Кто такой таргетолог и как им стать
С каждым днём всё больше людей используют Telegram — такой вывод можно сделать на основании исследования Mediascope. По данным компании, среднесуточный охват мессенджера с февраля 2022 года вырос за год почти в 1,8 раза — с 23 до 41%. Похожую ситуацию наблюдают во ВКонтакте и Одноклассниках: у первой соцсети этот показатель увеличился в 1,15 раза, у второй — в 1,12.
Вместе с интересом к мессенджерам и соцсетям растёт и запрос на таргетированную рекламу. В этой статье расскажем, что это за реклама, кто занимается её настройкой, какими знаниями и навыками обладает такой специалист, сколько он зарабатывает и как им стать.
За помощь в подготовке материала благодарим Павла Баракаева, евангелиста eLama и автора двух курсов по таргетированной рекламе Нетологии.
Альмира Низамова
Автор-фрилансер
В материале:
1. Кто такой таргетолог и чем он занимается
2. Где работает и сколько зарабатывает таргетолог
3. Как стать таргетологом
4. Что почитать и посмотреть таргетологу
5. Резюмируем
Кто такой таргетолог и чем он занимается
Таргетолог — это специалист по настройке рекламы в социальных сетях. Его главная задача — сделать так, чтобы о продукте узнала именно его целевая аудитория (ЦА). Продвижение товара или услуги при этом происходит как в одной соцсети, так и в нескольких.
Таргетолог помогает бизнесу повышать узнаваемость бренда, привлекать новых клиентов и подогревать интерес тех, кто уже покупал продукты компании.
Важно отметить, что таргетолог не равно SMM-специалист. Последний полностью отвечает за профиль компании в соцсети: оформляет и пишет посты, публикует сторис, проводит опросы, отвечает пользователям на личные сообщения и комментарии, придумывает способы продвижения аккаунта. Таргетолог же занимается исключительно рекламой: выявляет ЦА бренда и создаёт продающие баннеры и посты.
Как правило, работа таргетолога делится на три больших этапа ↓
Анализ товара и аудитории и создание плана продвижения
Чтобы придумать эффективную рекламу, специалист по таргетингу должен провести большую аналитическую работу. Он разбирает преимущества и недостатки товара или услуги, анализирует конкурентов и, конечно, изучает аудиторию. Ему нужно понять, кто покупает продукт и какую проблему клиента этот продукт помогает решить. После этого таргетолог создаёт план продвижения: выбирает нужную площадку, продумывает креатив, планирует сроки запуска.
На этом этапе работы от специалиста требуется умение анализировать продукт, конкурентов и целевую аудиторию. В этом ему помогают парсеры — специальные программы, которые помогают собирать и анализировать открытые данные на различных сайтах: например, TargetHunter и Pepper.ninja. Также таргетолог должен знать, как составить план продвижения. Из софт-скиллов понадобится любознательность и внимание к мелочам.
Создание креативов и запуск таргета
Для привлечения внимания аудитории таргетологу нужны креативы — объявления с яркой подачей или необычной идеей, которые могут запомниться и понравиться целевому клиенту. На этом этапе специалист вместе с дизайнерами, копирайтерами и маркетологами создаёт рекламные баннеры, видео, тексты и полноценные посты.
Павел Баракаев
Евангелист eLama, автор двух курсов по таргетированной рекламе Нетологии
Хороший креатив — тот, что закрывает страхи, цепляет аудиторию, пробивает баннерную слепоту. Это необязательно дорогой креатив, особенно сейчас, когда в тренде User Generated Content — контент, созданный и опубликованный аудиторией бренда.
В своём канале разбираю пример рекламного ролика в VK Клипах для стоматологической клиники: врачи рассказывают об имплантации зубов и приглашают пользователей на консультацию. Такое видео не потребует больших затрат, но при этом поможет развеять страхи потенциальных клиентов и привлечёт их к продукту.
Некоторые компании ищут специалистов, которые могут полностью создавать креативы: от идеи до реализации. Среди них — интернет-магазин гаджетов для спорта «Первый Беговой»:
Подготовив креативы, специалист с помощью полученной ранее информации о ЦА задаёт критерии клиентов в рекламном кабинете соцсети. Он указывает пол, возраст, место жительства, уровень дохода, образование — и запускает рекламу, направленную исключительно на пользователей с такими характеристиками. На этом этапе таргетолог использует платформы для настройки рекламы в соцсетях: VK Реклама — для ВКонтакте, myTarget — для ВКонтакте и Одноклассников, Telegram Ads — для Telegram.
Креативность и умение работать в команде — основные софт-скиллы, которые пригодятся таргетологу на втором этапе. Среди необходимых хард-скиллов — навык работы с рекламными инструментами в соцсетях, умение писать короткие продающие тексты и базовый уровень владения графическими редакторами.
Сбор аналитики и оптимизация таргета
Баннерная слепота — феномен, при котором посетители веб-сайтов не замечают рекламные баннеры или объекты, похожие на них.
После запуска рекламной компании работа таргетолога не заканчивается. На следующем этапе ему нужно проанализировать эффективность рекламы и в случае необходимости скорректировать стратегию продвижения. Для этого таргетолог разбирает отчёты из рекламных кабинетов и систем аналитики, изучает коэффициент конверсии. Исходя из полученной аналитики, специалист оптимизирует рекламу, делая акцент на тех баннерах и способах взаимодействия с аудиторией, которые сработали.
Навык работы с Excel, а также с инструментами для сбора статистики посетителей сайтов: Google Analytics и Яндекс Метрикой — важные хард-скиллы, которые понадобятся таргетологу на этом этапе работы. Кроме того, специалист должен грамотно планировать бюджет: отключать неэффективную рекламу, которая требует много денег, и распределять средства на более выгодные варианты.
Павел Баракаев
Евангелист eLama, автор двух курсов по таргетированной рекламе Нетологии
Я постоянно занят продвижением своего проекта «Референсы». В работе использую VK Рекламу, Яндекс Директ и Telegram Ads. Основная сложность — балансирование между широкими аудиториями, которые могут давать большое количество подписчиков, но по высокой цене, и узкими, которые дают мотивированную аудиторию по привлекательной цене, но очень маленькими объёмами.
Для рекламной платформы ВКонтакте я тестирую вызывающие и кликбейтные креативы — они неплохо заходят по сообществам маркетологов. Для Telegram Ads протестировал свыше 30 рекламных текстов — в итоге остановился на том варианте, который запустил одним из первых. Сейчас подписчик стоит 17 рублей на узких аудиториях, 160–250 рублей — на широких.
Вот примеры креативов для сообществ во ВКонтакте:
Оба рассчитаны на аудиторию маркетологов, SMM-специалистов и таргетологов. Цель таких креативов — пробить баннерную слепоту за счёт мемов. В первом случае — это олдовые шрифты WordArt, во втором — нелепая переписка между исполнителем и заказчиком.
Где работает и сколько зарабатывает таргетолог
Перед таргетологами открыто сразу несколько карьерных траекторий: фриланс, работа в веб-студиях и агентствах, позиция в маркетинговом отделе компании.
Фриланс дарит свободу выбора заказчика и сферы его деятельности. Однако новичкам будет непросто входить в профессию с этой позиции: как правило, первое время за работу платят немного, а груз ответственности полностью лежит на начинающем специалисте.
В свою очередь, диджитал-студии и агентства часто приглашают на работу ассистентов и стажёров: этот путь хорош для всех, кто хочет учиться у более опытных коллег и заниматься таргетингом разных бизнесов. Агентство WGG, например, предлагает оплачиваемую стажировку новичкам:
Работа на позиции таргетолога в маркетинговом отделе компании позволит усилить экспертность в определённой бизнес-сфере.
Каждый таргетолог выбирает свой путь развития карьеры: кому-то важно работать в штате и иметь стабильный заработок, для других в приоритете — расширение профессиональных навыков и бизнес-связей, поэтому они выбирают фриланс и самостоятельный поиск заказчика.
Павел Баракаев
Евангелист eLama, автор двух курсов по таргетированной рекламе Нетологии
Если бы я отмотал жизнь назад и снова пошёл по диджитал-пути, то однозначно начал бы свой путь в агентствах. Когда ты молод, дерзок и амбициозен, именно агентства дают возможность быстро расти, ежедневно изучать новые технологии — и всё это применять на практике для разных проектов. Я бы пошёл в региональные студии и как можно быстрее стремился попасть в агентства из топ-10 по стране. Минусы этого пути — выгорание, стресс и переработки. Но, с другой стороны, у молодых обычно много здоровья! Полный текст статьи читайте на Нетология