Кинотеатральный D-ILA-проектор JVC DLA-NX9B: высочайшая контрастность и поддержка разрешения 8К

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Технология проецирования D-ILA (Direct drive Image Light Amplifier)
Матрица 0,69″, 3 ЖК-матрицы, пиксель 3,8 мкм
Разрешение
  • эквивалентное 8192×4320 (8 К) в режиме e-shift
  • родное 4096×2160
Объектив трансфокатор 2×, диаметр 100 мм в алюминиевой оправе, стеклянные линзы, 18-элементов в 16-группах
Источник света ртутная лампа высокого давления (NSH), 265 Вт
Срок службы лампы 4500 ч в режиме низкой мощности
Световой поток 2200 лм
Контрастность full on/full off: 100 000 :  1 нативная, 1 000 000 :  1 динамическая
Размер проецируемого изображения, диагональ, 17:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1,52 м (1,67—3,43 м)
максимум 7,62 м (8,65—17,48 м)
Интерфейсы
  • видеовход HDMI (3D/Deep Colour/HDCP 2.2), 2 шт.
  • удаленное управление по RS-232C, D-sub 9 pin (m)
  • управление экраном/анаморфотным объективом, гнездо миниджек 3,5 мм, 12 В, 0,1 А
  • выход для внешнего излучателя стереоскопической синхронизации, mini DIN 3 pin
  • дистанционное управление по Ethernet, 100 Base-TX / 10 Base-T, RJ45
  • сервисный разъем, USB, гнездо типа А
Форматы входного сигнала цифровые сигналы (HDMI): до 4096×2160/60p (отчет MonInfo для HDMI)
Уровень шума нет данных
Особенности
  • технология 8K/e-shift
  • цветовой охват более 100% от DCI P3
  • поддержка стереоскопического режима с последовательным выводом кадров
  • сдвиг объектива ±100% по вертикали и ±43% по горизонтали для формата 16:9
  • электромеханические приводы сдвига, трансфокатора и фокусировки объектива
  • поддержка внешнего анаморфотного объектива
  • функция вставки промежуточных кадров Clear Motion Drive
  • динамическое/ручное управление диафрагмой
  • цифровая коррекция трапецеидальных и подушкообразных искажений
  • сертификаты ISF C3 и THX 4K
  • поддержка контента HDR10, MaxCLL/MaxFALL UHD Blu-ray, Hybrid Log-Gamma
  • режим с низкой задержкой вывода
  • поддержка автоматической калибровки
  • поддержка протокола Control4 SDDP
Размеры (Ш×В×Г) 500×234×518 мм (с выступающими частями)
Масса 21,8 кг
Потребляемая мощность (220—240 В) 400 Вт, 1,5 или 0,3 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • проектор
  • краткое руководство пользователя
  • гарантийный талон и дополнительная документация
  • кабель питания, 2 м, евровилка
  • кабель питания, 2 м, вилка британского образца
  • ИК-пульт ДУ и два элемента питания AAA для него
Ссылка на сайт производителя JVC DLA-NX9B
Розничные предложения

Внешний вид

Проектор большой и тяжелый. Линии корпуса строгие, но скругленные, украшательства практически отсутствуют. За декоративный элемент можно посчитать разве что пластину из анодированного и покрашенного в черный алюминия, протянувшуюся вдоль верхней панели.

Материал корпуса — это черный пластик. Покрытие сверху и с боков матовое, шершавое на ощупь, с микроскопическими блестками. Это покрытие относительно устойчиво к царапинам, а мельчайшие блестки эффективно скрывают мелкие повреждения и следы от пальцев. Снизу, спереди и сзади поверхность корпуса просто черная матовая.

Кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из анодированного и тонированного алюминиевого сплава. На стыке верхней и передней панели находятся индикаторы состояния. Спереди под индикаторами — круглое окошко ИК-приемника. Справа и слева от объектива — две решетки, через которые выдувается теплый воздух.

На задней панели находятся все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, воздухозаборные решетки (за решеткой по центру есть сменный воздушный фильтр).

Кнопки на корпусе позволят управлять проектором, если пульт по какой-то причине недоступен или в нем сели элементы питания.

На правом боку — крышка отсека лампы.

Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (для регулировки — на 5 мм максимум), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Ребристые участки на днище ближе к боковым поверхностям облегчают переноску проектора.

Для крепления к потолочному кронштейну ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые (М5) отверстия. Также на днище ближе к объективу есть два резьбовых отверстия, с помощью которых закрепляется анаморфотная насадка. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Поставляется проектор в большой и скромно оформленной коробке из гофрированного картона.

Пульт

Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из черного пластика с черным или черно-серебристым матовым покрытием. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки достаточно крупные как и контрастные подписи. На ощупь использовать пульт не очень удобно, так как все кнопки, кроме одной, плоские и не выступают над поверхностью корпуса пульта. На помощь приходит достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся выступающей и фосфоресцирующей зеленым кнопкой Light.

Выключается подсветка через 7,5 секунд после последнего нажатия на кнопки. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки, подтверждение на выключение запрашивается. В меню можно выбрать код пульта A или B, которым проектор будет управляться. На самом пульте код меняется описанной в руководстве комбинацией кнопок. Коды команд пульта ДУ, а также коды для управления по LAN и по RS-232C приведены в руководстве.

Коммутация

Для ввода видеосигнала проектор оснащен двумя HDMI-интерфейсами, аналоговых входов нет. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется с помощью кнопки Input на корпусе проектора или на пульте. Входов два, поэтому одной кнопки достаточно, хотя в некоторых случаях было бы удобнее напрямую указывать вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать яркостный диапазон и вид кодирования цвета.

В зависимости от установок в меню на выход Trigger подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или при выборе указанного набора настроек объектива, или не подается вовсе. Этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом или приводом анаморфотной насадки на объектив. Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя сигналов синхронизации стереоскопических очков. Проектор поддерживает работу в стереоскопическом режиме. Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. Очки (PK-AG3) и излучатель (PK-EM2) синхросигналов в комплект поставки не входят, и их придется покупать дополнительно. На тестирование их нам не предоставили, поэтому тестирование стереоскопического режима мы не проводили.

Меню и локализация

Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый — без засечек и достаточно крупный. Навигация удобная.

При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.

Есть русская версия меню, перевод на русский язык хороший, хотя без ошибок в переводе не обошлось. К проектору прилагается напечатанное краткое руководство, электронную версию полного руководства (файл PDF) можно загрузить с сайта компании-производителя.

Управление проекцией

Объектив в нерабочее время можно защитить крышкой из прозрачного тонированного пластика, входящей в комплект поставки. Отсутствие встроенной защитной шторки производитель объясняет нежеланием увеличивать и без того немалые габариты проектора. Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: фокусировка, трансфокатор и сдвиг. Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 100% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 43% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить).

Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. 10 наборов настроек объектива можно запомнить и присвоить им имена (цифры, знаки и латиница), что позволит не тратить лишнее время на настройку при смене формата проекции, если она сопровождается изменением в сдвиге, фокусе или фокусном расстоянии. При выборе пункта Центр объектива объектив автоматически вернется в центральное положение. Есть функции цифровой коррекции бочкообразных (нужна при проекции на искривленные экраны) и вертикальных трапецеидальных искажений.

Основных режимов геометрической трансформации три: Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит, например, для формата LetterBox; Авто — увеличение до ближайших границ проекции с сохранение исходного соотношения сторон; Родной — вывод в центре области проекции в увеличенном в 4 раза виде для небольших разрешений сигнала и 1:1 для больших.

Еще есть три режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой: два для формата 2,35:1 (для ширины 3840 и 4096 пикселей) и один для 16:9. Доступность режимов зависит от типа сигнала. Настройка Маскировка поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет подрезать картинку по периметру на указанное значение по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Hide.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много, очень много, при этом зачастую сходные результаты можно получить несколькими путями. Позволим остановиться только на некоторых моментах. Настройку изображения можно начать с выбора глобального профиля (список Режим изображения, несколько предустановленных и шесть пользовательских, все в той или иной степени редактируемые, а пользовательские можно переименовать).

Если результат сразу не устроит, то далее выбрать/подправить/создать цветовой профиль, цветовую температуру, профиль гамма-коррекции, подправить привычные настройки типа Контрастность, Яркость, Насыщенность и Оттенок. Отдельный блок параметров позволяет настраивать гамма-кривую для форматов HDR, в частности к ним относится функция Автоматическая Тональная Компрессия. Впрочем, компания JVC обещает, что настройки HDR будут подбираться автоматически оптимальным образом.

Параметр Диафрагма управляет диафрагмой объектива — ее можно вручную закрывать с дискретностью в несколько шагов или включить режим с автоматической регулировкой диафрагмы.

Параметр Clear Motion Drive управляет функцией вставки промежуточных кадров и включает восстановление 24 кадр/с, а параметр Настр. экрана позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана. Есть программная функция сведения трех основных цветов по площади и на локальных участках.

Сомнительно, что обычный пользователь будет использовать хотя бы 1/10 часть всех настроек, но возможности поражают, и, в принципе, могут быть задействованы в случае профессионального применения проектора. Также инсталляторам будет возможность продемонстрировать клиенту всю сложность настройки проектора и обосновать выставленный счет.

Дополнительные возможности

Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя. Заявлено, что при включении режима Eco Mode проектор автоматически переходит в режим ожидания после 20 минут отсутствия сигнала или управляющих команд и отключает в этом режиме внешнее управление.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора DLA-NX9B (если не указано иное, то Диафрагма = 0 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, установлен режим без коррекции цветопередачи):

Профиль/режим Световой поток
2550 лм
Мощность лампы = Низкий 1890 лм
Диафрагма = −15 750 лм
Равномерность
+6%, −19%
Контрастность
250:1

Максимальный световой поток немного больше паспортного значения (заявлено 2200 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность хорошая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность full on/full off
28 000 :  1
Диафрагма = −15 94 000 :  1
Диафрагма = Авто ½ 640 000 :  1
Максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = −15 100 000 :  1

Нативная full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое соответствует заявленной величине контрастности. Впрочем, погрешность определения контрастности такой большой величины очень большая, поэтому к полученному нами значению нужно относится с некоторым скепсисом. Отметим важный момент: это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен. При увеличении общей светлоты сцены из-за перекрестных засветов контраст уменьшается и приближается к контрасту по ANSI (определяемому на поле в черно-белую клетку), но при достаточной величине ANSI-контраста (в данном случае это так и есть) воспринимаемый контраст изображения не сильно страдает, так как глаз подстраивается под среднюю светлоту сцены, и чернота темных участков визуально повышается.

Режим с динамическим управление диафрагмы формально позволяет поднять контраст до огромных величин. Мы получили более полумиллиона к одному, но тут уже ограничением является динамический диапазон используемого нами люксметра. Впрочем, при таком большом значении нативной контрастности использовать еще и динамический режим нет никакого смысла. Ниже приведены графики зависимостей яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля:

Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Диафрагма. Для наглядности графики сглажены.

Видно, что подстройка диафрагмы выполняется относительно быстро, с небольшой задержкой после изменения светлоты сцены. Режимы Авто 1 и Авто 2 различаются, по всей видимости, наличием или отсутствием дополнительной гамма-коррекции, призванной компенсировать потерю различимости темных градаций при уменьшении яркости.

Как и в предыдущих поколения D-ILA-проекторов JVC присутствует значимая модуляция яркости. На графике ниже приведена зависимость яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для случаев высокой и низкой яркости лампы при выводе белого поля. Характер модуляции (амплитуда меньше 100% и относительно высокая частота — 240 Гц) исключают видимое мерцание в обычных условиях, но если на экране есть небольшой яркий объект на темном фоне, то сильно постаравшись при быстром движении глаз можно увидеть проявление стробоскопического эффекта.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для Гамма = 2.2:

Показатель аппроксимирующей функции близок к стандартному значению в 2,2. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1:

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Яркость ближайших к черному оттенков растет быстро, что частично соответствует линейному участку для гамма-кривой sRGB и улучшает различимость градаций в тенях.

Звуковые характеристики и потребление электроэнергии

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка Потребляемая от сети мощность, Вт
Высокой яркости 36,4 Тихо 364
Пониженной яркости 28,5 Очень тихо 292
Пониженной яркости + 8K/e-shift 29,6 Очень тихо 294

В режиме ожидания потребление электроэнергии составило 1,4 Вт (экономичный режим ожидания не включен).

В режиме пониженной яркости проектор очень тихий. Характер шума равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма работает очень тихо, только прижавшись ухом к корпусу проектора можно услышать, как что-то там гудит при динамическом изменении светового потока (напомним, что включать этот режим смысла нет). Включение 8K/e-shift практически не влияет на уровень шума.

Тестирование видеотракта

Проектор мы тестировали в основном при подключении к ПК с видеокартой на GPU Nvidia GeForce GTX 1070. В современных условиях ПК является, пожалуй, самым доступным и удобным источником сигнала 4К и плеером соответствующего контента. При подключении к компьютеру поддерживалось разрешение до 3840×2160 при 60 Гц кадровой частоты на вход, и вывод изображения на экран также осуществлялся с этой частотой. При таком разрешении и частоте обновления поддерживаются 8 бит на цвет (кодирование RGB).

Картинка четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет где-то 3 мм на 2 м ширины. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Равномерность фокусировки по всей площади проекции очень хорошая — практически идеальная.

Изначально хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц приводили к тому, что на черном фоне белые линии в один пиксель толщиной выводились как отстоящие друг от друга красные, синие и зеленые линии. На помощь пришла функция программного сведения цветов. С ее помощью удалось добиться очень хорошего результата: ширина цветной каймы на границах контрастных объектов уменьшилась где-то до ⅓-½ пикселя. Правда, после прогрева проектора потребовалась небольшая дополнительная коррекция.

Под Windows 10 вывод в режиме HDR на данный проектор возможен при выборе соответствующих опций в настройках дисплея. Или, например, при воспроизведении в видеоплеере в полноэкранном режиме с помощью видеорендерера madVR независимо от настроек ОС. Для разрешения 3840×2160 при 60 Гц кадровой частоты HDR поддерживается в режиме 8 бит на цвет, дополненных динамическим смешением цветов, видимо, с помощью видеокарты на аппаратном уровне.

При уменьшении частоты обновления до кинотеатральных 24 Гц кодирование цвета уже 12-битное.

Впрочем, на качестве изображения это не отражается, так как так как в любом случае без смешения цветов не обходится, просто в одном случае оно выполняется видеокартой, а в другом самим проектором.

Воспроизведение тестовых видеороликов с 10-битным цветом и плавными градиентами показало, что вывод действительно идет в режиме с глубиной на цвет выше, чем 8 бит. По крайней мере, заметность переходов между оттенками гораздо ниже, чем при 8-битном выводе. Цвета контента HDR близки к ожидаемым.

При подключении к Blu-ray-плееру поддерживаются режимы 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаково длительностью, также проектор в режиме Inverse Telecine восстанавливает 24 кадр/с из сигнала 60 Гц с чередованием кадров 2:3). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.

Качество обработки чересстрочных видеосигналов (1080i) не очень высокое, лучше проектор подключать к источнику прогрессивного видеосигнала. Функция шумоподавления работает очень мягко.

При Clear Motion Drive равным Низкий или Высокая вставляется рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Низкий до Высокий повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но вероятность появления артефактов увеличивается. В подавляющем большинстве случаев к работе функции вставки кадров нет никаких претензий, однако на некоторых очень сложных и динамичных сценах (в качестве таковых мы используем фрагменты с полетами на ящероподобных тварях из Аватара) проявляются артефакты в виде контуров объектов переднего плана, а в случае очень быстрого движения фона промежуточные кадры не рассчитываются, картинка стробит. Впрочем, на менее сложном материале все даже очень хорошо. Вставка промежуточных кадров доступна в режиме эмуляции 8К.

Проектор оснащен специальным оптоэлектрическим элементом, помогающим увеличивать разрешение до условных 8К. Подробно этот режим, правда в случае увеличения разрешения до 4К, описан в статье про JVC DLA-X90RB. К работе этой функции имеют отношение настройки на странице MPC/e-shift.

Напомним, входной сигнал с разрешением 8К не поддерживается, поэтому сложно оценить, насколько хорошо технология e-shift воссоздает столь высокое разрешение. Изображение в разрешении 4К и так уже имеет очень высокую четкость и почти аналоговых характер. Для примера приведем увеличенный фрагмент тестового изображения в разрешении 4К до включения e-shift и после. На реальных изображениях типа фотографий или кадров разница едва ощутима, поэтому мы сфотографировали просто наклонную границу черного треугольника на белом фоне:

До включения e-shift
После включения e-shift

Наклонная граница стала более сглаженной, увеличение качества изображения есть, но насколько оно велико станет ясно, когда в каком-то из следующих поколений проекторов будет возможность завести сигнал с разрешением 8К.

Отметим, что в случае высокого разрешения 4К и тем более 8К требуется экран с очень мелкозернистой фактурой, так как крупное зерно будет частично размывать картинку, что видно на фотографиях выше.

Для испытания проектора на практике мы отсмотрели фрагмент фильма Начало (Inception, образ UHD Blu-ray, 2160p / 23.976 fps / 16:9 / Main 10 Profile 5.1 High / 4:2:0 / 10 bits / HDR / BT.2020). Впечатления великолепные, насчет улучшения изображения в режиме 8К что-то определенное утверждать сложно, но с одновременным сочетанием 8К/e-shift, HDR и вставки промежуточных кадров проектор справился, и справился, с нашей точки зрения, на отлично.

Определение времени отклика и задержки вывода

Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с относительно высокой амплитудой, поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. Для сигналов 1080p при 60 Гц кадровой частоты эта полная задержка вывода изображения составила порядка 40 мс. Такая задержка может быть будет чувствоваться в очень динамичных играх (да и то вряд ли), но не при работе за компьютером. Включение e-shift, как и включение режима с низкой задержкой (режим Малая Задержка) на задержку вывода особого влияния не оказывают, но включение функции вставки промежуточных кадров увеличивает задержку до 100 мс.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват в первую очередь зависит от выбранного значения в списке Цветовой профиль. Например, при BT.2020 охват самый широкий, он близок к DCI:

А для варианта BT.709 охват практически равен sRGB, что ожидаемо:

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профилей BT.2020 и BT.709:

BT.2020
BT.709

Видно, что компоненты хорошо разделены и при выборе некоторых профилей (например, BT.2020 и DCI) разделение дополнительно увеличивается с помощью оптического фильтра (об этом свидетельствует изменение спектров компонент и жужжание, раздающееся из проектора при выборе ряда профилей). За счет такого разделения компонент достигается широкий цветовой охват, а в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность дополнительно уменьшается перекрестным подмешиванием соседних компонент.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профилей Натуральный (выбран по умолчанию) и THX.

Видно, что на большей части шкалы серого цветовая температура несильно отличается от 6500 К, а ΔE ниже 10 единиц (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, как в среднем диапазоне и в светах, да и погрешность определения параметров цветопередачи для них большая). В данном случае вариант с профилем THX оказался немного хуже из-за большей вариации ΔE. Впрочем все равно, даже без дополнительной коррекции цветопередача достаточно хорошая для бытового применения. В случае очень высоких требований к качеству цветопередачи можно провести аппаратную калибровку проектора, благо такая возможность существует.

Выводы

Проектор DLA-NX9B — это следующий шаг в эволюции проекционных устройств, доступных обычному потребителю. Планка в 8К если не преодолена, то уже не выглядит чем-то недосягаемым. Пусть пока разрешение 8К получено путем интерполяции из 4К, и технология e-shift, как мы знаем на примере 4К-проекторов, не обеспечивает реального удвоения разрешения, но значимый прогресс неоспорим. Вне всякого сомнения, данный проектор на много лет может стать основой домашнего кинотеатра топового уровня. Проектор на отлично работает с разным материалом, вплоть до игр и кино в 4К и HDR, позволяя при желании подстраивать изображение под требования зрителя. Профили с настройками изображения и объектива облегчают переключение между созданными наборами настроек, учитывающими вариацию условий и типа контента. Заметим, что обычному пользователю, возможно, стоит воспользоваться услугами профессионального инсталлятора, в частности с его помощью выполнить аппаратную калибровку, подобрать оптимальные параметры и добиться идеального сведения цветов.

Достоинства

  • Режим e-shift с увеличением разрешения до 8К
  • Отличное качество изображения, в частности высочайшая нативная контрастность
  • Поддержка режимов HDR
  • Тихая работа
  • Очень много настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс изображения
  • Хорошая работа функции вставки промежуточных кадров
  • Электромеханические приводы объектива
  • Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
  • Пульт ДУ с подсветкой
  • Аккуратный дизайн корпуса
  • Русифицированное и удобное меню

Недостатки

  • Не очень удобный пульт ДУ
  • Требуется настройка сведения цветов

Благодарим группу компаний Digis
за предоставленный на тестирование проектор JVC DLA-NX9B

Полный текст статьи читайте на iXBT