Как облако DataFort (ГК «ВымпелКом») помогло достичь АО «Новосибирскэнергосбыт» стопроцентного уровня цифровизации

08 Июля 2022 09:4708 Июл 2022 09:47 |
Поделиться

Еще десять лет назад к облачным технологиям порой относились с опаской, а сегодня они являются драйвером развития многих отраслей — от финансов до производства. И, казалось бы, весьма консервативная сфера жилищно-коммунального хозяйства тоже не стала исключением.

АО «Новосибирскэнергосбыт» взаимодействует со своими клиентами при помощи цифровых сервисов. Это стало возможным благодаря стратегии цифровизации, которую компания реализует с 2018 г. Рассказываем, как переход в облако позволил увеличить темпы трансформации предприятия и сократить расходы на ИТ.

О компании

АО «Новосибирскэнергосбыт» является единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. Предприятие отвечает за электроснабжение клиентов, покупая электроэнергию на оптовом рынке, регулируя поставку электроэнергии через договорные отношения с сетевыми организациями.

Сегодня клиентами предприятия являются более 1,3 млн физических и 33 тыс. юридических лиц. Компания постоянно работает над созданием современных удобных цифровых сервисов. Используя дистанционные каналы обслуживания, все клиенты компании могут производить оплату услуг и решать все возникающие вопросы без посещения офисов:

  • В мобильном приложении «Платосфера» можно отсканировать и передать показания счетчиков, произвести оплату жилищно-коммунальных услуг и задать интересующие вопросы в чате. Поиск услуг осуществляется по адресу. В приложении есть возможность оплачивать услуги по нескольким адресам, что позволяет пользователям контролировать все начисления, оплатить ЖКХ за близких и экономить время.
  • В личном кабинете для физических лиц можно запросить детализацию счета, переоформить лицевой счет, получить справку об отсутствии задолженности, заказать замену электросчетчика, узнать о начислениях и платежах за электроэнергию.
  • В личном кабинете для юридических лиц есть возможность передать показания, провести оплату банковской картой, увидеть начисления и задолженность, просмотреть документы, в том числе по электронному документообороту, направить обращение.
  • На сайте публикуются актуальные новости, информация о продуктах, услугах, акциях.
  • Виртуальный помощник в контакт-центре позволяет получить ответы на вопросы, не дожидаясь оператора.

«Новосибирскэнергосбыт» на протяжении долгого времени остается лидером отраслевого рейтинга «Сбытовые компании: эффективность на рынке» ассоциации НП Совет рынка: компания уже 10 лет (2012–2022 гг.) бессменно занимает первое место.

Цифровизация в действии

До миграции в «облака» «Новосибирскэнергосбыт» использовал собственные вычислительные мощности, расположенные в офисах компании. Вычислительные ресурсы использовались для размещения бизнес-приложений, биллинговых систем и решения других ИТ-задач компании.

В 2018 г. перед компанией встала задача по созданию цифрового энергосбыта: до 2021 г. предприятие должно было перевести обслуживание всех клиентов в онлайн-формат. Такое существенное изменение бизнес-процессов не могло не затронуть ИТ: для достижения поставленной цели «Новосибирскэнергосбыту» потребовалось не только усовершенствовать уже используемые системы, но и внедрить новые.

Однако по мере реализации стратегии имеющихся вычислительных ресурсов стало постепенно не хватать. Из-за того, что количество цифровых сервисов существенно возросло и изменился формат предоставления сервисов на 24/7, возникла потребность в модернизации вычислительных мощностей, систем жизнеобеспечения серверных комнат, а также в реорганизации ИТ-службы.

Проведя анализ вариантов модернизации ИТ-инфраструктуры, «Новосибирскэнергосбыт» решил отказаться от наращивания капитальных расходов в оборудование и строительство собственных дата-центров — так начался путь компании в облако.

Выбор ЦОД

Первый опыт использования инфраструктуры как сервис (IaaS) компания имела еще в 2020 г. На начальном этапе вычислительные мощности использовались как дополнение к существующим ЦОД.

В 2021 г. ИТ-департаментом компании была разработана целевая архитектура, позволяющая обеспечить повышение надежности ИТ-инфраструктуры и достижения показателя доступности на уровне 99.982%, а также план по ее внедрению. Проект модернизации был успешно защищен на Совете Директоров компании и начал реализовываться в середине 2021 г.

Первым шагом был поиск подходящих ИТ-площадок на территории Новосибирской области, соответствующих уровню Tier III. В рамках конкурса было выбрано два дата-центра, территориально расположенных на оптимальном для обеспечения катастрофоустойчивости расстоянии. Одним из них стал ЦОД от DataFort.

Как и в случае с собственными дата-центрами, одна из провайдерских площадок играла роль резервной. Однако, чтобы сократить простой ИТ-мощностей до минимально возможного и повысить уровень утилизации оборудования, нагрузка между дата-центрами была распределена примерно таким же образом, как это было сделано ранее в собственных ЦОД.

Миграция в облако

Объединенная команда «Билайн бизнес» и DataFort принимала непосредственное участие в работах по миграции сервисов «Новосибирскэнергосбыт». Специалисты взяли на себя разработку плана и все работы по переносу данных.

Команда без остановки бизнес-процессов перенесла сервисы компании с четырех ранее использовавшихся площадок:

  • два собственных дата-центра «Новосибирскэнергосбыт»;
  • ЦОД в Новосибирске и в Москве, используемые ранее.

Процесс осложнялся тем, что ранее ИТ-инфраструктура «Новосибирскэнергосбыт» была построена на базе традиционных решений виртуализации и нескольких версий «экзотического» Proxmox. Несмотря на это, миграция была проведена в оптимальные сроки. Весь процесс занял чуть менее полугода — с декабря 2021-го по май 2022 г., причем активная фаза была завершена еще в марте. Для пользователей сервисов компании миграция прошла совершенно незаметно, без остановки работы ИТ-систем.

Миграция коснулась всех продуктивных сервисов, а также части сред для тестирования и разработки (около 30%), для которых оптимальным было размещение в непосредственной близости с продакшном. Кроме того, «Новосибирскэнергосбыт» продолжил утилизировать ресурсы собственных дата-центров: там все еще размещаются test- и dev-среды, а также хранятся резервные копии систем.

Жизнь в облаке

Сейчас для размещения ИТ-систем в дата-центре DataFort «Новосибирскэнергосбыт» использует физические серверы и виртуальные ресурсы в аттестованном по 152-ФЗ контуре. Для обеспечения высокого уровня сохранности данных был подключен сервис резервного копирования на базе одного из ведущих вендоров.

Преимущества, которые получил «Новосибирскэнергосбыт» после миграции в облако провайдера

Высокая доступность сервиса 24/7

Новый подход к организации ИТ позволяет предприятию обеспечивать высокую доступность онлайн-сервисов для своих клиентов. «Новосибирскэнергосбыт» может оперативно масштабировать ресурсы и сохранить стабильность работы каналов обслуживания даже при пиковых нагрузках, которые характерны для периодов передачи показаний (23–25 числа каждого месяца) и оплаты услуг (1–10 числа каждого месяца).

Снижение time-to-market

Для разработки цифровых продуктов «Новосибирскэнергосбыт» активно использует современные методологии и решения, такие как DevOps, Kubernetes и другие. Облако позволяет совместно с подрядчиками компании работать над проектами и быстрее выводить новые решения на рынок.

Перевод CAPEX в OPEX

Миграция ключевых систем «Новосибирскэнергосбыт» на площадку провайдера позволила отказаться от капитальных затрат на покупку и модернизацию собственного ИТ-оборудования и собственных дата-центров, оплачивая вычислительные ресурсы по факту использования.

Everything-as-a-Service

«Компания старается получать максимальное число требуемых ИТ-услуг по сервисной модели. С 2019 г. на эту модель были переведены сервисы внутренних коммуникаций, такие как электронная почта, системы видеоконференций и совместной работы, телефония и, с недавнего времени, в формате as-a-Service «Новосибирскэнергосбыт» подключил услуги контакт-центра. Такой подход позволяет предприятию сосредоточиться на стратегических задачах бизнеса и сконцентрировать усилия внутренних ИТ-специалистов на развитие уникальных компетенций, которые невозможно получить на внешнем рынке.

В формате «все как услуга» сервисы компании имеют ряд возможностей, в использовании которых клиенты заинтересованы больше всего. Они интуитивно понятны, привлекательны и просты в использовании для любой аудитории. Проявляя понимание забот и тревог каждого клиента, используя в маркетинге симпатию к ним, «Новосибирскэнергосбыт» быстро масштабируется и позволяет всем конечным пользователям применять в своей повседневной жизни сервисы компании и становиться более лояльными к ней», — комментирует проект директор корпоративного бизнеса региона Восток Олег Бирюков, компания билайн.

«Несмотря на то, что жилищно-коммунальный комплекс — давно сложившаяся, сложная и достаточно консервативная сфера, тренд на digital-трансформацию не обошел ее стороной. Облачные сервисы, безусловно, сегодня выступают драйвером трансформации и развития этой отрасли. Однако куда более важную роль играет открытость компаний из сферы ЖКХ к современным технологиям. Достичь высокого уровня цифровизации «Новосибирскэнергосбыт» смог не только благодаря облакам. Открытость компании к cloud-решениям и ее стремление заботиться о своих клиентах помогли ей успешно реализовать стратегию цифровой трансформации. Мы рады, что «Новосибирскэнергосбыт», полагаясь на экспертизу и решения DataFort, сможет оперативно выводить на рынок современные цифровые продукты и предлагать их своим клиентам», — добавила Алина Куракина, генеральный директор компании DataFort.

Полный текст статьи читайте на CNews