На рынке отечественных мессенджеров пока нет лидера
Андрей Лучицкий
руководитель продукта «Корпоративный мессенджер» Webinar Group
На рынке представлено уже более 20 российских корпоративных мессенджеров, но ни один из них пока не может претендовать на роль лидера. Чего не хватает бизнесу в существующих решениях и на что стоит обратить внимание разработчикам?
Что происходит на рынке корпоративных мессенджеров
Мировой рынок программного обеспечения для внутренних коммуникаций растет примерно на 13,2% в год и к 2029 г. составит $2,3 млрд. Сделать удобным общение с коллегами и клиентами стремятся как небольшие компании, так и корпорации. Люди все чаще общаются друг с другом по рабочим вопросам не очно и не по телефону, а через мессенджер. Мессенджеры постепенно вытесняют и электронную почту. В них гораздо удобнее и быстрее обмениваться сообщениями, документами, ссылками. Кроме того, использование смайликов и GIF делает коммуникацию более живой.
В России рынок корпоративных мессенджеров, как и других инструментов для бизнес-коммуникаций, переживает масштабные изменения. Это связано, с одной стороны, с укоренением удаленного режима работы, а с другой — с внешнеэкономическими факторами.
До самого последнего времени на российском рынке корпоративных мессенджеров доминировали иностранные компании. Около 20–30% занимал Teams — это неудивительно, ведь он входит в офисный пакет Microsoft. На долю популярного в среде ИТ-разработчиков мессенджера Slack приходилось около 2%. При этом множество компаний использовали в качестве корпоративного средства коммуникаций публичные WhatsApp и Telegram. По данным исследования, которое провело Агентство инноваций Москвы, в сторону специализированных корпоративных мессенджеров склонялись в основном крупные компании численностью более 3 000 сотрудников. Однако и среди них было достаточно сторонников WhatsApp и Telegram.
В феврале прошлого года иностранные компании начали уходить с российского рынка. MS Teams продолжил работать по оплаченной подписке, но продлить ее уже не получится. Slack сначала отключил пользователей, попавших под санкции, а теперь собирается закрыть доступ всем россиянам.
С публичными мессенджерами тоже складывается непростая ситуация. Даже если они устраивают компанию по функциональности, на первый план выходят вопросы безопасности и рекомендации регулятора. Так, 5 мая 2023 года Роскомнадзор опубликовал список зарубежных мессенджеров, в которых запрещено передавать платежные и персональные данные россиян. В числе прочих в список входят Whatsapp, Telegram, MS Teams, Snapchat, Discord, Skype.
Каким должен быть корпоративный мессенджер
Российские компании активно создают корпоративные мессенджеры — по данным Агентства инноваций Москвы, существует более 20 сервисов, которые уже вышли на рынок или готовятся сделать это в ближайшее время. У каждого их них есть сильные стороны — у кого-то это звонки на сотни сотрудников, у кого-то продуманный календарь, работа с файлами, широкие возможности для интеграции. Если собрать их воедино, получится сервис, способный конкурировать с MS Teams. Однако российского решения с такими возможностями еще не создали.
Владислав Каменский, «Юниверс Дата»: Российский рынок решений по работе с данными продолжает активно развиваться
ЦифровизацияПомимо привычных функций, таких как текстовый и групповой чат, аудио- и видеозвонки, пересылка файлов без сжатия, от разработчиков корпоративных мессенджеров ждут дополнительных возможностей:
- интеграция в ИТ-инфраструктуру компании;
- управление доступом — настройка не только прав на управление чатами, но и оповещений, сроков жизни лицензий;
- создание чат-ботов;
- групповые видеозвонки;
- обновление контактов при появлении или увольнении сотрудников;
- быстрое создание календаря встреч и событий.
Мессенджер должен работать на любых устройствах и операционных системах. И, конечно, для заказчика важны информационная безопасность, в частности, способы аутентификации, шифрования и обработки данных, организации доступа, а также гарантии технической поддержки, продления лицензий или непрерывности доступа к облаку.
Как адаптировать систему ЭДО под потребности бизнеса?
ИмпортонезависимостьПри этом задача кастомизации корпоративного мессенджера отошла на второй план — как правило, заказчики хотят получить простой и интуитивный интерфейс и стабильное подключение при любом качестве связи.
Именно такой мессенджер разрабатывает Webinar Group. По нашему замыслу, он станет основным средством коммуникации команд самого разного размера. Это облачное решение, а значит запустить его можно практически моментально. Кроме того, все базовые функции решения будут доступны пользователям бесплатно, что даст возможность подключить к нему неограниченное количество сотрудников, не задумываясь о стоимости лицензий. В платную версию войдут дополнительные инструменты: календарь, трекер задач, дэшборды и многое другое.
Сейчас наш корпоративный мессенджер находится на финальной стадии разработки, началось раннее тестирование. Уже реализованы функции звонков, групповые чаты, каналы и треды — они доступны в веб-версии и приложениях (iOS, Android, MacOS, Windows). В III квартале текущего года обновится дизайн, добавится аутентификация SSO и бесплатный Active Directory. А к концу 2023 года будут реализованы календарь, гостевые доступы, статусы и SDK-звонки.
Корпоративный мессенджер будет частью UCaaS-решения Webinar Group — единой точки доступа бизнеса к видеоконференциям, вебинарам, мессенджеру и телефонии, интеграции с SIP и с различными сервисами.
Полный текст статьи читайте на CNews