренняя
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги есть
Резьба для светофильтров ∅43 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅60 × 52 мм
Вес 180 г
Особенности
  • металлический корпус
  • кольцо диафрагмы
  • пылевлагозащита, рабочие температуры вплоть до −10 °С

Конструкция, дизайн, управление

Отложим в сторону паспортные данные и посмотрим на испытуемого пристально. Первое «знакомство» осуществим визуально, изучим конструкцию, материалы, осмотрим элементы управления.

Мы будем тестировать объектив на камере Fujifilm X-T2, флагмане компании Fujifilm.

Оптическая схема объектива включает в себя 10 линз в 6 группах, включая 2 асферических элемента. Согласно официальной информации производителя, идеальное позиционирование асферических элементов обеспечивает высокие характеристики плоскости изображения, что положительно сказывается на резкости по всему полю кадра. Также асферические элементы, входя в фокусировочную группу, обеспечивают стабильные характеристики изображения вне зависимости от фокального расстояния.
Первое, что в этом объективе подкупает — вневременной металлический конструктив. Берешь в руки — и понимаешь, что если сумку с техникой не переедет каток, то объектив сохранит свой внешний вид навсегда. Объектив ощущается монолитным — ничего не люфтит, не дребезжит.
Дополнительный плюс: объектив обладает пылевлагозащитой, способен работать при низких температурах (до −10 °С). В связке с защищенными камерами (X-Pro, X-T1, X-T2) объектив позволяет снимать в легкий дождь и в пыльных условиях.
На объективе всего два элемента управления: фокусировочное кольцо и традиционное для системы Fuji кольцо диафрагмы, позволяющее осуществлять регулировку диафрагмы во всем диапазоне с шагом в ⅓ ступени. Оба кольца ходят легко, но при этом вполне надежно фиксируются в своих положениях. Фокусировочное кольцо не имеет крайних положений.
Крышка от объектива удобная, с центральным хватом.

Первые впечатления от объектива очень достойные: к конструкции, внешнему виду и управлению — ровным счетом никаких претензий, все смотрится и ощущается солидно.

Лабораторный тест

Отправим Fujinon XF 23mm f/2 R WR в лабораторию на исследования. После знакомства с характеристиками по паспорту пришло время познакомиться с качеством изображения. Традиционно мы оцениваем объектив по следующим параметрам: разрешение, хроматические аберрации и дисторсия (а также стабилизация, но наш герой ее не имеет).

У объектива, напомним, фокусное расстояние равняется 23 мм, что с учетом кроп-фактора составляет 35 мм в эквиваленте 35 мм. На получаемой картинке дисторсия прослеживается, имеет подушкообразную форму, но слабовыраженный характер, как, в принципе, и положено фиксу.

С разрешением у этого объектива картина достаточно интересная: кривые разрешения в центре кадра и на периферии живут на графике отдельными жизнями. Если разрешение в центре кадра находится на весьма высоком уровне уже с самой открытой диафрагмы, то у края кадра разрешение при таких диафрагмах буквально провалено. Разрешение по центру остается стабильно высоким до диафрагмы f/8 с пиком на f/5,6, а затем дифракция делает свое дело, и на закрытых диафрагмах центр кадра имеет меньшую разрешающую способность, но все еще неплохую. Край же кадра имеет заметно более низкие показатели, которые выправляются лишь к диафрагме f/8.

Разрешение
центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/2 — f/4 — f/5,6, нижний ряд: f/8 — f/10 — f/16

Если пристально рассмотреть участки изображения на краю кадра, становится понятно, что проблемы наблюдаются не только с резкостью. Налицо заметный эффект двоения изображения, вызванный, похоже, внутренними переотражениями по краям линз. С закрытием диафрагмы эффект сходит на нет.

Хроматические аберрации
центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/2 — f/4 — f/5,6, нижний ряд: f/8 — f/10 — f/16

Хроматические аберрации слабые, их можно разглядеть только на открытых диафрагмах и на периферии кадра.

Итоги лабораторных испытаний

Подведем итог лабораторных испытаний Fujinon XF 23mm f/2 R WR. К сильным сторонам объектива можно отнести высокое разрешение в центре кадра начиная с f/2, хорошую геометрию кадра, слабовыраженные или отсутствующие аберрации на любых диафрагмах. В то же время разрешающая способность объектива при удалении от центра кадра стремительно падает, а на открытых диафрагмах очень заметно двоение ярких объектов.

Практическая съемка

Остается проверить работу объектива в реальных условиях — возьмем его на прогулку по Донскому монастырю и окрестностям.

Имеющаяся небольшая подушкообразная дисторсия старым кованым воротам не помеха. Геометрия у объектива на хорошем уровне. Перфекционисты всегда могут выправить дисторсию в редакторе полностью.

С виньетированием картина несколько иная: потемнение краев изображения наблюдается даже при работе встроенного профиля коррекции, причем на всех значениях диафрагмы. На широких диафрагмах виньетирование заметнее, но сильным его при этом не назовешь.

На открытых диафрагмах объектив оказался подвержен заметным хроматическим аберрациям, для их выявления требуется высокий контраст в зоне нерезкости.

Для проверки резкости объектива в реальных условиях был выбран объект с мелкими деталями, камера в режиме приоритета диафрагмы установлена на штатив. Изучим сами снимки. Центр кадра демонстрирует высокое разрешение во всем диапазоне, снижение качества деталей заметно лишь на самой открытой диафрагме f/2. С краем кадра ситуация не такая радостная: практически на всех значениях диафрагмы наблюдается существенная разница с резкостью в центре, а на самых открытых диафрагмах качество падает очень значительно — изображение в углах не просто менее резкое, оно плывет и двоится.

Если открытая диафрагма не сильно помогает нам при пейзажно-архитектурной съемке, то, может быть, она обеспечит богатые возможности по отделению объекта от фона? Изучим характер размытия на данной «линзе».

Сочетание высокой светосилы и маленькой дистанции фокусировки дает возможность даже на умеренно широком угле получать значительное размытие планов. Выделить фокусом объект при помощи этого объектива совсем несложно. Что касается «рисунка», то о вкусах спорить сложно. Кто-то назовет такое размытие мягким, кто-то — скучным.

Привод автофокуса работает достаточно быстро, ровно настолько, чтобы процесс наведения на резкость не вызывал дискомфорта. Таким образом, в режиме покадровой съемки объектив дает фотографу возможность успеть снять динамичный момент, однако совокупная скорость работы датчиков и привода все же не позволяет снимать быстро двигающиеся объекты в режиме серийной следящей съемки с высоким процентом удачных кадров.

Продолжение фотопрогулки можно посмотреть в галерее, а лучшие кадры вошли в объединенный альбом объективов Fujifilm 23 и 50 мм.

Вывод

Пришло время подводить итоги. Fujinon XF 23mm f/2 R WR показал себя удобным в работе, обладает простым и надежным конструктивом, дополненным защитой от непогоды. Качество изображения, к сожалению, не столь высоко, как хотелось бы. Особенно страдают края изображения на открытых диафрагмах. Представляется, что лучшей сферой применения объектива являются жанровые съемки, в которых момент и ситуация первичны. В этом случае достаточно высокая светосила даст фотографам больше технических возможностей для ведения съемки. А компактный и пылевлагозащищенный корпус позволяет фотографу быть «налегке» и снимать в сложных условиях без риска для техники.

Галерея

Посмотрите общую галерею изображений. Вы можете нажать на любой понравившийся вам снимок, а потом листать фотографии стрелками.

Полный текст статьи читайте на iXBT