Как развивать креативное мышление: опыт агентства ENDY
Креативность нужна не только представителям творческих профессий, но и любому человеку. Этот навык можно применять в каждой сфере нашей жизни — начиная от работы и заканчивая бытовыми делами. И чем сильнее развит этот навык —, а его можно развить — тем будут более нестандартными и эффективными решения наших жизненных вопросов.
Брендинговое агентство ENDY больше 6 лет создаёт коммуникационные кампании и бренды. И креативность ― это важнейший рабочий навык для специалистов агентства. Ребята рассказали, какие приёмы применяют на практике, как развивать креативное мышление и что в этом может помочь.
Команда агентства ENDY
Креативное мышление — востребованный навык, который можно развить
Большой толковый психологический словарь Артура Ребера определяет креативность как умственные процессы, ведущие к уникальным идеям, решениям, художественным формам или любым продуктам. Философ Маргарет Боден называет творчество «фундаментальной особенностью человеческого интеллекта и неизбежным вызовом для интеллекта искусственного». Во всём мире у креативности практически одна суть ― создавать новое.
Креативное мышление занимает 2-е место по значимости для работодателей во всём мире в 2023 году и займёт 1-е к 2027 году — по данным Всемирного экономического форума.
Навыки будущего: как изменится рынок труда по версии Всемирного экономического форума
В большинстве вакансий можно найти строчку про креативность и умение нестандартно решать задачи. При этом многие считают, что креативность ― это врождённый дар. Но на самом деле это не так. Существует немало учебных программ, направленных на развитие навыка креативности, например в центре Buffalo, университете Drexel, в школе креативного мышления ИКРА.
Кроме профессионального обучения, этот навык можно развивать самостоятельно, с помощью различных упражнений, о которых мы и расскажем дальше.
Какие простые упражнения помогут улучшать креативное мышление
Вариантов много. Даже если сесть придумывать ответ на вопрос, как развивать креативное мышление, это уже будет практикой развития этого навыка, потому что создаётся нечто новое и нестандартное.
Для развития креативности можно изучать другие профессиональное сферы, пробовать новые хобби, развивать насмотренность в дизайне, литературе, кино, музыке. Искать вдохновение в общении с другими людьми. И параллельно важно постоянно задавать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы улучшить этот предмет или продукт?».
А ещё есть несколько интересных заданий для еженедельной практики, которые будут развивать креативность и держать креативный мозг в тонусе.
Придумывать новые значения для слов
Берём несколько слов и подбираем для них новое значение. Например, «лимон»: что это слово может обозначать ещё? Мы знаем, что это кислый фрукт, но теперь представим, что это вообще не так. Мы ничего о нём не знаем — что это может быть, исходя из его названия, формы, цвета? Как варианты — игрушка-антистресс или термин, обозначающий, что человеку очень грустно.
Нереальное ― реально
А если бы… Можно начать с этого вопроса и представлять что-то нереальное, чего точно не будет в нашем мире. А если бы слон умел летать? А если бы все люди были размером с муравьёв? А если бы все города находились в воздухе?
Такая техника часто помогает придумать нестандартное при создании рекламных креативов, так как ломает привычные шаблоны и привлекает внимание.
100 идей
Берём лист бумаги или открываем заметки в телефоне и придумываем 100 любых идей. Например, можно придумать 40 идей для создания нового продукта или бизнеса, 30 идей, которые помогут эффективнее работать, и 30 идей для обустройства дома.
В этой технике упор идёт на количество. Придумать 5–10 идей ещё можно, но, когда дело доходит до ста, здесь мы включаем наше креативное мышление на всю мощь.
Техники для генерации идей
Чаще всего идеи приходят спонтанно. Вы можете мыться в душе, общаться с другом, идти по улице и в этот момент ловить себя на мысли, что появилась идея. Но это случайность. А чтобы случайность стала практикой, нужно использовать техники креативного мышления. Они помогут сдвинуться с мёртвой точки, найти разные подходы к решению одной задачи и подвести к фонтану идей.
Креативных техник больше тридцати точно, при этом каждую можно модернизировать и развивать по-своему. Одну из популярных методик ТРИЗ создал советский учёный Генрих Альтшуллер. А американский исследователь Боб Эберли придумал SCAMPER, о котором мы расскажем дальше. Поэтому абсолютно не важно, что за профессия у человека, — креативные методики помогают всем и везде.
ТРИЗ как метод развития творческого мышления
Мозговой штурм
Группа людей собирается вместе и генерирует как можно больше идей на заданную тему. Команда может состоять как из 3–4 человек, так и из 12 — больше не стоит.
Главное правило мозгового штурма ― не критиковать идеи, даже если они кажутся глупыми или неосуществимыми. Критика ― это негативная реакция. Никто не любит, когда их идеи критикуют, ведь идеи как дети. В команде критика создаёт неблагоприятную атмосферу, а атмосфера очень важна для генерации идей.
Сначала идёт этап подготовки: за 2 дня до мозгового штурма участники получают тему обсуждения и начинают искать информацию. В день сессии стоит провести разминку перед стартом штурма: пошутить, порисовать.
Например, мы в команде часто перед стартом садимся в холле офиса и разгоняем абстрактные темы, шутим. После начинаем генерировать идеи. Тут нет ограничений, но самое главное ― это задавать вопросы и не критиковать. Вопросы помогут подтолкнуть мозг к поиску решений, а критика поставит барьеры для генерации идей. Сессия длится час или два. После все идеи выписываем и оцениваем ― можно через балльную систему. У нас в ENDY это происходит в формате живого общения, а конечное решение принимает креативный директор.
Ассоциативное мышление
Находим ассоциации по заданной теме и генерируем идеи на основе этих ассоциаций. К примеру, если нам нужно разработать название или дизайн-концепцию на тему «мебель», выстраиваем ассоциации с различными объектами и понятиями, связанными с мебелью: дом, комфорт, стиль, материалы, цвета и прочее, — и из этого развиваем идеи.
Ассоциации могут работать по-разному. Допустим, если нужно придумать идею для дизайн-концепции архитектурного бюро, начинаем от слова «архитектура». К нему придумываем разные варианты ассоциации: скульптура, глина, точность, надёжность. Дальше мы смотрим на ассоциации и выбираем слово, за которое хотим зацепиться. Например, точность. Думаем, что может ассоциироваться с этим словом, и от этого строить дизайн.
Есть другой подход, когда ассоциация строится на цепи.
Представим, что нам надо сделать какое-то креативное мероприятие. Берём слово «креатив». За три минуты записываем ассоциации к этому слово — достаточно 5–8 слов. Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.
Теперь есть два слова: «креатив» и последнее слово в цепи «лагерь». Засекаем ещё три минуты и пытаемся создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько. Например, можно сделать креативный лагерь для молодых студентов.
Фрирайтинг
Это письменная техника для развития креативности, при помощи которой можно погрузиться в свободный поток слов. Потребуется блокнот, ручка и таймер.
Главная цель ― начать писать и искать идеи.
Устанавливаем таймер на 10 минут. Определяем цель: за старт можно взять задачу, которую нужно решить. Пишем её сверху. А дальше — всё, что приходит в голову. Не нужно ничего исправлять, думать о пунктуации и формулировках. Если писать не о чем — пишем ерунду. Самое главное ― это задавить внутреннего цензора и записывать все мысли. Как только время закончится, перечитываем всё написанное и фиксируем интересные слова или мысли — переносим их на чистый лист. Сессию можно повторить через день, а потом посмотреть, какие идеи лучше всего подходят под решение задачи.
Этот метод креаторы ENDY любят для создания названий. Так, когда мы работали над неймингом для мебельной студии Rete, наш креатор начала именно с этого метода. Прописала цель и описание проекта: придумать название, которое будет отражать в себе эстетику. А дальше начала писать самые разные слова, пришедшие в голову. Потом наша коллега обратилась к французскому языку и начала там искать сочетания. Так продолжалось три захода, а после креатор выбрала наиболее подходящие варианты и работала над их улучшением.
Фрирайтинг не требует много усилий, а эффективность его высокая.
Аналогии
Ищем аналогии с другими сферами жизни или объектами и используем их для решения задач.
Например, для рекламы спортивных напитков можно рассмотреть другие продукты, также связанные со спортом, такие как спортивная экипировка или аксессуары. Затем используем сходства между этими продуктами и спортивным напитком, чтобы создать новые идеи для рекламной кампании. Например, показать, как напиток помогает спортсменам достигать высоких результатов, также как и правильная спортивная экипировка.
SCAMPER
Автор этой методики — Боб Эберле, а усовершенствовал её потом журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн.
Метод строится на мнении о том, что всё новое является модификацией того, что уже есть.
Каждая буква в аббревиатуре SCAMPER представляет собой вопрос, который можно задать для изменения существующей идеи:
S ― Substitute (заменить) ― можно ли что-то заменить или заменить один элемент другим?
C ― Combine (объединить) ― можно ли объединить различные элементы идей или продуктов воедино?
A ― Adapt (адаптировать) ― можно ли адаптировать идею или продукт под новые условия или ситуации?
M ― Modify/Magnify/Minify (модифицировать/увеличивать/уменьшать) ― можно ли изменить размер, форму, цвет или любой другой аспект идеи или продукта?
P ― Put to another use (использовать по-новому) ― можно ли использовать идею или продукт в новом контексте или для другой цели?
E ― Eliminate (устранить/перестроить) ― можно ли убрать какой-то элемент из идеи или продукта?
R ― Reverse (обратить) ― можно ли поменять местами элементы или аспекты идеи или продукта?
Хороший пример использования этой методики продемонстрировали в McDonald«s. Руководство решило, что официанты больше не нужны и клиенты могут обслуживать себя сами. Сейчас компания отошла от этого принципа, но долгое время это было так. Они использовали Eliminate ― перестроили модель работы с официантами.
Метод 636
Метод 636 — метод молчаливого мозгового штурма — разработал немецкий бизнес-консультант Бернд Рорбах. Главное отличие от привычного шторминга в том, что участники обмениваются идеями письменно. В штурме участвует 6 человек, в каждом раунде каждый должен записать 3 идеи, всего 6 раундов. Отсюда и название метода.
За 2–3 дня до встречи участникам озвучивают задачу.
На встрече каждый получает лист с тремя колонками и шестью строками. В колонки первой строки каждый должен вписать 3 идеи для решения проблемы. Через 3–5 минут листы передают по часовой стрелке. Во втором раунде участники должны дополнить идеи, которые предложили до них. Так проходит 6 раундов. В результате за 30 минут можно собрать 108 идей (6×3*6). А после начинается совместное обсуждение и оценивание идей: отбрасываются самые безумные идеи и фиксируются 20 конечных, которые на следующем этапе оцениваются по 5-бальной системе.
Мы в агентстве не часто используем эту методику, потому что обычно нам хватает стандартного мозгового штурма, тем более не всегда можем собраться вшестером. Но однажды эта методика помогла нам. Мы планировали участвовать в фестивале — нужны были идеи. Много идей, чтобы выбрать пятёрку лучших. Нас было как раз 6 человек: 3 креатора, дизайнер, PR-manager и креативный директор. Поэтому и вспомнили про этот метод. Кто-то начал идею, что можно сделать логотип для деревни. Следующий человек дополнил, что это может быть не просто логотип, а дизайн-система. А в конце идея дошла до того, что мы придумали сделать дизайн-систему для разных деревень в России. Кроме того, придумали несколько вариантов коммуникационных слоганов и то, как перевести это в специальный проект. Идею пока не реализовали, но с маленького логотипа мы дошли до полноценной коммуникационной кампании и полноценному специальному проекту.
курс
Насмотренность в дизайне: как развивать и применять
Узнать больше
- Научитесь тренировать насмотренность параллельно с погружением в другие навыки дизайнера: владение композицией, цветом и типографикой
- Рассмотрите примеры из истории дизайна, классического и современного искусства
- Разберёте игру цвета в кинематографе и узнаете о ренессансе типографики в брендах одежды
- Сможете собрать библиотеку референсов для своих проектов
Как применять креативные техники
Универсального правила нет.
Если есть группа людей, за одну сессию можно применить несколько техник. Потому что каждый новый подход будет перестраивать мозг и выдавать новые решения.
Мы обычно используем не больше 2–3 техник — этого вполне достаточно, причём используем разные методы уже на уровне подсознания и бывает сложно точно сказать, какая техника сработала.
В начале шторминга мы разминаемся и создаём благоприятную атмосферу ― шутим, накидываем истории из жизни, а потом вместе их разгоняем. А уже после начинаем генерить идеи.
Если штурмить в одиночку, можно воспользоваться методом ассоциаций или аналогии. Хотя штормить можно и самостоятельно, но это не так эффективно.
Что ещё важно для решения креативных задач
Не бойтесь ошибаться. Креативное мышление предполагает поиск нестандартных решений, что может привести к ошибкам. Но это не страшно, потому что каждая ошибка ― это возможность узнать что-то новое.
Разнообразьте свой опыт. Чем больше знаний и опыта есть, тем больше ассоциаций можно создать и тем больше идей сгенерировать. Старайтесь больше читать, смотреть и узнавать из разных профессиональных и непрофессиональных сфер.
Постоянно тренируйте креативное мышление. Креативность ― это навык, который можно развивать и улучшать только через постоянную практику. Регулярно упражняйтесь в развитии креативного мышления и ищите нестандартные решения для повседневных задач.
Пробуйте по-новому делать привычные вещи. Например, измените привычный маршрут из дома на работу или добавьте элемент игры для рутинных и ежедневных задач. Это помогает быть в тонусе и заметить в привычном нечто новое.
Чаще гуляйте. Учёные из Стэнфордского университета доказали, что во время ходьбы креативность человека повышается на 60%. Стив Джобс часто гулял перед важными встречами или выбирал для переговоров прогулку вместо офиса.
В здоровом теле ― здоровый креатив. Физические упражнения также способствуют развитию креативности. Утренняя зарядка или небольшая разминка в течение дня уже станет хорошим подспорьем.
Что почитать на тему креативности
- CRAFT. Как создавать большие идеи, Василий Лебедев
Книги о креативной методологии CRAFT — теоретическая и практическая части — от основателя группы компаний ИКРА Василия Лебедева поможет придумывать воплотимые идеи. В теоретической части приведены основы методологии для решения креативных задач: анализа, генерации и фильтрации идей. В практической — техники на основе практических кейсов автора для применения в маркетинговых, образовательных и технологических целях.
- Кради как художник, Остин Клеон
Писатель, который рисует, — как сам себя называет автор — даёт 10 советов тем, кто хочет распознать свою творческую сторону. Читатели узнают, как различать плагиат и вдохновение, включать воображение, пользоваться творчеством других и перерабатывать их в собственные идеи.
- Поток: психология оптимального переживания, Михай Чиксентмихайи
Состояние потока — когда человек поглощён любимым делом и реализует себя по максимуму — позволяет решать задачи, создавать гениальные творения, чувствовать счастье. Книга содержит задания, позволяющие разуму узнать потоковое состояние.
- Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно, Майкл Микалко
Считается одной из лучших книг по развитию креативности — с сотнями упражнений, головоломок, загадок для активизации творческой зоны мозга. Задания развивают творческую часть личности, формируют привычку оригинально мыслить.
- Как люди думают, Дмитрий Чернышев
Книга поможет выйти за пределы стереотипов. Автор придумал алфавит мышления, который позволяет не только упростить придумывание чего-то нового, но и объяснить, как человек пришёл к той или иной идее.
- Думай медленно… решай быстро, Даниэль Канеман
Автор — обладатель Нобелевской премии по экономике — рассказывает о медленном и быстром типах мышления, которые контролируют нашу жизнь. Книга познакомит с психологическими эффектами, которые влияют на принятие решений, и поможет делать правильный выбор быстрее.
- Зигзаг. Самый короткий путь к креативности, Кит Сойер
Книга представляет собой простую и эффективную программу развития творческих способностей на базе исследований автора в области психологии творчества, жизни и деятельности выдающихся людей, а также мировой опыт в сфере инноваций.
Резюмируем
Креативное мышление ― это не только способность генерировать нестандартные идеи, но и навык, который можно развивать и улучшать. В этом помогут техники креативного мышления и регулярные тренировки мозга на решение различных задач.
Креативность помогает нам в разных областях нашей жизни и она точно делает нашу жизнь ярче.
Читать также
Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится
Как быстро решать нестандартные бизнес-задачи при помощи ТРИЗ
10 книг о дизайн-мышлении: как научиться широко мыслить и креативно решать задачи
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Команда агентства ENDY
The post Как развивать креативное мышление: опыт агентства ENDY first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология