Как правильно настроить "Яндекс.Метрику" под свои нужды — опыт Aviasales
Бизнес-аналитик Aviasales Анна Лазуткина в колонке для «Нетологии» рассказала, почему и как стоит настраивать «Яндекс.Метрику» под нужды конкретного сайта.
Статей о пользе Google Analytics и «Яндекс.Метрики» написано немало. Обычный пользователь настраивает цели и следит за их конверсией в стандартных отчетах, не настраивая сервис под себя, хотя кастомизированные отчеты сильно упрощают и ускоряют работу с сервисом.
Сегодня я расскажу, как мы используем сводный отчет Яндекс.Метрики в наших продуктах: Aviasales и Hotellook. С появлением нового дизайна «Метрики» сводный отчет стал очень гибок и прост в настройке. По факту, на него можно вывести всю необходимую информацию и в один клик видеть полную картину происходящего.
Для начала посмотрим, что мы в принципе можем делать в «Яндекс.Метрике». Все виджеты в сводном отчете делятся на четыре типа: абсолютный показатель, круговая диаграмма, таблица и график. При этом в нашем распоряжении есть библиотека готовых виджетов и инструмент для создания кастомизированных графиков и диаграмм.
Теперь определим, какие показатели для нас важны. Поскольку деньги и сложную продуктовую аналитику мы считаем с помощью других инструментов, основной упор в «Яндекс.Метрике» мы делаем на главную страницу и поисковую форму: количество посетителей, источники трафика, конверсия. Причем какие-то из этих показателей интересны в абсолютных или относительных числах, а какие-то в динамике. Значит, нам пригодятся все варианты виджетов.
Базовый показатель для любого сайта — количество уникальных пользователей, поэтому мы начнем с него. Идем в галерею готовых виджетов и выбираем вкладку объем трафика. В данном случае нам важна динамика абсолютного значения этого показателя, поэтому мы направляемся в подраздел абсолютные значения, общий объем. Добавляем виджет. Готово.
Далее нас интересует доля новых пользователей. Чтобы добавить такой график, мы выбираем в этой же вкладке пункт «Проценты» и разделение «По характеристикам пользователей». Добавляем виджет и уже видим в сводном отчете динамику интереса к нашему сайту.
Cтроим воронку. В нашем случае у главной страницы одна основная цель: сконвертировать посетителя в поиск. Сначала настроим саму цель. Это можно сделать несколькими способами: поставить триггер на количество просмотренных страниц, отслеживать переход на определенную страницу, ловить какое-то событие или скомбинировать три предыдущих способа. В случае с Aviasales и Hotellook, конверсию посетителя в поиск мы считаем либо по переходу на страницу поиска, либо по возникновению события «нажатие на кнопку поиска».
Вернемся к сводному отчету. Конверсия по рассмотренной выше цели интересна нам в разрезе разных пользователей: нового и старого трафика, трафика, пришедшего с поисковых машин и напрямую. Проще всего пойти в библиотеку виджетов, добавить необходимое нам количество графиков конверсии по нашей цели, задать сегментацию каждому из этих графиков и переименовать их.
Предположим, нам интересна конверсия только по главной странице, без учета остальных страниц сайта:
Или сложнее, мы хотим видеть только конверсию прямых заходов на главную страницу:
Таким образом, любой из показателей мы можем сегментировать привычным способом, потому что из сводного отчета доступны те же сегменты, что и из любого другого. Помимо конверсии, в наш сводный отчет так же вынесена динамика посещений по различным типам трафика и показатели отказов.
Если же вы настраиваете «Яндекс.Метрику» для интернет-магазина, вы можете вывести всю воронку продаж: количество посетителей, конверсию в поиск товара, конверсию в добавление товара в корзину, конверсию в покупку. Так вы сразу на первой странице сможете отслеживать, какие точки вашего магазина являются его сильными, а какие слабыми местами.
Кроме конверсии на главной странице, нам интересно и качество входящего трафика. Здесь мы в первую очередь смотрим на глубину просмотра и среднее время, проведенное на сайте. Эти показатели интересны уже не только с точки зрения главной страницы, но и с точки зрения поисковой выдачи. Снова заходим в библиотеку виджетов, в разделе «качество трафика» выбираем динамику интересующих нас показателей и сегментируем нужным образом. Эти показатели будут представлены в виде чисел, а не графиков.
Помимо качества трафика, нас интересует и сам пользователь: его пол, возраст, интересы. Эта информация не меняется ежедневно в отличие от конверсии или объема траффика. Даже абсолютные значения здесь не так важны, как доля тех или иных людей в общем объеме. Поэтому данную информацию удобнее всего отобразить в виде круговой диаграммы. Снова обращаемся к помощи библиотеки виджетов и выбираем раздел «Объем трафика» в разрезе «по характеристикам пользователей».
В нашем распоряжении есть пол, возраст, география, тип используемого устройства. Помимо этого мы хотим видеть разделение наших пользователей по интересам. Это первый раз, когда нам приходится создавать виджет самим. Добавляем круговую диаграмму и заходим в ее настройки, где в качестве метрики выбираем посетителей, а в качестве группировки: «Аудитория» — «Категория интересов». Снова всего пара кликов и виджет готов.
Имея представление о пользователях, мы также хотим знать, как они к нам попали: через какую поисковую систему, по каким ключевым словам. С первой задачей снова легко справляется библиотека виджетов: объем трафика — по источникам — поисковые системы. Ключевых слов в библиотеке нет, но есть лайфхак: добавив еще один виджет с разделением трафика по поисковым системам и зайдя в его настройки, можно в один клик превратить его в виджет с поисковыми словами. Гораздо проще и быстрее, чем создавать новый.
Для полноты картины не хватает лишь понимания, какие технологии наиболее популярны среди наших пользователей. В Aviasales мы отслеживаем популярные операционные системы, браузеры и разрешения экранов. Это важные показатели для разработки дизайна и тестирования продукта, поэтому их следует иметь под рукой.
Снова прибегаем к лайфхаку и добавляем виджет из библиотеки: объем трафика по характеристикам посетителей — тип используемого устройства. В настройках корректируем группировку: в зависимости от специфики вашего сайта, вы можете проверить наличие flash или javascript или посмотреть самые популярные ОС и браузеры.
Во всем этом нет никакого rocket science. Настройка полноценного сводного отчета займет у вас не намного больше времени, чем чтение этого материала. Зато потом, зайдя на одну страницу, вы сможете ответить на 95% вопросов, с которыми ежедневно сталкиваетесь в работе: не просел ли какой-то канал, в какой точке мы стали терять посетителей, пользуются нами мужчины или женщины.
То огромное количество данных, которые сейчас скорее всего вы частично держите в голове, можно будет смело заменить на более полезную информацию, а за этими данными просто по необходимости обращаться в «Яндекс.Метрику».
Регистрируйтесь на воркшоп «Нетологии» по веб-аналитике. Старт 28 августа.
Полный текст статьи читайте на Нетология