Как узнать, почему упал трафик?

upload9kcm34ze91.jpg

Для начинающих в SEO: 10 причин спада трафика в поисковых системах.

Традиционно, вместо того, чтобы «писать по делу» и «лить по меньше воды» я сделаю с точностью да наоборот. Начну с адского оффтопа и сентиментальной ванильки.

Всем нам знакомо то самое, назойливое чувство, когда «всё бесит». Назовем это не просто чувством, а некой перманентной ситуацией. Интересный момент, что одному человеку может доставить массу хлопот, то другому будет совершенно по-боку.

Например, крепкий сон автомеханика может с легкостью напрочь отбить какая-то пустячковая поломка, препятствующая корректной работе автомобиля, однако на поиск этой поломки порой приходится потратить целые недели. У врачей на то, чтобы найти причину серьезного заболевания пациента может уйти и гораздо больше времени, при этом достойный врач будет стараться изо всех сил и переживать за пациента не меньше родни. Вот так и SEO-шники зарабатывают свои первые седые волосы — в поисках причин падения трафика или спада позиций. Порой непонимание ситуации бесит так, что аж $%@#$% и #$%#@! И причина далекооо не всегда кроется в «безобидном» зверинце гугла или суровых санкциях Яндекса, существует множество других подводных камней, о которых мы сегодня поговорим.

В этой статье я хочу поделиться своим скромным опытом в выявлении причин спад трафика из поисковых систем. Если вы прям весь из себя такой гуру SEO и всё знаете — то проходите мимо, тут «серебряных пуль» не раздают, но многим начинающим, да и как оказалось, не только, коллегам по SEO цеху — данный материал может быть полезен. Итак, поехали.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

1

Основные каналы получения трафика

Для того, чтобы понять почему снизился поток посетителей на сайт нужно понять, был ли на сайте вообще поисковой трафик? Разобраться в этом сможет даже человек, далекий от SEO. Далее в статье я буду приводить примеры из метрики, но в Google Analytics есть абсолютно те же отчеты, и даже больше.

Несмотря на то, что я сноб и ортодокс, отдающий предпочтение старой метрике, не умиляя при этом крутость некоторых «фишек» новой, в этой статье будут скриншоты исключительно из новой. Надо идти в ногу со временем в конце-концов.

Стандартные отчеты —> Источники —> Источники, Сводка

Заходим в метрику нашего пациента, выбираем отчет, указанный на скриншоте выше. Далее обязательно выбираем отрезок длиной в месяц-квартал и выстраиваем отчёт «линии». Новички часто не смотрят в источники, радуются трафику, не понимая при этом, откуда он шел и почему. Встречались на моем веку и чудики, радовавшиеся реф-спаму на свои проекты. Ну, а чё, трафик он не пахнет же! Неправда, пахнет)

Вот так выглядит трафик здорового сайта:

Или так (когда ты крутой и на тебя ссылаются):

А вот так выглядит трафик курильщика:

Иными словами — данный, простейший, отчет — порой отвечает на все вопросы без лишних слов.

2

Проверка на санкции/фильтры

Перед тем как говорить «да у меня не что-то тривиальное, тут без бутылки не разобраться» или «мой сайт подхватил неведомую бубонную чуму, боюсь придется усыпить» — стоит все-таки преклонить головушку и потратить 2 минуты своего бесценного времени на то, чтобы сопоставить свой трафик с «выходом в свет» нововведений со стороны их святейшеств -поисковых систем.

На помощь в решении поставленной задачи приходит инструмент от SeoLib — который накладывает график вашей статистики на графики выхода санкций ПС.

Вот так выглядит это выглядит на деле (пациент здоров).

Что интересно — ниже можно посмотреть сравнение по фразам с которых к вам заходили за тот или иной промежуток времени, а также посмотреть самые популярные страницы за тот или иной период.

По сути — этот же функционал доступен и в метрике —, но ленивым подойдет.

Если у вас интернет-магазин и много товарного трафика — не пугайтесь увидеть нули по фразам/страницам, указанным в SeoLib, сегодня и ТОП-ы , а также сотни заходов несколько месяцев назад! Причин может быть масса: смена структуры, товар был удален, сезонность и т.д. и т.п.

3

Сезонность такая сезонность

Вот не думайте, что я высосал это из пальца! Я сталкивался не только с клиентами, но и начинающими оптимизаторами, которые били тревогу о тотальном падении сайта, трафик которого на короткой дистанции выглядел вот так:

и вот так на длинной:

Кстати — это реальный пример, когда клиент обратился в сезон и через пару месяцев с массой «пламенных и пылких» слов в наш адрес — отказался от продвижения, вернувшись к началу след. сезона, поняв, что сани летом в Москве хреново продаются…

Не в обиду никому абсолютно, но вспоминаются слова из басни Крылова »Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут».

Сезонность проверяем через 2 самых тривиальных инструмента:

4

Индексация всему голова

Есть незыблемая мудрость, эдакая аксиома, которую четко, метко, ловко и умело сформулировал и написал сам Я!

«Есть индекс — не факт, что есть трафик. Нет индекса — ФАКТ, трафика нет!»

Не будем долго разглагольствовать и рассуждать на тему индексации — это тянет не то, что на статью, а на целый раздел форума. Да и статья о том, почему трафик мог упасть, а не о том, почему его отродясь не было.

Причиной спада трафика может быть банальный вылет страниц из индекса. Если вы не удаляли страницы с сайта, не меняли структуру, не переезжали на новый домен и не творили ничего радикального, но траф обвалился, то настоятельно рекомендую проделать нижеописанные действия.

Здесь нам уже придется немножечко повозиться и двумя кликами не обойтись.

  1. В метрике выбираем даты, когда трафик был пиковым (берем отрезок в 2–3 дня для чистоты картины).

  2. Сегментируем по страницам входа

    1. групировки

    2. Страницы входа

    Примечание: порядок выбранных группировок имеет значения. Рекомендую выставлять именно в таком порядке.

    Поисковые системы —> Страницы входа —> Поисковая фраза

  3. Оставляем только те страницы, на которые было 2 и более захода. Это опционально, если у вас больше половины трафа идёт по НЧ, например, на товары, то можете оставить все. Если же мы говорим о сайте услуг или инфосайте, то смело режьте, страницы с 1 заходом.

    Делается это следующим образом:

  4. Далее выгружаем отчет в файл XLS, CXV — не суть.

  5. Проверяем на индексацию полученный список страниц. Это можно сделать различными способами. Если у вас есть Comparser — можете прогнать через него, если нет, можете за копейки проверить индексации в Rush Analytics.

Важно: Отдельно экспортируйте страницы входа из разных поисковых систем, иначе вы получите совершенно не информативный отчет, который с точки зрения аналитики бесполезен.

Если вы не знаете как через Excel отфильтровать страницы, на которые были заходы с той или иной ПС и вы не просто владелец сайта или потенциальный клиент SEO услуг, который зачем-то это читает, а самый что ни на есть SEO-шник, то вам должно быть, ёлки палки, чертовски стыдно! Так как Excel и SEO неразлучны!

Но не бросать же вас, ёлки палки. Вот как сегментировать ПС в Метрике, не прибегая к работе с таблицами.

Нередко именно этот шаг позволяет расставить всё на свои места.

Следите, друзья, за индексом — экономьте краулинговый бюджет и не клопошьте дублей, аминь!

5

Понизились позиции поисковых фраз

Вполне возможно, что в ходе экспериментирования и доработок сайта «что-то пошло не так» и вы просели по трафиковым ключам. Но это не значит, что надо чекать СЯ, по которому вы продвигаетесь. В 95% случаев (эта цифра ни разу не преувеличение) и оптимизаторы и клиенты, почему-то проверяют позиции сайта по тем фразам, по которым никогда не было трафика вообще! Почему? Ну, наверное, потому что…

Что же делать, как нам быть, где бы фразы раздобыть?

Шаги очень схожи с выгрузкой отчёта по страницам входа. Только на этот раз мы будем выгружать фразы, по которым пользователи реально переходили на ваш сайт.

  1. В метрике выбираем даты, когда трафик был пиковым (берем отрезок в 2–3 дня для чистоты картины).

  2. Сегментируем по фразам. Для этого достаточно просто выбрать тип отчета

    Стандартные отчеты —> Источники —> Поисковые фразы

    Однако, по традиции, скрин — для самых тугих читателей.

  3. Выгружаем отчет в файл XLS, CXV (см. пункт 4)

  4. По аналогии со страницами входа удаляем фразы, по которым было меньше 2 переходов. Тут уже, друзья мои, без Excel никак. Если в комментах наберется больше 3 людей, которые не знают, как это сделать, то я дополню статью.

  5. Чекаем на предмет текущих позиций.

    Не стану расписывать, как и где это делается. Не, ну я каэш могу накидать рефок на мои любимые сервисы, но выбор настолько широк, что ну его нафиг, не буду ничего навязывать… В вопросах предпочтений инструмента для проверки позиций каждый д…т как хочет.

В результате мы можем неприятно удивиться тому, что позиции по трафиковым запросам просто провалились, по той или иной причине.

6

Внутренние технические ошибки

Вот этот пункт мой самый любимый. Тут так много вариаций косяков, что обо всех и не написать, по крайней мере в рамках одной статьи. Тезисно — проверяйте ваш сайт на предмет технических ошибок, хотя-бы раз в месяц! Если вы не владеете такими инструментами, как Screaming Frog, то можно хотя-бы просмотреть Яндекс Вебмастер и Гугл Вебмастер, ой простите Search Conslole, на предмет технических ошибок.

Сканирование —> Ошибки сканирования

Индексация сайта —> Исключенные страницы

Проверять стоит все:

  • Рост числа 404 страниц

  • Рост числа страниц закрытых в robots.txt

  • Корректность canonical и т.д. и т.п.

Порой проблемы совсем нетривиальны и требуется реально заморочиться, чтобы найти ее, наверное, об этом я в скором времени напишу отдельную статью.

7

Шелл/взлом/редирект

Бывает и такое, когда какие-то п#$%#$ы ломают ваш сайт и творят с ним всё, что в их небогоугодные головы взбредет. С сайта могут сливать мобильный трафик, либо просто вошьют свой серый дор в ваш пушистый проект. Как результат — гад в ТОпе — вы в ж…е!

Как узнать о том, что над вашим сайтом надругались?

  1. Посмотреть в панелям Вебмастера.

    Иногда Вебмастера ПС сообщают о том, что ваш сайт заражен, но это довольно малый процент случаев, однако бывает и такое.

  2. Изредка проверять доступность мобильной версии сайта.

    Как правило, злоумышленники добавляют строки в файл .htaccess и редиректят с мобильной версии вашего сайта на свою муть. Если у вас обвалился траф, проверьте доступность мобильной версии вашего сайта (зайдите с мобилки на сайт, ваш КЭП).

  3. Количество страниц, проиндексированных ПС (не путать со страницами в индексе).

    Вот так выглядит в Я.Вебмастере добропорядочный сайт визитка строительной компании, когда в него вшивают 100500 левых страниц.

    Явно аномальное количество страниц для сайта, где их больше никогда 40 не было и не планировалось.

8

Перебои в работе сайта

Слабый хостинг или сервер тоже могут стать тем самым злом, которое заставляет корни ваших волос преждевременно катапультироваться и покидать седеющую голову.

Проверьте скорость загрузки сайта — благо инструментов выше крыши. У Деваки есть целая статья об инструментах по проверке скорости работы сайта. Но если вы ленив и каждая лишняя строчка текста сулит боль, юзайте PageSpeed от гугл и не парьтесь.

Проверьте трафик по минутам — возможно сайт сейчас доступен и работает нормально, а в какие-то часы хостер лажает и отсюда просад.

Стандартные отчеты —> Мониторинг—> Трафик по минутам

Совет: не выставляйте диапазоны дат больше недели. А в идеале просматривайте дни по отдельности. Так как на графике длинной дистанции вы не заметите провала посещаемости в несколько часов, а в час пик — это может кардинально отразиться на трафике.

Самые задроты внимательные заметят, что есть в метрике и отчет по времени загрузки страниц и спросят, почему я не пишу о нём, а предлагаю буржуйский сервис? Причина проста — Яндексоиды забацали какой-то наноотчет для сверхлюдей, в котором «черт голову сломит», да и к тому же я писал, что рекомендую PageSpeed самым ленивым.

Также, если вы не кастомизировали настройки, то и Search Console Гугла и Я.Вебмстер будут присылать вам на ящики уведомления о том, что сайт работает с перебоями и вам следует на это обратить внимание. Так что проверяйте почту, на которую регали вебмастера — это важно! А лучше — изредка сами заходите и просматривайте Вебмастер панели на предмет наличия новых сообщений.

9

Ссылочная масса

Да, ссылки работают, да они влияют на ранжирование, да я их покупают! Если вашим сайтом занималась неблагонадежная SEO-контора (именно контора) или какой-то горе Джедай с аккаунтом в Сапе, то вполне вероятно, что после того как вы прекратили сотрудничество товарищи сняли арендованные ссылки. Даже если они покупали вечные, то могли просто заменить ваши URL на URL другого клиента. Либо ещё круче — они прогоняли вас по собственной сеточке, и как только вы перестали оплачивать «спецам» их медвежьи услуги — ссылочки испарились, а результат дал о себе знать только через месяц-два.

Для того, чтобы понять, происходили ли в последнее время какие-то колебания с вашей ссылочной массой — достаточно иметь даже шаровой аккаунт на Ahrefs. Я рекомендую смотреть именно через Ahrefs, а не Linkpad (Solomono), Семраш и прочие сервисы, которые довольно долго обновляют данные. Ещё как вариант — юзайте Megaindex, они позволяют даже на бесплатном аккаунте выгружать всю ссылочную массу.

Ссылочный профиль качественного белого сайта:

Ссылочный профиль сайта курильщика:

Может быть и картина обратная данному, редкость, но все ещё бывает. Если у вас молодой сайт, то «добрый» конкурент или юный SEO подаван — могли устроить «ссылочную вакханалию» прогнав вас Хрумаком и прочими инструментами по базам ГСов. О том, как выходить из-под Пингвина или Минусинска столько статей, что даже ссылок давать не хочется. Главное, что мы выявили причину, а дальше дело за малым.

Динамику обратных ссылок можно посмотреть и в вебмастер ПС:

Иными словами — любые резкие всплески ссылочной массы могут негативно отразиться на ранжировании, а как следствие, и трафике вашего сайта.

10

Региональная привязка

В Гугле привязка (по крайней мере на моей памяти) не слетала ни разу, но она то толком и не работает как в Яндексе, надо отдать ей должное. В гугле региональная привязка присваивается целой стране, а не региону/городу, наверное, поэтому, чтоб её потерять — надо мыть настоящим «чемпионом»! И все же для неосведомленных параноиков, покажу где ее высматривать.

Поисковый трафик —> Таргетинг по странам и языкам —> Страна

Заметка: Не переживайте, если у вас в разделе «Язык» ошибка. Проблема в отсутствии hreflang, это актуально только для мультиязычных сайтов

В Яндексе же с регионами все гораздо интересней. Они присваиваются городам и регионам, причем аж в трех местах, и могут изредка слетать по тем или иным магическим причинам. Если у вас снизился трафик из поиска, и по большей части из Яндекса, а СЯ сайта преимущественно состоит из ГЗ запросов, то рекомендую проверять гео-привязку.

Здесь в Я.Вебмастере можно посмотреть к каким регионам отнесен сайт в самом Вебмастере или Яндекс Каталоге.

Переходим в следующий пункт «Адреса и организации» — кликаем по ссылке, выбираем из списка сайт и видим есть ли о нём информация в Справочнике.

Сейчас в бете находится новый Яндекс Вебмастер beta.webmaster.yandex.ru — теперь смотреть гео-привязку становится ещё удобней. Эдакий Тетрис 3 в 1 — удобно, надо вам сказать.

Бонусный пункт или «лучшее враг хорошего»

Настоящие SEO специалисты, постигшие Дзен, знают, что SEO — это не алгоритмы, знания и точные науки, а магия, мантры, бубен и фарт, а также бесчисленное количество экспериментов и практических опытов.

Так круто сказал, что аж решил выделить, в качестве цитаты! Так вот, многие из нас, в поисках «серебряной пули», производят множество манипуляций со своими либо клиентскими сайтами. Начиная со смены мета-тегов, изменения количества товаров на листинге, вывода текстов в категориях, генерации описания товаров, экспериментов со схемами перелинковок и заканчивая переездом на другой сервер, в надежде избавить от фактора «плохих соседей», смены домена и редизайна.

Причем, порой, за короткий срок в 1–2 месяца делается столько всего, что сложно вообще сказать, что именно дало результат и какой! Если трафик не меняется вообще, то мы начинаем терзать себя сомнениями по поводу того или иного изменения, но в виду их огромного количества — картина размывается и четкого понимания ситуации нет. Что делать? Хороший вопрос, но ответ будет банальным — делать всё, но систематично, записывая, когда были произведены изменения и зачем. Ждать переиндексации, смены сохраненок, не ждать результат завтра или через неделю. Запастись терпением и успокоительным, ну или забить на всю эту муть, отрастить бороду и заняться чем-то достойным, например, вот этим!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine