Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде

Стать признанным экспертом в своей отрасли, улучшить благосостояние, получать удовольствие от работы и обрести независимость — помочь в исполнении каждого из этих желаний может образование.

Но если просто записаться на первый попавшийся курс или прочитать гору книг, скорее всего, достичь желаемого не удастся. Гораздо надёжнее грамотно построить личную образовательную траекторию.

Руководитель учебно-методического отдела Нетологии Мария Панкова рассказала, как проложить путь через тернии к звёздам и не сбиться с него.

Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде

Мария Панкова

Руководитель учебно-методического отдела Нетологии

Личная образовательная траектория — это персональный путь студента, который позволяет ему реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей обучения. Чтобы получить желаемый результат, нужно точно знать, из чего он слагается и чего хочешь на самом деле.

Самая важная часть обучения и первый этап разработки личной образовательной траектории — постановка цели. Чем правильнее человек сформулировал, зачем вообще ему всё это нужно, тем вернее он к ней придёт.

С целеполаганием помогут таймлайн карьерного развития и пирамида Дилтса. Разберёмся, как их сделать, а затем — как определить свой стиль обучения, чтобы прохождение выбранного курса могло привести к поставленной цели.

Нарисовать таймлайн карьерного развития

Рисование таймлайна, то есть временной шкалы, — классический инструмент целеполагания. Его можно сделать как на пару-тройку, так и на 10 лет. Последний вариант используется чаще всего.

Прежде чем рисовать временную шкалу, следует определить период планирования и конечную точку. Понять, «кем хочешь быть, когда вырастешь» может быть сложно, но это важный вопрос, которому стоит уделить внимание. Здесь можно сделать упражнение о профессии мечты: представить пару вариантов своей идеальной работы, расписав, что бы это было, в какой обстановке, кто окружает и как выглядит рабочий процесс.

Упражнение «Профессия моей мечты»

Какая профессия: копирайтер

Что меня окружает: работаю с ноутбуком дома или в любом удобном месте, могу даже на пляже в тени пальмы

Как выглядит рабочий процесс: работаю на фрилансе, поэтому у меня гибкий график, а ещё я сам выбираю клиентов и партнёров, благодаря чему чувствую себя свободно

Нужно постараться почувствовать себя в новой роли и прислушаться к ощущениям. Возможно, в ходе упражнения станет ясно, что одно занятие сопровождают страхи, а другое, наоборот, такое манящее, что хочется и дальше оставаться в этом состоянии. Если профессию мечты определить удалось, то можно использовать её как конечную точку в таймлайне.

Временную шкалу следует начинать с двух засечек: текущей точки и той, куда хочется прийти в итоге. Цель желательно ставить большую. Конечно, глобальные планы могут пугать своим масштабом, но потом мы декомпозируем — что снизит вероятное сопротивление.

Наметив конечную точку, идём с конца в начало. 10-летний план можно разбить на двухлетние этапы. И на каждом из них фиксировать, кто я здесь, что нужно сделать для достижения цели на текущем этапе, что уметь и какими навыками обладать.

То есть мы не просто пишем, что через n-количество лет хотим быть, например, продакт-менеджером, а разбиваем шаги до освоения необходимых навыков — когда и что нужно знать и уметь, чтобы овладеть профессией и уверенно чувствовать себя на рынке труда. Курсы Нетологии сразу проектируются на основе матрицы компетенций, но студенты других школ и платформ могут самостоятельно разобрать составляющие желанной профессии, ступая на образовательный путь.

Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде
10-летний таймлайн удобно разбивать на этапы по два года

В 10-летнем плане мы обязательно прописываем цель на первый год, а если общий план у нас более короткий, то фиксируем её на ближайшее время — месяц, два, три. Обратить внимание на обозримое будущее необходимо, потому что в историях про долгосрок мы можем упустить текущие проблемы и боли, а они могут серьёзно влиять на наши решения.

Например, через три года я хочу стать опытным методологом с заработной платой 120–150 тысяч рублей в месяц. Чтобы в заявленный период стать методологом уровня senior, примерно через два года мне нужно стать middle-специалистом в этой профессии.До этого нужно набраться опыта в качестве методиста, а значит, до позиции уверенного junior и стажёра мне необходимо пройти курс методиста. В среднем он длится шесть месяцев. Сейчас я записываюсь на курс, через полгода — или уже во время обучения — иду на стажировку и стажируюсь минимум три месяца, чтобы чувствовать себя уверенно.

После стажировки я могу устроиться на начальную позицию методиста. Через полгода повышаю свой скилл. Можно параллельно выйти на поле фриланса, чтобы наполнить портфолио разными проектами и расширить пул компетенций. Ещё через через полгода-год я уже становлюсь вполне себе middle-методистом и готов приступать к методологическим задачам и набираться опыта уже в этой стезе.

Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде
Краткий пример таймлайна для абитуриента-методиста, который хочет за три года вырасти в уверенного методолога

Такую схему проще всего строить из конечной точки, к чему в итоге нужно прийти. Однако, если мы ограничимся только метками на таймлайне, целеполагания может оказаться недостаточно. Поэтому лучше прописать цель развёрнуто, понимая, как ощущаешь себя в конечной точке, почему важен этот путь, какие ценности преследуешь. В этом может быть полезна пирамида Дилтса.

Построить пирамиду Дилтса

Роберт Дилтс считается экспертом по техникам нейролингвистического программирования. НЛП ругают за псевдонаучность, однако конкретно этот инструмент вполне применим для того, чтобы разобраться в сложном жизненном вопросе, в том числе «зачем мне учиться».

Пирамида Дилтса состоит из шести уровней:

  • «Окружение». Здесь определяем всё, что нас ежедневно окружает: место и условия жизни, имущество и предметы, которыми мы обладаем, людей, с которыми общаемся.
  • «Поведение». О наших действиях что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.
  • «Способности». О конкретных знаниях и навыках: например, умелая координация проектов, беглое чтение на китайском и тому подобное.
  • «Убеждения и ценности». Тут проясняем значимость пути и конечной точки.
  • «Идентичность». О том, кто я есть, как себя ощущаю, какое место занимаю в обществе.
  • «Миссия». На вершине пирамиды определяем, какую пользу несём миру, достигнув цели.

При целеполагании эта модель позволяет сформировать образ желанного будущего. Заполненная схема должна давать понимание, каким будет человек, когда достигнет своей цели. При этом прописывать ответы необходимо из будущей точки, но в настоящем времени, будто цель уже достигнута и чувства по этому поводу ясны.

Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде
При постановке цели пирамида Дилтса поможет упорядочить представления о себе в будущем

Рассмотрим пирамиду Дилтса на моём личном примере, который многим будет легко прикинуть на себя — получение водительского удостоверения. Так, на уровне «Окружение» можно написать, что я чувствую, когда уже получила права и веду собственный автомобиль. Какое авто мне принадлежит и как классно, что принадлежит оно только мне.

На уровне «Поведение» пишем, что едем отдыхать к морю — и вообще, важно, что я могу ездить куда и когда захочу, а другие ценят и уважают меня за это, воспринимают самостоятельной личностью.

На уровне «Способности» я точно знаю, что теперь умею, что круто ориентируюсь в правилах дорожного движения, а ещё у меня классно получается справляться со стрессовыми ситуациями во время движения. Важно погрузиться в эту атмосферу, своё состояние там. Тогда удастся прочувствовать, где кроется истинная цель.

Уровень «Ценности» — «мне важно чувствовать себя независимой, теперь я могу никого ни о чём не просить».

Следующий уровень предлагает задуматься, как я себя ощущаю. Тут хорошо помогает идентификация себя с человеком, на которого хочется равняться. Например, Шумахера или героиню из фильма, которая едет в кабриолете по серпантину к Лазурному берегу.

В примере с водительским удостоверением некоторые вопросы неприменимы. Здесь сложно рассуждать о вере и миссии. Вероятнее всего, для мира ценность моего навыка водить машину нулевая. В таких случаях последний уровень можно пропустить. То ли дело пример выше — у профессии методиста понятная социальная миссия: помогаешь людям лучше усваивать материал — меняешь их жизни.

Зато пример с правами показывает, что глубинный расклад может помочь добраться до истинной цели: как оказалось, лично мне прежде всего важно чувствовать себя независимой, а не получить права и купить машину.

Пирамиду Дилтса и все свои соображения по поводу каждого уровня я рекомендую фиксировать на бумаге или в цифровом блокноте. Удобно, когда план будущего нагляден и хранится под рукой. Ведь может понадобиться внести в него изменения, а свойство этой модели таково, что перемены на одном уровне влекут обновление соседних.

Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде курс

Цели: как ставить и достигать

Узнать больше

  • Научитесь определять свои ценности и на их основе формулировать цели
  • Узнаете, как разделять цели на задачи и выстраивать путь к их решению
  • Научитесь добиваться всего, что запланировали

Определить свой стиль обучения

После того как мы расписали глобальные цели, становится ясно, чему учиться — и что вскоре нам нужно приступить к обучению. Теперь нужно решить, на что следует ориентироваться, на какие флажки обращать внимание, по каким критериям выбирать курс.

Кстати, о выборе курса мы подробно рассказывали в статье «Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру» 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология