«Мы хотим вырасти в 10 раз за этот год» — интервью с техдиром RuStore о том, как запускали и каким станет российский «убийца Google Play»

В мае 2022 года VK запустила отечественный магазин приложений RuStore. Почему он до сих пор находится в стадии бета-версии (и чего не хватает для релиза), чем он лучше конкурентов, как в него привлекают разработчиков и в чём причины провала предшественника от Яндекса — об этом iXBT.com поговорил с технический директором RuStore Артемом Аниным.

Добрый день. Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы попали в VK, чем занимались ранее и какие задачи перед вами стоят в настоящий момент в рамках развития проекта RuStore?

До RuStore я работал в большом лайвстриминге, отвечал за модерацию и платежи — сегодня эти знания оказались очень полезны для работы со стором. Руковожу большими IT-командами давно, первый отдел возглавил 15 лет назад и постепенно двигаюсь к бизнес-управлению. 

В RuStore я вижу главной задачей — эффективность команды, сокращать time to market (время выхода на рынок — прим. iXBT.com), обеспечивать стабильность и безопасность сервиса. В целом, классические задачи CTO в большом проекте. 

RuStore привлек своей уникальностью — это однозначно знаковый проект. Сторов в мире не очень много, в отличие от количества приложений, например. Сегодня магазин приложений — проект, который очень востребован и это мотивирует. 

RuStore в настоящий момент все еще находится в состоянии Beta. Когда, по вашему мнению, можно будет увидеть релиз? Чего не хватает магазину приложений сегодня, чтобы получить финальную версию 1.0?

Один из последних этапов в нашем плане — запуск возможности размещать и покупать платные приложения. 

Но у нас впереди еще много задач и большие планы. Мы хотим вырасти в 10 раз по аудиторным показателям за этот год. При этом функциональность, которую мы будем добавлять, позволит пользователям проще получать доступ к контенту, в том числе платному, а разработчикам — облегчит загрузку в RuStore и продвижение. Мы хотим дать им полноценное сопровождение в плане безопасности, тестирования и управления конфигурациями.

Какие на сегодня показатели у RuStore?

С момента запуска в мае 2022 года RuStore стал самым востребованным российским магазином приложений: по данным Mediascope,  месячная аудитория стора в ноябре составила порядка 7 млн* пользователей. В RuStore уже представлены почти 90 из топ-100 самых популярных российских приложений и больше 4 000 других сервисов от 3 000 компаний-разработчиков. Еще мы регулярно измеряем узнаваемость и удовлетворенность пользователей и видим положительную динамику.

*Cross Web Mediascope, реализуемого на Android-only-подходе

Не секрет, что после возникновения сложностей с сервисами Google в России оперативно появились аналоги вроде NashStore и RuMarket. В чём принципиальное отличие между RuStore и этими решениями для пользователей и разработчиков?

Одно из наших важнейших преимуществ — это поддержка VK, других крупных IT-компаний и Минцифры. Например, VK накопила огромную экспертизу в маркетинге, разработке и других областях, мы можем обращаться к этому опыту и быстро его внедрять. А от Минцифры получаем информационную и законодательную поддержку.

Мы гонимся не только за количеством приложений в сторе, но и держим высокую планку безопасности, всегда делаем более подробные проверки, используем наработанные технологии других компаний. И, конечно, мы прислушиваемся к пользователям и опережаем их ожидания, функциональность магазина постоянно расширяется.

Как нейросеть Midjouney представляет себе российский магазин приложений для Android под названием RuStore (в запросе опечатки не было)

Как по вашему мнению, в чём была причина неуспеха Yandex.Store? Который начал своё развитие в период гораздо более спокойных внешнеполитических условий, но так и не стал сколь-либо популярным среди пользователей?

Возможно, к новому официальному стору пользователи оказались готовы только сейчас, им нужна новая площадка, где они могут продвигаться и монетизироваться. Только в прошлом году мы увидели спрос на такую площадку и со стороны паблишеров.

Изучали ли вы опыт коллег из AppGallery? Есть ли моменты, которые удалось учесть и не повторять в RuStore? Скажем, ряд пользователей жалуются на низкий уровень проверки приложений в AppGallery, в результате чего туда загружаются некачественные, а зачастую и фишинговые приложения.

Да, конечно. Мы хотим сделать безопасный стор, с качественными приложениями, которые соответствуют правилам. Мы уделяем большое внимание русскоязычной поддержке, продвигаем локальные платежи — это проще сделать внутри страны. Мы работаем с лидерами рынка, например, в сфере безопасности — это «Лаборатория Касперского». Все это позволяет нам быть более конкурентоспособными.

Насколько различаются требования, предъявляемые к разработчикам приложений, для представления своего продукта в магазине приложений в PlayMarket, AppGallery и RuStore? Насколько сложнее или проще попасть в RuStore, чем, скажем, в тот же PlayMarket?

Отличия минимальны. Но, как говорилось выше, мы стремимся сделать стор максимально безопасным для всех участников процесса. Главное, в чем мы хотим быть лучше, — это скорость модерации. Скорость обновления приложений позволяет привлекать новую аудиторию в RuStore.

Если у разработчика уже есть приложение, которое он распространяет, скажем, через Play Market, сложно ли его переработать под требования и формат RuStore?

Мы понимаем, что пользователь заходит не только в RuStore, обратная совместимость очень важна, и требования к приложениям у нас и в Play Market практически одинаковые. Мы ожидаем, что ключи приложений будут идентичны (это позволяет загружать приложение или игру в одном сторе, а обновлять в другом), мы выступаем за то чтобы пользователю было удобно. Также скоро мы начнем поддерживать AAB (формат дистрибутивов приложений для Android, более продвинутый, чем APK — прим. iXBT.com), и это сильно упростит жизнь разработчиков. А уже скоро приложения можно будет загружать через API сразу в несколько магазинов.

Насколько оперативно проходит модерация приложений? Как часто и по каким признакам отклоняется ПО? Возможно, уже были какие-то попытки взлома или обмана системы модерации?

Модерация по нашему плану должна занимать несколько часов, сейчас в среднем это 12 часов. Мы проверяем весь контент и иногда именно он не соответствует правилам, например, в названии используют слова «официальный» или «государственный», хотя такими не являются. Или в случае, если приложение может обращаться к доменам, которые не являются безопасными, или приложение запрашивает излишние разрешения на доступ, например, фонарик запрашивает доступ к звонкам. Мы отклоняем примерно каждое 15-е приложение из всех заявок. Но не блокируем разработчика, а даем ему возможность исправить все в соответствии с нашими правилами модерации, которые находятся в открытом доступе.

Сейчас мы готовимся к большему количеству загружаемых приложений и автоматизируем систему модерации, при этом качество должно остаться на самом высоком уровне. 

В мае RuStore отметит год работы на рынке. Какие технологии уже внедрены? С какими есть сложности или может быть чего-то не хватает и придется это создавать для стора?

Мы слышим от разработчиков, что RuStore становится таким же важным каналом распространения приложений, как PlayMarket или AppGallery, это добавляет сил — разработчики готовы с нами работать. За прошедшее время мы обкатали базовый процесс модерации и публикации приложений и их обновлений, добавили возможность совершать покупки и получать пуши, сделали геосервисы доступными любому паблишеру.

Многое еще предстоит сделать. В частности расширить аудиторию платежей и пушей, добавить поддержку работы RuStore на планшетах и ТВ-приставках и других устройствах, расширить API для паблишеров, опубликовать новые полезные инструменты поддержки публикации приложений.

Каковы перспективы и ожидаемые сроки появления в RuStore платных приложений, чтобы разработчики могли начать зарабатывать с сервисом? Планируется ли реализация приёма карт зарубежных банков? Возможно, есть планы по приёму в качестве оплаты иных способов, таких как электронные деньги или даже криптовалюты/стейблкоины?

Мы уже запустили возможность размещать и покупать платные приложения, а также добавили новые способы совершения платежей — СБП и оплату с мобильного телефона. Иностранные карты в планах есть, но пока мы прорабатываем этот вопрос с юридической службой. Криптовалюты — это интересно, но нам нужно быть уверенными, что это безопасно и легально для пользователей и разработчиков.

Есть ли перспективы появления в RuStore зарубежных приложений, которые пользователи магазина приложений ранее оплачивали через GooglePlay, а сейчас лишены этой возможности?

Да, конечно, мы делаем все, чтобы пользователь получал и привычное, и новое. Мы скоро представим необходимую документацию и функциональность для работы с зарубежными разработчиками. Мы открыты для сотрудничества.

Может ли разработчик-физическое лицо, не будучи ИП, загрузить своё приложение в RuStore? Есть ли разница в предъявляемых требованиях к единичным разработчикам и крупным компаниям?

Да, у нас есть две ветки разработчиков: юридические лица,  которые включают ИП и другие формы организации, и физические лица.

Пока некоторые опции доступны только юридическим лица, но мы стремимся к равным возможностям для всех разработчиков.

Почему технология пушей от RuStore будет востребована? Google не банит пуши для приложений, которые уже опубликованы.

Мы уже можем комбинировать доставку пушей через Google и RuStore и видим, что Delivery Rate (процент успешной доставки push-уведомлений — прим. iXBT.com) вырос по сравнению с использованием только FCM (Firebase Cloud Messaging, другая служба доставки push-уведомлений — прим. iXBT.com), то есть два канала дают большую эффективность. Прямо сейчас мы работаем над единым API, который позволит доставлять пуши через RuStore, через FCM и HMS (Huawei Mobile Services — прим. iXBT.com) одним запросом.

Работаете ли вы с производителями смартфонов? Не секрет, что некоторые производители Android-смартфонов дополнительно защищают своих пользователей и для установки приложений не из PlayMarket требуются дополнительные права или действия. Налаживаются ли какие-то отношения с RnD-командами вендоров для возможности большей интеграции RuStore в их системы и, как следствие, более простой установки приложений?

Да, такие переговоры ведутся, недавно принято изменение в закон о предустановках. Думаю, что скоро вы увидите на полках девайсы с предустановленным RuStore.

Как вы видите перспективы RuStore на горизонте 2023 года? Что можно ожидать разработчикам и простым пользователям?

Разработчики получат оптимальную загрузку при помощи бандлов. Очень важный для нас шаг — начать публиковать инструменты, которые накопила VK для собственных проектов. Хотим сделать их публичными.

В плане развития функциональности — это публикация нескольких версий под разное разрешение экрана и форматы, расширенные платежные инструменты, возможности для продвижения и монетизации, например, встраивания рекламы в приложения.

Полный текст статьи читайте на iXBT