Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Киноиндустрия в России переживает сложные времена после отмены голливудских фильмов — они приносили кинотеатрам до 80% дохода. В этих условиях от российских кинематографистов ждут как можно больше новых качественных картин — в мае 2022-го государство обещало выделить на поддержку индустрии 15 млрд рублей.

Но снять фильм — непростая задача, даже с хорошим бюджетом. Над производством должна слаженно работать целая команда, где у каждого — своя важная роль. Рассказываем об основных участниках съёмочной группы: чем они занимаются, что должны уметь, где учатся и сколько зарабатывают в России. Суммы гонораров сильно зависят от величины проекта, бюджета, жанра фильма и известности специалиста —, но мы постарались привести ориентировочные цифры.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Алсу Гусманова

Автор-фрилансер

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

София Лазаева

Редактор Медиа Нетологии

Благодарим Альмиру Низамову, ассистента по актёрам, за помощь в подготовке материала.

Кто нужен для создания фильма

Над видеоконтентом — от рекламного ролика до большого художественного кино — работают в несколько этапов: препродакшен — подготовка к съёмкам, продакшен — съёмочный процесс и постпродакшен — подготовка к релизу.

Британский сценарист и продюсер Стивен Фоллоуз проанализировал, сколько специалистов работали над созданием фильмов, показанных на киноэкранах США с 2000 по 2019 год. Оказалось, на всех трёх этапах в одном проекте были задействованы в среднем 276 человек. Но количество участников кинопроизводства сильно зависит от бюджета и масштабов проекта и может варьироваться от нескольких десятков до сотен и тысяч.

Самый многочисленный состав съёмочной группы собирался во время производства фильмов от Marvel: 4,5 тысячи человек работали над картиной «Мстители: Война бесконечности», около 4 тысяч были задействованы в создании «Мстителей: Эра Альтрона» и 3,5 тысячи — в третьей части «Железного человека».

Люди в ролике — далеко не весь состав съёмочной группы

Больше всего специалистов занято в продакшене — обычно это самый долгий и сложный этап кинопроизводства. Чтобы всё получилось и картина отправилась на постпродакшен, а затем и в релиз, все участники съёмочной группы должны работать чётко и слаженно. Расскажем об основном составе, задействованном в съёмках.

Сценарист

Чем занимается: отвечает за сюжет картины. Проект всегда начинается с истории — это может быть оригинальная идея или адаптированный сценарий, написанный на основе пьесы, рассказа или любого другого жанра.

Специалист должен тщательно проработать сюжетные ходы, образ героев, их характеры, диалоги, драматургию, место действия. Иначе в фильме могут возникнуть сюжетные дыры: к примеру, нелогичные действия персонажа, которые выбиваются из описанного характера, или события, которые можно было бы легко предотвратить.

Иногда поклонники создают целые сайты, где разбирают сюжет и неудачные сценарные ходы.

Один из самых обсуждаемых моментов во вселенной Гарри Поттера — появление маховика времени, с помощью которого можно было вернуться в прошлое.

Гермиона и Гарри спасли Клювокрыла, воспользовавшись маховиком, а уберечь Хогвартс от разрушений не догадались

Фанаты включили этот артефакт в список самых неудачных. Они считают, что из-за маховика возникло сразу несколько сюжетных дыр и вопрос, который до сих пор не даёт покоя миллионам: «Почему Гермиона не вернулась в прошлое, когда Волан-де-Морт ещё не стал таким могущественным, и не повлияла на его будущее?». Некоторым действиям объяснение уже есть, но споры по этой части сюжета по-прежнему ведутся.

Чтобы все замыслы были воплощены на экране, как предполагалось, часто сценарист сам присутствует на съёмочной площадке — может даже подсказывать актёрам, с какой интонацией лучше произнести ту или иную реплику, чтобы она звучала с нужным посылом.

Что должен уметь: работать с большим объёмом информации, также важно развивать насмотренность, быть внимательным к деталям, иметь хорошее воображение и творческое мышление, понимать законы киноискусства.

Сколько зарабатывает: за сценарий серии ситкома в России можно получить от 150 тысяч рублей, за сценарий к крупному блокбастеру — до 5 миллионов рублей. Чем известнее специалист, тем выше его гонорары. Обладатель премии «Оскар» Мел Брукс однажды получил 500 тысяч долларов за адаптацию сценария к фильму, который так и не вышел в прокат.

Где учится: во ВГИКе и в Нетологии.

Специалистов очно обучают во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) на кафедре драматургии кино в течение четырёх лет. Выпускники получают знания в теории драматургии, кинорежиссуре, монтаже, сценарии.

Освоить профессию онлайн можно на курсе «Сценарное мастерство» от Нетологии. В программе: живые вебинары, лекции, лонгриды, квизы и онлайн-воркшопы. Преподаватели научат превращать идеи в истории, придумывать хорошие сюжеты, управлять вниманием зрителя и подготовят к питчингу перед экспертами индустрии. У выпускников будет готовый сценарий пилотной серии с рецензией эксперта.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям 10 вопросов сценаристу: как им стать, с чего начать карьеру, кому продавать сценарии

Продюсер

Чем занимается: запускает процесс работы над фильмом, подключается ещё во время подготовки к съёмкам и занимается не только творческими, но и административными задачами — подбирает команду, обеспечивает финансирование, контролирует съёмочный процесс, продвигает картину, чтобы привлечь зрителей.

Генеральный продюсер выполняет широкий спектр задач и несёт бó‎льшую часть ответственности за успех или провал картины. Чтобы его разгрузить, к работе над крупными проектами обычно подключаются ещё несколько узких специалистов с разным кругом обязанностей ↓

Исполнительный продюсер заключает договоры с персоналом и контролирует расход бюджета.

Линейный продюсер решает организационные вопросы, чтобы творческому процессу ничто не мешало: например, следит за соблюдением графика съёмок.

Промопродюсер работает над рекламной кампанией, знает, как создавать цепляющие трейлеры и креативные проморолики. Его задача — убедить зрителя, что нужно обратить внимание именно на этот проект, даже если в прокате сейчас сильные конкуренты.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям
Пример необычного промо: к премьере сериала Marvel «Женщина-Халк» в Tinder появился профиль главной героини, пользователи наткнулись на него случайно

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям От бумажных афиш до VR: как кинокомпании продвигают фильмы

Что должен уметь: договариваться и расширять базу контактов, важно хорошо знать процесс кинопроизводства, разбираться в маркетинге и менеджменте, быть ответственным, организованным и уверенным.

Сколько зарабатывает: наш источник из крупной производственной компании сообщает, что продюсер может получить от 300 тысяч рублей за работу в документальном проекте. Гонорар зависит от специализации и уровня ответственности специалиста, а также жанра, масштаба и бюджета картины.

Где учится: в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и РГИСИ.

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения профессии обучают на факультете экранных искусств. Можно выбрать свою специализацию: стать продюсером кино и телевидения или линейным продюсером. Учёба длится пять лет. Студенты получают знания в области авторского права, правовых отношений и документооборота, финансов, анализа и прогнозирования кинорынка, жанров кино и его истории.

В Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ) можно получить образование на продюсерском факультете. Учебный план состоит из гуманитарных, экономических и искусствоведческих дисциплин. Студенты изучают экономическую теорию и менеджмент, маркетинг, историю театра, литературы, изобразительного искусства, кино.

Режиссёр

Чем занимается: отвечает за творческую составляющую фильма, его действие и повествование, определяет сверхзадачу — ту идею, которую несёт картина.

Режиссёр интерпретирует сценарий, добавляя в фильм свой почерк и индивидуальность. Ставшие культовыми диалоги из картин Квентина Тарантино или визуальная композиция в фильмах Уэса Андерсона — те самые отличительные черты, которые режиссёры придают своим произведениям.

Трейлер «Французского вестника» Уэса Андерсона: десятки деталей, которые играют на общее настроение, фирменные диорамы, выверенная симметрия, чередование чёрно-белого и характерного для фильмов Андерсона цвета

Кроме того, режиссёр руководит большой съёмочной командой так, чтобы всё шло по его задумке: актёры правильно передавали образы персонажей, а технический персонал помогал создавать нужную атмосферу.

Что должен уметь:  нужны глубокие знания в области кино, искусства и культуры, знание мировой повестки, собственное видение и способность его правильно доносить, умение убеждать и договариваться. Кроме того, режиссёр должен разбираться в том, чем занимаются другие специалисты: от оператора-постановщика до режиссёра монтажа.

Сколько зарабатывает: всё зависит от того, какого уровня специалист и проект, успешные картины приносят именитым режиссёрам десятки миллионов рублей.

Где учится: в ИСИ и ВГИКе.

В Институте современного искусства (ИСИ) на курсе «Режиссура игрового кино и телевидения» преподаватели дадут знания по режиссуре, кинодраматургии, сценарному и актёрскому мастерству, монтажу, основам продюсирования и операторского дела. Обучение длится пять лет.

Во ВГИКе будущих режиссёров тоже обучают в течение пяти лет. На факультете преподают кинорежиссуру, работу режиссёра с актёром, кинодраматургию, монтаж, кинотехнику, фотокомпозицию, основы звукорежиссуры, компьютерную графику и теорию музыки.

Второй режиссёр

Чем занимается: помогает режиссёру с организационными вопросами, распределяет задачи внутри группы, составляет вызывные листы — график съёмок на смену, расписанный поминутно, и календарно-постановочный план, который даёт чёткое представление, в какой день что и кто снимается.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Часто в команде два вторых режиссёра — по планированию и по площадке. Первый занимается планированием до и во время съёмок, второй руководит площадкой в период продакшена.

Что должен уметь: находить общий язык со съёмочной группой, важно быть собранным, ответственным, внимательным к деталям, стрессоустойчивым.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Обычно съёмочная группа работает по сменам, в норме одна длится 12 часов.

Где учится: в Московской школе кино и «Индустрии».

В Московской школе кино программа обучения на второго режиссёра разбита на три блока: в первом расскажут о самой профессии, зоне ответственности специалиста, роли на съёмочной площадке, процессе кинопроизводства и так далее. Второй и третий блоки посвящены работе с разными департаментами на съёмках и практике. Курс длится два с половиной месяца.

Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» предлагает пройти онлайн-курс по специальности. На второго режиссёра обучают полгода, программа включает в себя разработку проекта, читку сценария и составление плана бюджета, разбор типов проектов, периодов кинопроизводства, понимание прав и обязанностей второго режиссёра, состава съёмочной группы, работы с главным режиссёром и со всеми департаментами.

Скрипт-супервайзер

Чем занимается: следит за тем, чтобы режиссёр правильно передал задумку сценариста, и ведёт заметки по каждой отснятой сцене в соответствии со сценарием. Специалиста также называют помощником режиссёра по сценарию.

Скрипт-супервайзер разбивает сценарий на сегменты, создаёт раскадровки, определяет очерёдность съёмок по сценам, следит, чтобы смена декораций, костюмов и грима в кадре не противоречила хронологии событий, детали передавались точно, а сцены были логично связаны. В конце каждого съёмочного дня специалист готовит отчёт по количеству отснятых сцен, кадров и хронометражу.

Что должен уметь: разбираться в основах съёмки, монтажа и драматургии, важно быть очень внимательным, обладать хорошей памятью и широким кругозором.

Сколько зарабатывает: от 10 тысяч рублей за смену.

Где учится: на практике или в клубе Kino Caste.

Обычноскрипт-супервайзерами работают сценаристы или просто те, у кого большой опыт в режиссёрской команде.

Есть и профильные курсы, но их совсем мало. Например, освоить профессию можно в клубе Kino Caste. Преподаватели расскажут об общих принципах работы скрипт-супервайзера на всех этапах кинопроизводства, познакомят с должностными инструкциями, научат работе со сценарием, режиссёром и разными департаментами. Курс можно пройти онлайн или очно в Москве.

Помощник режиссёра

Чем занимается: работает с кинохлопушкой — доской с записями — и появляется в кадре, чтобы ей хлопнуть. Каждый хлопок обозначает дубль или кадр. Помощник режиссёра записывает на кинохлопушке номера сцен, кадров и дублей, чтобы на этапе постпродакшена монтажёры и звукорежиссёры смогли свести звук и изображение.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям
Интересный факт: за одну сцену помощник режиссёра может хлопнуть больше 100 раз. На фото — съёмки фильма «Майор Гром: Трудное детство»

Ещё специалист помечает комментарии режиссёра по кадрам, ведёт монтажные листы, подсчитывает время сцены, чтобы сообщить о перехроне или недохроне.

В помощники режиссёра часто идут студенты кинокурсов, чтобы набраться опыта и познакомиться с процессом киносъёмки изнутри.

Что должен уметь: находить общий язык с разными людьми, быстро реагировать и быть внимательным.

Сколько зарабатывает: от 4 тысяч рублей за смену.

Где учится: в Международном центре кинопрофессий.

Международный центр кинопрофессий обучает помощников режиссёра два месяца. Программа включает в себя общий курс «Основы кинопроизводства», а также детальный разбор обязанностей помощника режиссёра, практикум по работе с хлопушкой-нумератором и практикум по заполнению монтажных листов.

Оператор-постановщик

Чем занимается: отвечает за воплощение замыслов режиссёра и сценариста в визуальные образы.

Оператор-постановщик придаёт кадрам художественность и нужное настроение с помощью ракурса, движения камеры, освещения, экспозиции, композиции и других параметров.

В культовом фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» — глубинные мизансцены, благодаря которым зритель хорошо видит почти все детали в кадре и на переднем плане, и на заднем. Это добавляет изобразительности и помогает усилить драматичность действия, чтобы зритель испытал ещё бо́льшую гамму эмоций

Что должен уметь: операторы-постановщики отличаются художественной насмотренностью, дисциплинированностью, пунктуальностью и лидерскими качествами, а также глубокими знаниями технической части — устройства камеры, световых и цветовых схем.

Сколько зарабатывает: от 20 тысяч рублей за смену. Чем шире известность и лучше умения, тем выше гонорар.

Где учится: в ГИТРе иво ВГИКе, как и оператор.

Специалистов обучают в Институте кино и телевидения (ГИТР) в течение пяти лет. На курсе преподают историю операторского мастерства, фотокомпозицию, монтаж, киносъёмочную аппаратуру и оптику, светотехнику, основы драматургии и режиссуры, киноосвещение, кинокомпозицию, цифровые технологии.

На операторском факультете во ВГИКе тоже учатся пять лет. Программа содержит такие дисциплины, как фотокомпозиция, история мировой фотографии, кинооператорское мастерство, киносъёмочная аппаратура и вспомогательная техника, съёмочная оптика, киносветотехника, киноэкспонометрия, теория монтажа, цветоведение, цветокоррекция, цифровые технологии кинематографа, специальные виды киносъёмок, визуальные эффекты.

Оператор

Чем занимается: заботится о плавном движении камеры, чёткости изображения, проходах, проездах, вращениях и поворотах техники, контролирует, чтобы в кадр не попадали лишние предметы, к примеру, шест с микрофоном, и наблюдает за положением операторского крана. Специалист отвечает за съёмку и останавливает её в нужный оператору-постановщику момент.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям
Кадр и операторская работа, которая за ним скрывается. Фильм: «Комната». Источник: Telegram-канал Filmlights

Что должен уметь: оператору важно быть внимательным, исполнительным и хорошо разбираться в камерах и сопутствующем оборудовании.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Гонорар оператора зависит от его мастерства, опыта и известности.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям Бесплатный курс

Kино, музыка и фото: где и как найти себя

Узнать больше

  • Узнаете, как устроена творческая индустрия
  • Попробуете себя в разных профессиях — от сценариста до саунд-дизайнера
  • Поймёте, в каком направлении хотите развиваться

Художник-постановщик

Чем занимается: работает в тесной связке с режиссёром, помогает реализовать художественные задумки, руководит художественно-декораторской службой, оформляет площадку, следит за тем, как работают визуальные элементы в сценах — декорации, фон, костюмы.

Художник-постановщик изучает сценарий и на его основе придумывает, как визуализировать его через предметы, затем создаёт эскизы и чертежи декораций, чтобы согласовать их с режиссёром.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям
Чтобы сделать видимость полных трибун во время гонки в «Звёздных войнах», декораторы выкрасили в разные цвета 450 тысяч ватных палочек. Источник: Telegram-канал «Киношка»

Что должен уметь: работать руками и самостоятельно создавать элементы для декораций, также нужно обладать хорошо развитыми воображением и фантазией.

Сколько зарабатывает: от 300 тысяч рублей в месяц в Москве.

Где учится: в Московской школе кино и ГИТРе.

Художественной постановке обучают в Московской школе кино в течение двух лет, за которые студенты осваивают основной предмет, а также живопись, рисунок, основы эстетики и стилей, декораторское и бутафорское искусство, макетирование, основы цветоведения.

В ГИТРе дадут знания по части мастерства художника кино и телевидения, рисунка, живописи, композиции и перспективы, технологии материалов, компьютерной графики и визуальных эффектов, основ драматургии и кинотелепроизводства.

Художник по гриму

Чем занимается: продумывает, как с помощью грима перевоплотить актёра в персонажа, которого тот играет, — в человека или даже фантастическое существо, а также контролирует работу гримёров.

Грим может изменить практически что угодно: возраст, черты лица, пропорции тела и так далее.

На съёмках «Бэтмена» Мэтта Ривза гримёры каждый день тратили до 4 часов, чтобы превратить Колина Фаррелла в злодея по кличке Пингвин. Актёр даже выбрил часть головы, чтобы накладные волосы смотрелись на нём убедительнее

А вот так гримировали Джейми Кэмпбелла Бауэра для роли Векны в последнем сезоне «Очень странных дел» — на эту работу каждый день уходило по 7,5 часов
Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Художники по гриму вместе с художниками постановщиками и режиссёром продумывают образ персонажа в соответствии с его характером, образом жизни и всеми известными о нём особенностями. То есть их задача — не просто одеть актёра в костюм и поработать кисточками, а именно придумать концепцию его образа.

Что должен уметь: работать с разными материалами, которые дополняют облик актёра или помогают создать ему новую личность, также нужно владеть всеми тонкостями гримёрного искусства.

Сколько зарабатывает: от 130 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в ГИТИСе и Школе художников гримёров-бутафоров.

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) предлагает выучиться на художника по гриму за пять с половиной лет. Преподаватели кафедры ведут занятия по истории грима, основам искусства театрального грима, сценическому гриму различных жанров.

Школа художников гримёров-бутафоров предлагает разные курсы, где можно узнать, как с помощью грима создавать ожоги, ранения, морщины и так далее.

Художник по костюмам

Чем занимается: руководит командой костюмеров, подбирает одежду для героев, разрабатывает эскизы, зарисовки костюмов с учётом эпохи и характеров персонажей. При этом важна каждая деталь образа, через которую можно передать настроение.

Героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу стала иконой стиля для миллиона зрителей. Многие её образы придумала художник по костюмам, лауреат двух премий «Эмми» и номинант на «Оскар» Патриция Филд

Перед началом работы художник по костюмам внимательно изучает сценарий, исследует одежду того времени, в котором происходит действие, готовит эскизы и согласует их с режиссёром, а затем следит за процессом пошива и контролирует примерку готовых вещей.

Что должен уметь: разбираться в моделировании предметов сценической одежды, основах дизайна, материалах, также важно обладать художественным вкусом и иметь широкий кругозор.

Сколько зарабатывает: от 150 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в СПГХПА и РГИСИ.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (СПГХПА) обучает художников кино и телевидения по костюму в течение шести лет. Они узнают про технику и технологию живописных материалов в костюме, историю костюма, материальной культуры и быта, особенности кинопроизводства, конструирование костюма.

Также специалистов готовит РГИСИ на факультете сценографии и театральной технологии.

Художник по реквизиту

Чем занимается: ищет и изготавливает реквизит для съёмок, подбирает предметы, которые соответствуют эпохе, и с их помощью создаёт нужную атмосферу, координирует работу реквизиторов.

Специалисту важно понять идею художника-постановщика и реализовать её через реквизит. Необходимые предметы приходится искать повсюду, а если нужных нет — художник по реквизиту создаёт их сам вместе с командой или заказывает у нужных мастеров. Это могут быть предметы интерьера, быта и многое другое.

Для съёмок «Властелина колец: Возвращение короля» создали 45 тысяч единиц реквизита — над ними трудились 148 человек

Что должен уметь: работать с различными материалами и фактурами, быть внимательным и дотошным, а ещё важно знать, где можно достать что угодно 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология