Как обосновать эффективность затрат на инфраструктуру

14 Декабря 2021 10:0914 Дек 2021 10:09 |
Поделиться

Главными трендами в сфере оптимизации ИТ-инфраструктуры является мультиоблачность, переход к аренде PaaS-платформ и Low-code платформам, выстраиванию бизнес-процессов с помощью BPM-систем, роботизации не только рутинных, но интеллектуальных задач. О том, как оптимизировали затраты на инфраструктуру российские компании в прошедшем году, говорили участники организованной CNews Сonferences конференции «Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: делимся опытом».

страницы:

1 |   2 |  следующая

Облака и мультиоблака

«Облачный рынок в России достаточно зрелый, четко структурированный, спектр решений на нем постоянно растет. В следующем году его ждет серьезная проверка на прочность, — уверен Евгений Горохов, сооснователь M1Cloud, управляющий директор Stack Group. — Одной из ценностей это рынка является возможность быстро получить доступ к необходимой инфраструктуре. Сегодня во всем мире наблюдаются серьезные проблемы с поставкой оборудования, и облака должны помочь компаниям решать эту проблему».

Карта услуг M1Cloud

По данным исследования, проведенного компанией Stack Group, сегодня самыми востребованными являются услуги по аренде серверов, аварийному восстановлению, созданию удаленных рабочих мест и оказанию услуг информационной безопасности. Он согласен с предыдущими спикерами, что наиболее перспективной сегодня является гибридная облачная модель. Самые успешные компании правильно выстраивают для себя баланс между частным и арендованным облаком с учетом специфических потребностей бизнеса. Он пожелал участникам конференции скорее найти для себя такой баланс.

Использование публичного облака позволяет сократить затраты за счет оплаты только используемые ресурсы, возможности масштабирования в любую сторону на необходимое время и использования готовых наборов инструментов для построения сервисов и быстрого вывода их на рынок, напомнил Андрей Никитин, продуктовый менеджер, SberCloud. Он привел примеры сезонных и высоконагруженных мероприятий, проведение которых без использования облака было фактически невозможным.

Экономическая эффективность

В среднем при переходе в облако уровень утилизации ресурсов увеличивается на 30%. При этом и крупные, и небольшие компании получают доступ к одним и тем же сервисам. По словам Андрея Никитина, компании SberCloud удается сохранять конкурентоспособные цены благодаря экономии на масштабе. Надежность облака обеспечивается наличием трех независимых ЦОДов.

Максим Черников, руководитель группы поддержки ИТ-инфраструктуры, «Ителла», рассказал о том, как компания переходила на облачную инфраструктуру. Это было связано с необходимостью оптимизации ИТ-затрат и повышения качества услуг. Теперь «Ителла» использует мультиоблачное решение. Благодаря миграции экономия на ФОТ достигла более ₽2,5 млн в год, а на поддержке инфраструктуры — более ₽5 млн. Количество инцидентов после внедрения облачных решений снизилось на 17%, а SLA вырос до 99,98%. Компания получила возможность в течение 30 мин развернуть готовую тестовую среду под каждого клиента.

Кроме того, была развернута централизованно управляемая Wi-Fi сеть из 270 точек на базе HPE Aruba. Запуск решения произошел без остановки производства. Площадь покрытия увеличилась на 20%, при этом качество связи заметно возросло, доступность сервисов увеличилась. Благодаря внедрению инноваций «Ителла» ежегодно экономит около ₽9 млн.

Все компании никогда не уйдут в публичное облако, напомнил Павел Кутаков, архитектор облачных решений, Huawei. Для них компания предлагает технологию создания частного облака на базе Huawei Cloud Stack. «Стандартизированный подход к созданию частного облака позволяет крупным компаниям, которые решили создать экосистему или объединить разрозненные ресурсы, сократить затраты на эксплуатацию, контролировать расход ресурсов, получить единую консоль управления», — говорит Павел Кутаков.

Готовые сервисы Huawei Cloud Stack

На платформе содержится более 40 готовых сервисов, в том числе сервисы по работе с большими данными. Это кластер для обработки больших данных, производительное и экономное корпоративное хранилище данных, мощная графовая СУБД, «бессерверный» Hadoop, контейнеры на базе Open-Source Kubernetes. В состав платформы также входят платформа интеграции, единый центр мониторинга и т.д. «По сути, это кусочек публичного облака в частном ЦОДе», — говорит Павел Кутаков.

Классика или новинки, проприетарное или свободное

«Инфраструктура очень консервативна. Бизнес-сервисы, которые внедряют заказчики, зачастую не подходят к текущим реалиям. Более того, приходится поддерживать устаревшие решения, хранить множество данных, как того требует законодательство. В результате в любой компании образуется смесь современных и устаревших технологий, — начал свое выступление Евгений Пухов, технический консультант, Commvault. — Все проблемы, как правило, возникают именно на стыке технологий».

По его словам, все новые решения, как правило содержат баги, на устранение которых требуется время. Часто, в погоне за быстрыми сроками вывода сервиса в продуктив, эти баги полностью не лечатся и остаются надолго. Поэтому для базовых инфраструктурных сервисов лучше подойдет проверенное временем решение. Евгений Пухов предупредил, что сейчас создавать программное обеспечение с красивым интерфейсом может практически любой, но в процессе его интеграции с имеющимися системами у заказчика могут возникнуть серьезные проблемы.

Еще одна проблема — использование проприетарных и open-source технологий. Сейчас революцию в виртуализации делают open-source решения, поэтому все продукты должны быть адаптированы для работы с ними, уверен Евгений Пухов. Он также обратил внимание участников онлайн-конференции на необходимость разделения ролей администраторов разных уровней как дополнительную гарантию безопасности.

Лучший способ защиты данных

При использовании облачных инфраструктур надо отдавать себе отчет в существовании геополитических рисков или риска того, что в какой-то момент придется переносить свои данные в другое облако. Евгений Пухов рекомендовал или использовать мультиклауд, или организовать резервирование в частном облаке. По его словам, Commvault поддерживает любые сценарии. «Единая независимая система защиты данных — это путь к снижению рисков за счет сквозного контроля SLA», — говорит Евгений Пухов.

Исторически для решения бизнес-задач, связанных с управлением крупным предприятием, используются многопроцессорные системы HPЕ, Oracle, Bull, IBM, NEC, Fujitsu, Huawei. В 2017 г. была представлена новая технология, которая позволяет создавать легко масштабируемые многопроцессорные комплексы из стандартных вычислительных и сетевых компонентов. Такие системы обладают уникальными характеристиками, недостижимыми при использовании традиционных подходов (до 64 и более ТБ оперативной памяти, до 256 процессоров, и состоящих из набора 2/4 процессорных серверов стандартной архитектуры). Система полностью совместима с ОС и функциональным ПО ведущих мировых производителей, таких как Red Hat, SUSE, Ubuntu, SAP, Oracle DB, Oracle Hyperion, MS-SQL и другими.

Использование технологии обратной виртуализации позволяет снижать капитальные (на 40–60%) и операционные (до 50%) затраты на создание вычислительных инфраструктур, построить In-Memory системы с ранее недостижимым объемом памяти, добиться практически неограниченного уровня масштабирования по памяти, процессорам и вводу/выводу и т.д.

Ускорение бизнеса с использованием ПОС BCC

Виталий Кузьмичев, технический директор продукта AB Data Systems компании BCC, рассказал о возможностях, которые предлагает его компания. Среди них упрощенное обслуживание, полностью обновленный WaveRunner, установка за минуты и удобная настройка узлов, улучшение отслеживания ошибок и журналирования, упрощение сетевой конфигурации и многое другое. По словам эксперта, на примере Bank of Canada, использование решения BCC позволяет за 5 дет сэкономить $30 млн. В России все производители отечественного оборудования ориентируются на технологии BCC.

Как рассчитать эффективность

«Под оптимизацией чаще всего понимают сокращение затрат. Однако цифровизация требует денег», — отмечает Дмитрий Юдин, директор по развитию бизнеса Oracle в России и СНГ. Например, о преимуществах облачных решений сказано уже достаточно, однако подсчитать, какой экономический эффект это принесет организации, непросто. Поэтому многие компании до сих пор, оценивая затраты на облака, считают, что им это не по карману. Между тем, цены на облачные услуги сейчас очень низкие, уверен Дмитрий Юдин.

Еще одна тенденция — роботизация непосредственно функций ИТ: это системы управления контейнерами, самостоятельная разработка приложений бизнес-пользователями. И третья тенденция — переход к гибридным моделям и программно-аппаратным комплексам, которые работают по сервисной модели, например, базам данных как сервису. Облачные решения Oracle позволяют существенно сократить стоимость услуг поддержки.

На конференции было озвучено несколько подходов к оценке эффективности ИТ-проектов. Так, после объединения в 2018 г. трех крупных НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ электроэнергетики и НПФ РГС в единый НПФ «Открытие» в компании остро стоял вопрос оптимизации ИТ-инфраструктуры и затрат на нее. «На тот момент отсутствовала нужная детализация данных об ИТ-активах и ИТ-услугах в бухгалтерском учете, — вспоминает Алексей Беляев, директор департамента ИТ, НПФ «Открытие». — При взаимодействии с бизнесом часто поднимался вопрос об обосновании затрат на ИТ». Надо было четко понимать не только общую сумму ИТ-затрат, но их распределение по разным подсистемам.

Практики ITAM внедрялись в три этапа. На первом этапе была внедрена система управления ИТ-активами. В результате время на поиск данных об ИТ-оборудовании сократилось в 3 раза, требования к нему были стандартизированы. Также удалось выявить дублирующие объекты инфраструктуры и лишние договоры поддержки.

Управление ИТ-активами

На втором этапе была реализована аллокация затрат и разработана финансово-ресурсная модель для 10 ключевых и 6 вспомогательных информационных систем. Теперь отчеты о стоимости владения ими обновляются ежемесячно, а данные об имеющихся резервах доступны в виде дашбордов. Третий этап позволил наладить управление программными ИТ-активами: выявить избыточные лицензии и дублирующие договоры поддержки.

Заменит ли ИИ человеческую эмпатию в контакт-центрах?

Искусственный интеллект

Тема экономической эффективности перехода в облако была затронута и в выступлении Станислава Дружинина, руководителя управления эксплуатации, ГСК «Югория». В 2018 г. компании надо было создать новую инфраструктуру учета и продаж, обеспечив при этом высокий уровень надежности и доступности, соответствие требованиям регулятора и т.д. Результаты расчетов показали, что создание собственной учетной инфраструктуры на 8 лет обойдется в ₽36,5 млн, а аренда в облаке за это же время будет стоить ₽107 млн.

Экономика создания инфраструктуры учета

Однако если использовать итерационный подход к определению стоимости владения, картина совершенно иная, подчеркнул Станислав Дружинин. При классическом подходе к созданию собственной инфраструктуры необходимы существенные единоразовые затраты, поскольку придется закупать мощности с учетом возможности дальнейшего расширения, и отказать от излишков уже не будет возможности. В облаке к масштабированию можно подходить более гибко и наращивать ресурсы по мере надобности, а также сократить затраты на специалистов по сопровождению. В таком случае на горизонте 3 лет использование облака окажется выгоднее.

При этом, Cloud не панацея. Остаются риски информационной безопасности, отказоустойчивости, доступности, сохранности информации, с которыми нужно работать. А при отсутствии модели Pay as you Go (PAYU) нужно четко контролировать утилизацию, так как легкая доступность приводит к увеличению запросов от разработчиков, соответственно лишних объемов потребления и стоимости.

Где взять специалистов

Олег Лебедев, руководитель отдела развития оператора-интегратора «ОБИТ», затронул больную для многих тему кадрового голода в отрасли. Бизнес требует быстрого внедрения цифровых решений, что приводит к росту нагрузки на ИТ-инфраструктуру и ИТ-специалистов. При этом кадров на рынке не хватает, их стоимость постоянно растет. Работодатель вынужден идти на всевозможные уступки. «Сегодня ИТ-шники предпочитают работать из дома и совсем не ездить в офис», — приводит пример Олег Лебедев. Уже имеющиеся в распоряжении компании ИТ-специалисты, как правило, перегружены рутиной и не имеют возможности включиться в решение новых задач.

Самый распространенный подход к решению проблемы — обучение сотрудников. Однако в такой ситуации бизнес может превратиться в кузницу кадров для рынка труда. Второй вариант — стать ИТ-компанией и конкурировать за ИТ-специалистов наравне с крупными игроками ИТ-рынка. По мнению спикера, это дорого и трудно исполнимо.

Наиболее оптимальным вариантом Олег Лебедев считает использование ИТ-аутсорсинга полного цикла от инфраструктуры до бизнес-процессов. Эта модель значительно эффективнее других с экономической точки зрения и гарантирует заявленный в SLA результат. Кроме того, передавая часть функций на ИТ-аутсорсинг, бизнес всерьез задумывается об ИБ, а это очень полезно в сегодняшней ситуации. И, самое главное, ИТ-аутсорсинг позволяет разгрузить существующие ИТ-ресурсы от рутинных задач и дать им возможность заняться важными для развития бизнеса проектами.

Возможности «ОБИТ» как ИТ-партнера

По мнению Олега Лебедева, интеграторы и узкоспециализированные ИТ-компании не смогут стать хорошими поставщиками аутсорсинговых услуг. Нужны компании, бизнес которых изначально построен в расчете на поддержку длительных взаимоотношений с клиентами, например, бывшие операторы связи.

Еще недавно практически все ИТ-проекты в «ВТБ Лизинг» реализовывались силами аутсорсеров на основании длительных контрактов. Однако для быстрого создания новых сервисов такая модель не подходила. Кроме того, компанию беспокоил рост зависимости от ИТ-подрядчиков. В 2018 г. «ВТБ Лизинг» решил создать собственное ИТ-подразделение и перевести часть подрядчиков на оплату за время, затраченное их специалистами на выполнение работ. Первые же шаги в этом направлении показали, что развитие собственных компетенций очень выгодно.

В последующие годы процесс продолжился. «Мы поняли, что кросс-функциональные команды, сконцентрированные на конкретном продукте, работают значительно эффективнее, — говорит Константин Морозов, руководитель управления развития информационных систем, «ВТБ Лизинг». — Что сплотить эти команды мы начали развивать Agile». Был проведен пилот, в результате было принято решение распространить этот опыт на все проекты.

Сегодня в «ВТБ Лизинг» параллельно реализуется около 60 ИТ-проектов. В ИТ-подразделении работает около 100 штатных ИТ-специалистов и задействовано около 190 специалистов подрядчиков. Благодаря переходу на Agile среднее время вывода продуктов на рынок сократилось на 59%, команды стали относиться к системам, как к «своим», и усердно вычищать все дефекты. Как результат — потребительская лояльность выросла до 8,36 (из 10 возможных).

Факторы, влияющие на долю собственной разработки

«ВТБ Лизинг» планирует и дальше развивать кросс-функциональные команды, переводить подрядчиков на модель Time&Materials и развивать Agile. Стратегические проекты будут передаваться собственным специалистам. Доля собственной разработки должна достигнуть минимум 30%, а в перспективе вырасти до 50%.

Как потратить меньше и не потерять в качестве

При внедрении ИТ-решений основное внимание, как правило, приковано к процессу его проектирования, разработки и внедрения, а эксплуатации уделяется недостаточно внимания, считает Андрей Минаев, менеджер по инфраструктуре и информационной безопасности, «Фольксваген Груп Рус». В компании довольно большой собственный ИТ-штат, кроме того, активно используется аутсорсинг.

Раньше сотрудничество с аутсорсерами было организовано довольно стандартно. Пользователь обращался в Service Desk, там проводилась первичная диагностика, а затем запрос уходил исполнителю, который отвечает за эту систему. При этом у исполнителя запрос регистрировался заново, а значит он опять проводил диагностику. «Фольксваген Груп Рус» перевел всех подрядчиков на работу в единой Service Desk, что позволило избежать дублирования: теперь диагностика проводится только один раз. «Однако такую схему работы надо заранее прописывать в договоре, — говорит Андрей Минаев. — У подрядчиков, как правило, есть собственный Service Desk, и работать в системе заказчика они не хотят».

Еще одна возможность оптимизации — сокращение времени между обнаружением сбоя и поступлением информации в службу техподдержки. Это можно сделать, используя систему мониторинга, которая будет отправлять уведомление не на первую линию, а непосредственно специалисту. В качестве проактивной меры поддержки полезно применять аналитические сервисы, которые оценят производительность системы и помогут избежать проблем в будущем.

«Любой бизнес хочет иметь надежную инфраструктуру и при этом тратить на нее как можно меньше. При этом многие представители бизнеса до сих пор живут в мире, где компании хватало одного сервера для покрытия всех ее потребностей», — говорит Руслан Верещагин, CIO, S7 Group. Однако сегодня сложность инфраструктуры существенно выросла. В числе основных задач ИТ-службы S7 Group — создание централизованной системы управления, обеспечение управляемой масштабируемости, мониторинг качества каналов связи, приоритизация бизнес-критичных сервисов, приложений и реализация DR-решений при отказе ЦОД.

В компании завершилась миграция традиционных сетей на SD WAN-решение на базе технологий Cisco. На внедрение ушло чуть меньше года. В результате в S7 создана полностью управляемая корпоративная сеть, все каналы связи постоянно мониторятся, в ключевых точках реализовано резервирование в 3 провайдерах, в локальных — в 2 провайдерах.

Кроме того, в S7 собственными силами создали систему Disruption management system, которая позволяет при помощи искусственного интеллекта оценить оптимальную загрузку самолета. С 2017 г. у компании имеется собственная облачная платформа EPaaS. На сегодняшний день начать ей пользоваться можно в течение часа после формирования запроса. На платформе содержится 150 продуктов, 700 сервисов, подключено 290 баз данных. В хранилищах находится 300 ТБ данных, ежедневно с бортов поступает 50 ГБ данных.

«Экспериментируйте, следите за трендами — это позволит оставаться на плаву. Дорожите стратегическими партнерами, сотрудниками. Определяйте ключевые критерии успеха и считайте деньги!» — посоветовал Руслан Верещагин участникам конференции.

страницы:

1 |   2 |  следующая

Наталья Рудычева

Полный текст статьи читайте на CNews