Кейс: разработка эко-приложения для контроля выбросов CO2
ЗаказчикМолодой предприниматель из Британии. Его компания создаёт и покупает инновационные бизнесы в сфере IT.ЗадачаКоманде Purrweb предстояло создать инновационное эко-приложение, которое будет готовить углеродную отчетность, принося пользу миллионам компаний.
Экологичный бизнес — это сложно, дорого и необходимо. С последним пунктом ничего не поделать. Чтобы помочь с остальными, мы в Purrweb сделали приложение, которое контролирует выбросы углекислого газа. По пути мы изучили международную экологическую повестку, потратили четыре лишних месяца и осчастливили клиента. Как и почему — сейчас расскажем.
В январе 2020 года к нам обратился клиент, молодой предприниматель из Британии. Его компания создаёт и покупает инновационные бизнесы в сфере IT. Сначала он заказал нам редизайн и лендинг для одного из своих проектов. Ему понравилось с нами работать, и за первым заказом последовал второй. А за вторым третий — сервис, который рассчитывает углеродный след компаний и помогает его компенсировать.
О нейтрализации углеродного следа
Бизнес по всему миру стремится уменьшать негативное воздействие на природу. По инициативе ООН человечество должно достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Уже сейчас во многих западных странах организации обязаны отслеживать объемы производимых парниковых газов и искать способы их нейтрализации. Например, путем финансирования эко-проектов.
Стартапы, которые хотят собрать первый раунд в США или Европе, имеют больше шансов получить инвестиции, если сразу включают в бизнес-план экологические показатели. Большое внимание «зеленым» стандартам уделяют и банки: при выдаче кредитов они оценивают экологические риски бизнеса.
Компаниям приходится фиксировать объем выбросов, хранить эти данные, считать, сколько денег нужно для компенсации негативного воздействия на климат, а потом готовить отчеты. Для этого они вынуждены либо держать в штате собственных специалистов, либо привлекать к сотрудничеству внешних консультантов по экологии. Все это связано со значительными расходами.
О задаче
Команде Purrweb предстояло создать инновационное эко-приложение, которое будет готовить углеродную отчетность, принося пользу миллионам компаний. Заказчик хотел, чтобы через это приложение организации могли:
- Подсчитывать объем выбросов СО2;
- Систематизировать и хранить данные о выбросах;
- Вычислять, сколько будет стоить компенсация нанесенного природе ущерба;
- Компенсировать негативное воздействие при помощи инвестиций в эко проекты;
- Формировать отчетность о выбросах парниковых газов и о принятых мерах по нейтрализации их воздействия.
Мы знали, что есть калькулятор углеродного следа от перелетов на самолете. Видели сервис, который показывает, как влияют на окружающую среду пищевые привычки. Нашли проект, на сайте которого можно рассчитать, сколько деревьев нужно посадить, чтобы отдать свой долг природе. Но простого и понятного алгоритма подсчета углеродного следа компании на рынке не было. Существующие аналоги отпугивали пользователей убогим внешним видом и сложной терминологией.
Собрать аналитику и сделать отчет можно и в Excel. Только для того, чтобы ознакомиться с документацией и подготовить таблицу, придется потратить немало сил и времени: освоить сложные методики расчетов и изучить большое количество специальных терминов. Мы должны были облегчить жизнь бизнесу, собрав всю нужную информацию и инструменты в одном месте и завернув их в яркую и привлекательную обертку.
Сделали полноценный продукт вместо MVP
Со стороны Purrweb над проектом работали дизайнер, 3 разработчика, тестировщик и менеджер.
- NestJS, TypeORM, postgres, AWS для бэкенда;
- React, Redux Toolkit, Styled-components, Final Form, Rechats для фронтенда.
Мы отложили два других проекта заказчика, над которыми работали. Решили полностью сосредоточиться на новом эко-приложении, так как у него оказался большой потенциал с точки зрения product-market fit. Нам предстояло за три месяца сделать MVP, который мы потом бы наращивали. Вернее, мы так думали. Но вышло иначе. Эта история оказалась полна неожиданностей. Пришлось переобуваться в воздухе и менять все, о чем мы сначала договаривались с заказчиком.
Работа над проектом заняла семь месяцев вместо трех. Помимо увеличения сроков, более чем в два раза выросла и стоимость решения. Мы вышли за рамки MVP, который планировали создавать сначала. В итоге сделали полноценное приложение, готовое к выходу на рынок. Сейчас расскажем, почему так получилось.
Пришлось переобуваться посередине проекта
Мы в Purrweb имеем большой опыт работы со стартапами. То, что приоритеты у заказчика могут меняться, а скоуп — расширяться или сужаться, для нас не новость. В большинстве случаев мы готовы к таким сценариям: для этого есть отточенный менеджмент. Но этот проект побил все рекорды. Мы не ожидали, что будет столько изменений.
Сначала планировалось построить решение на взаимодействии с API других сервисов. Мы бы отправляли им данные, которые нужно рассчитать, и возвращали результат: тем самым они забрали бы на себя часть работы по вычислениям. С этим все было ясно.
За три месяца мы собрали прототип. К сожалению, нам не удалось довести продукт до стадии MVP. Так как не все флоу были закончены, его нельзя было отдавать юзерам на тестирование. Однако частями работу приложения уже можно было показывать на демонстрациях.
А потом все пошло не по плану.
Внезапно заказчик начал говорить про датасеты, сыпать какими-то новыми терминами и накидывать все больше непонятных требований. И мы поняли, что на старте мы плохо выяснили у него, к чему мы стремимся и что нужно изучить. А возможно, он и сам на тот момент не все знал.
Мы очень часто созванивались и старались вытягивать из клиента всю информацию, которой он располагал. Попутно сами нашли международные спецификации по парниковым газам. И поняли, что мы не туда идем: отчеты, генерируемые нашим приложением, должны соответствовать международным стандартам, про которые нам никто не говорил
Разработчик на проекте
Речь идет о стандартах GHG (Greenhouse Gas Protocol). Согласно GHG, выбросы парниковых газов компании подразделяются на прямые и косвенные и классифицируются по трем категориям: Scope 1 (прямые выбросы парниковых газов), Scope 2 («энергетические» выбросы) и Scope 3 (прочие выбросы парниковых газов).
Scope 1 и Scope 2 являются обязательными для отчетности, а Scope 3 — добровольный. Компании, которые отчитываются по всем трем параметрам, получают устойчивое конкурентное преимущество на рынке, более выгодные условия кредитования и другие преференции.
Вникнув в детали, мы поняли: то, как мы собираем данные, не подходит. Пришлось посередине проекта переобуваться с API на датасеты.
Команда прошла через три стадии: отрицание, гнев и принятие. Мы изучали эти стандарты и переписывали серверную логику нашего приложения. Было сложно, но мы справились. Удалось не только подстроиться под новые глобальные требования и стандарты, но и добавить новую функциональность.
Разработчик на проекте
На это ушло еще четыре месяца. При этом нас ограничивали по времени. Заказчик хотел как можно скорее показать проект инвесторам и потенциальным клиентам. Поэтому мы, как могли, выкручивались со старой архитектурой, которую теперь приходится рефакторить.
Стали экспертами в области экологии
В экологической повестке мы разбирались самостоятельно. Одно только изучение документации заняло около двух недель. Было огромное количество новой информации, которую пришлось укладывать в головах.
Главная сложность была в том, чтобы разобраться в правильности расчетов. Приходилось подолгу сидеть и вникать, как это работает. Кажется, что теперь любой из нас сможет работать консультантом по нейтрализации выбросов в атмосферу.
Например, оказалось, что у каждой страны есть свои датасеты с коэффициентами для расчета выбросов, которые обновляются раз в год. То есть каждый год коэффициенты выбросов определяются конкретно для каждой страны на основе национальных измерений и аналитических исследований. Когда мы об этом узнали, поняли, что придется делать их гибкую смену для пользователя и ежегодное обновление.
Отдельная история про таблицы. Это тот проект, который меня прокачал. Таблиц там очень много. Позднее заказчик скидывал документы с таблицами в качестве примеров, но поначалу все было на словах. Я тестировал разные методы, чтобы создать единую систему их работы и внедрить ее по всему макету. Мне это удалось почти везде.
Дизайнер на проекте
Помимо эпопеи с таблицами, посередине проекта дизайнеру пришлось решать проблему нехватки экранного пространства. Добавили еще один уровень подменю и разнесли по разным скринам контент: например, информацию о машине и о выбросах, которые она производит. В итоге получилось круто и выглядит красиво.
Было сложно, но мы справились
Это история с хорошим концом. Первые клиенты уже пользуются сервисом. Заказчик говорит, что все классно и он рад. Мы используем дружественный дизайн, переводим термины из документации на человеческий язык, предоставляем простой интерфейс для хранения данных и формирования отчетов. Наше приложение делает сложную работу за людей, на которых легла необходимость готовить эту отчетность.
Пока высылаем приглашения через админку, поэтому на данном этапе о результате нашей работы можно судить только по количеству демо с потенциальными клиентами. А заказчик проводит их по 10 раз в день. Когда откроется регистрация, будем смотреть на количество присоединившихся компаний.
Александра Румянцева
Проектный менеджер в Purrweb
Перейти на сайт
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine