Молодым digital-бизнесменам посвящается: премьера подкаста "НИИ Бизнес"
От редакции
Для тех, кому удобнее читать, а не смотреть, мы решили опубликовать текстовую версию первого выпуска «НИИ Бизнес». Полагаем, этот проект будет наиболее интересен руководителям агентств и структурных подразделений, и в особенности — молодым и амбициозным.
Содержание:
Вступление
Привет всем! Это пилот подкаста о сложностях реального бизнеса в виртуальном digital «НИИ Бизнес». Ведущие — стратеги студии PINKMAN и основатели брендингового агентства SenseSay — Артем Кашехлебов и Саша Никифоров. Акцент мы будем делать на том, в чем разбираемся лучше всего, и в основном, это конечно, креатив, стратегия, брендинг, маркетинг, нейминг — все вот эти слова.
Прежде всего, мы хотим помочь молодым бизнесменам не наступить на грабли наших героев за время развития Интернета в нашей стране. Еще мы хотим, чтобы старики нашего возраста не потеряли связь друг с другом и наблюдали за успехами и провалами друзей и коллег в отрасли.
В каждый выпуск мы будем приглашать максимально интересных для отрасли персонажей и задавать им простой вопрос: «Сформулируй 10 советов 20-летнему себе».
Первый гость хорошо известен digital-рынку — Евгений Чернов. Женя руководит fbr.agency и занимает 15 место в списке ключевых персон российского digital, согласно рейтингу Tagline. Он является топ-экспертом Института развития интернета, организатором отраслевых конференций, а также приглашенным лектором МГИМО и многих других университетов нашей необъятной страны.
А: Мы почитали твои резюме — ты работал сначала в Бюро-Бюро, потом открыл агентство для агентств. Мы раскусили концепцию и хотели бы понять: какие у тебя планы на планы?
Ж: Лихо ты вырезал приблизительно с десяток компаний, в которых я до этого отработал, но, суть верная. Сейчас уходим в глубокое изучение рынка, начали заниматься исследовательской работой. Нудной, бюрократической, но очень полезной. Выпустили даже первое исследование еще на Ddolar Anticonf и хотим помогать рынку становиться дальше лучше. Моя основная цель — в итоге сделать некий правильный аксионный маршрут для агентств, чтобы они могли быстро расти.
А: То есть, все-таки агентство для агентств — новая сейчас фишка, на которой ты делаешь акцент?
Ж: да, я набаловался, у меня в 18 году было 12 компаний, я попробовал почти все — от паркета до зеленого чая…
А: так, это Черновская дюжина…
Ж: Вообще просто, адская дюжина из них почти все сдохло, осталось только несколько. Но потребовалось такое прям усилие воли, чтобы сосредоточиться на одном направлении. Я говорю про digital-маркетинг, PR и продажи.
Почему в digital нужно учить насильно
А: Есть классная статья с тобой на Cossa — наши редактора делали подборку. Там есть такая прекрасная цитата: «Планы на будущее у нас весьма амбициозные. Сейчас мы работаем над развитием Future business rivals в крупную эко-систему, состоящую из нескольких инфраструктурных образований. Мы уже проводим подготовительные работы, выстраиваем инфраструктуру, расширяем команду. Сейчас у нас появилось новое направление — мы сотрудничаем с digital- IT- startup и помогаем им выстроить процессы и наметить путь к их развитию». Конец цитаты. В этой связи очень такой глубокий сложный вопрос: что это все значит, бро?
Ж: Смотрите. Я собираю сейчас лучших людей, которые занимались PR и консалтингом. Именно в нашей индустрии их не очень много, обычно максимальная компетенция находится у владельцев агентств.
И мы занимаемся активно тем, что из них вытаскиваем информацию и формируем некие маршруты. Потому что в конечном итоге я очень хочу сделать акселератор для агентств. Не такой, где забирают доли и так далее. А такой акселератор или школу, в которой агентства действительно будут учиться или будут приходить люди, чтобы понять, как открываются агентства.
Лучшая выработка на рынке — это сколько?
А: Есть уже какие-то конкуренты или это абсолютно такая новация для российского Интернет-рынка.
Ж: Слушай, да нет никаких новаций. Мы все знаем, что люди произошли от Раменского и вот эта фигня. По большому счету, все что мы сейчас делаем, то взяли из большого рынка клиентского. До этого мы много занимались историей межцифровой трансформации и обслуживали клиентов по разработке стратегий. Оттуда подтащили много знаний для нашего рынка. Наша индустрия, несмотря на то что разработкой занимается уже больше 20 лет, не привык учиться бизнесу, каким-то подходам. Может быть в силу того, что сами компании пока достаточно маленькие и владельцы сами все разруливают. Нет смысла там проводить каких-то внутренних штурмов.
Но когда компания начинает расти и приходить к каким-то пороговым значениям, например, самое большое значение — 100 миллионов, после которого у продакшна меняется вся инфраструктура внутренних процессов. И здесь есть 2 варианта — либо компания находит какой-то путь и уходит сразу высоко, либо она стопорится на нем и болтается маятником от 60 до 120 млн.
А: То есть, есть разные агентства и пороговые значения. Для продакшена, который занимается съемкой роликов, наверное это будет совсем другой порог.
Ж: Есть, грубо говоря, выработка на человека. У продакшенов это обычно выработка на человека в год — хороший показатель в районе 2 миллионов рублей. Соответственно в абсолютных деньгах, это плюс-минус 50 человек и 100 миллионов годового оборота. Но это среднерыночная история. Чуть ниже — 1.7, лучшая выработка на рынке которые я видел — это 2.5 миллиона на человека.
Если мы говорим о превалирующем перфомансе, то там 3- 3.5 млн. Поэтому, вопрос акселерации это не только вопрос накачки лидов, но и правки по структуре, изменение внутренних финансовых процессов. Когда ты становишься чуть больше, к тебе становится больше внимания не только от клиентов, но и со стороны контролирующих органов. Наступает момент, когда необходимо приводить финансы в порядок и, например, обеляться.
А: То есть, Чернов поможет обеляться? Это вообще интересно.
Ж: Упаси Господь.
С: Подожди, а у тебя… у меня продолжение есть, просто пока прикольно, ну не надо останавливаться. Не обязательно всегда шутить, да?!
А: А мы шутили уже?
С: Да, это было еще до Жени. Вот эта Антиконфа, которую ты организовал, как раз связана с прокачкой на этом уровне? Это как раз прокачка руководителей и после этой конференции как раз должно все измениться и выстрелить?
Ж: не совсем. Еще полтора года назад мы начали много общаться с Ассоциацией интерактивных агентств. Вместе мы увидели одну базовую потребность — у представителей агентского и продакшен рынков нет площадок по обмену знаниями. Совсем!
Как Чернов был прикован к постели, и какая выгода в благотворительности для digital-агентств
А: Я вспомнил ещё одну — видел недавно, что у тебя был опыт взаимодействия с проектом «Хрупкие люди». Можешь рассказать в двух словах?
Ж: Меня периодически заносит в благотворительность. Пять лет назад так случилось, что я стал на какое-то время директором по развитию одного из благотворительных фондов. Потом закрутился, это был четырнадцатый год кризисный и все такое, все это вылетело естественно из головы. А потом как когда мы начали активно общаться с Игорем из AIA и он сказал : «Женя, мне нужно какое-то количество агентств для проектов Vk for Good. Там мы собирали агентства и привозили их в Mail.ru. На сцене выступали благотворительные фонды и проводился аукцион, кто из агентств даст больше часов на выполнение их задач. В прошлом году мы собрали 2000 часов для, где-то 5- 6 6 фондов. На средства этой акции ребята сделали, например, Час Земли для WWF.
На этом проекте мы познакомились с ребятами из фонда «Хрупкие люди». Работу для них выиграло агентство Primax, это наши друзья и клиенты. И они потихонечку увлекли меня. Я больше про деньги, я меркантильный засранец, но так или иначе мы начали постепенно помогать. Потом ХЛ поехали к нам в офис. Мы там сидим все вместе и они такие: «Женя, давай ты детям проговоришь про предпринимательство?». Я подумал, почему бы и не попробовать. У меня около 300 выступлений по-разным площадкам за последние 5 лет. Но общаться с детьми — совсем другое.
А: Какой возраст был?
Ж: От 6 до 16.
А: Сказал, что такое предпринимательство?
Ж: Да.
А: Всё, теперь не пойдут им заниматься?
Ж: Пойдут. Ты знаешь, у них очень классный формат. Там много менторов и предпринимателей, которые помогают и дают им знания. Дети делают собственные проекты и защищают их. Там есть парнишка 10-и лет, он делает сайты на Тильде для Фонда и других. Очень позитивный мальчишка. На самом деле — очень вдохновляюще, потому что у тебя после этого нет никаких оправданий для себя. Вообще!
Мне когда было 9 лет, я был полностью парализован 6 месяцев. Осложнение после гриппа приковало меня к кровати. И когда ты заново учишься ходить… То есть это прямо где-то откликнулся во мне. Потому что в какой-то момент своей жизни я проходил через этот гребанный ад. Я никогда не забуду, как на кровати сижу тут: «В смысле я никак не пойду?». Прыгнул с кровати и расшиб себе лоб потому, что просто ноги не работают. Это буря эмоций, невозможно никакие маски на себе сохранять перед детьми.
А: Женя, а зачем агентствам диджитал-агентствам благотворительность?
Ж: Есть 2 момента. Так как многие компании там достаточно взрослые, то начала формироваться социальная ответственность. Много диджитал-агентств занимаются благотворительностью. Просто они это не афишируют, и правильно делают. Потому что добро делается в тишине. И это определенно откликается у людей. Может быть очень пафосно сказано, но когда человек закрывает свои основные нужды, условно говоря, есть- пить и все другое, у него появляются другие потребности.
Например, человек хочет отдать свои знания накопленные, потому что он чувствует, что он готов. Так и в благотворительности. Те люди, которые созревают, они просто отдают эти возможности тем, кому они нужнее.
Есть вторая, более коммерческая история. Экономика фонда закладывается на привлеченных деньгах и когда заканчиваются часть работ по пробным часам, то потом на самом деле начинается работа за деньги. Потому, что фонды тоже все дотированы. Это большой рынок, в котором много денег, если мы говорим про какие-то большие фонды, типа «Подари жизнь», например.
Ж: Им не хватает компетенций на самом деле, как и всему рынку.
С: Мы приближаемся к главным вопросам выпуска.
Кто такой Женя Чернов?
А: Да и смотри, после того как ты от нас уйдешь мы будем записывать подводочку под этот подкаст.
Ж: То есть мне пивко безалкогольное налили. Нормально!
А: И вот к этой подводочке мы точно будем тебя каким-то образом представлять, но с твоим гигантским опытом, 12-ю компаниями и всем, чем ты занимаешься, мы уже теряемся на чем сделать акцент. Как бы ты сам себя охарактеризовал — кто ты? Консультант, пиарщик, стендапер, оратор, меркантильная скотина, как ты сказал, в общем? Благотворитель?
Ж: О, Господи, точно не благотворитель. Это пока совсем не правильно. Как бы это странно не звучало, но я действительно пиарщик, то есть я всю жизнь занимаюсь продажами и развитием чужих компаний. Все компания в которые я приходил, будь то паркет, логистика, перевозки, консалтинг — всегда одно и то же — маркетинг, продажи и развитие. Одно время я очень гордился тем, что я был евангелистом. Наверное я продолжаю им быть, в формате диджитал рынка. Изначально я из промышленности. У меня отец занимается тяжелой промышленностью. И я начинал свой путь на заводе.
А: Ты на легкую перешел?
Ж: То есть там тяжелая хрень, типа цепи для горной промышленности — вообще не диджитальная штука. Просто я в какой-то момент сделал для завода сайт и тут понеслось, что называется.
А: Ну класс. Чего, с этим мы наверное разобрались. Сколько тебе сейчас лет, скажи пожалуйста Женя?
Ж: Мне 31 год
А: Когда тебе было 20 лет на дворе был…?
Ж: 2008 год.
А: Это кризис?
С: все скатывается в кризис и драму.
А: 2008 год. в каком ты состоянии? Где находишься в этот кризис? Чем занимаешься?
С: Я в этом состоянии нахожусь в Ульяновске. Получаю первую вышку по менеджменту в Ульяновском государственном университете и параллельно являюсь директором по продажам в МСТ в Ульяновске.
А: Класс! То есть ты прям начал свою карьеру параллельно учась.
Ж: Да.
С: В должности директора?
Ж: Не- не. Я начал раньше, придя агентом без оклада, только на голом проценте и через пол года я стал директором. То есть просто продал дофига.
А: Это у тебя в крови что ли? У тебя высшего образования нет даже первого, а ты уже так круто продаешь?
О животной харизме, театральном, работе на заводе и строгом отце
Ж: Скажу, что это животная харизма, но вы же не поверите? Я очень любил всегда выступать. Был чемпионом Ульяновской лиги КВН. Вообще я хотел на первую вышку пойти в театральный, но у меня есть отец. Он сказал: «ты без профессии никто, поэтому иди на менеджмент, экономику и все дела». Видимо, какие-то мои театральные задатки помноженные на менеджмент, экономику родили во мне неплохого продажника и пошло-поехало. Я всегда умел общаться с людьми, они доверяют мне.
Советы 20-летнему себе
А: Смотри, передача у нас называется «советы себе 20-летнему». Поэтому вспомни себя еще раз и посмотри как будто со стороны своих лет, седины, которой я у тебя не вижу.
Ж: Я же блондин.
С: Он же показывал на животе.
А: На животе седина вся. Оцени себя того и тот путь, который ты прошел за этот период времени, кем ты являешься сегодня. Попробуй дать себе максимальное количество полезных советов. Мы их будем фиксировать и наши слушатели тоже. Совет номер 1?
Ж: Совет номер 1 — смотри шире. Всегда есть огромное количество решений проблем. Мы под час очень сильно зацикливаемся на какой-то одной штуке, на каком-то одном инструменте и пытаемся применить ко всем своим проблематикам, а инструментов огромное количество.
Это как из разряда как зарабатывают деньги. Мы привыкли, что у нас есть одна профессия и мы ей зарабатываем деньги, но вариантов заработать просто тьма. В прошлом году начал этим заниматься и увидел насколько многообразен мир финансов и насколько можно дергать разные финансовые потоки.
Второй совет — сразу нужно учиться принимать тяжелые решения. Из этого выкатываются несколько других советов. Например — либо делай либо не делай. Потому что состояние, когда ты не можешь принять тяжелое решение, оно вытаскивает из тебя много энергии.
Вы знаете, среди тяжёлых первых решений, на которых я учился, это отказ от клиентов, которые платят. В какой-то момент ты понимаешь, что чувак тебе платит, но тебе с ним не по пути, потому что он сжирает сумасшедшее количество времени. Иногда просто нужно собрать себя в кучу и сказать — нет, мы этого не делаем. И сразу у тебя освобождается огромное количество времени. Если вы делаете качественный продукт, и если вы в себе уверены, не будет такой ситуации, что у вас нет клиентов.
Зачем всем после 2-лет digital следует идти работать на завод
А: И что? Какое решение ты бы принял в 20 лет, если бы услышать совет от себя — не бойся принимать тяжелые решения? Что бы сделал тогда?
Ж: Я бы пошел в предпринимательство раньше.
А: А в 20?!
Ж: Я ушел в предпринимательство когда мне было 27. Есть на этот случай другой совет — когда тебя позовут в диджитал, то сходи на пару лет и возвращайся на завод.
А: если он еще сохранится
Ж: Он до сих пор работает
С: Ну так это не поздно.
Ж: Не поздно. Я вернусь на него в какой-то момент.
А: То есть, пока слишком тяжелое решение.
Ж: Это пока слишком. Я проходил через этот момент в прошлом году и было принято решение, что я доведу до конца все что я задумал здесь. А потом я пойди на завод.
А: У тебя реально есть идеи вернутся в офлайн?
Ж: Да.
С: У него есть завод!
А: Кстати, не первый раз слышу такую позицию у диджитальщиков. Они устают от нематериальности всего происходящего и тянутся к чему-то осязаемому. Такой вот тренд.
С: Я пока не почувствовал. Но посмотрим на Женю. Мне кажется легкий путь самый правильный. Тяжелое решение это…
А: Женины советы.
С: Извините.
Ж: Совет номер 2.
А: Нет, совет номер 3.
С: Нет совет номер 4.
А: Хорошо. Совет номер 4. Мы их посчитаем потом.
За что бы дал себе 20-летнему по щам
Ж: Больше времени проводить с родителями, потому что ты ни черта не знаешь о жизни. Я всю свою жизнь пытаюсь доказать своему отцу, что я молодец. В 18 лет я ушел из дома и с работы, которую он мне дал в диджитале. Я свалил в Москву, открыл здесь офис МСТ. Я строил карьеру, не беря в жизнь какие-то подачек и так далее. Не прислушивался к советам отца и пытался постоянно противопоставить себя семье и, наверное, в какой-то момент заигрался. Если бы была такая возможность, я конечно, дал бы по щам себе 20-летнему и сказал: «дружок ты прям заблуждаешься».
Почему не стоит ни под кого подстраиваться и зачем писать план в 20 лет
А: Следующий совет.
Ж: Слушай все, но делай свой выбор. Я очень долго прислушивался к мнениям и пытался сделать себя идеальным для всех, всем угодить. Я постоянно слушал, что говорят люди и менял под это свои решения и выводы по каким-то вещам. Почти всегда это плохо закачивалось, потому что глобально — всем насрать.
А: Тебе приходилось шифтить свои эго и знания, подстраиваться под людей. Нужно было выпячивать все что есть.
Ж: А эго у меня мама не горюй.
А: Животная харизма — мы запомнили.
Ж: Я начал собирать все, что действительно мое и мне по душе, не пуская ничего другого. Я научился четко фильтровать людей, компании, бизнесы. Все новые проекты, которые приходят, я сначала рассматриваю с точки зрения совместимости со мной и если по какому-то пункту они не проходит, то я их не беру.
А: Следующий.
Ж: Напиши план. Такая штука как планирование в то время была бы офигенной.
А: Сейчас ты пишешь планы?
Ж: Да.
С: А тогда не писал?
Ж: Тогда не писал.
С: Все было не по плану.
Ж: Не по плану.
С: Сейчас как выглядит твой план? Это листочек? Это заметки?
Ж: Гугл календарь.
С: Я видел Гугл календарь Артема и у меня после этого…
А: План на день?
С: План на день у Темы выглядит так, что у меня падает все сразу.
Ж: Ну на самом деле под планированием я в первую очередь предполагаю долгосрочное — 3–5 лет.
А: И что у тебя в гугл календаре?
Ж: Некоторые поинты. Типа планов на повышение обучения.
А: Ты реально мотаешь на 2027 год и ставишь там на пятницу 17 мая побриться?
Ж: Типа того.
А: 20-летнему себе, опять таки, что бы ты порекомендовал в своем долгосрочном плане? Например, сбалансировать такие вещи как работа, спорт, дружба, любовь, семья? У тебя какие-то приоритеты сегодня, к которым ты долго тоже приходил к ним?
Ж: Ты знаешь, дело в том, что в 20 лет я встречался с той же самой женщиной, с которой я живу сейчас. Этим летом будем отмечать 16 лет вместе и 8 лет в браке.
А: Все упрощает, конечно.
Ж: Ты знаешь, помимо времени это экономит еще и бабки.
С: У него был такой план небось.
А: Ну, ну договори про баланс.
Чем 15-летний Чернов круче и нынешнего и 20-летнего
Ж: У меня была супер насыщенная жизнь до 20 лет. Я пожил в Штатах полгода, я стал бронзовым призером чемпионата Поволжья по даунхилу, возглавлял Ульяновскую федерацию экстремальных видов спорта. 6 лет занимался паркуром, стал разрядником по легкой атлетике.
А: Это ты про кого сейчас?
Ж: Это я про себя до 20 лет.
А: А потом проснулся…
Ж: Потом проснулся…ну я хапанул до 20 много вещей. Потом пришло какое-то осознание и я просто начал работать без оглядки и без понимания куда я иду. Я продавал сайты на Битриксе, не зная, что такое Битрикс. Мне было вообще фиолетово на чем он и как он делался.
А: Мне хочется крикнуть сейчас 15-летнему Чернову и сказать — Женя ничего не меняй!
С: Просто беги.
А: Если ты что то изменишь в своей жизни, то будешь занудным чуваком. Придешь в какую-то студию с двумя старыми пердунами, будешь обсуждать бизнес.
О двух целях каждого человека
С: У тебя остались еще какие-то советы?
Ж: Последний — развивай нетворкинг. До позапрошлого года я развивал связи только внутри рынка. Я не смотрел за грани индустрии, где есть огромный мир. Конечно, я порекомендовал себе тогдашнему шире смотреть на вещи. Потому что только на пересечении нескольких рынков рождается что-то новое. Есть книжка «Теория голубого океана» про поиск собственного рынка. Искать новый рынок внутри рынка — это достаточно тяжело, которая может стать слишком узкой. Как с моим пиар-агентством для агентств — очень узкая тема и без того в очень маленьком рынке.
Соединив диджитальную экспертизу и опыт работы с огромным количеством компаний, можно войти в некий новый рынок. Потому что мы в конечном итоге стремимся к двум основным факторам: первое — финансовая стабильность и свободное время вне зависимости от того, чем мы занимаемся и второе — получения самоудовлетворения от времяпрепровождения. В конечном итоге деньги, средства и так далее — все лишь разменная монета.
В каком году Чернов пойдет в театральный?
А: Сейчас у тебя есть планы на несколько лет по обучению и всему, у тебя когда-нибудь возникала идея пойти, поступить в театральный?
Ж: Да.
А: На какой год планируешь?
Ж: Следующий год. Я понимаю, что не поступлю в театральный, но я точно пройду какие-то курсы.
А: Я тебе могу сказать, для меня тоже сейчас откровение. Я никогда в жизни не думал, что начну заниматься классическим оперным вокалом и. месяц назад начал заниматься. Меня наконец уговорили.
Ж: Дай мне контакт, я тоже схожу потому, что мне все говорят, что у меня неплохой голос. Особенно соседи, когда я пою в душе.
С: Соседи по душу.
А: Душные соседи.
Ж: Соседка, жена. Может с тобой споем дуплетом, это как это называется.
Чек-лист советов
А: Так. Это все советы?
Ж: Да.
А: Я даже еще не считал, но уже могу подвести некий большой итог:
-
Смотрите шире — всегда есть множество вариантов решений, никогда это не забывайте и старайтесь не концентрироваться и узко не мыслить;
-
Учитесь принимать решения быстро, а не в коем случае не нужно утрировать и тратить свою энергию на сомнение;
-
Больше времени проводите с родителями и вообще с семьей, слушайте опыт старшего поколения, времена меняются, люди не меняются, не меняются приоритеты;
-
Слушайте при этом всех вокруг, когда тебе нужны эти решения принять, но и слушай свое сердце и поступай как тебе близко и как тебе хорошо;
-
Пишите планы, можно это делать в гугл календаре, как это делает Женя, можно на листах и наверное, в голове, но стройте планы. Старайтесь их придерживаться и не отступайте;
-
Развивайте ваш нетворкинг, окружайте себя правильными контактами сегодня — от знакомых и друзей,
-
И, в конце-концов, поработав в диджитал, а мы конечно ориентируемся больше всего на диджитал аудиторию, не забывайте, что есть офлайн. Возможно, вам захочется прийти к офлайну и создать что-то материальное. Не считайте, к этому можно прийти, старайтесь. Все правильно, Жень? Может что-то забыли?
Ж: Да, добавлю — если есть возможность, все записывайте. Носите с собой блокнот и пишите мысли.
А: Вот мы сегодня все записали и это классно. Ребята услышат. Как тебе вообще наш формат этого нашего подкаста? Ты наш первый гость. Придешь ли ты к нам в 60, чтобы дать себе 40-летнему, скажем так, советы.
С: Один совет 40-летнему.
Ж: Буду ли я ходить в 60?!
А: Я хочу очень поблагодарить Женю за интервью. Мне кажется, что мы смогли раскрыть не только тему бизнеса, но и тебя как личности. Спасибо за искренность! Думаю это задаст очень отличный тон для того, чтобы мы раскрывали также глубоко наших будущих гостей. Я думаю, это будет интересно. Спасибо всем, кто дослушал до этого момента в нашем подкасте. Если у кого-то есть пожелания, рекомендации, претензии, пожалуйста их направляйте на абонентский ящик студии PINKMAN или пишите в комментариях. Мы будем стараться сделать лучше, больше, интереснее. Всем пока!
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine