PR и продвижение: выдержки из учебника Студии Олега Чулакова

Дата публикации: 04.07.2017   От редакции   Продолжаем цитировать учебник Студии Олега Чулакова. В прошлый раз речь шла о корпоративной культуре, в этот раз говорим о PR и продвижении digital-компаний. Ниже вы найдете ответы на вопросы: Каковы цели и задачи PR-направления? Какие события, премии и площадки представляют наибольшую PR-ценность для digital-агентств? Что собой представляют приоритетные PR-активности? В начале — выдержки из учебника, в конце — мнения коллег по цеху. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Цели Укрепление репутации Студии, как производственного агентства Повышение узнаваемости Студии Укрепление деловой репутации Привлечение новых клиентов Увеличение первичных обращений Задачи Создание и публикация информационных поводов Организация событий Увеличение посещаемости сайтов chulakov.ru и chulakov.com с помощью полезного и интересного контента Увеличение первичных публикаций и упоминаний агентства в блогах и социальных сетях (релевантный контент) Участие в фестивалях рекламы, конкурсах, рейтингах Выступления на семинарах, конференциях, фестивалях Ведение образовательной деятельности Позиционирование Производственное digital-агентство: chulakov.ru/company Активности Пресс-релизы на тематических сайтах о рекламе, дизайне, маркетинге Календарь PR. Необходимо создать календарь и дополнять его событиями Публикации о работе Тизер — несколько новостей о ходе и начале проекта Релиз — окончательный итог в виде дизайна, копирайтинга, рекламной концепции. Включает в себя описание целей и задач, рекламную концепцию, реализацию и анализ результатов Освещение коммерческих проектов Студии заключается не только в пост-релизах, но и в периодичном информировании о ходе проекта, его разработке, интересных фактах, непринятых концепциях Регулярные записи в блог, твиттер, фейсбук, публикация фотографий в инстаграм, новостей на сайте Студии Организация выступлений сотрудников Студии на фестивалях и конференциях Личностный PR. Размещение наших статей, участие в жюри, цитаты к работам Студии Организация креативных завтраков. Приглашение интересных людей в гости Организация и проведение массовых мероприятий для партнеров и друзей Фестивали. Мониторинг фестивалей. Подготовка и отправка работ агентства на фестивали и конкурсы. Площадки Sostav — средство массовой информации в области маркетинг, реклама и PR, существующее 15 лет. AdIndex — информационный портал о маркетинге и рекламе, гид по рекламному рынку России, существующий с 2005 года. Портал рассказывает о рекламных бюджетах корпораций, динамику оборотов, рейтинге лучших специалистов, агентств, продакшенов и т.д. Cossa — проект стартовал в 2010 году как профессиональный блог, сейчас сервис рассказывает о новых инструментах, событиях, вакансиях, советах в области рекламы, SMM, digital, SEO и так далее. VC — портал про бизнес и технологии. CMS Magazine — аналитический портал для заказчиков digital-услуг и участников рынка. Фестивали и конкурсы Деятельность Студии находится на стыке рекламы и технологий. PR-менеджер готовит кейсы и подает лучшие работы Студии, как на рекламные фестивали, так и на конкурсы сайтов и мобильных приложений. Ниже приводится краткий перечень фестивалей и конкурсов, на которых сфокусирована работа Студии. Международные интернет-премии Webby — ежегодная интернет-премия, считается «Оскаром» в интернет-сфере European Design Awards — авторитетная международная премия в области дизайна FWA — один из самых престижных международных конкурсов сайтов. Сайты побеждают в номинациях: Сайт дня, Сайт месяца и Сайт года. Арт-директор Студии Олега Чулаков входит в состав жюри FWA Awwwards — один из самых значимых международных конкурсов сайтов, наравне с FWA CSS Design Awards — международный конкурс сайтов менее авторитетный, чем Awwwards и FWA Фестивали рекламы и дизайна Golden Hammer, Юрмала, Латвия Golden Drum, Порторож, Словения ММФР, Москва, Россия КМФР, Киев, Украина PIAF, Прага, Чехия Белый квадрат, Минск, Беларусь Идея, Россия. Art Directors Club Russia Более подробный список фестивалей рекламы и дизайна с актуальными новостями доступен на Составе: www.sostav.ru/section/industry/fest Национальные премии сайтов и приложений Рейтинги Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro В подборке Олега указаны правильные и важные вещи: раз вы решили заняться пиаром своей компании, сначала необходимо определить, что и где нужно делать. Инструменты и площадки здесь рассмотрены очень кратко. Это не руководство к действию и не учебник в прямом смысле, а некий свод правил, удобная шпаргалка. Однако далеко не всё из этого перечня можно сразу приложить к любой IT-компании. Выбор способов продвижения во многом зависит от её масштаба. Большим компаниям имеет смысл организовывать бизнес-завтраки, вести колонки в крупных СМИ, проводить пресс-конференции, активно выступать на телевидении, радио и т.п. Но таких в нашей индустрии меньшинство. Большинство IT-студий — это средний бизнес, и круг инструментов для продвижения здесь уже, но это нормально. Способов продвижения существует множество, есть более дорогие, есть более дешёвые. Мы, как и Студии Чулакова, участвуем в профильных российских и зарубежных конкурсах, делаем упор на дизайн и качество выпускаемых проектов. Профессионализм наших сотрудников позволяет живо и интересно писать о достижениях компании на нашем сайте, в социальных сетях, в профильных СМИ. Не нужно продвигаться везде и сразу, если вы к этому ещё не готовы. Сделайте понятным, красивым и интересным ваш сайт, общайтесь и рассказывайте о себе в социальных сетях, подавайте свои работы на конкурсы, участвуйте в рейтингах. Когда этот большой объём будет выполнен и работа по продвижению студии встанет на накатанные рельсы, можно и нужно начинать осваивать другие каналы, усиливать своё присутствие в медиаполе и повышать узнаваемость бренда. Комментарий: Для нашей компании PR — такая же история, как и для большинства других. Это усилия, направленные на формирование лояльности к бренду, повышению узнаваемости торговой марки ReadyScript, привлечение новых партнеров и конечных покупателей нашего программного продукта. Зафиксированного свода правил у нас пока нет, мы находимся в стадии его формирования, а также постоянно тестируем наиболее выгодные для нас каналы продвижения, близкие нашей целевой аудитории. Проверенный ресурс, который действительно приносит лиды — это CMS Magazine, кроме того, мы также пробовали следующие каналы на этапе своих первых релизов: habrahabr, spark, vc. Остались ими довольны. Основной принцип к формированию любой нашей публичной активности заключается в том, чтобы поделиться нашей компетенцией в области e-commerce, причем с наибольшим количеством конкретики. Часто делимся полезной информацией в наших соц. сетях и на сайте, что также считаем своей PR-активностью. Комментарий: Елизавета Прудовская, PR-специалист Uplab Думаю, что PR-активности всех digital-агентств плюс-минус совпадают. Спорить с вышесказанным не будем, а вот дополнить можем. Что касается digital-СМИ, кроме названных площадок мы сотрудничаем с SEOnews, Search Engines и Mad Cats. Отдельное важное для нас направление PR — собственные образовательные мероприятия. За последние два года мы организовали в Чебоксарах 14 проектов, которые посетило более 3000 человек. Несколько примеров: летняя школа Uplab Digital Summer в 2015 г., курсы для студентов в 2016 г., воркшоп Uplab Digital Weekend в 2017 г. Такие мероприятия всегда вызывают внимание со стороны СМИ и волну интереса в соцсетях. Участники, получившие из наших рук полезные практические знания, становятся друзьями, партнерами или даже сотрудниками агентства. Показательно, что в конце прошлого года генерального директора Uplab Павла Тарелкина выбрали заместителем председателя Общественного совета при Министерстве информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики. Мы вообще любим социальные проекты. Один из них — туристический портал о Чебоксарах VisitVolga.ru. Изначально мы создали его на голом энтузиазме, позже проект поддержала городская администрация. Труды наши были не напрасны: на международном конкурсе «Лучший туристский портал — 2016» VisitVolga заняла второе место в номинации «Лучший территориальный туристский портал» и третье место в номинации «Лучший туристско-информационный портал». Комментарий: Алексей Соловьев, директор по развитию рекламного интернет-агентства x10 Для меня PR — это в первую очередь установление максимально доверительных отношений с общественностью. Условно данный процесс можно разбить на 3 этапа. В первую очередь необходимо, чтобы заказчик услышал о существовании коммерческой площадки, чтобы она была у него на слуху. На втором этапе необходимо завоевать уважение у общественности. Потенциальный клиент должен быть предельно убежден в качестве и престиже компании. Последний третий этап — это высшая степень доверия и окончательное достижение цели. На данном этапе потенциальный клиент решительно настроен воспользоваться услугами компании и ищет для этого возможность. Относительно нашей компании PR — это ряд мероприятий, среди которых можно отметить: публикацию информационных текстов, упоминание компании в социальных сетях, конкурсы, фестивали, рекламные акции и так далее. Используя лишь один метод, невозможно добиться желаемого результата. Только систематический и комплексный подход поможет дойти до третьего этапа и достичь высшей степени доверия у потенциальных клиентов. Комментарий: Ольга Баранцева, генеральный директор интернет-компании R52.RU В R52.RU существует регламент работы PR-менеджера, в котором описан минимальный обязательный набор действий по продвижению компании и перечислены все возможные каналы продвижения. Также в базе знаний есть раздел, посвященный PR-работе, в котором описаны все площадки, СМИ, интернет-ресурсы, рейтинги, сообщества в соцсетях, фестивали, конкурсы и конференции, работа с которыми необходима, перечислены особенности работы с каждым из них, контактные персоны, доступы и т.д., т.е. всё, что может пригодиться в повседневной работе и обеспечивает преемственность. В конце декабря пишется и утверждается рамочный план PR-работы и бюджет на будущий год с разбивкой по месяцам. Первого числа каждого месяца PR-менеджер формирует список конкретных действий на 30 дней, что позволяет вести работу системно, своевременно выполнять рекомендации рейтинговых агентств, подготавливать релизы и кейсы, готовить публикации и выступления, обновлять портфолио и т.д. Комментарий: Кирилл Чистобородов, генеральный директор MINISOL PR — наша боль. MINISOL существует уже 12 лет, а вопросом о хотя бы минимальной PR-активности мы задумались чуть больше года назад. И это было крайне полезно. Я впервые посмотрел на компанию глазами клиента и задал себе вопросы «почему мы, почему нас должны выбрать, доверить нам свой интернет-проект?». Первое осознание — отсутствие очевидных ответов на вопросы потенциальных клиентов на нашем сайте, в наших исходящих коммуникациях, и даже у нас в голове. Мы начали отвечать на эти вопросы сначала для себя самих и постепенно начинаем говорить об этом внешнему миру. Ответы на вопросы дали нам наши клиенты, которые рассказали, почему они с нами и за что нас ценят:  — вы умеете делать технологичные проекты с нестандартной механикой;  — нам нужна была команда для постоянного развития нашего проекта на длинной дистанции, без перепадов качества и текучки менеджеров и вы отлично справились с задачей;  — мы работали с именитыми агентствами, но нам не хватало прозрачности и оперативности. В MINISOL мы получили прозрачную коммуникация и отчетность, а также адекватные сроки выполнения работ. Отсюда родилось наше позиционирование: разработка и развитие технологичных проектов. Скажу честно, что, когда мы самоопределились, поменялось мышление. Мы стали лучше делать работу, на которой специализируемся и отказываться от непрофильных заказов. Мы стали наращивать необходимые компетенции и качество проектов, в итоге мы стали получать больше удовольствия от работы, а клиенты более качественные проекты. В дополнение к словам Олега могу сказать, что первостепенная цель PR для нас — это привлечение людей в команду. У нас высокие требования и нам действительно важно сформировать команду людей, способных делать крутые проекты, имеющих единое видение и разделяющих ценности компании. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ PR для нашей компании — это, прежде всего, качество работ и технологии которые в данных работах были реализованы. Мы создаем продукт и потом сам продукт продвигает нас, поэтому мы понимаем, как важно сделать продукт наивысшего качества. Около 80% наших клиентов приходят по рекомендации, а это может говорить лишь об одном, что клиенты полностью довольны нашими услугами и уровнем сервиса. Мы в свою очередь готовы полностью погрузится в бизнес клиента, чтобы говорить с ним на одном языке и предлагать не общие решения, а индивидуальные, нацеленные на решение конкретных задач в бизнесе клиента. Безусловно рейтинги дают много клиентов, все хотят работать с лучшими, так было и будет. Но зачастую платежеспособность клиентов с рейтингов не соответствует стоимости услуг нашей компании, и мы вынуждены отказывать им. Но отказывать тоже нужно уметь, мы объясняем, что и сколько стоит и из чего складывается общая стоимость проекта, наша главная цель — чтобы клиент остался доволен, даже если мы понимаем, что работать с ним мы не будем. Совет коллегам, цените клиента, даже если клиент не ценит сегодня вас. У клиента может быть просто неудачный день, все мы люди. :) Комментарий: Ирина Денисенко, старший PR-менеджер агентства Риалвеб В своем продвижении мы опираемся на такие принципы как: честность и открытость, экспертность, работа в связке PR и HR. Каждый день мы стараемся поделиться своей экспертностью с рынком, создавать контент, который будет действительно полезен клиентам, партнерам и потенциальным сотрудникам. Идти на контакт и прислушиваться к тому, что важно для внешней и внутренней общественности. Вообще в сфере digital очень остро стоит вопрос связки PR и HR. Никто не знает, в какой момент ваш вчерашний менеджер станет сегодняшним клиентом и наоборот. Важно понимать, что в сфере digital нет никаких особенных правил. Механики, инструменты едины для всех сфер, и не имеет значения, работаете вы в банковской сфере или digital. Единственное отличие в том, что в digital, как в самой динамичной и молодой сфере, мы выступаем передовиками и первыми внедряем новые решения. Нужно просто быть готовым к изменениям и оперативно реагировать. Самое глупое, что может сделать маркетолог или PR-щик — это составить план и не отступать от него, ни влево, ни вправо. Мы постоянно находимся в турбулентности: завтра могут появиться новые возможности или реалии, поэтому мы ежедневно вносим корректировки в наш план действий! Если обсуждать САБЖ, я бы не назвала этот свод правил учебником. Здесь все очень лаконично. Пособие поможет начинающему специалисту «включиться» в процесс, находить информацию и даст общее представление об отрасли, но в дальнейшем потребуются глубинные знания и конкретная информация, например, по каждому рейтингу, конкурсу или медиа. Безусловно, учебник можно дополнить (например, я могу посоветовать не забывать про общественно-политические и экономические медиа, потому что глобальная ошибка PR-щиков заключается в том, чтобы «заполнить» отраслевые медиа. Специалисты забывают, что отраслевые медиа могут не «покрывать» информацией бизнес-сообщество за пределами digital), но вряд ли кто-то захочет публично раскрывать секреты продвижения, я уверена в каждой студии и каждом агентстве, они свои. Комментарий: Так как мы — самые крупные в своей нише, нас и так знают заказчики. Но положение обязывает не пускать ситуацию на самотек, и мы регулярно проводим ряд PR-активностей. Среди наиболее важных правил PR-сопровождения нашей деятельности, могу выделить следующие: не пропускать тематические конференции; участвовать во всех целевых рейтингах и конкурсах; давать пресс-релизы на каждое событие (правда, этому пункту нам удается соответствовать примерно в 1 случае из 10). Пожалуй, на сегодняшний день в плане продвижения нам не хватает только одного — рейтингов для зарубежных клиентов. Полагаю, участие в таких рейтингах было бы хорошим подспорьем для расширения клиентского портфеля за счет иностранных заказчиков. Комментарий: Виталий Афанасьев, Apus Agency part DMA Наша PR-стратегия во многом совпадает с целями и задачами Студии Олега Чулакова, прописанными в корпоративном учебнике агентства. Единственное, мы разделяем внутрикорпоративную коммуникацию, и PR, направленный во внешний мир. Внутрикорпоративная коммуникация в агентстве строится на поддержке и развитии нашей команды. Мы посещаем профильные мероприятия и конференции, но самое главное — используем участие в фестивалях как стимул для развития навыков и оценки своего креатива, а не для привлечения клиентов. Мы, как и многие агентства поняли, что это изначально неправильный подход. Сарафанное радио работает для этого значительно лучше, и мы благодарны нашим клиентам за поддержку в этом направлении. Внешний PR направлен на клиентов и коллег по отрасли. У нас накопился достаточный опыт в области брендинга, digital и графического дизайна, поэтому мы свободно даем комментарии на эти и смежные темы, а также готовим отдельные материалы для VC, Sostav, Cossa, «Новости маркетинга» и др., выступаем спикерами на профессиональных форумах и встречах АИА, недавно присоединились к АБКР и планируем тесно работать с коллегами. В этом году запускаем блог агентства на сайте, будем делиться не только кейсами, но и личным опытом работы с компаниями из разных отраслей, надеюсь, наш опыт будет полезен коллегам по цеху. Соцсети мы используем пока больше для внутренней коммуникации, но думаю, уже готовы больше показывать и рассказывать, как и чем живет наша команда. Автор: Олег Чулаков, Студия Олега Чулакова (Арт-директор) Оригинал: http://chulakov.ru/corporate-culture Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine