Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится
Принято считать, что креативность нужна только людям искусства: художникам, писателям, музыкантам. Но без креативности нет прогресса. Люди с творческим мышлением создают новые технологии и системы, методы ведения бизнеса и инструменты решения разнообразных задач.
В статье рассказываем, что такое креативное мышление и почему оно нужно современному специалисту. А также разбираем, как оценить свой уровень и улучшить навыки с помощью проверенных методик и упражнений.
Рузана Анчек
Автор-фрилансер
В материале
1. Что такое креативное мышление
2. Виды креативного мышления
3. Чем креативное мышление отличается от творческого
4. Как оценить уровень креативного мышления
5. Какими упражнениями развивать креативное мышление
6. В каких профессиях нужно креативное мышление
7. Книги о креативном мышлении
Что такое креативное мышление
Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.
Креативное мышление не противопоставляет интеллект и воображение, логику и творчество, а сочетает в себе и то и другое. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
- умение обозначить проблему;
- способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
- умение видеть нестандартные варианты решения;
- способность углубить идею, дополняя детали;
- способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Виды креативного мышления
Первым концепцию креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд (Joy Paul Guilford). Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.
Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.
Большинство людей пользуются в основном конвергентным мышлением. Именно на его развитие направлено обучение в школе: есть правильный ответ, до которого надо добраться, рассуждая определённым образом либо выполняя известные действия.
Люди, которые пользуются только конвергентным мышлением, склонны верить общепризнанным фактам, выбирать из общего объёма информации ту, которая подтверждает их убеждение, и отрицать те данные, которые представляют иную точку зрения.
Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений. Дивергентное мышление применяют, например, при мозговых штурмах, когда команда начинает предлагать разные варианты решений задачи, в том числе самые оригинальные и несуразные.
Люди с развитым дивергентным мышлением склонны к образности, оригинальности и быстроте восприятия. Они замечают детали, которые ускользают от большинства, способны за короткое время придумать множество идей и вариантов решения.
У дивергентного мышления тоже есть свои нюансы. Человек, который использует только его, будет бесконечно генерировать идеи, а не решать стоящие перед ним задачи. Поэтому важно развивать в себе как конвергенцию, так и дивергенцию.
Другой специалист по творческому мышлению, британский психолог Эдвард де Боно (Edward de Bono) предлагал ещё один способ мыслить креативно — латеральное мышление.
Человеческий мозг предпочитает решать стоящие перед ним задачи проверенными способами — шаблонами. Латеральное мышление предполагает новый взгляд на проблему, боковой, с неожиданной стороны, в том числе юмористический.
Например, латеральный маркетинг предполагает не выпуск нового товара для существующего рынка, а создание новой целевой аудитории для своего изобретения. Классический пример — киндер-сюрприз, который соединил продукт питания (шоколад) и игрушку. А Барби стала первой куклой, которая изображала взрослого, и создала целый новый рынок игрушек.
Идея латерального мышления также легла в основу design thinking. Дизайн-мышление — это методология решения задач (инженерных, бизнес и других) с помощью не аналитического подхода, а творческого.
Чем креативное мышление отличается от творческого
Большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo — создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.
Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому мы будем рассматривать два этих типа мышления как одно.
Как оценить уровень креативного мышления
Определить уровень развития своего креативного мышления можно с помощью многочисленных тестов. Например, тест креативности Торренса. Его автор, Элис Пол Торренс (Ellis Paul Torrance), американский психолог, профессор педагогической психологии, специализировался на исследовании природы творчества и на основании исследований предложил систему оценки уровня развития креативности человека.
Тест Торренса на самом деле состоит из 12 различных небольших тестов, объединённых в модули или батареи: вербальную, изобразительную и звуковую. Результаты помогут определить, насколько у вас развито креативное мышление.
Ещё один способ проверить свою креативность — опросник, созданный психологом Джеромом Брунером (Jerome Seymour Bruner). Испытание включает 75 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет». Результаты можно интерпретировать с помощью прилагаемого ключа.
Для тех, у кого совсем мало времени, но большое желание всё-таки выяснить, насколько они креативны, Гарвард разработал четырехминутный тест на уровень дивергентного мышления. Испытуемый должен назвать 10 существительных, максимально отличающихся по значению друг от друга. На основе этих слов алгоритм определит уровень вашей креативности. На данный момент тест доступен только на английском языке.
Какими упражнениями развивать креативное мышление
Креативное мышление, как и другие типы мышления, можно и нужно развивать. Для этого существуют различные упражнения, игры и тренировки.
Шесть шляп мышления
Метод разработан Эдвардом де Боно и помогает структурировать мыслительный процесс.
Де Боно определяет шесть режимов мышления и каждому из них присваивает метафорическую шляпу определённого цвета.
- Белая шляпа — факты, вся информация, которая есть на данный момент по задаче.
- Красная шляпа — эмоции, чувства, интуитивные догадки.
- Чёрная шляпа — критика, пессимистичные прогнозы, опасения.
- Жёлтая шляпа — оптимизм, позитивные прогнозы, преимущества и перспективы.
- Зелёная шляпа — креатив, самые нестандартные идеи и предположения.
- Синяя шляпа — процесс, планирование, выводы.
Метод шести шляп одинаково хорошо применять как индивидуально, так и для групповых обсуждений.
Случайные связи
Это упражнение поможет вам развить воображение. Возьмите два совершенно не связанных по смыслу слова и придумайте историю, которая бы их связала. Например, можно взять книгу и наугад выбрать слова. История может быть любой — от возможной реальной ситуации до фантазийного сочинения.
Таблица ассоциаций
Если перед вами стоит какая-то задача, которую вы не можете решить, используйте упражнение «Таблица, ассоциация». На доске с буквами определите слово, которое первым бросилась вам в глаза. Придумайте к нему пять ассоциаций. Затем попробуйте эти ассоциации применить к решению вашей проблемы.
Мечтатель. Реалист. Критик (техника Уолта Диснея)
Эта техника стала популярна благодаря известному мультипликатору Уолту Диснею, который использовал её для создания персонажей. Но придумал этот метод один из лидеров современного НЛП (нейролингвистического программирования) Роберт Б. Дилтс (Robert B. Dilts).
Автор более сорока книг по НЛП, консультант Apple, Fiat, Lucasfilm и других крупнейших компаний, Дилтс предлагает рассматривать задачу с тех позиций:
- глазами мечтателя с самыми невероятными фантазиями и идеями;
- глазами реалиста с трезвым и прагматичным взглядом;
- глазами критика, который ищет везде подвох.
Жареные факты
Интересный метод разработала Наталья Альгешкина, руководитель отдела маркетинга Сбербанка Чувашия. Чтобы определить слабые стороны своих проектов, она предлагает рассмотреть их с точки зрения основных СМИ и жёлтых изданий. Например, вы решили устроить акцию и снизили цены на конкретный продукт.
Заголовки традиционных газет будут, к примеру, «Компания Х предложила своим клиентам выгодные условия». Жёлтое издание может написать что-то вроде «Компания Х с помощью снижения цен решила избавиться от потенциального брака». Такой подход поможет заранее обработать возможные возражения потребителей.
Креативный архитектор
В этом упражнении вы должны написать 10 слов, которые первыми пришли вам на ум. Затем вы представите себе, что вы архитектор, а эти слова — часть обязательного условия заказчика, и вы любыми способами должны их вписать в проект.
Например, стол, баран, таблетка, контрабас и другие. Если со столом всё понятно, то барана можно отразить в коврах под баранью шерсть, сделать круглые, как таблетки, стулья, повесить картину с контрабасом и таким образом придумать варианты реализации всех 10 понятий.
Нестандартное применение
Возьмите самые обычные предметы и придумайте нестандартные способы их применять. Например, ручкой можно не только писать, но и проделывать отверстия вместо дырокола или закручивать локоны.
Дешифровка иероглифов
Ещё один хороший способ развить свою фантазию — найдите в сети изображения иероглифов — китайских, древнеегипетских, любых. Попробуйте их расшифровать и придумать свою историю о чём угодно.
Хамелеон
Придумайте какое-нибудь утверждение. Например, «Снежный человек существует». Разделитесь на две команды, если вы в компании, или последовательно выступайте в роли «прокурора» и «адвоката», если вы один. Приводите доводы за и против этого убеждения.
Если регулярно выполнять эти упражнения, уже за несколько недель можно обнаружить, что вы стали замечать больше деталей и мыслить шире. Главное, регулярно уделять время развитию своей креативности, хотя бы 10–15 минут в день.
Бесплатное занятие
Как развивать креативное мышление начинающему дизайнеру
Узнать больше
- Выясните, для чего нужно развивать креативное мышление
- Изучите наиболее эффективные приёмы и методики
- Узнаете, как научиться мыслить креативно
В каких профессиях нужно креативное мышление
Творческое мышление — это не твёрдый навык для какой-то определённой должности. Умение мыслить креативно пригодится в любой профессии и в обычной жизни, для решения личных и повседневных задач и проблем.
Но есть ряд профессий, кроме очевидно творческих, в которых без креативного мышления точно не обойтись.
- Маркетологам сложно успешно продвигать продукты, если они не могут генерировать идеи и отходить от шаблонов.
- Дизайнерам всех видов необходимо мыслить творчески. Рисовать персонажей видеоигры, создать удобный и красивый сайт, сделать дизайн студии, где необходимо вместить одновременно кухню, спальню и кабинет — для этих и других задач нужна креативность.
- Копирайтерам и всем, кто создаёт тексты.
- Разработчикам программного обеспечения креативное мышление поможет находить нестандартные решения.
- SMM-менеджерам для успешного продвижения аккаунтов и блогов всегда нужны новые идеи.
- Для PR-специалистов и всех, кто занимается рекламой, креативность — это не просто качество, а необходимый навык.
- Инженерам и исследователям креативное мышление помогает решать сложные задачи и разрабатывать необычные проекты.
Вот какие примеры мы нашли на hh.ru:
Книги о креативном мышлении
Для развития креативного мышления можно обратиться к профессиональной литературе. Мы сделали для вас подборку.
- «Гениально! Инструменты решения креативных задач», Эдвард де Боно. Автор даёт методы и упражнения для развития творческого мышления.
- «Рисовый штурм», Майкл Микалко. В книге много упражнений и рекомендаций, как придумывать идеи.
- «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач», Генрих Альтшуллер. Автор на примерах показывает, что творчество — это не хаос, как принято думать. А вполне себе тренируемый навык.
- «Гениальность на заказ», Марк Леви. Автор рассказывает о фрирайтинге — простом, но эффективном способе генерации идей.
- «Кради как художник», Остин Клеон. Интересная человеческая особенность — как бы мы ни старались подражать своим кумирам, мы не способны ничего скопировать идеально. Автор книги утверждает, что творчество доступно каждому, и даёт советы, как развить в себе креативность.
Творческое мышление — это не только про умение писать картины или создавать музыку. Это навык, который поможет вам реализовать себя в любой профессии и решать сложные жизненные ситуации.
Креативность — это не талант и не врождённое качество. Его можно и нужно в себе развивать. Творческое мышление поможет вам воспринимать самые труднорешаемые задачи и проблемы не как тупиковые ситуации, а лишь вызов, который вполне можно преодолеть.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Рузана Анчек
Автор-фрилансер
The post Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология