Макрообъектив Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM: два инструмента в одном

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM

Компания Canon выпускает полнокадровые объективы для беззеркального байонета Canon RF уже 2,5 года. К сожалению, большинство их оказываются дороже, чем анонсированные в более ранние времена зеркальные аналоги. Поэтому появление новых и более доступных оптических инструментов для беззеркалок Canon следует приветствовать.

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM
Дата анонса 9 июля 2020 г.
Тип макрообъектив
Информация на сайте производителя canon.ru
Цена в интернет-магазине производителя 58 999 рублей

Разумеется, ничто не дается даром, и более щадящая цена новых моделей обеспечивается за счет компромиссов в их конструкции и особенностей комплектации. Рассмотрим подробнее спецификации нашего героя.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM
Байонет Canon RF
Фокусное расстояние 85 мм
Максимальное раскрытие диафрагмы F2
Минимальное значение диафрагмы F29
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 12 линз в 11 группах
Минимальная дистанция фокусировки 35 см
Углы обзора по диагонали 28°30′
Максимальное увеличение 0,5×
Привод автофокуса STM (шаговый двигатель)
Встроенная оптическая стабилизация эффективность 5 EV
Диаметр светофильтров ∅67 мм
Защита от пыли и влаги нет
Размеры (диаметр/длина) ∅78/90,5 мм
Вес 500 г
Розничные предложения

С чем же предстоит мириться пользователю при работе с Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM? Во-первых, с максимальным масштабом съемки всего 1:2, то есть придется иметь дело в прямом смысле с «полумакро», в то время как классические (и более дорогие) макрообъективы позволяют снимать объекты в масштабе 1:1. Во-вторых, вместо кольцевого ультразвукового мотора (USM) привода автофокусировки (АФ), который срабатывает практически бесшумно и почти мгновенно, наш герой оснащен линейным шаговым двигателем с приводом «отверточного» типа, который перемещает фокусировочную группу значительно дольше и издает при этом характерный звук. В-третьих, компания Canon никогда не кладет в коробку с бюджетной оптикой бленду, и случай с нашим героем совершенно типичен. Конечно, купить бленду несложно, она недорога, но такая экономия не находит поддержки.

Относительно небольшое фокусное расстояние (ФР) 85 мм подразумевает необходимость располагать переднюю линзу ближе к объекту съемки, чем в случае 100- и 135-миллиметровых макрообъективов. Впрочем, последнее обстоятельство имеет и свои плюсы: глубина резкости на макродистанции оказывается ощутимо шире, чем при 100 и 135 мм, а для макросъемки это важно. К тому же ФР 85 мм точно соответствует de facto стандарту классического портретного объектива, что как бы побуждает пользователя расширить сферу применения Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM соответствующим жанром. Потребностям последнего, кстати, отвечает и 9-лепестковая диафрагма со скругленными ламелями, обещающая приятный рисунок размытия заднего плана.

Важными достоинствами нашего героя остаются небольшие размеры и вес, а также диаметр посадочной резьбы для светофильтров — 67 мм. Такие фильтры ощутимо дешевле, чем 77-миллиметровые для профессиональной оптики.

Конструкция

Герой нашего обзора заключен в поликарбонатный корпус. Впрочем, многие современные объективы профессиональной L-серии Canon тоже собираются в пластмассовых корпусах, что не подразумевает существенного ущерба их солидности, но позволяет значительно выиграть в весе.

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM

Ближе к передней линзе расположено кольцо установки параметров, выбираемых в меню камеры: значения диафрагмы, выдержки, ISO или величины экспокоррекции. Ближе к байонетному креплению находится кольцо ручной наводки на резкость. Управление фокусировкой не механическое, а электронное, в нем в любом случае задействован шаговый двигатель. При выключении камеры объектив возвращается к фокусировке на бесконечность.

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM. Переключатели

При установке объектива на камеру под левой рукой у фотографа оказываются: выключатель оптической стабилизации, переключатель режима фокусировки (авто/ручная) и трехпозиционный ограничитель диапазона АФ (полный / от 0,5 м до бесконечности / макродистанция 0,35–0,5 м).

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM. Отверстие диафрагмы

Кружок диафрагмы имеет достаточно правильную форму.

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM. Удлинение тубуса при минимальной дистанции фокусировки

При фокусировке на 0,35 м (МДФ) объектив заметно удлиняется. Поскольку он лишен герметизации, пыль может проникать внутрь.

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM с камерой Canon EOS R5

Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM достаточно хорошо сбалансирован с камерой Canon EOS R5, которую мы использовали при съемках.

Оптическая схема

Объектив построен из 12 оптических элементов, которые объединены в 11 групп. Среди прочих выделяется сверхнизкодисперсионная линза (Ultra-low Dispersion, UD).

Оптическая схема Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM

Мы также обратим внимание на группу элементов, отвечающих за оптическую стабилизацию.

Частотно-контрастная характеристика

Кривые ЧКХ (Modular Transfer Function, MTF) можно найти на сайте Canon. Черным обозначены графики для 10 линий/мм, голубым — для 30 линий/мм; сплошные линии отображают сагиттальные структуры, пунктирные — меридиональные. Напомним, что в идеале все они должны располагаться максимально высоко по оси коэффициента контрастности, быть параллельными оси расстояний от центра кадра и не содержать завалов. Подробнее о том, как читать графики MTF, можно узнать на сайте Canon.

Частотно-контрастная характеристика
объектива Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM

В принципе, кривые можно оценить как хорошие, правда при 30 линий/мм достигается контрастность менее 85% от максимума, и к тому же заметно существенное падение качества изображения на периферии кадра.

Перейдем теперь к результатам «стендовых стрельб» в нашей лаборатории.

Лабораторные испытания

Тестирование объектива в лаборатории проводилось в связке с камерой Canon EOS R5 по нашей методике.

Разрешающая способность высокая и довольно стабильная — в среднем на уровне 90% в центре кадра и около 82% на краю вплоть до f/8. Разброс между краем и центром кадра не слишком существенный, но и не маленький для телеобъектива с фиксированным фокусным расстоянием. Впрочем, это компенсируется высокими значениями разрешающей способности, при которых такой разброс не критичен.

Едва заметные хроматические аберрации видны только при полном раскрытии. Дисторсия отсутствует.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Стабилизация

Производитель заявляет эффективность стабилизатора в 5 ступеней. Наша методика позволяет оценить эффективность стабилизатора в 5 ступеней экспозиции, что соответствует заявленному.

Практическая фотосъемка

Испытания Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM в реальных условиях мы проводили в связке с полнокадровой фотокамерой Canon EOS R5. Для фотосъемки выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы или полностью ручной режим (в зависимости от сюжета)
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка или ручная наводка на резкость (при макросъемке),
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить характер экспозамера, а также ввести экспокоррекцию.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти SanDisk Extreme Pro (скорость записи 260 МБ/с, скорость чтения 300 МБ/с) емкостью 128 ГБ. Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW. Фото подвергались «проявке» и сохранению в Adobe Camera RAW (Photoshop CC v22.3.1) в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией. Иногда в ходе постобработки в интересах композиции обрезали кадр по короткой или длинной стороне.

Качество изображения

Начнем с основного предназначения нашего героя — с макросъемки. Снимки, представленные ниже, сделаны при свете двух импульсных источников (2 × 250 Дж), поджигаемых радиотриггером. Вот как удаются объективу металлические предметы (в нашем примере медаль в честь 1700-летия принятия христианства Арменией в 2001 г.).

МДФ; F16; 1/100 c; ISO 100

Детализация хорошая. В местах бликов есть пересветы с утратой деталей, но эти зоны не содержат значащей информации и работают скорее на пользу фото.

Так выглядит друза кристаллов из уральской пещеры (фото внизу). Ее продольный размер составляет 15 см, поэтому она помещается в кадр при увеличении, существенно меньшем, чем максимальное 1:2.

F16; 1/100 c; ISO 100

Ниже приведем фрагмент этой же друзы уже при МДФ.

МДФ; F13; 1/100 c; ISO 100

Детализация хорошая, причем как в центре, так и на краях кадра. F13 недостаточно для того, чтобы уместить все элементы структуры в зоне резкости.

МДФ; F16; 1/100 c; ISO 100

Циферблат часов мы снимали на минимально возможной дистанции, поэтому в кадре много лишнего. Если бы наш герой позволял снимать в масштабе 1:1, нам удалось бы убрать ненужные здесь фрагменты браслета.

F22; 1/160 c; ISO 100

Старинная микрокассета для диктофона с наружным футляром помещается в кадре без проблем, равно как и ее изображение «в лоб» (благо размер не слишком мал).

МДФ; F22; 1/160 c; ISO 100

Заметны не только мельчайшие детали, но и огрехи типографской печати на этикетке.

Теперь посмотрим, как обстоят дела на пленэре, когда приходится работать при естественном освещении, без штатива.

F11; 1/125 c; ISO 400

Ветер качает ветки, из-за чего фокусироваться одинаково тяжело и вручную, и с помощью автоматики.

F11; 1/160 c; ISO 400

Детализация очень хорошая, но для того чтобы поместить все нужные объекты в зону резкости, нужно диафрагмировать объектив до F22, а делать этого не хочется, так как резкость начнет падать из-за пагубного влияния дифракции.

Сменим теперь макро на портрет. В конце концов, мы вправе рассчитывать на хороший результат в этом жанре. Оба снимка сделаны в отраженном от потолка импульсном свете четырех осветителей по 250 Дж.

F4; 1/100 c; ISO 400

F4; 1/100 c; ISO 400

С резкостью все обстоит очень хорошо — пожалуй, даже слишком. Объектив отлично прорисовывает мелкие детали, включая и те, которые не очень красят лица. Впрочем, следует знать, на что идешь, доверяя портретирование макрообъективу. К тому же понизить резкость можно без труда, а вот создать ее из ничего — большая проблема.

Важно другое: объектив прекрасно справляется с портретной работой. Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM представляет собой удачный гибрид оптических инструментов для макросъемки и портретирования. Вместо двух можно вполне обойтись одним — и не проиграть ни в том, ни в другом.

Для подробного анализа качества изображения мы отсняли две отдельные серии. Первая из них сделана на макродистанции с масштабом 1:4.

Резкость в центре кадра хороша уже на полном раскрытии. При F5,6–F13 она достигает максимума, а начиная с F16 понижается из-за влияния дифракции. Резкость на краях при F2 сильно отстает от центральной, при F4–F5,6 постепенно возрастает и приближается к резкости в центре, а при F8 достигает максимума.

Вторая серия демонстрирует изменение глубины резкости при разных значениях диафрагмы (все снимки — JPEG из камеры без обработки).

Бокэ

Качество размытия зоны нерезкости является необходимым свойством не только портретника, но и макрообъектива. Вот как выглядит бокэ при разных значениях диафрагмы (JPEG из камеры без обработки).

На макродистанции размытие вплоть до F4 совершенно бесструктурное, очень мягкое, как говорят, «кремовое». Узнаваемые контуры появляются на размытом фоне при F5,6–F8, но рисунок пока еще приятный. С F11 картинка приобретает несколько «нервный» вид и уже не представляется привлекательной.

Оптическая стабилизация

Производитель обещает эффективность стабилизации в 5 ступеней. Мы решили проверить, насколько эффективна оптическая стабилизация у Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM на макродистанции, поскольку это качество представляется нам наиболее важным. Съемка банкноты проводилась при ISO 800 в режиме приоритета выдержки (Tv). Мы начинали с 1/80 с и увеличивали длительность экспозиции вдвое от кадра к кадру. Из-за естественного движения рук, держащих камеру, изображение смещалось внутри поля зрения. Поэтому мы решили обрезать фото, чтобы точнее ориентировать снимаемый рисунок.

«Смаз» изображения заметен лишь на последнем снимке, сделанном при ⅓ с. Таким образом, в наших руках на макродистанции эффективность оптической стабилизации составляет 4 ступени по длительности выдержки с выходом годных 100%. Это очень впечатляющий результат.

Галерея

Снимки, сделанные объективом Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM в связке с камерой Canon R5, мы собрали в галерее без дополнительных указаний и комментариев. Данные Exif в них сохранены и доступны для просмотра при загрузке фотографий по отдельности.

Итог

Новый макрообъектив Canon любительского класса отличается высокой эффективностью оптической стабилизации: до 5 ступеней по подтвержденным нами в лаборатории данным производителя в стандартных условиях и до 4 — на макродистанции. Он намного доступнее аналогов из профессиональной L-серии и вдобавок отличается от них легкостью и компактностью. Получаемое с его помощью изображение — неизменно высокого качества с хорошей центральной резкостью уже при полном раскрытии и отличной — при небольшом диафрагмировании. Объектив хорош и для использования в качестве портретного оптического инструмента. К недостаткам следует отнести лишь не слишком проворный и недостаточно тихий привод автофокусировки с помощью шагового двигателя и заметное удлинение тубуса при работе на макродистанциях. При отсутствии герметизации, не свойственной бюджетной оптике вообще, это может приводить к проникновению внутрь пыли и влаги.

В дополнение к этому материалу вскоре будет опубликован более подробный отчет о практическом использовании Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM (макро, репродуцирование, портрет, репортаж).

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM:

Наш видеообзор объектива Canon RF 85mm f/2 Macro IS STM можно также посмотреть на iXBT.video

Благодарим компанию Canon за объектив и фотокамеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT