Как мы объединили БД и обогатили Bitrix24 для B2B продаж
Заказчик2 крупных федеральных интернет-магазинаЗадачаСоздать единую клиентскую базу юридических лиц (в Bitrix24) и обогатить ее данными из двух существующих баз данных (БД) интернет-магазинов для последующих продаж
Известно, что CRM-система облегчает работу менеджеров по продажам, а CRM-система, в которой накоплены данные о продажах юридическим лицам за несколько лет — рабочий инструмент в руках грамотного менеджера.
Сегодня с нашим CTO Владом Тимофеевым расскажем как мы обогатили данными CRM-систему Bitrix24 и помогли продавать в сегменте B2B.
О заказчике: 2 федеральных интернет-магазина, в которых независимо друг от друга велась клиентская база юридических лиц с накопленными данными за весь период работы.
Ключевая задача: создать единую клиентскую базу юридических лиц (в Bitrix24) и обогатить ее данными из двух существующих баз данных (БД) интернет-магазинов для последующих продаж.
Для этого нужно:
- получить необходимый набор данных
- превратить их в сущности CRM Bitrix24, чтобы менеджеры смогли использовать их как для будущих сделок, так и для анализа за прошедший период
Для удобств назовем интернет-магазины А и В.
Для прозрачности работы — составили пошаговый план, в котором отразили важные этапы проекта.
Шаг 1. Формирование идеального результата.
Шаг 2. Сбор информации. Погружение в инфраструктуру.
Шаг 3. Проектирование
Шаг 4. Выгрузка данных: извлечение, преобразование, загрузка
Шаг 5. Тестирование и отладка
Шаг 6. Ввод в эксплуатацию
Теперь подробнее о каждом шаге.
Шаг 1. Формирование идеального результата
Собираем информацию, что хотим видеть в CRM, какие сущности, и какие свойства у них должны быть заполнены. Какие требования необходимо применить к проверке данных. То есть формируем идеальный результат наших действий.
В Bitrix24 выделили три сущности, с которыми будем работать:
- компания
- контакт
Компании — сущность, которая содержит информацию по юридическому лицу, организационно-правовую форму, реквизиты, банковский реквизиты.
Контакт — сущность, представляет карточку с информаций о контактом лице в конкретной компании, т.е. менеджера по закупкам в компании. Контакт привязывается к компании.
Определили бизнес-требования для CRM Bitrix24:
- выгружаются только действующие компании
- нет дублей компаний
Шаг 2. Сбор информации. Погружение в инфраструктуру.
На этом этапе предстояло ответить на следующие вопросы:
- кто может помочь со стороны интернет-магазинов интегрироваться
- как будет происходит обмен данных
- потребуется ли доработки со стороны интернет-магазинов
- какой стек технологий потребуется
- как оперативно мы должны и можем (технические возможности) получать данные
- как организовать работу, для реализации задачи несколькими разработчиками, чтобы ускорить разработку и не увеличивать затраты бизнеса
Для полного представления об инфраструктуре мы встретились с каждым представителем интернет-магазина и обсудили важные детали:
- как забирать данные для каждой сущности
- в каком формате
- как оперативно
Определили технические ограничения: какие данные сможем получить и в каком виде. Также нам передали документацию по структуре данных юридических лиц.
В итоге мы получили полное представление об инфраструктуре обоих интернет магазинов и всю необходимую информацию. Можно приступать к написанию конструкторской документации (КД).
Шаг 3. Проектирование
В конструкторской документации (КД) мы описали
- способы интеграции
- режимы работы выгрузки
- способы валидации компаний
- как «сырые» данные преобразовывать в сущности CRM
Команда QA описала тест-кейсы. После согласования КД со всеми заинтересованными в ней участниками, техлид приступил к написанию спецификации.
Итогом третьего шага стало:
- согласованная конструкторская документация;
- согласованная спецификация;
- согласованные тест-кейсы;
- декомпозиция задачи;
- спланированные спринты
Шаг 4. Выгрузка данных: извлечение, преобразование, загрузка
О том, как выгружали данные, плюс немного технических моментов.
Механизм
Для решения задачи необходимо реализовать два режима выгрузки данных:
- полная выгрузка данных — выгрузить данные за текущий и предыдущий годы;
- получение обновлений — мы периодически должны получать данные о новых компаниях из интернет-магазинов.
Объем данных:
В интернет магазине А — 75 000 контактов, 53 000 компаний
В интернет магазине В — 600 000 контактов, 125 000 компаний
За основу реализации взяли процесс ETL.
ETL — аббревиатура Extract. Transform. Load. Дословно — Извлечение. Преобразование.Загрузка.
Extract — Извлечение
На данном шаге мы должны реализовать интеграцию с интернет-магазинами для получение «сырых» данных. Важно понимать, что «сырые» они только для новой CRM, в то время как для интернет-магазина это полноценный объем данных в его базе.
Интернет-магазин А предоставил реплику базы данных (БД), на этапе выгрузки мы забирали пачку данных, обрабатывали её и сохраняли. Для получения обновлений реализовали запуск скрипта раз в сутки с фильтрацией по дате обновления для постоянного обогащения CRM Bitrix24.
Интернет-магазин B предоставил топик в kafka, откуда мы получали обновление в realtime, а для полной выгрузки нам передали json-файлы.
Итого мы реализовали три метода получения данных:
- база данных (mysql);
- kafka;
- файлы
Transform — Преобразование
Теперь важно реализовать очистку и преобразование данных для будущих сущностей, чтобы они соответствовали потребностям бизнес-модели:
- удаляли компании, которые приходили без ИНН
- преобразовали кодировку Windows-1251 в UTF-8
- преобразовали номера телефонов контактов в общий формат данных
- удаляли лишние пробелы из текстовых полей
Отдельным блоком выделили валидацию компаний (нужны только действующие компании). Для реализации этого требования воспользовались сервисом ЕГРЮЛ, для получения данных о компании. Bitrix24 имеет готовый модуль «из коробки» для получения сведений из ЕГРЮЛ по ИНН.
Но данные приходили «сырые», мы должны были убедиться, что ИНН валидный перед тем, как сделать запрос в ЕГРЮЛ. Такой запрос стоил времени, на него уходило 0,4 сек, что уменьшало скорость обработки выгрузки.
Для ИНН реализовали стандартную проверку на длину и символы: ИНН должен состоять из 10 или 12 цифр. А также реализовали проверку контрольных чисел: проверка, которая определяет корректность номера ИНН с помощью математической формулы. Данная формула — унифицированная для всех ИНН.
По итогам проверки: в ЕГРЮЛ отправляются вопросы только с валидным ИНН, что сократило время выполнения скриптов на 30–40%.
Load — Загрузка
Теперь мы получили очищенные данные, и сохранили их в БД как сущности CRM:
- компании
- контакты
Данный шаг был одинаковым для 3 источников (БД, kafka, файлы) На этапе написания спецификации мы учли, что данный этап в нашей выгрузке будет повторятся и заранее определили формат и состав данных, с которым будем работать, и тем самым сократили объем ресурсов на реализацию.
Реализацию разделили между разработчиками, задачу по загрузчику (Loader) поставили в приоритет, т.к. он общий для всех источников. Параллельно, второму разработчику, передали в работу с задачей выгрузки (extractor) из интернет-магазинов. Выгрузку из интернет-магазина А выполнили первой, и разработчик приступил к выгрузке обновлений из Kafka интернет-магазина Б.
Первым релизом — выпущены выгрузка из интернет магазина А, с общим загрузчиком.
Вторым релизом вышла выгрузка обновлений из интернет-магазина Б.
Третьим вышла полная выгрузка исторических данных из интернет-магазина Б.
Таким образом, даже на этапе разработки, мы непрерывно снабжали новыми данными менеджеров по продажам.
Шаг 5. Тестирование и отладка
Для тестирования использовался процесс e2e тестирования, т.е. когда систему тестируют с помощью воздействия на нее через внешние ресурсы, в нашем случае интернет-магазины. По результатам теста выполнены работы по отладке, и задача была подготовлена к релизу.
Шаг 6. Ввод в эксплуатацию
Полную выгрузку из интернет-магазинов запускали в ручном режиме. Для получения обновлений из магазина А установили регулярную задачу (cron-job), раз в сутки забирали свежие данные. Из магазина В, благодаря kafka получили обновления в realtime.
Завершение
Bitrix 24 была обогащена, нам удалось выгрузить более 170 000 действующих компаний, более 264 000 контактов по обоим интернет-магазинам
Менеджеры по продажам получили накопленную базу клиентов из двух больших торговых сетей. Это дало возможность работать со старыми клиентами, добиваться повторных продаж и по максимум использовать для этого функционал CRM Bitrix24.
Заказы получены и конвертированы в сделки, отчеты и вся аналитика доступна по щелчку мышки.
Отмечу, что в этом случае только благодаря коммуникациям «бизнес-разработчики-бизнес» удалось реализовать поставленные задачи, тк разработчики знают как быстро интегрироваться и как получить те или иные данные, но только при грамотно построенной коммуникации между бизнесом и разработчиком возможно достичь целей и остаться довольным своей работой. Ну и как в этом кейсе — получить данные для увеличения продаж.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine