Как конкурировать с маркетплейсами и агрегаторами в поисковой выдаче
ЗаказчикРайффайзенбанк — один из крупнейших российских банков, входящий в список системно значимых банков России.ЗадачаВ 2020 году банк поручил нам увеличить органический трафик и количество лидов из поисковых систем.
АО «Райффайзенбанк» наш клиент с 2019 года: мы занимаемся SEO-продвижением их сайта. В 2020 году банк поручил нам увеличить органический трафик и количество лидов из поисковых систем. Однако Топ выдачи по коммерческим запросам в финансах более чем наполовину состоит из агрегаторов, колдунщиков и маркетплейсов, и даже такому большому и известному банку, как «Райффайзенбанк», обогнать их возможно далеко не во всех случаях. Поначалу задача выглядела нерешаемой. Чтобы справиться с ней, мы разработали стратегию привлечения трафика на ранних этапах воронки продаж и сделали упор на информационных запросах в рамках комплексной методики продвижения в поисковом пространстве.
Рассказываем подробно, что делали и как.
Проблема: агрегаторы оккупировали топы выдачи поисковиков
АО «Райффайзенбанк» — универсальный банк, который предоставляет коммерческие, розничные и инвестиционно-банковские услуги корпоративным и частным клиентам. Нам требовалось одновременно увеличить поисковый трафик и количество лидов из поиска по коммерческим запросам по приоритетным для банка продуктам.
Проблема в том, что в финансовой отрасли Топ поисковиков уже давно занят агрегаторами и маркетплейсами. Обратимся к данным рейтинга видимости сайтов от Лаборатории поисковой аналитики. Рейтинг позволяет отследить, что в 2019-ом году в первой десятке выдачи было пять банков.
В 2020 году топ-10 выдачи снова делили агрегаторы и собственные сервисы, банкам было отведено 2 строчки.
Каким бы крупным и известным ни был «Райффайзенбанк», в выдаче Яндекса по коммерческим запросам их сайт находился за пределами Топ-30.
В Google, более демократичном по отношению к небольшим сайтам перед крупными, позиции «Райффайзенбанка» по коммерческим запросам были значительно лучше. Несмотря на то, что и тут агрегаторы составляли серьезную конкуренцию, целевые страницы продуктов неплохо ранжировались.
Обновление работы алгоритмов ранжирования, произошедшее в декабре 2020 года, привело к изменениям в рейтинге в 2021 году: если в выдаче Яндекса по-прежнему присутствуют 2 банка, то в Google их количество выросло до 5! В финансовой тематике Google отдает предпочтение не агрегаторам, а сайтам банков, которые лучше соответствуют критериям E-A-T.
Мы оказались зажаты между двух противоречащих друг другу условий. С одной стороны, было требование клиента приводить трафик и лиды из органики. Но с другой стороны, лиды из органики сложно приводить, если сайт не в Топе. При этом, пробиться в Топ и обогнать агрегаторов нереально — они отнимают весь трафик. Замкнутый круг какой-то. В лоб такую задачу не решить, и мы сели думать над альтернативной стратегией.
Как решали
Изменили подход к работе с запросами
Так как задача состояла из двух частей — привлечения новых лидов и увеличения трафика из поисковых систем, мы предложили клиенту следующее: мы продолжим прорабатывать коммерческие запросы, так как в Google они хорошо ранжируются. А из-за того, что в Яндексе по ним чрезмерно сложно пробиться в Топ, дополнительно охватим информационные и тематические запросы.
Чтобы определить нужный перечень запросов, мы составили карту пути клиента банка по воронке продаж (пример такого пути представлен ниже на схеме). Нам нужно было обратиться к тем посетителям, которые находились на первых этапах пути и только начинали формировать свои потребности в продукте, то есть искали актуальную и полезную информацию.
Схема воронки продаж с примером поисковых запросов: на разных этапах воронки продаж пользователи ищут совершенно разную информацию о продуктах и под каждый этап можно создавать отдельный контент.
Оптимизировали контент по коммерческим запросам
Основываясь на результатах анализа запросов по этапам воронки продаж, мы собрали семантические ядра — информационное и коммерческое, и начали создавать контент.
За содержание коммерческих и продуктовых страниц отвечали специалисты заказчика. Они описывали варианты и основные условия использования продуктов банка, а наша основная задача заключалась в постраничной оптимизации контента.
Помимо этого мы проанализировали ближайших конкурентов: провели оценку функционала страниц, контента, применили текстовый анализ и вписывали ключевые слова, а также предлагали внести корректировки, которые бы, основываясь на полученных данных анализа, улучшили ранжирование.
Проработали информационный блог
У банка уже был раздел с информационными страницами, который клиент пожелал расширить. Мы же проанализировали размещенные там материалы и поддержали инициативу превратить его в полноценный блог с полезной информацией о банковских продуктах. Клиент согласился, и стартовала совместная работа по созданию контента для этого раздела. В блоге регулярно публиковались статьи по информационным запросам с высоким спросом. Например, от инфозапросов «Что такое депозит» и «Как исправить кредитную историю» до «Формулы расчета ипотеки» и «Условий получения семейной ипотеки с государственной поддержкой в 2021 году». Добавлялись в них ссылки на соответствующие продукты: так пользователи могли сразу перейти на целевую коммерческую страницу, подробнее узнать о банковском продукте и оформить заявку.
Кроме того, мы подготовили рекомендации по блогу для улучшения показателя конверсии в лиды. Сейчас они готовятся к внедрению, подробнее о них мы расскажем в следующем кейсе.
Проработали техническую часть сайта
Дополнительно для улучшения ранжирования мы провели технический аудит всех страниц с продуктами банка, выявили проблемы, предложили рекомендации для их устранения. В рамках продуктового подхода мы приоритизировали рекомендации по их устранению таким образом, чтобы клиент мог внедрить те, что быстрее всего повлияют на его бизнес-показатели. Те рекомендации, которые быстрого результата не принесут, отложили, решив сосредоточиться на создании контента по разработанной стратегии.
Что входило в технические рекомендации?
- Поиск и исправление ошибок дублирующих и/или малоуникальных страниц разделов «новости», «пресс-релизы», «промо». Решение: удаляли или закрывали от индексации подобные страницы.
- Зачистка индекса от мусорных (пустых или технических) страниц.
- Корректировка внутренней перелинковки, правка анкоров ссылок.
- Добавление микроразмектки, актуальной для банковской тематики.
- Поиск и исправление редиректов, битых ссылок, ссылочных карт.
- Настройка пререндера страниц в разделе «premium».
Результаты в Яндексе
Даже несмотря на то, что по коммерческим запросам мы не обогнали агрегаторов, нам удалось вывести сайт клиента в топ Яндекса по целому ряду информационных запросов, связанных с банковскими продуктами.
Рост трафика
Наша стратегия работы с коммерческими и информационными запросами принесла «Райффайзенбанку» хорошие результаты.
Трафик из Яндекса на страницу информационного блога вырос в 6,5 раз.
Видимость сайта по информационному разделу увеличилась в 14,6 раз.
Результаты в Google
Целенаправленная работа с информационными и коммерческими запросами также улучшила позиции «Райффайзенбанка» в Google.
Трафик из Google на страницу информационного блога вырос в 9,3 раза.
Видимость сайта по информационному разделу увеличилась в 2,4 раза, на 42%.
Мы видим рост видимости в 2,2 раза не только по информационному семантическому ядру, но и по общему, включающему коммерческие запросы.
Сейчас мы продолжаем работу с инфозапросами и планируем максимально оптимизировать информационные страницы, чтобы они стимулировали большее количество пользователей переходить на коммерческие страницы банковских продуктов.
А что с лидами?
В контексте данного кейса мы действительно хорошо вырастили трафик, особенно на страницы информационного раздела. Доля тематического трафика выросла сильно в общей массе трафика, однако конвертируется в лиды он гораздо слабее по сравнению с коммерческими страницами.
Безусловно, вклад SEO в заявки из продуктовых отделов есть. В результате проведенной работы прирост к лидам, пришедшим из трафика на информационный раздел, составил +2,5%.
Рекомендации «Ашманов и партнеры» по продвижению в финансовом секторе в 2021 году
Основная тенденция в поисковой выдаче последних лет — доминирование в Топ-3 крупных сайтов и сайтов с большим ассортиментом. Начиная с 2019 года доля агрегаторов и маркетплейсов в выдаче уверенно росла. Бизнесу вне зависимости от отрасли и ниши становится заметно сложнее конкурировать с такими площадками, а по ряду запросов — и вовсе невозможно.
Если в 2019 году в Топ-3 выдачи Яндекса доля агрегаторов составляла 57%, то в 2020-ом она была уже 77%. В выдаче Google, где уровень монополизации крупными сайтами ниже, агрегаторы занимали примерно 50% в 2019 и в 2020 годах.
В 2020 году мы впервые увидели в рейтинге финансовой отрасли агрегатора, который не имеет прямого отношения к финансам — сайт ЦИАН. Для нас это стало неожиданностью, а вот алгоритмы поисковика посчитали его одним из наиболее привлекательных для покупателя по коммерческим запросам, связанным с ипотекой и кредитами на недвижимость.
Впрочем, если посмотреть внимательно, станет понятно, почему так вышло. На сайте большой раздел посвящен ипотеке: есть ипотечный калькулятор и предложения различных банков. Это очень удобно для пользователя: если он пришел на сайт выбрать недвижимость, сразу же можно подобрать и подходящие ипотечные условия. Дополнительно никуда переходить не надо. На попадание в Топ-10 повлиял и размер сайта. ЦИАН — огромный агрегатор, а поисковики любят авторитетные и объемные интернет-ресурсы.
Ольга Сокольская, руководитель отдела по работе с клиентами в «Ашманов и партнеры», на конференции eTarget.Финансы рассказала про тренды продвижения сайтов банков в 2021 году. По её словам, финансовым организациям уже недостаточно соблюдать базовые требования поисковиков:
- размещать релевантный контент;
- корректно индексироваться поисковыми роботами;
- настроить юзабилити;
- учитывать коммерческие факторы;
- следить за упоминаниями и их тональностью.
Высокая конкуренция со стороны агрегаторов и маркетплейсов выводит на первый план необходимость работать со всем поисковым пространством для успешного ранжирования.
Необходимо размещать привлекательную для пользователей информацию на тех агрегаторах и площадках, которые занимают верхние строчки поисковиков по целевым запросам. В том числе, в сервисах Яндекса — Услуги, Дзен, Кью, Карты.
Также мы рекомендуем подходить к продвижению с определенной долей креативности и пробовать нестандартные подходы. На примере ЦИАНа можно рассмотреть размещение на площадках и агрегаторах в смежной отрасли и там транслировать свое предложение потенциальной аудитории.
В целом, для успешного продвижения финансовым организациям необходимо выстраивать целостную стратегию, охватывающую как качество финансовых продуктов, так и качество коммуникации.
Перейти на сайт
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine