На своих двоих колесах: бум электротранспорта

На своих двоих колесах: бум электротранспортаИсточник

Прошлым летом в России случился настоящий бум электротранспорта. За какой-нибудь месяц столицу и крупные города заполнили гироскутеры, сегвеи, моноколеса и электросамокаты. В этом году, едва потеплело, владельцы электротранспорта достали его из чехлов и снова вышли на дороги. Мы решили разобраться, кому нужен электротранспорт, насколько он безопасен и для каких ситуаций подходит.

Поехали?

Многообразие электротранспорта

Наиболее популярными видами электротранспорта сейчас стали моноколеса, гироскутеры и электросамокаты. Почему именно они?

Потому что их объединяют ключевые особенности: достаточно высокая скорость (в среднем — 15–20 км/ч), небольшой вес (от 3 до 15 кг) и высокая маневренность в условиях городской среды. Ну и, разумеется, электродвигатель, которые позволяет преодолевать достаточно большие расстояния, почти не напрягаясь физически, как в случае с велосипедами и обычными самокатами, но оставаясь на свежем воздухе.

19 лет успеха

Дин Каймен и его сегвейДин Каймен и его сегвей. Источник

Первой «ласточкой» стал изобретенный в 2001 году Дином Кайменом сегвей — громоздкое устройство на двух расположенных на одном уровне колесах и с рулем. На сегвее ездят стоя, держась за руль

Экологичность и легкость в управлении сделали сегвей достаточно популярным —, но пользователей отталкивал размер аппарата и проблемы транспортировки. Ни занести в метро, ни поднять в автобус сегвей нельзя. Сейчас он продолжает существовать исключительно как средство передвижения по паркам — за их пределами сегвей встретишь нечасто.

В 2013 году в Китае появился младший брат сегвея — гироскутер. Право назвать себя изобретателями гироскутера оспаривают две китайские компании: Chic Robotics и Solowheel, обе приводят убедительные доказательства, но договориться пока не сумели. Собственно говоря, сама идея транспорта без опоры, работающего за счет балансировки, существует с 90-х годов — так что, возможно, гироскутер и правда был изобретен обеими компаниями параллельно.

Как бы там ни было, уже в 2014 году гироскутеры заполнили сначала Пекин, а потом и все крупные города мира. В отличие от сегвеев, они легкие — можно взять под мышку и пронести с собой в общественном транспорте и поставить в офисе рядом с рабочим столом.

Примерно в одно время с гироскутером появился еще один вид электротранспорта — моноколесо. Идею изобретатели позаимствовали у унициклов XIX века, только оснастили устройство аккумулятором и двигателем, закрыли большую часть колеса защитным куполом и предусмотрели удобные опоры для ног и гироскопы, которые отвечают за баланс и равновесие.

Что касается электросамокатов, то они начали появляться еще в начале 2000-ных, и постепенно становятся более подвижными, компактными и многофукнциональными. Кроме того, современные модели работают не на свинцовых, а на современный литий-ионных аккумуляторах с более длинным сроком эксплуатации и меньшим весом.

Что есть что

Гироскутер

ГироскутерИсточник

По назначению:

  • Детский — выдерживает вес до 60 кг, развивает скорость до 10 км/ч
  • Взрослый — выдерживает вес до 120 кг, развивает скорость до 20 км/ч

По диаметру колес:

  • 4,5 дюймов — легкие, до 5 кг, подходят только для идеально ровных поверхностей, не развивают большую скорость
  • 6,5 дюймов — весят больше, но развивают скорость до 15 км/ч, подходят для езды по асфальту, плитке.
  • 8 дюймов — разгоняются до 18 км/ч, могут проехать по неровной дороге
  • 10 дюймов — «внедорожники», весят до 14 кг, зато способны ездить по земле, гравию, зернистому асфальту.

Батарея гироскутера должна иметь емкость от 2000 до 4500 мАч — этого достаточно для того, чтобы проехать 15–20 км.

Чтобы научиться ездить на гироскутере, потребуется от получаса до трех-четырех часов.

Моноколесо

МоноколесоИсточник

По типу:

  • Обычное — состоит только из одного колеса, очень легкое и маневренное, но не очень устойчивое.
  • Сдвоенное — под корпусом расположено два колеса, устройство более устойчиво, но труднее в управлении.

По емкости аккумулятора

Расстояние, которое проедет моноколесо, зависит от емкости аккумулятора и от веса пользователя. Чтобы проезжать в 15 км на одном заряде, нужно выбирать:

  • вес до 60 кг — 130wh
  • вес до 80 кг — 170wh
  • вес до 100 кг — 260wh
  • более 100 кг — 340wh

Также стоит обратить внимание на наличие выдвижной ручки — если собираетесь передвигаться с моноколесом в общественном транспорте, она необходима.

Электросамокат

ЭлектросамокатИсточник

По мощности двигателя

  • 100–150 Вт — детские модели, не разгоняются быстрее 15 км/ч
  • 400–500 Вт — модели среднего ценового сегмента, развивают скорость до 30 км/ч
  • 1000 Вт — для опытных ездоков, развивают скорость порядка 50 км/ч

По грузоподъемности

  • Модель должна иметь запас. Например, если ваш вес — 60 кг, то выбирать самокат нужно с грузоподъемностью 75–80 кг.

По диаметру колеса

  • до 8 дюймов — только для ровного асфальтированного покрытия
  • 10 дюймов и больше — для передвижения по грязи, неровным дорогам. В этом случае также стоит выбирать модели с протекторами и усиленной подвеской.

По типу конструкции

  • Если вам предстоит передвигаться с самокатом по городу, выбирайте складную конструкцию. Она менее прочная, зато более легкая и мобильная.

Скользкий вопрос

На первый взгляд, электротранспорт практически не имеет минусов: быстрый, экологичный, компактный, не образует пробок и позволяет владельцам дольше оставаться на свежем воздухе.

Однако на деле бум электротранспорта привел к тому, что ряд стран уже пересматривает законодательство и ПДД, а врачи-травматологи бьют тревогу.

Статистика: только в Калифорнии за один сезон (с сентября 2017-го по август 2018-го года) 250 человек получили травмы в результате инцидентов с участием электротранспорта. Статистику опубликовали эксперты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Почти половина (40%) получили переломы костей, 35% — травмы головы. В России аналогичной статистики пока не собрано, но, к примеру, травматологическая помощь разных городов сообщает такие цифры: примерно 10% всех пострадавших в весенне-летний сезон получают травмы в результате использования электротранспорта или столкновения с ним.

ДТПИсточник

Еще в 2017 году МВД и Минтранс обсуждали, как регламентировать передвижение электротранспорта —, но до сих пор никакого законодательного регулирования нет.

Проблема в том, что электротранспорт нельзя в полной мере отнести ни к категории ТС, ни к категории велосипедов, ни к пешеходам (однако именно к пешеходам они пока и относятся).

Как сообщал «КоммерсантЪ» в середине прошлого года, позиция Минтранса заключается в следующем: согласно ПДД, лица использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и «иные аналогичные средства», считаются пешеходами, а значит на них распространяются правила для пешеходного движения.

Однако на деле электротранспорт может развивать скорость 15–20 км/ч, а некоторые электросамокаты разгоняются до 30–35 км/ч. Столкновение с пешеходом почти гарантирует травмы. Падение на такой скорости тоже опасно —, а никаких требований к экипировке не предъявляется.

Формально, учитывая характеристики, можно было бы приравнять этот транспорт к мопедам, которые определяются как «двух- или трёхколесное средство, которое разгоняется не более чем до 50 км/ч, а также имеет электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 киловатт». Но на мопеды требуются права, которые выдаются только с 16 лет, тогда как водители электротранспорта могут быть младше (собственно, ограничений нет никаких — и на гироскутерах часто ездят дети 5–7 лет).

Еще одна возможная ниша — велосипеды, но для них существует отдельный свод правил дорожного движения, и далеко не все из них подходят для электротранспорта: например, велосипедисты обязаны останавливаться на пешеходном переходе и переводить велосипед. Поднимать на руки моноколесо или гироскутер на каждом переходе будет просто неудобно. Кроме того, велосипедисты сообщают о намерении повернуть жестами, которые могут пошатнуть равновесие на моноколесе или гироскутере.

Выделенные полосы только для электротранспорта — очевидное, казалось бы, решение — создать невозможно из-за дорожной ситуации.

Между тем, популярность электротранспорта все растет, в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,  Казани и др.) открываются пункты проката, которые делают этот вид транспорта еще более доступным. Пытаясь контролировать безопасность водителей электротранспорта, московские сервисы проката еще в прошлом году на всех устройствах установили ограничение скорости — 20 км/ч. Однако на частные самокаты, гироскутеры и моноколеса оно не распространяется.

Мнение МВД

В МВД России считают, что лучший способ избежать травм при пользовании электротранспортом — это ограничить зону его использования. Так, начальник отдела отдела пропаганды БДД и профилактики дорожно-транспортного травматизма ГИБДД России Максим Белугин сообщил «Парламентской газете»: «Необходимо создать условия в парках, определить площадки, может быть, сделать какие-то дорожки. По ним и нужно разрешать ездить, если люди хотят. Это должно происходить в некой закрытой зоне и не создавать помех никому».

Кому он нужен?

ЭлектротранспортИсточник

Сейчас среди владельцев электротранспорта, а также среди тех, кто пользуется пунктами проката — и активная молодежь, и подростки, и дети.

В парках этот вид транспорта популярен для семейного досуга, а в городе — как способ быстро добраться от дома до метро и от метро до места работы или учебы. Если смотреть на плюсы и минусы электротранспорта, то становится понятно, почему он получил такую популярность.

Плюсы:

  • быстрый способ добраться до нужного места;
  • небольшие размеры — многие модели можно перевозить в общественном транспорте или в машине;
  • не требует физических усилий;
  • простота управления — даже на моноколесе можно научиться ездить за 2–3 часа.

Минусы:

  • травмоопасность;
  • отсутствие подходящих дорожек для проезда.

Некоторые эксперты также отмечают в числе минусов постоянное вдыхание углекислого газа и пыли — для тех, кто предпочитает ездить по проезжей части. Но учитывая, что пока владельцев электротранспорта приравнивают к пешеходам, на проезжей части им делать нечего.

Пока нет точно понимания, как будет развиваться электротранспорт — вероятнее всего, учитывая, что его популярность не спадает, будут приниматься новые законы, регулирующие их участие в дорожном движении, а производители будут добавлять новые функции и опции.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра