Как распознать токсичную атмосферу в компании — 5 тревожных сигналов на собеседовании
Атмосфера в компании сильно влияет на самочувствие сотрудников, их эффективность и желание работать. Из-за токсичной среды работники увольняются в 10,4 раза чаще, чем из-за размера заработной платы.
Форумы и отзовики могут помочь соискателю оценить работодателя по уровню зарплаты, корпоративной культуры и менеджмента. Но трудно по-настоящему понять, как работает компания, пока не увидишь её изнутри.
К счастью, признаки нездоровой атмосферы легко распознать по определённым вопросам или комментариям уже в процессе собеседования. Лучше прислушаться к ним и отказаться от офера, чем оказаться в стрессовой среде.
Сервис вакансий и отзывов о работодателях Glassdoor спросил своих пользователей о том, какие тревожные сигналы при найме они встречали. А ещё поговорил с Гориком Нг, карьерным консультантом из Гарварда, о том, что делать, если замечаешь эти сигналы. Мы перевели и адаптировали материал, чтобы поделиться им с вами.
Редакция Медиа Нетологии
В описаниях вакансий всё чаще встречаются такие маркеры, как «стрессоустойчивость», «работа в быстро меняющихся условиях» и «многозадачность». В сфере IT они уже стали неотъемлемой частью портрета идеального кандидата. Но уровень этих требований на практике разнится от компании к компании. Слишком высокую нагрузку выдержать сложно, поэтому большая текучесть кадров — самый важный тревожный сигнал, по мнению Нг. Если сотрудники не задерживаются у этого работодателя больше чем на год — это плохой знак. И наоборот, хорошо, когда состав команды не меняется долгое время.
Другие признаки, о которых предупреждает эксперт: плохие отзывы о руководстве на работных сайтах и низкий профессиональный уровень вашей будущей команды. Ведь здорово, если удастся найти коллег, с которыми у вас могут быть дружеские отношения, и наставников, которые помогут вам вырасти до вашей следующей должности.
А вот о каких тревожных звоночках рассказали пользователи Glassdoor ↓
Отношение к коллегам как к семье
Среди всех сигналов, которые упоминает комьюнити, самый популярный — когда работодатель называет команду семьёй. Один комментатор отметил: «Каждый раз, когда я слышу слово «семья» в контексте работы, мне становится дико неловко», а другой добавил: «Как только я слышу это слово в офисе, сразу начинаю собирать вещи».
Netflix занимает 40-е место в списке лучших работодателей 2023 года по версии Glassdoor и явно избегает слова «семья» при описании своей корпоративной культуры, говоря: «Мы представляем себя как профессиональную спортивную команду, а не как семью. Семья — это про безусловную любовь. А команда мечты — это, когда ты стремишься стать лучшим товарищем, заботишься о своей команде и знаешь, что, возможно, ты не будешь в ней вечно».
От себя добавим: если ваш работодатель считает команду семьёй, но он не Доминик Торетто из «Форсажа», стоит насторожиться.
Поощрение переработок
Ещё одна фраза, которой следует опасаться: «Мы много работаем не потому, что должны, а потому, что любим то, что делаем». Важно помнить, что работа — всего лишь одна из сфер жизни. Она не должна отнимать всё время сотрудника, а хороший работодатель не должен приравнивать переработки к любви — или отсутствию любви — к компании.
Когда задачи требуют постоянного внимания, будь то в отпуске, на больничном или просто в нерабочее время — это сильно выматывает и ведёт к профессиональному выгоранию. Поэтому нелишним будет обратить внимание на то, как в компании принято относиться к work-life balance.
Курс
Work-life balance
Узнать больше
- Научитесь распределять время между важными сферами жизни, чтобы реализовываться в разных областях
- Узнаете, как прийти к work-life balance через простые упражнения
- Справитесь с выгоранием и восстановите личностные ресурсы
Нежелание договориться о зарплате
Обсуждение с кандидатом его зарплатных ожиданий — нормальная часть процесса найма. Любая компания, уважающая своих сотрудников, должна это понимать. Но на деле это не всегда так. Один из комментаторов поделился своим опытом: «Когда я пытался договориться о зарплате, а менеджер по найму сказал мне, что опыт важнее, чем деньги».
Ещё один тревожный сигнал — когда компания говорит о «конкурентоспособной зарплате» или «плюшках и бонусах», не раскрывая, что они из себя представляют. Действительно хорошие условия и зарплаты выше рынка обычно не скрывают.
Неуместные вопросы
Вопросы на собеседовании могут рассказать вам о рекрутере не меньше, чем ему ваши ответы.
Один пользователь Glassdoor пожаловался на то, что интервьюер задавал во время собеседования вопросы исключительно не по делу: «Я бы не хотел работать на того, кто будет отнимать у меня время вопросами «Если бы вы были цветом, то каким и почему?» Я предпочитаю работать там, где задают хорошо продуманные вопросы об эффективности или поведении в той или иной рабочей ситуации». Другой комментатор добавил: «Если вы не можете занять меня какой-то полуинтеллектуальной беседой даже на час, не представляю, чем тогда я буду у вас заниматься всю 40-часовую рабочую неделю».
Офер прямо на собеседовании
Если нанимающий менеджер предлагает вам работу прямо во время собеседования, скорее всего, он слишком отчаялся найти человека на эту должность. Та же ситуация, если компания не даёт время обдумать решение и просит ответить на офер сразу же — это подозрительно, стоит задуматься, принимать ли такое предложение.
Как распознать токсичную рабочую среду и что с ней делать
Одно неудачное собеседование не должно оттолкнуть вас от работы в компании, но и игнорировать его тоже не следует. Эксперт Горик Нг рекомендует сначала изучить отзывы о работодателе и обратиться к нетворкингу, чтобы узнать что-то ещё о корпоративной культуре и вашей будущей команде. Попробуйте понять, большая ли в компании текучесть кадров, сколько о ней негативных отзывов и какие они.
Полезно также подумать о том, что вы надеетесь получить от работы, и сопоставить свои карьерные цели с тревожными сигналами, которые вы заметили: «Вряд ли вы хотите работать в компании с плохой системой управления, которая негативно повлияет на ваш карьерный рост. Но вы наверняка хотите найти место, где сможете накопить свой социальный и репутационный капитал. Спросите себя, не развалится ли эта компания, пока вы будете там работать, не случится ли чего такого, из-за чего вы больше не сможете указать это место в своём резюме».
Если нет риска репутационного ущерба и вы не видите себя на этой должности в долгосрочной перспективе, но считаете, что она может послужить стартовой площадкой для достижения ваших будущих карьерных целей, тревожные сигналы можно не воспринимать слишком серьёзно. В этой ситуации решите, есть ли в организации менеджеры, у которых вы хотели бы учиться, или опыт, который может быть полезен для вас на следующей должности. Если ответ положительный, стоит подумать над предложением.
Но даже не заметив ничего подозрительного во время найма, можно оказаться в токсичной среде. Приоритеты компании иногда меняются внезапно, уже когда вы работаете, а ещё смениться может ваша команда или руководитель.
Если атмосфера в компании стала нездоровой, сначала попробуйте обсудить это со своим руководителем. Если проблемы не решатся, сообщите о своих опасениях HR-специалистам. Если ситуация и тогда не изменится в лучшую сторону, стоит начинать поиски другого места.
Читать также
Где искать вакансии, на какие откликаться и как распознать сомнительные
7 книг о том, как работать с токсичными людьми
Как распознать токсичного руководителя и не стать его жертвой
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
The post Как распознать токсичную атмосферу в компании — 5 тревожных сигналов на собеседовании first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология