Как правильно ставить SMART-цели, развивая проект
Андрей Степанов, специалист по коммуникациям сервиса по построению диаграмм Ганта для управления проектами GanttPRO, рассказывает про SMART-концепцию постановки целей.
«Если вы хотите прожить счастливую жизнь, привязывайтесь к цели, а не к людям или вещам» © Альберт Эйнштейн.
Как улучшить результаты в бизнесе? Очень часто это зависит от того, как вы планируете свои цели. Хорошо сформулированная цель — это первый шаг на пути к успеху. Цели двигают нас вперед и постоянно напоминают о том, чего мы хотим и должны достичь.
Цели ставят по-разному. Однако, правильно поставив цель, вы повышаете шансы на успешное ее достижение.
В этой статье расскажу о концепции SMART-целей и как их ставить, развивая проект. Smart в переводе с английского переводится как «умный». Поэтому SMART-цели могут еще называться «умными» целями.
Что такое SMART-цели
Аббревиатура SMART впервые была использована в ноябре 1981 года в США Джорджем Т. Дораном — консультантом и бывшим управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M. A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».
SMART — это аббревиатура из первых букв английских слов:
- S = Specific (конкретная),
- M = Measurable (измеримая),
- A = Achievable (достижимая),
- R = Relevant/Realistic/Results Focused (релевантная/реалистичная/ориентированная на результат),
- T = Timely/Trackable (своевременная/отслеживаемая).
SMART-цели могут быть использованы всеми и везде, без какой-либо подготовки и специальных инструментов.
Люди используют эту технику не только в бизнесе, но и в частной жизни для решения конкретных проблем. Концепция SMART может быть использована при любых обстоятельствах. Скажем, вы хотите сэкономить 1000 долларов к августу 2017 года, писать 2–3 статьи в день для нового сайта, читать по одной книге каждый месяц, открыть два региональных представительства летом и т. д.
Итак, рассмотрим каждую букву аббревиатуры и шаблоны умных задач на конкретном примере — развитии проекта при помощи контента.
S — Конкретизируйте свои задачи
Не забывайте записывать их.
- Постарайтесь быть конкретнее в том, что хотите сделать.
- Определите, чего вы ожидаете от остальных.
- Меньше употребляйте общие слова и используйте глаголы действия.
- Будьте осторожны с деталями. Например, ваш опытный коллега нуждается в меньшем количестве деталей по сравнению с новичком.
Включите в ваши задачи ответы на конкретные вопросы: кто, что, когда, где, который и почему.
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей, которые будут опубликованы в блоге сайта с интервалом в три дня.
М — Определите меры
- Определите, какие показатели вы будете использовать для понимания соответствия своей цели.
- Выделите конкретные сроки, по которым можно измерить прогресс.
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей для блога сайта, каждая из которых привлечет до 1000 читателей в день.
А — Убедитесь, что цель достижима
- Подумайте о том, есть ли у вас необходимые инструменты и навыки для достижения цели.
- Убедитесь, что достижение этой задачи находится в пределах ваших возможностей.
- Проверьте все неконтролируемые факторы, если такие есть.
Неправильная цель: поручить маркетологу написать пять статей в блог.
Правильная цель: поручить написание пяти текстов в блог копирайтеру.
R — Убедитесь, что ваша цель релевантная, реалистичная и ориентированная на результат
- Проанализируйте, является ли цель практичной и ориентированной на конкретные результаты.
- Проверьте, имеет ли она отношение к вашим навыкам и квалификации.
Неправильная цель: важен сам факт написания статей в блог, качество и ценность не имеют значения.
Правильная цель: необходимо написать такие статьи, которые увеличат трафик и конверсию.
T — Установите время и сделайте цель отслеживаемой
- Укажите срок, когда задача должна быть завершена.
- Установите сроки, используя дни, месяцы, кварталы.
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей, которые будут опубликованы в блоге сайта до 1 июля 2017 года.
SMART, MARTS или как-то еще?
Этот 5-уровневый процесс не ограничен конкретной последовательностью. Вы можете использовать пять шагов в любом порядке. MATRS или TRASM — это не имеет значения. Самая важная часть процесса — определить методы измерения.
Простой пример составления SMART-цели
Независимо от того, определяете ли вы цели для бизнеса или личной жизни, просто запишите их и следуйте им.
Вы можете записать цели вот в таком виде:
SMART-цель для_____________________________________________
До ____/____/____,
___________________________________________________________будет/получится,
___________________________________________________________ [когда и где],
___________________________________________________________ [кто/что, включая цифры],
___________________________________________________________ [как и почему].
SMART-цели для менеджеров проектов
С помощью концепции умных задач менеджеры могут фокусироваться на долгосрочных и краткосрочных проектах.
5 образцов SMART-целей для менеджеров проектов:
- Предложить 5 метрик для определения успеха новой маркетинговой кампании до 1 июля 2017 года.
- Сообщать об обновлениях маркетинговой кампании до 10 числа каждого месяца. Постоянно.
- Каждый месяц обеспечивать обратную связь о том, что работает хорошо, а что могло бы лучше. Вести таблицу с этими фактами. Постоянно.
- 10 июня 2017 года провести семинар по современным маркетинговым тенденциям. В конце семинара провести опрос. Зафиксировать, какой процент участников пожелает применить эти тенденции.
- К 15 июня 2017 года подготовить контрольный список закупок.
SMART-цели для сотрудников
Сотрудники могут использовать SMART-методы для повышения собственной производительности.
5 образцов умных целей для сотрудников:
- Я помогу увеличить доход отдела до 25000 долларов в течение ближайших двух месяцев.
- Я буду помогать директору в подборе пяти новых специалистов по маркетингу. Мы будем размещать вакансии и проводить интервью в июне.
- Я буду участвовать в ежегодной маркетинговой выставке в Нью-Йорке 5 июня. Буду планировать свою еженедельную программу и отслеживать все маркетинговые активности.
- Я буду тратить 20 минут каждый рабочий день для чтения 5–7 актуальных новостей в LinkedIn и Facebook. Постоянно.
- Я буду предоставлять финансовый отчет до 10 числа каждого месяца без каких-либо ошибок и задержек. Постоянно.
Подведем итог
Будьте уверены, хорошо продуманные цели помогут вам достичь наилучших результатов. Если у вас есть какие-либо задачи, которые вы действительно хотите решить, начните думать в соответствии с концепцией SMART.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Полный текст статьи читайте на Нетология